Классификация юридических услуг для целей ВТО и гатс
А.И. МУРАНОВ
Муранов А.И., канд. юрид. наук, президент коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры".
1. НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОНЯТЬ ГАТС БЕЗ ОБРАЩЕНИЯ К КЛАССИФИКАТОРУ ГАТС И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ООН
1.1. Дать такое универсальное определение понятия "услуги" для целей определения пределов применимости ГАТС, которое было бы не образным <1> или экономическим <2>, а юридически корректным и которое устроило бы всех членов ВТО и всех лиц, оказывающих различные виды услуг, на современном этапе развития права и международной торговли, вряд ли возможно: этим понятием охватываются очень разнообразные и разноплановые виды деятельности, и исходя из специфики многих из них можно предлагать различные трактовки данного понятия. "...в круг ведения ГАТС входят свыше 160 достаточно широких по своему содержанию видов услуг, сильно разнящихся по характеру, значимости и месту в экономике страны. Например, морское судоходство, с одной стороны, и ландшафтная архитектура, с другой. Их довольно трудно мерить общей правовой меркой" <3>.
<1> Можно, например, сослаться на опубликованное в журнале "Economist" и широко цитируемое в экономической литературе определение: "Услуга - это все, чем торгуют, но что не может упасть вам на ногу" (Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. М.: ИКЦ "Академкнига", 2003. С. 9).<2> А. Смит говорил о работе, которая "состоит в услугах, следы которых исчезают в самый момент выполнения их; она не овеществляется или не реализуется в каком-либо могущем быть проданном товаре, который мог бы возместить стоимость ее заработной платы и содержания" (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Том II. М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство. 1935. С. 221); "Услуга может быть определена как изменение материальных условий лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, с предварительного согласия первого лица или экономической единицы" (Hill T.P. On goods and services // Review of Income and Wealth. 1977, December, vol. 23. P. 316 (цитируется по: Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. М.: ИКЦ "Академкнига", 2003. С. 10)); в России для целей составления платежного баланса используется следующее определение понятия "услуги": "Услуги - результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги, при этом момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям" (Внешняя торговля Российской Федерации услугами. External Trade in Services of the Russian Federation. 2006. Статистический сборник. Statistical Publication / Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Москва, 2007. С. 13); в России же для целей внутринационального федерального статистического наблюдения используется следующее определение понятия "услуги": "Под услугами понимаются полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности потребителей, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме, на которую могли бы распространяться права собственности. Оказание платных услуг - это производимая по заказу потребителей деятельность на возмездной основе, приводящая к изменению местоположения или состояния принадлежащих потребителю предметов либо к изменению состояния самого потребителя" (ч. 1 п. 3 Порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению (утв. Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 27 октября 2006 г. N 61)).
<3> Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2003. С. 214.
"Ни Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), ни другие международные соглашения не дают исчерпывающего определения понятия "услуга" как абстрактной категории (т.е. услуги вообще). Слишком неоднороден ряд видов экономической деятельности, охватываемый термином "услуги". Банковская деятельность отличается от услуг по ремонту квартир, лечение больных - от услуг по строительству трубопроводов, обслуживание клиентов в ресторане - от юридических услуг, морские перевозки - от рекламной деятельности или организации выступлений звезд эстрады. Тем не менее в международной торговле всегда существовало общее понимание этого термина: "Услуга - это все, чем торгуют, но не товар" <1>.
<1> Данилова Е.В. Особенности многостороннего регулирования услуг в рамках ВТО // Россия и система ВТО. Правовые аспекты. Материалы конференции. Москва, ИГП РАН, 9 февраля 2000 года / Институт государства и права РАН; Центр правовых проблем международных экономических отношений; Центр торговой политики и права. С. 43.Если определения понятия "услуги" более или менее точны, то тогда они громоздки, и чем больше в них слов, тем больше оснований для юридической критики таких определений. Если они компактны, то они оказываются слишком общими. Может быть, по этой причине в ГК России не дается определения понятия "услуги", а используется выражение "оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность)" (п. 1 ст. 779 "Договор возмездного оказания услуг" ГК России), которое также можно подвергнуть критике?
