Мудрый Юрист

Проблемы определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания информационных услуг

Ситдикова Л.Б., профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений г. Москвы, кандидат юридических наук.

В науке гражданского права общепризнанным является определение существенных условий как необходимых и достаточных для заключения любого гражданско-правового договора. В литературе представлены разные мнения относительно существенных условий договора на оказание услуг: от признания единственным существенным условием предмета договора <1> до отнесения к ним условия о цене <2> и сроке <3>.

<1> См.: Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 2, полутом 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2000. С. 5.
<2> См.: Витрянский В.В. Существенные условия договора // Хозяйство и право. 1998. N 7. С. 5; Нарозников Н.К., Суденко В.В. Радиотелефонная сотовая связь: правовое регулирование оказания услуг. М., 2004. С. 70; Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. М., 2005. С. 258; Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М., 2004. С. 140 - 142; и др.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Е. Измайловой "Договор на выполнение маркетинговых исследований" включена в информационный банк согласно публикации - "Российская юстиция", 1999, N 12.

<3> См.: Степанов Д.И. Указ. соч. С. 261; Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в РФ: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 42; Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 34; Фетюхин М.И., Фетюхин Ю.М., Хабаров А.Н. Договор возмездного оказания услуг: Учеб. пособие. Волгоград, 2001. С. 34; Гапоненко В.Ф., Корякина С.В. Актуальные проблемы оказания возмездных судебно-экспертных услуг по договору // Законодательство. 2005. N 11. С. 18; Измайлова Е.В. Договор на выполнение маркетинговых исследований: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

Конструируя предмет договора на оказание информационных услуг, необходимо отметить, что признак нематериальности услуг существенно сужает сам предмет. В то время как М.И. Брагинский и В.В. Витрянский считают помещение такого условия, как предоставление заказчику результата действий, в предмет договора обоснованным, поскольку стороны в силу ст. 421 ГК РФ вправе определять условия по своему усмотрению, обязанности исполнителя могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и предоставление заказчику результата действий исполнителя.

В целом признавая, что основу предмета договора оказания информационных услуг образуют различного рода отношения, связанные с поиском, производством, получением, преобразованием, передачей информации, следует обратить внимание на точку зрения О.Ю. Сидоровой, считающей, что предметом договора об оказании информационных услуг является не только вышеперечисленная деятельность услугодателя, но и сами сведения, "так как в них в конечном итоге заинтересован получатель, ради них он идет на заключение договора, именно полученные сведения он использует в своей дальнейшей деятельности" <4>. Развивая свою позицию, в продолжение сказанного автор в качестве примера приводит оказываемые коммерческими организациями информационные услуги в области законодательства, заключающиеся в предоставлении услугополучателю обработанных и организационно упорядоченных в определенной системе официально опубликованных законов, иных текстов законодательного характера в рамках различных правовых программ на основе баз данных. Необходимо заметить, что данные сведения должны быть актуальны на момент предоставления услуги, т.е. содержать кроме самих сведений также и указания на срок действия или начала действия законодательных актов.

<4> Сидорова О.Ю. Информация как объект абсолютных и относительных гражданских правоотношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. С. 129 - 130.

В правовой литературе и на практике распространена позиция, суть которой сводится к тому, чтобы не конкретизировать сверх необходимости предмет договора и не ограничивать свободу действий услугодателя. На наш взгляд, такая позиция не совсем состоятельна, на что обращает внимание и М.В. Кратенко, который отмечает, что широко используемые шаблонные договорные проформы не позволяют в должной мере учесть особенности предмета договора <5>. Представляется необходимым рассмотреть позиции ученых по данному вопросу.

<5> См.: Кратенко М.В. Договор об оказании юридической помощи в современном гражданском законодательстве. М., 2006. С. 154 - 159.

Действительно, для некоторых видов услуг характерно то, что, будучи тщательно урегулированными в законе <6>, они требуют самой незначительной детализации в конкретном договоре. В то же время А.В. Егоров определяет предмет договора как "предстоящие действия сторон по исполнению договора, доведенные до необходимой степени конкретизации" <7>. На согласование предмета договора также указывает В.В. Витрянский, который считает необходимым выделять те условия, которые составляют видообразующие признаки соответствующего договорного обязательства и потому включаются законодателем в само определение того или иного договора <8>. Судебная практика также подтверждает, что одной из основных причин споров между сторонами является недостаточно четко сформулированное задание заказчиком в предмете договора возмездного оказания информационных услуг и, как следствие этого, неправильное применение норм материального права.

