Мудрый Юрист

Особенности правового положения обществ взаимного страхования

Калимулина А.Н., соискатель кафедры гражданского права и процесса Института экономики, управления и права (г. Казань).

В последние годы в Российской Федерации страхование привлекает все большее внимание законодательной и исполнительной властей.

Страховой рынок в Российской Федерации еще не сформирован, нуждается в поэтапном реформировании, которое затянется не на один год. В соответствии с Концепцией развития страхования в РФ реформирование должно проходить по шести направлениям:

Реализуя Концепцию, законодатель в последний год принял целый ряд нормативных актов, регулирующих вопросы страхования, среди которых и Федеральный закон N 286-ФЗ "О взаимном страховании" <1> (далее - Закон), который вступил в силу 4 декабря 2007 г. Указанный Закон стал важной вехой в реформировании действующего страхового законодательства, поскольку принятие этого Закона было предусмотрено еще при введении в действие второй части Гражданского кодекса РФ, ст. 968.

<1> Российская газета. N 271. 04.12.2007.

Общества взаимного страхования своих членов на некоммерческой основе исторически возникли значительно раньше коммерческих страховых организаций. Впервые они созданы в Европе в XVIII в., в России - в начале XX в. <2>. И сегодня ряд крупнейших зарубежных компаний, специализирующихся на страховании жизни, по-прежнему осуществляют взаимное страхование. Однако здесь следует отметить, что общества взаимного страхования, не занимающиеся страхованием жизни, за рубежом крайне редки и обычно имеют дело с весьма ограниченными областями бизнеса, которые представляют интерес для их членов. Принятый же Закон в ст. 4 прямо противоположно установил, что "объектами взаимного страхования являются объекты имущественного страхования, т.е. имущественные интересы членов общества, связанные, в частности, с:

  1. владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
  2. обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
  3. осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков)".
<2> Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. Изд-во АН СССР, 1947. С. 57.

Следовательно, Закон ограничил объекты взаимного страхования исключительно именно имущественными интересами членов общества. В ст. 1 взаимное страхование определено как страхование имущественных интересов членов общества на взаимной основе путем объединения в обществе взаимного страхования необходимых для этого средств.

Здесь необходимо отметить тот факт, что Гражданский кодекс РФ в ст. 968 ГК указывает на то, что общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 29.11.2007 N 287-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" и некоторые другие законодательные акты РФ", вообще не дает определения, какие же риски страхует общество взаимного страхования, хотя в прежней редакции также указывал на то, что "юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, которые определяются Федеральным законом о взаимном страховании".

Страховые отношения возникают в связи с объектами страхования. Однако необходимо отметить, что ст. 942 ГК РФ устанавливает, что в договоре имущественного страхования в качестве объекта представлено имущество или иной имущественный интерес, а в договоре личного страхования это требование ограничивается указанием застрахованного лица. В этом определении отсутствует формулировка юридической связи между объектом страховых отношений и их субъектом, а следовательно, и юридическая мотивация возникновения страхового интереса лица в связи с объектом страхования - интереса, связанного с сохранностью имущества.

Закон же РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ст. 4) устанавливает в качестве объекта договорных страховых отношений имущественные интересы лиц.

При этом такие интересы могут быть связаны с различными юридическими фактами в жизни лица. По смыслу ст. 4 объектами страхового правоотношения признаются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы, связанные с:

Согласно сложившейся практике страхования, страховые отношения с первым объектом называют личным страхованием, а со вторым - имущественным страхованием. Но, как известно, в гражданском праве под имуществом понимают не только вещи, но и право требования. Это доказывает, что имущественный интерес и имущество не синонимы, и между стоимостью имущества и размером имущественного интереса нельзя ставить знак равенства.

Таким образом, существует разница между подходами в трактовке объекта страховых правоотношений в ГК РФ (1996 г.) и Законе РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", и приходится признать, что в последнем случае толкование точнее и шире, т.е. оно предпочтительнее.

На наш взгляд, формулировка понятия объектов взаимного страхования исследуемым Законом позволяет сделать вывод о том, что круг объектов взаимного страхования Законом сужен.