1.2. Впрочем, универсальное определение понятия "услуги" совсем не является необходимым для решения практических задач регулирования и учета международной торговли услугами. Для решения таких задач гораздо важнее перечень конкретных услуг и их описание: без последнего возникали бы постоянные споры по поводу определения того, к каким видам услуг следует относить ту или иную деятельность.
1.3. Именно поэтому сегодня в ВТО используется перечень различных конкретных видов услуг. При этом напомним, что есть и еще одна причина того, почему в ГАТС не используется универсальное определение понятия "услуги": благодаря этому ГАТС обретает свойство потенциальной тотальной применимости в отношении различных видов человеческой деятельности. Сегодня же потенциальная тотальная применимость ГАТС ограничивается положениями упомянутого перечня.
В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, проводившихся под эгидой ГАТТ, Секретариатом ГАТТ был подготовлен Классификационный перечень секторов услуг <1>, который и сегодня используется ВТО и его членами (далее для удобства - Классификатор ГАТС (хотя он и был составлен еще Секретариатом ГАТТ)).
<1> Services Sectoral Classification List. World Trade Organization. Note by the Secretariat. MTN.GNS/W/120, 10 July 1991 (http:// www.wto.org/ english/ tratop_e/ serv_e/ serv_e.htm). Официального перевода данного Классификатора на русский язык пока не существует. Неофициальный перевод приводится, в частности, в следующей работе: Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. М.: ИКЦ "Академкнига", 2003. С. 87 - 95.В Классификаторе ГАТС услуги сгруппированы по следующим 12 последовательно пронумерованным секторам:
- Деловые услуги.
- Услуги в области связи и передачи информации.
- Строительные и связанные с ними инжиниринговые услуги.
- Дистрибьюторские услуги.
- Услуги в области образования.
- Услуги, связанные с защитой окружающей среды.
- Финансовые услуги.
- Услуги, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением (кроме перечисленных в секторе (A, h - j)).
- Туризм и услуги, связанные с путешествиями.
- Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг).
- Транспортные услуги.
- Прочие услуги, не включенные в иные сектора.
Эти сектора подразделяются на подсектора, обозначаемые заглавными латинскими буквами в их алфавитном порядке. Наконец, и сами эти подсектора делятся на свои подсектора, обозначаемые строчными латинскими буквами в их алфавитном порядке. Количество последних подсекторов составляет 155.
1.4. В ходе переговоров по вступлению в ВТО государство должно согласовать с ВТО список <1> своих специфических обязательств по различным услугам, содержащий такие обязательства, которые гарантируют: (1) определенный согласованный в ходе переговоров уровень доступа лиц из других членов ВТО в соответствующие сферы услуг в таком государстве и (2) определенные согласованные в ходе переговоров изъятия из распространения принципа национального режима на лиц из других членов ВТО в ходе их деятельности в указанных сферах. Более подробно действие данного механизма будет продемонстрировано применительно к юридическим услугам. При этом в ходе переговоров также согласовывается список тех изъятий из режима наибольшего благоприятствования, которые вступающее в ВТО государство будет вправе применять.
<1> В русском тексте ГАТС, который используется в настоящей работе, фигурирует именно понятие "список". Министерство экономического развития и торговли России предпочитает ему понятие "перечень". Однако этот момент для тех, кто понимает ГАТС, не так уж и принципиален.Для подготовки таких списков как раз и используется Классификатор ГАТС. При этом в ходе переговоров по вступлению в ВТО каждое государство вправе самостоятельно решать, включать ли ту или иную сферу услуг в упомянутые списки. Другое дело, что если с этим не согласятся иные члены ВТО, то переговоры будет бесплодными и государство членом ВТО не станет.
Россия, кстати, в ходе переговоров по вступлению в ВТО взяла на себя обязательства в отношении 116 таких подсекторов: об этом было сообщено представителем Министерства экономического развития и торговли России 5 марта 2007 г. на заседании Экспертно-консультативного совета по вопросам оказания правовой помощи и юридических услуг гражданам, предприятиям и организациям Совета Федерации Федерального Собрания России <1>.
<1> Адвокатская газета. 2007. Март. N 1. С. 3.1.5. Однако Классификатор ГАТС очень небольшой - всего 5 с небольшим страниц. Его основная задача - краткое перечисление видов услуг, но не их описание.