<6> См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422; Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
<7> Егоров А.В. Предмет договора комиссии // Актуальные проблемы гражданского права. Сборник статей. Вып. 5. М., 2002. С. 89.
<8> См.: Витрянский В.В. Существенные условия договора в отечественной цивилистике и правоприменительной практике // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5. С. 141.

Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассмотрев кассационную жалобу на решение арбитражного суда, оставленное без изменения апелляционным судом, на основе оценки представленных материалов дела установил, что спорный договор, заключенный между сторонами, носящий, по мнению истца, смешанный характер и сочетающий в себе элементы договора аренды выставочной площади и возмездного оказания услуг, квалифицируется по своей правовой природе как договор возмездного оказания информационных услуг, в соответствии с условиями которого ответчик принял на себя обязательства по организационно-методическому и информационному обеспечению участия истца в выставке путем регистрации в качестве участника и размещения информации о нем в официальном каталоге <9>.

<9> См.: Постановление ФАС Московского округа от 29 марта 2007 г. по делу N КГ-А40/793-07 // СПС "Консультант-Плюс".

Полагаем, что если предметом договора выступает информация в виде действий по ее предоставлению или распространению в соответствии с заданием заказчика, например сбор, подготовка, систематизация, обработка сведений по определенной тематике, размещение информации о заказчике в официальном каталоге, предоставление информации в виде подборки правовых актов и т.д., то стороны должны заключать договор возмездного оказания информационных услуг с конкретизацией действия в предмете договора. Поэтому при заключении договора возмездного оказания информационных услуг предмет договора должен содержать условия, в которых описаны некий объем информации, критерии ее отбора, форма и сроки предоставления.

Вопрос о форме договора хотя и не существенное условие, однако является стержневым между участниками гражданских правоотношений. Форма сделки имеет значение существенного признака действительности, а не просто служит доказательством в достижении соглашения сторон. ГК РФ не устанавливает каких-либо особых правил относительно формы договора, а потому в данном случае применимы общие правила ст. ст. 160 - 161, 434 ГК РФ. Поэтому договор на возмездное оказание информационных услуг может заключаться как в устной (в частности, справочно-информационное обслуживание по телефону 009), так и в письменной форме. Так, если предметом договора на оказание информационных услуг является некий объем информации, то этот информационный ресурс должен иметься в наличии у заказчика (в письменной, аудиовизуальной, электронной или иной форме, доступной для восприятия, либо непосредственно, либо с использованием технических средств) для подтверждения того, что информационные услуги реально были ему оказаны.

Если заказчику была передана информация устно, при этом имеются доказательства того, что услуга была оказана, хотя и ненадлежащим образом, то исполнитель не может признаваться не исполнившим свое обязательство. Соблюдение письменной формы может помочь сторонам в отстаивании своих интересов в суде и в налоговых органах.

А.Н. Толкачев также утверждает, что поскольку предмет договора является его существенным условием, то в данном случае необходимо, чтобы заказчик сформулировал письменное задание на оказание услуг <10>. Учитывая возможные риски организации при оказании консультационных услуг, Л.Г. Жадан также рекомендует заключать данный вид договора путем составления документа, подписанного сторонами <11>.

<10> См.: Толкачев А.Н. Правовое регулирование маркетинговой деятельности. М., 2007. С. 131.
<11> См.: Жадан Л.Г. Оформление договора об оказании консультационных услуг // Аудиторские ведомости. 2005. N 5. С. 64.

В практике современных деловых отношений на возмездное оказание информационных услуг зачастую сторонами в качестве формы заключения договора используется электронная форма. Особенностью заключения договора в электронной форме является использование информационно-телекоммуникационных сетей путем обмена электронной информацией, исключающей непосредственное взаимодействие сторон, с участием информационных посредников (провайдеров) <12>. Как указывает Т.Ю. Кулик <13>, электронная форма договора, зафиксированная в памяти компьютера как отправителя, так и получателя (или сохраненная на дискете) и имеющая все необходимые реквизиты, может считаться документом. При этом материальный носитель обеспечивает возможность доступа к электронной форме договора в дальнейшем как на компьютере, так и в распечатанном виде.