Причины возникновения обществ взаимного страхования разнообразны: отсутствие предложения на тот или иной вид страховых операций со стороны коммерческих страховщиков вообще или по приемлемым ценам; стремление страховщиков получить страховые услуги по себестоимости или распоряжаться страховой прибылью, точнее, превышением поступлений над платежами, по своему усмотрению и без налогообложения.

Выше уже отмечалось, что исторически взаимное страхование со значительным опережением предшествовало коммерческому в его современном виде. Это подмечал и В.К. Райхер, обращая внимание, что многие ученые-правоведы в области страхования ошибочно ведут исчисление истории страхования с момента возникновения страховых обществ, основанных на объединении капиталов, и появления гражданско-правового института договора страхования <3>. Им было отмечено, что "римские профессионально-корпоративные коллегии мы вправе рассматривать как наиболее ярко выраженные в условиях античного общества организации взаимного страхования, главным образом на случай смерти" <4>. В более поздние времена Средневековья в купеческих гильдиях уже была организация взаимопомощи, носившая страховой характер <5>.

<3> Там же. С. 19.
<4> Там же. С. 48.
<5> Там же. С. 57.

Взаимное страхование многие правоведы (например, К.Г. Воблый) называют формой частного страхования <6>, наряду с коммерческим страхованием, в противоположность государственному страхованию или обязательному социальному страхованию, проводимому государственными публичными организациями <7>. Или, следуя историческим корням, рассматривают (например, К.Е. Турбина) взаимное страхование как наиболее "идеологически чистую" форму страхования: это взаимный обмен рисками между участниками страхования, при котором не преследуется цель извлечения прибыли <8>. Соответственно, и профессиональных субъектов страхового рынка подразделяют на коммерческие страховые компании и общества взаимного страхования.

<6> Воблый К.Г. Основы экономии страхования. М.: Анкил, 1993. С. 20 - 21.
<7> В современной России это внебюджетные фонды, учреждаемые в силу федеральных законов для проведения видов обязательного социального страхования.
<8> Теория и практика страхования. М.: Анкил, 2003. Глава 12.

Изучение Закона, ГК РФ и Закона о страховании позволяет сделать вывод о том, что при всех различиях в определении правового положения обществ взаимного страхования все три нормативных акта однозначно устанавливают, что общества взаимного страхования, осуществляющие страхование имущества и иных имущественных интересов, являются исключительно некоммерческими организациями.

Однако этого определения явно недостаточно для того, чтобы раскрыть экономический характер взаимоотношений между участниками, объединяющими средства для целей страхования. П. 2 ст. 1 Закона определяет, что "взаимное страхование... осуществляется путем объединения в обществе необходимых для этого средств". Ст. 17 Закона же уточняет, какие именно средства формируют имущество общества. "Источниками формирования имущества общества являются:

  1. вступительный взнос;
  2. страховая премия (страховые взносы);
  3. дополнительный взнос;
  4. добровольные денежные и иные имущественные взносы и пожертвования;
  5. доходы, получаемые от инвестирования и размещения временно свободных средств страховых резервов и иных средств;
  6. заемные средства;
  7. взносы на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью общества;
  8. иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления".

На наш взгляд, необходимо согласиться с точкой зрения К.Е. Турбиной <9>, которая указывает, что "...чрезвычайно важно, что законодатель в качестве одного из существенных признаков и отличий взаимного страхования выделил именно аспект объединения имущества участников общества, в отличие от коммерческой платы за страхование при заключении договора страхования со страховщиками иной организационно-правовой формы". К.Е. Турбина далее предлагает всех страховщиков иной организационно-правовой формы условно называть акционерными. Однако полагаем, что данное наименование не отражает всего разнообразия организационно-правовых форм страховщиков, не занимающихся взаимным страхованием, поэтому, на наш взгляд, правильнее всех иных страховщиков именовать коммерческими страховыми обществами, как мы уже сделали это выше. Более того, полагаем, что данное наименование отражает сущностное отличие всех иных страховщиков, нежели общества взаимного страхования, поскольку последние однозначно являются некоммерческими организациями.

<9> Турбина К.Е. Исследования правового положения обществ взаимного страхования // Страховое право. М.: Анкил, 2007. N 2. С. 4.