Задача же более подробного их описания решается за счет того, что в Классификаторе ГАТС содержатся ссылки на группы (коды) Предварительной классификации основных продуктов (Provisional Central Product Classification), утвержденной Статистической комиссией ООН на ее 25-ой сессии в феврале 1989 г. <1> (далее - CPC). Сам Классификатор ГАТС, кстати, также составлен на основе Предварительной классификации основных продуктов.
<1> Предварительная классификация основных продуктов // Статистические документы. Серия М, N 77. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Статистическое управление Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк: Организации Объединенных Наций, 1991. 257 с. (документ ST/ESA/STAT/SER.M/77, в продаже под номером R.91.XVII.7). Текст этой Классификации на английском языке см.: http:// unstats.un.org/ unsd/ cr/ registry/ regcst.asp?Cl=9&Lg=1.Соответственно без обращения к Классификатору ГАТС и CPC полноценно понять обязательства любой страны по ГАТС и сам механизм действия ГАТС невозможно. Заметим при этом, что в самом ГАТС нет ни слова о Классификаторе ГАТС или CPC.
1.6. Хотя в названии CPC фигурирует понятие "основные продукты", его не следует понимать как включающее в себя только товары: в современной мировой экономике услуги являются именно продуктом, который ничуть не менее значим, чем товары. Именно поэтому CPC охватывает не только товары, но и услуги. Ниже приводится некоторая информация для лучшего понимания значения CPC.
"Заново разработанная предварительная Классификация основных продуктов (КОП) представляет собой полную классификацию продукции, охватывающую товары и услуги. При разработке КОП главная цель заключалась в том, чтобы обеспечить общую основу для международной сопоставимости данных из различных статистических источников, которые представляют данные, классифицированные по видам продукции. Следовательно, одной из главных отличительных особенностей КОП как общей классификации является то, что она менее подробна, чем другие системы конкретных классификаций в областях, в которых такие системы имеются или для применения в которых они существуют.
<...>КОП предназначена играть главную роль в увязывании различных видов международных экономических классификаций и служить различным целям. Фактически она уже стала важным инструментом в осуществлении десятилетней программы согласования международных экономических классификаций. Другими классификациями Организации Объединенных Наций, включенными в программу, являются третий пересмотренный вариант Международной стандартной торговой классификации (МСТК, третий пересмотренный вариант), утвержденный Статистической комиссией на ее двадцать третьей сессии в 1985 году и изданный в 1986 году... и Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК, третий пересмотренный вариант), утвержденная Статистической комиссией на ее двадцать пятой сессии в 1989 году вместе с КОП и опубликованная в 1990 году... Одна из главных целей разработки КОП заключалась в том, чтобы объединить основной принцип классификации третьего пересмотренного варианта МСОК (то есть классификации по главной отрасли происхождения рассматриваемых продуктов) с критериями, примененными в Согласованной системе описания и кодирования товаров (СС) Совета таможенного сотрудничества и в третьем пересмотренном варианте МСТК (то есть классификации в соответствии с физическими характеристиками продуктов). Критерии типа, использованного в СС и третьем пересмотренном варианте МСТК, имели особенно важное значение при разработке той части КОП, которая относится к транспортабельным товарам и которая полностью основана на самых подробных подразделах СС в качестве составных частей. Поскольку МСТК также основана на СС, все эти классификации полностью совместимы.
Название "Классификация основных продуктов" означает, что цель КОП - обеспечить основу для международной сопоставимости различных статистических данных о товарах, услугах и активах. В основном КОП предназначена для использования в целях различных видов статистики, например промышленной статистики и национальных счетов, статистики цен, статистики внешней торговли (включая торговлю услугами) и статистики платежных балансов.
Другой отличительной важной чертой КОП является то, что в ней дается описание услуг. До сих пор не существовало международной классификации услуг, охватывающей весь спектр продукции отраслей, производящих самые разнообразные услуги, и служащей различным аналитическим потребностям разных видов статистики. Ускорение технического прогресса во многих отраслях услуг привело к предложению новых услуг и пакетов услуг, таких, как финансовые услуги, компьютерные услуги, консультативные услуги во многих областях, техническое обслуживание и прочие коммерческие услуги. Для сбора и компиляции данных о такой продукции очень важно попытаться описать эти услуги по возможности точно, чтобы разъяснить главные основополагающие концепции. Поэтому на заключительном этапе длительного процесса, приведшего к третьему пересмотренному варианту МСОК и разработке КОП, было в полной мере признано важное значение совершенствования классификаций услуг в качестве предварительного условия совершенствования статистики услуг в целом, и на международных совещаниях этому вопросу было уделено первоочередное внимание.