<12> Отсутствие информации, которая является предметом договора на оказание информационных услуг, ставит арбитражные суды в затруднение при рассмотрении различных споров. Так, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда констатируется: "Нуждается в дополнительном исследовании также вопрос о том, поступала ли к ответчику по электронной почте предусмотренная договором информация; если не поступала, то какими обстоятельствами это вызвано, относятся ли они к числу случаев, не зависящих от истца и перечисленных в договоре". См.: Постановление ФАС Московского округа от 7 июля 1999 г. по делу N КА-А40/2041-98 // СПС "КонсультантПлюс".
<13> См.: Кулик Т.Ю. Особенности правового регулирования договоров, заключаемых в электронной форме: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 12 - 15.

Специфической чертой гражданских правоотношений является их срочный характер. В соответствии со ст. 708 ГК РФ, применяемой субсидиарно к правилам о договоре возмездного оказания информационных услуг, должны указываться начальный и конечный сроки оказания услуги. Существенность данного условия для рассматриваемых нами договоров услуг в юридической литературе среди ученых представляется спорной. В зависимости от периодичности оказания услуги исполнитель и заказчик должны достигнуть соглашения о выборе вида договора: абонементное информационное обслуживание (абонементный договор), оказываемое на постоянной основе, и договор на оказание информационных услуг (по запросу клиента), т.е. разовый договор. Абонементный договор заключается на определенный срок <14>, согласованный между заказчиком и исполнителем, по которому исполнитель принимает на себя обязательство в течение указанного срока оказывать заказчику информационные услуги в неограниченном количестве за установленную плату. По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены и промежуточные сроки, т.е. сроки завершения отдельных этапов оказания услуг. При этом, если соглашением сторон или законом (иными правовыми актами) не предусмотрено иное, исполнитель услуг будет нести ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков, однако заявлять об отказе от принятия исполнения, которое вследствие просрочки исполнителя услуг утратило интерес для заказчика, последний вправе лишь при нарушении конечного срока оказания услуг. Следует присоединиться к точке зрения Д.И. Степанова, который считает, что для абонементных услуг включение не только конечного срока (промежуточных сроков), но даже начального срока в договор превращает его в договор на срок <15>. В то время как включение срока в договор по оказанию разовой информационной услуги, по нашему мнению, не имеет какого-либо правового значения, если иное не предусмотрено договором.

<14> Такой договор заключается, как правило, на период не менее года с возможной пролонгацией его действия при отсутствии возражений у обеих сторон.
<15> Степанов Д.И. Указ. соч. С. 261 - 263.

Таким образом, стороны при заключении договора могут устанавливать срок на собственное усмотрение, и основным условием выступает их договоренность. С учетом вышеизложенного срок необходимо рассматривать в качестве объективно-существенного условия, которое является действенным подтверждением принципа свободы договора.

При изучении вопроса о цене договора неизменно встает вопрос о порядке ее определения.

Так, В.В. Витрянский считает условие о цене существенным условием любого возмездного договора <16>. С.А. Денисов, не относя цену к объективно существенным условиям возмездного договора, тем не менее отмечает, что ни один возмездный договор не может обойтись без условия о цене, так как цена является необходимым условием, имеющим существенное значение для договоров данного вида <17>. Е.Г. Шаблова, исследуя вопросы гражданско-правового регулирования отношений на возмездное оказание услуг, приходит к выводу, что цена в договорах услуг приобретает характер существенного условия, и предлагает в договоре указать цену или способ ее определения <18>. По нашему мнению, данное утверждение справедливо и для договоров возмездного оказания информационных услуг. Однако иной точки зрения придерживается ряд авторов: М.В. Кратенко, Н.К. Нарозников и В.В. Суденко, которые утверждают, что, несмотря на то что законодатель придает такое значение возмездности договоров об оказании услуг, цена договора не признается существенным условием <19>. Расхождения в точках зрения ученых по этой проблеме обусловлены прежде всего разными концептуальными подходами к определению возмездности самого договора, которые, по нашему мнению, далеко не бесспорны и требуют аргументации.