Следовательно, объединение имущества обществ взаимного страхования направлено не на цели формирования прибыли страховой организации, которая выступает своеобразной гарантией исполнения обязательств по договорам страхования перед страхователями <10>, как в случае с коммерческими обществами, а для реализации главной цели создания общества страхования имущественных интересов членов общества. К.Е. Турбина указывает, что "с другой стороны, такое объединение имущества нельзя рассматривать и как сумму страховых платежей, в противном случае не было бы необходимости подменять одно понятие (страховой взнос) другим (объединение имущества)". Выводы К.Е. Турбиной соответствуют смыслу Закона, который в ст. 17 указывает, что имущество общества взаимного страхования формируется не только за счет страховых взносов участников.

<10> Некоторые авторы, в том числе юристы, отрицают гарантийный характер природы уставного капитала коммерческих обществ, см., напр.: Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. М.: Норма, 2001. С. 117.

Естествен вопрос, какова природа обязательства, в соответствии с которым участники общества взаимного страхования объединяют средства и осуществляют в дальнейшем деятельность по взаимному страхованию. В этом вопросе нельзя не согласиться с мнением К.Е. Турбиной <11>. Анализируя нормы Закона, можно сделать главный вывод для исследуемой темы: право собственности на имущество в размере страхового взноса в общество взаимного страхования у его участника, который одновременно является и страхователем, не прекращается с момента его присоединения к обществу. И напротив, страхователь при обычных страховых правоотношениях утрачивает право собственности на принадлежащее ему имущество - страховой взнос - в момент его уплаты по договору страхования в пользу коммерческой страховой организации. Действительно, участники общества имеют цель - совместное несение риска и перераспределение средств общества в пользу тех его участников, которые в согласованный период времени несут убытки в связи с наступлением страхового случая в отношении их имущества по согласованным участниками основаниям. Для этих целей они решают объединить свое имущество в размере предварительно рассчитанных сумм. На это прямо указывают ст. 18 и 19 Закона: "Вступительный взнос вносится физическим или юридическим лицом для покрытия расходов, связанных с уставной деятельностью общества. Вступительным взносом могут быть деньги и (или) иное имеющее денежную оценку имущество (за исключением имущественных прав). Вступительный взнос не должен быть обременен обязательствами. Страховой премией (страховыми взносами) являются денежные средства, которые члены общества обязаны уплатить в порядке и сроки, которые установлены договором страхования и (или) правилами страхования. При определении размера страховой премии (страховых взносов) применяются утвержденные обществом страховые тарифы. В случае если по итогам отчетного года финансовый результат осуществления взаимного страхования является положительным, общее собрание членов общества может принять решение об уменьшении размера страховой премии (страховых взносов)".

<11> Турбина К.Е. Исследования правового положения обществ взаимного страхования // Страховое право. М.: Анкил, 2007. N 2. С. 5.

При этом бремя достаточности сформированного совокупного имущественного фонда для осуществления всех выплат в полном размере в течение всего согласованного периода несут сами участники, и в случае недостатка средств должны согласиться на внесение дополнительных средств. П. 3 ст. 18 Закона определяет: "В случае если по итогам отчетного года финансовый результат осуществления взаимного страхования является отрицательным, общее собрание членов общества одновременно с утверждением годовой бухгалтерской отчетности принимает решение об источнике покрытия образовавшегося убытка за отчетный год, в том числе может принять решение о внесении членами общества дополнительного взноса...". В части возложения бремени достаточности сформированного совокупного имущественного фонда для осуществления всех выплат в полном размере Закон пошел еще дальше и предусмотрел в п. 3 ст. 7 то, что члены общества солидарно несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам общества в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов общества.

Что же произойдет в том случае, если объединенных средств окажется недостаточно для осуществления страховых выплат? К.Е. Турбина <12> указывает, что "...при таком правовом положении объединенных средств каждый в отдельности участник не может требовать исполнения в свою пользу страховой выплаты в полном размере при недостатке средств общества для полного исполнения страховых выплат в пользу других участников. Это принципиально отличает правовую природу требования участника общества взаимного страхования от требования страхователя к коммерческому страховщику". С этим следует согласиться лишь отчасти, поскольку п. 4 ст. 3 Закона предусматривает, что риск страховой выплаты (страховое возмещение), принятый на себя обществом, может быть застрахован у страховщика, имеющего лицензию на осуществление перестрахования. При этом указанный страховщик не может быть членом данного общества. Следовательно, если риск страховой выплаты обществом взаимного страхования перестрахован, соответственно, даже при недостаточности объединенных средств для осуществления страховой выплаты требования других участников общества могут быть предъявлены обществу или каждому члену в отдельности в размере большем, чем реально объединено средств.