<...>Опубликованная предварительная КОП состоит из четырех частей. В первой части содержится введение к КОП, которое дает важную информацию о ее концептуальной основе. Среди затронутых тем - основные сведения о Программе согласования международных экономических классификаций; ее цель и характер и принципы классификации, использованные при построении КОП; ее связь с СС и третьим пересмотренным вариантом МСТК, а также с третьим пересмотренным вариантом МСОК; отдельные вопросы, связанные с применением КОП, в Системе национальных счетов (СНС)... виды применения КОП, включая ее использование при создании связанных с ней национальных классификаций, и краткое описание дополнительных материалов, имеющих важное значение для толкования КОП. Во второй части представлены общая структура на одно- и двузначном уровнях, а также сводная таблица с рядом последующих подразделов на более подробных уровнях классификации; и подробная классификация, охватывающая транспортабельные товары (разделы 0 - 4), нетранспортабельные товары (часть раздела 5) и услуги (часть раздела 5, разделы 6 - 9). В части, касающейся транспортабельных товаров, в отдельных колонках для каждого подкласса (пятизначная категория) КОП показано соответствие с СС и с третьим пересмотренным вариантом МСТК, тогда как отраслевое происхождение с точки зрения третьего пересмотренного варианта МСОК указано по всей части. Во вторую часть включены также три приложения: для продуктов, связанных с энергетикой (приложение I), и для услуг, связанных с туризмом (приложение II). Эти два приложения являются двойниками приложений, включенных в третий пересмотренный вариант МСОК, в том, что касается продуктов. В приложении III представлены категории дохода и переводов в соответствии с просьбами производителей и пользователей статистикой платежных балансов. Третью часть составляют пояснительные примечания к той касающейся услуг части КОП (разделы 5 - 9), которая была подготовлена либо странами в контексте деятельности Вурбургской группы по статистике услуг, либо Секретариатом. Четвертая часть состоит из таблиц соответствия между третьим пересмотренным вариантом МСОК и КОП, в которых показана связь между видами деятельности и их продукцией на широком уровне агрегирования. В этих таблицах в качестве отправного пункта используются третий пересмотренный вариант МСОК и структура КОП. Более подробную информацию по этим вопросам можно найти во введении к КОП, а по четвертой части - в кратких отдельных введениях" <1> (выделено мной. - А.М.).
<1> Предварительная классификация основных продуктов // Статистические документы. Серия М, N 77. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Статистическое управление Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1991 (документ ST/ESA/STAT/SER.M/77, в продаже под номером R.91.XVII.7). С. V - VIII.1.7. Отметим отдельно, что наименование "Предварительная классификация основных продуктов" является используемым в рамках ООН официальным русским переводом понятия "Provisional Central Product Classification". Именно поэтому оно используется и в настоящей работе.
При этом в документах Госстандарта России используется несколько иное наименование: "Классификатор основных продуктов" <1>. В Классификаторе услуг во внешнеэкономической деятельности, подготовленном Госкомстатом СССР в 1991 г. и продолжающем применяться в России <2>, используется третье название, менее точное: "Единый классификатор товаров".
<1> Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах ОК 026-2002 (принят Постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 2002 г. N 502-ст). Содержится в электронной справочной правовой системе "Гарант".<2> Содержится в электронной справочной правовой системе "Гарант".
Еще более любопытно, что Министерство экономического развития и торговли России использует два не вполне корректных варианта перевода понятия "Provisional Central Product Classification": "Временный единый классификатор продукта ООН" <1> или даже "Временный классификатор основного продукта ООН". И это в условиях, когда в Министерстве имеется, как было сообщено автору его сотрудниками, выпущенное ООН официальное издание CPC на русском языке!