<16> См.: Витрянский В.В. Существенные условия договора // Хозяйство и право. 1998. N 7. С. 5.
<17> См.: Денисов С.А. Некоторые общие вопросы о порядке заключения договора // Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. М., 1998. С. 237 - 243.
<18> См.: Шаблова Е.Г. Указ. соч. С. 32.
<19> См.: Кратенко М.В. Договор об оказании юридической помощи в современном гражданском законодательстве. М., 2006. С. 148; Нарозников Н.К., Суденко В.В. Указ. соч. С. 77.

В связи с этим необходимо вновь подвергнуть анализу некоторые нормы ГК РФ. Так, законодатель, подчеркивая возмездный характер договора, выраженный уже в самом определении ст. 781 ГК РФ, вместе с тем отсылает решение вопроса порядка оплаты услуг к договорным условиям. Это означает необходимость руководствоваться общей нормой - ст. 424 ГК РФ. Расчеты за оказанные услуги должны производиться по цене, предусмотренной соглашением сторон <20> (цена договора складывается из двух составляющих: компенсация издержек исполнителя и причитающегося ему вознаграждения - п. 2 ст. 709 ГК РФ), кроме случаев, когда для договора с участием заказчика-потребителя применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами (когда соглашением сторон не может предусматриваться более высокая цена <21>). Однако такие случаи определения цены являются скорее исключением из договорного порядка. Так, если информационная услуга оказывается с помощью государственных информационных систем и информационных систем органов местного самоуправления, то по общему правилу она бесплатна. Если же требуется копирование документов, перевод их на другие носители, то может устанавливаться плата, которая не должна превышать фактические затраты. Полезным представляется использование опыта стран Европейского союза в области выработки единого подхода к определению цен на услуги информационного характера, оказываемые государством. Пункт 2 ст. 8 Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам от 21 февраля 2002 г. "О доступе к официальным документам" устанавливает, что за предоставление копии официального документа с лица, обратившегося с запросом, может взиматься плата, которая должна быть умеренной и не превышать фактических расходов органов публичной власти.

<20> Согласно п. 54 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", если цена определяется исходя из сравнимых обстоятельств, наличие таких обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. См.: Вестник ВАС РФ. 1996. N 11.
<21> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения. М., 2001. С. 235.

Большинство видов информационных услуг, как правило, оказываются по договору присоединения, где цена прописана в формулярах или иных стандартных формах. В этих случаях цена на информационную услугу может предполагать установление базовых цен, среди которых можно выделить следующие: цена часа доступа к базе данных - плата за время подсоединения и поиска в базе данных; цена на получение единицы информации, которая включает как цену на саму информацию с конкретной базы данных, так и цену технических средств и информационных технологий, обеспечивающих ее обработку (поиск и выборка); при предоставлении информации в режиме отложенного времени - off-line (обработка данных) - с пользователя взимается дополнительная плата за распечатку, пересылку, хранение и обработку; цена на подписку информации - предоставление пользователю права доступа к информационным ресурсам. Для информационных услуг может применяться и принцип пакетного ценообразования (пакет предусматривает несколько видов информационных услуг), при этом затраты по таким услугам ниже затрат, которые возникли при оказании каждой услуги отдельно <22>.

<22> См.: Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М., 1999. С. 675.

Как следует из вышеизложенного, вопрос формирования цены информационной услуги не может решаться однозначно и зависит как от способа предоставления информации, так и от субъекта, его оказывающего. При определении стоимости конкретной информации необходимо учитывать затраты на ее создание, фиксацию на различные виды носителей, сбор, обработку, хранение, передачу информации между субъектами информационного обмена. Кроме того, при определении цены на информационные услуги при их расчетах необходимо учитывать и договорные отношения по использованию объектов интеллектуальной собственности, которые могут содержаться на соответствующих носителях информации.

Анализ существующих в науке и практике точек зрения позволяет сделать вывод, что для информационных услуг цена должна рассматриваться как существенное и крайне дифференцированное условие, нуждающееся в согласовании, и недостижение соглашения по пункту цены услуги - размера вознаграждения - может явиться основанием для отказа от заключения договора.