<1> Данильцев А.В., Медведкова И.А., Трудаева Т.А. Торговля услугами: практические аспекты в свете присоединения России ко Всемирной торговой организации. Пособие для бизнеса. М.: ООО "ИПП "Куна", 2006. С. 7.Очевидно, что такое разнообразное некорректное словоупотребление вряд ли желательно и что Министерству экономического развития и торговли России следовало бы быть более внимательным к вопросам терминологии.
1.8. Юридические услуги фигурируют в Классификаторе ГАТС в первом секторе "Деловые услуги" в его первом подсекторе "A. Профессиональные услуги" и стоят в нем на первом месте. Такое первое место подчеркивает, очевидно, значение юридических услуг среди всех деловых услуг.
Итак, первый сектор "Деловые услуги" включает в себя пять подсекторов, первый из которых "A. Профессиональные услуги" состоит из следующих подсекторов:
a. Юридические услуги.
b. Подготовка финансовой отчетности, аудиторские и бухгалтерские услуги.
c. Услуги в связи с налогообложением.
d. Архитектурные услуги.
e. Инжиниринговые услуги.
f. Комплексные инжиниринговые услуги.
g. Услуги по городскому планированию и ландшафтному дизайну.
h. Медицинские и стоматологические услуги.
i. Ветеринарные услуги.
j. Услуги, оказываемые акушерками, медицинскими сестрами, физиотерапевтами и средним медицинским персоналом.
k. Прочие услуги.
1.9. К подсектору "a. Юридические услуги" в Классификаторе ГАТС дается ссылка на группу (код) 861, содержащуюся (содержащийся) в CPC.
Ниже приводится выдержка из CPC применительно к этой группе (коду) <1>.
<1> Предварительная классификация основных продуктов // Статистические документы. Серия М, N 77. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Статистическое управление Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1991 (документ ST/ESA/STAT/SER.M/77, в продаже под номером R.91.XVII.7). С. 108.Тексты, приведенные более мелким шрифтом, являются пояснительными примечаниями и отдельно содержатся в вышеуказанном издании в его части третьей "Пояснительные примечания в отношении услуг, перечисленных в КОП" (С. 202 - 203). Соответственно для удобства читателей автор свел различные части CPC воедино как здесь, так и далее применительно к иным группам (кодам) CPC.
Группа | Класс | Подкласс | Наименование |
РАЗДЕЛ | УСЛУГИ В ОБЛАСТЯХ ПРАВА, СОСТАВЛЕНИЯ СЧЕТОВ, | ||
861 | Правовые услуги | ||
8611 | Услуги по юридическим консультациям и | ||
86111 | Услуги по юридическим консультациям и | ||
86119 | Услуги по юридическим консультациям и | ||
8612 | 86120 | Услуги по юридическим консультациям и | |
8613 | 86130 | Услуги по составлению юридической документации и | |
8619 | 86190 | Прочие услуги по юридическим консультациям и |
1.10. Следует отметить, что Статистическая комиссия ООН не ограничилась принятием CPC в 1989 г.: в 1997 г. ею была принята уточненная Классификация основных продуктов. Версия 1.0 <1> (Central Product Classification Version 1.0), заменившая CPC, а в марте 2002 г. еще более совершенный вариант - Классификация основных продуктов. Версия 1.1 <2> (Central Product Classification Version 1.1), заменившая версию 1.0.
<1> Классификация основных продуктов (CPC). Версия 1.0 // Статистические документы. Серия М, N 77. Вер. 1.0. Департамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2000 год. 834 с. (документ ST/ ESA/ STAT/ SER.M/ 77/ Ver.1.0, в продаже под номером R.98.XVII.5). Текст этой Классификации на английском языке см.: http:// unstats.un.org/ unsd/ cr/ registry/ regcst.asp?Cl=3.<2> Классификация основных продуктов (CPC). Версия 1.1 // Статистические документы. Серия М, N 77. Версия 1.1. Департамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2005 год. 757 с. (документ ST/ ESA/ STAT/ SER.M/ 77/ Ver.1.1, в продаже под номером R.03.XVII.3). Текст этой Классификации на английском языке см.: http:// unstats.un.org/ unsd/ cr/ registry/ regcst.asp?Cl=16&Lg=1.
В этих двух последних версиях есть отличия от CPC, в том числе и в отношении юридических услуг: в них эти услуги классифицируются по группе (коду) 821 и их описание также претерпело изменения.
Однако в ходе переговоров по вступлению в ВТО государства в основном используют CPC, а не более поздние версии. Использовала CPC и Россия.
1.11. Укажем также, что в ВТО уже много лет идет дискуссия по поводу совершенствования классификации услуг и Классификатор ГАТС многими рассматривается как устаревший и несовершенный.
Многие государства также подвергают критике CPC как не учитывающие особенностей торговли юридическими услугами <1>.
<1> Communication from Australia. Negotiating Proposal: Legal Services Classification. Supplement. World Trade Organization. Council for Trade in Services. Special Session. Committee on Specific Commitments. S/CSS/W/67/Suppl.2. S/CSC/W/32. 11 March 2002; Communication from Australia, Canada, Chile, the European Communities, Japan, Korea, New Zealand, Singapore, Switzerland, the separate customs territory of Taiwan, Penghu, Kinmen and Matsu and the United States. Joint Statement on Legal Services - World Trade Organization. Council for Trade in Services. Special Session. Committee on Specific Commitments. TN/S/W/37. S/CSC/W/46. 24 February 2005.Однако рассмотрение всех этих вопросов выходило бы за рамки настоящей работы.
1.12. Российским юристам, интересующимся классификацией юридических услуг (даже если сегодня их практически нет, то после вступления России в ВТО их станет немало), CPC может показаться не очень корректным с точки зрения российской действительности.
Такое впечатление не ошибочно, но иные формулировки в CPC вряд ли возможны: CPC является именно унифицирующим и унифицированным документом, ради глобального охвата и применимости которого национальные различия и специфика должны быть проигнорированы.
Критика CPC вполне заслуженна, но при этом нельзя не быть благодарным Статистической комиссии ООН за то, что CPC вообще была разработана.
Кстати, в России с классификацией услуг дело обстоит крайне печально. Если CPC ориентируется на подход, являющийся приемлемым для всех (что на международном уровне вполне естественно), то российские органы власти ориентируются на CPC именно для внутренних целей, что уже абсурдно, ведь благодаря этому все неточности в CPC в российских условиях становятся особенно яркими. Однако разработать такой классификатор услуг, который учитывает национальные особенности России, российские органы власти не в состоянии. "Те классификаторы, которые имеются в России на настоящий момент, не отвечают в полной мере... [необходимым] требованиям, в частности в силу ограниченности сферы их применения и решаемых на их основе задач" <1>.
<1> Данилова Е.В. Особенности многостороннего регулирования услуг в рамках ВТО // Россия и система ВТО. Правовые аспекты. Материалы конференции. Москва, ИГП РАН, 9 февраля 2000 года / Институт государства и права РАН; Центр правовых проблем международных экономических отношений; Центр торговой политики и права. С. 47.2. ИНЫЕ НЕБЕЗЫНТЕРЕСНЫЕ ДЛЯ ЮРИСТОВ ВИДЫ УСЛУГ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ УСЛУГ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ГАТС
2.1. Нет сомнений в том, что для целей полноценного анализа последствий вступления России в ВТО для юристов в России должны представлять интерес, помимо вышеупомянутых, подсекторы "a. Юридические услуги" в Классификаторе ГАТС и группы (кода) 861 в CPC, также подсекторы "b. Подготовка финансовой отчетности, аудиторские и бухгалтерские услуги" и "c. Услуги в связи с налогообложением" в Классификаторе ГАТС (первый подсектор "A. Профессиональные услуги" первого сектора "Деловые услуги"). В самом деле, юристы соответствующей квалификации могут оказывать услуги, указанные в таких подсекторах "b" и "c", а российские аудиторы, в свою очередь, вправе оказывать ряд юридических услуг).
К данным подсекторам (b) и (c) в Классификаторе ГАТС даются ссылки соответственно на группу (код) 862 и 863 в CPC.
Ниже приводятся выдержка из CPC применительно к группе (коду) 862 <1> и группе (коду) 863 <2> в CPC.
<1> Предварительная классификация основных продуктов // Статистические документы. Серия М, N 77. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Статистическое управление Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1991 (документ ST/ESA/STAT/SER.M/77, в продаже под номером R.91.XVII.7). С. 108.Тексты, приведенные более мелким шрифтом, являются пояснительными примечаниями и содержатся в указанном издании в части третьей "Пояснительные примечания в отношении услуг, перечисленных в КОП" (С. 204).
<2> Предварительная классификация основных продуктов // Статистические документы. Серия М, N 77. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Статистическое управление Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк: Организации Объединенных Наций, 1991 (документ ST/ESA/STAT/SER.M/77, в продаже под номером R.91.XVII.7). С. 108.Тексты, приведенные более мелким шрифтом, являются пояснительными примечаниями и содержатся в указанном издании в части третьей "Пояснительные примечания в отношении услуг, перечисленных в КОП" (С. 203 - 204).
Группа | Класс | Подкласс | Наименование |
862 | Услуги в областях составления счетов и | ||
8621 | Услуги в областях составления счетов и ревизии | ||
86211 | Услуги по проведению финансовых ревизий. | ||
86212 | Услуги по проверке счетов. | ||
86213 | Услуги по составлению баланса. | ||
86219 | Прочие услуги по составлению счетов. | ||
8622 | 86220 | Услуги в области бухгалтерского учета, кроме | |
863 | 8630 | Услуги в области налогообложения | |
86301 | Услуги по планированию налога на предпринимателя и | ||
86302 | Услуги по подготовке и обзору налога на | ||
86303 | Услуги по подготовке и планированию индивидуального | ||
86309 | Прочие услуги, связанные с налогообложением. |
2.2. Очень интересно отметить, что в CPC в группе (коде) 866 имеется подкласс (код) 86602 "Услуги по арбитражу и примирению" <1>. Он, несомненно, не может не быть интересен юристам, занимающимся третейским разбирательством, включая международный коммерческий арбитраж, и альтернативными способами разрешения споров.
<1> Предварительная классификация основных продуктов // Статистические документы. Серия М, N 77. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Статистическое управление Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1991 (документ ST/ESA/STAT/SER.M/77, в продаже под номером R.91.XVII.7). С. 109.Тексты, приведенные более мелким шрифтом, являются пояснительными примечаниями и содержатся в указанном издании в части третьей "Пояснительные примечания в отношении услуг, перечисленных в КОП" (С. 207).
Группа | Класс | Подкласс | Наименование |
866 | 8660 | Услуги, связанные с консультациями по вопросам | |
86601 | Услуги по руководству проектами, кроме | ||
86602 | Услуги по арбитражу и примирению. | ||
86609 | Прочие услуги в области управления, не включенные |
В Классификаторе ГАТС эта группа относится отнюдь не к юридическим услугам, а соответствует подсектору "d. Услуги, связанные с консультациями по вопросам управления" подсектора "F. Прочие деловые услуги" первого сектора "Деловые услуги".
2.3. Далее, в CPC в группе (коде) 852 имеется подкласс (код) 85203 "Услуги по исследованиям и опытным разработкам в области права" <1> и группа (код) 853 "Услуги по исследованиям и опытным разработкам в междисциплинарных областях" с подклассом (кодом) 85300, имеющим то же название, что и группа (код) <2>.
<1> Предварительная классификация основных продуктов // Статистические документы. Серия М, N 77. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Статистическое управление Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1991 (документ ST/ESA/STAT/SER.M/77, в продаже под номером R.91.XVII.7). С. 107.Тексты, приведенные более мелким шрифтом, являются пояснительными примечаниями и содержатся в указанном издании в части третьей "Пояснительные примечания в отношении услуг, перечисленных в КОП" (С. 201).
<2> Предварительная классификация основных продуктов // Статистические документы. Серия М, N 77. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Статистическое управление Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1991 (документ ST/ESA/STAT/SER.M/77, в продаже под номером R.91.XVII.7). С. 108.Тексты, приведенные более мелким шрифтом, являются пояснительными примечаниями и содержатся в указанном издании в части третьей "Пояснительные примечания в отношении услуг, перечисленных в КОП" (С. 201).
В Классификаторе ГАТС группа (код) 852 относится отнюдь не к юридическим услугам, а соответствует подсектору "b. Услуги по исследованиям и опытным разработкам в областях общественных и гуманитарных наук" подсектора "C. Услуги по исследованиям и опытным разработкам" первого сектора "Деловые услуги", а группа (код) 853 "Услуги по исследованиям и опытным разработкам в междисциплинарных областях" - подсектору "c. Услуги по исследованиям и опытным разработкам в междисциплинарных областях" подсектора "C. Услуги по исследованиям и опытным разработкам" первого сектора "Деловые услуги".
Данные сферы оказания услуг также должны представлять интерес для юристов в России, хотя бы для тех, кто занимается наукой, в том числе на стыке права с другими областями.
Группа | Класс | Подкласс | Наименование |
852 | 8520 | Услуги по исследованиям и опытным разработкам в | |
85201 | Услуги по исследованиям и опытным разработкам в | ||
85[2]02 | Услуги по исследованиям и опытным разработкам в | ||
85203 | Услуги по исследованиям и опытным разработкам в | ||
85204 | Услуги по исследованиям и опытным разработкам в | ||
85209 | Услуги по исследованиям и опытным разработкам в | ||
853 | 8530 | 85300 | Услуги по исследованиям и опытным разработкам в |
2.4. Наконец, для юристов в России не могут не быть важными подсекторы "B. Услуги в области среднего образования", "C. Услуги в области высшего образования", "D. Образование для взрослых" и "E. Прочие услуги в области образования" пятого сектора "Услуги в области образования" Классификатора ГАТС.
Они имеют прямое отношение к подготовке юристов в российской системе среднего и высшего профессионального юридического образования, а также к подготовке юристов в российской системе послевузовского юридического образования (аспирантура, докторантура и соискательство).
Эти подсекторы соотносятся соответственно с группами 922, 923, 924 и 929 CPC <1>.
<1> Предварительная классификация основных продуктов // Статистические документы. Серия М, N 77. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Статистическое управление Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1991 (документ ST/ESA/STAT/SER.M/77, в продаже под номером R.91.XVII.7). С. 115.Тексты, приведенные более мелким шрифтом, являются пояснительными примечаниями и содержатся в указанном издании в части третьей "Пояснительные примечания в отношении услуг, перечисленных в КОП" (С. 232 - 233).
Группа | Класс | Подкласс | Наименование |
922 | Услуги в области среднего образования | ||
9221 | 92210 | Услуги в области общего среднего образования | |
9222 | 92220 | Услуги в области среднего образования второй | |
9223 | 92230 | Услуги в области профессионально-технического | |
9224 | 92240 | Услуги в области профессионально-технического | |
923 | Услуги в области высшего образования | ||
9231 | 92310 | Услуги в области высшего профессионально- | |
9239 | 92390 | Прочие услуги в области высшего образования. | |
924 | 9240 | 92400 | Услуги в области образования для взрослых, не |
929 | 9290 | 92900 | Прочие услуги в области образования. |
Услуги в области образования, предоставляемые |
3. ВОПРОС ОБ ОТГРАНИЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ ОТ ИНЫХ ВИДОВ УСЛУГ
3.1. Вполне очевидно, что провести четкую границу между юридическими услугами и услугами в связи с налогообложением весьма и весьма непросто: юристы вполне могут оказывать также и вторые.
3.2. Легче провести разницу между юридическими услугами и подготовкой финансовой отчетности, аудиторскими и бухгалтерскими услугами, хотя определенное перекрытие этих сфер между собой возможно.
3.3. Иногда может быть непросто провести разграничение между юридическими услугами и услугами по исследованиям и опытным разработкам в области права или услугами по исследованиям и опытным разработкам в междисциплинарных областях, особенно в случаях, когда научно-исследовательские организации дают конкретным лицам заключения по каким-либо юридическим проблемам, которые могут быть использованы в конкретных спорных ситуациях, в том числе при разбирательстве дел в государственных или третейских судах.
3.4. В отношении подсекторов "D. Услуги в области недвижимости" и "E. Услуги по аренде/лизингу без оператора", фигурирующих в первом секторе "Деловые услуги" Классификатора ГАТС (впрочем, как и некоторых других), будем считать, что в ходе их оказания юридические услуги (в виде, например, консультаций по вопросам законности соответствующих сделок) не оказываются.
3.5. Вышеизложенное еще раз свидетельствует о том, что проблемы классификации услуг являются весьма и весьма непростыми.
Кстати, если Россия намерена занять достойное место среди членов ВТО, ей следует уделять таким проблемам самое серьезное внимание.