<12> Там же. С. 5.

Как уже отмечалось, правовой основой объединения в общество взаимного страхования Закон установил членство его участников. Среди юристов до принятия Закона не было единого мнения по поводу природы объединения участников общества. "Общество взаимного страхования должно быть основано на членстве. В то же время единственная известная законодательству форма коммерческой организации, основанной на членстве, - производственный кооператив, члены которого несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, что совершенно недопустимо для страховой организации" <13>. Однако в соответствии с Законом общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями. Некоторые авторы вообще ставили под сомнение возможность проведения страхования некоммерческими организациями иными, чем публичные, - в лице внебюджетных фондов, осуществляющих обязательное страхование <14>. Однако Закон установил обратное, поскольку формой взаимного страхования в соответствии с его положениями является частное страхование (такова же форма и у коммерческих страховых организаций). "С учетом установленной природы источников средств общества взаимного страхования - объединение имущества участников для целей страхования, становится понятно, что некоммерческое общество взаимного страхования представляет собой особое объединение. Такое объединение, по нашему мнению, основано не на членстве, поскольку цель обществ взаимного страхования - объединение не участников общества, а их имущества, и вносимые средства нельзя рассматривать как членские взносы, поскольку их назначение - формирование средств общества для целей совместного страхования" <15>. С этим следует согласиться лишь отчасти, поскольку Закон действительно устанавливает целью обществ взаимного страхования - объединение необходимых для этого средств, но средства вносятся в качестве взносов членами общества.

<13> Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М., 1999. С. 204.
<14> Белых В.С., Кривошеев И.В. Указ. соч. С. 42 - 43.
<15> Там же. С. 6.

Деятельность общества взаимного страхования требует получения лицензии от органа страхового надзора (п. 5 ст. 5 Закона), с которой законодатель связывает правоспособность общества взаимного страхования на страховые операции. Однако эта норма вступила в силу только с 1 июля 2008 г. Законом установлено еще одно ограничение правоспособности общества: в соответствии с п. 5 ст. 3 Закона общество не вправе осуществлять обязательное страхование, за исключением случаев, если такое право предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования. Это корреспондируется с нормой п. 4 ст. 968 ГК РФ: "В случаях, установленных законом, обязательное страхование может осуществляться посредством взаимного страхования". До настоящего времени такие случаи законом не установлены.

Законом установлены особенности не только имущества общества, но и особенности его создания, управления, деятельности и ее прекращения.

Особо следует отметить, что членом общества взаимного страхования может быть как физическое, так и юридическое лицо. В соответствии с Законом общество может быть создано по инициативе не менее чем пяти физических лиц, но не более чем двух тысяч физических лиц и (или) по инициативе не менее чем трех, но не более чем пятисот юридических лиц, созвавших общее собрание, на котором принимается устав общества, формируются органы управления общества и орган контроля общества. Общество может быть создано также в результате реорганизации существующих обществ взаимного страхования, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства.

Общества взаимного страхования имеют определенное сходство с коммерческими страховыми организациями. Так, в уставе общества (ст. 6 Закона) содержатся следующие основные положения: название и месторасположение общества; предмет и цели деятельности общества; принцип ограничения ответственности членов; условия и порядок приема в члены, права и обязанности общества и его членов; порядок изменения устава и ликвидации общества, органы управления, их количественный состав, способы осуществления и пределы их полномочий и другие.

Что касается структуры, то общества взаимного страхования представляют собой страховой фонд в его денежной форме. Страхователи, т.е. члены общества, определяют общие направления его операций на очередном или внеочередном (ст. 10) общем собрании. Право голоса на общем собрании членов общества имеют члены общества, уплатившие страховую премию (страховые взносы).

В свою очередь, правление, выбранное его членами на общем собрании, обеспечивает текущее руководство (ст. 13). В правление могут входить только члены общества. Исполнительным органом общества (ст. 15) является директор общества. Директор общества назначается на должность и освобождается от должности общим собранием членов общества. Директор общества может не быть членом общества.

Для целей страхования Закон обязывает (ст. 20) формировать страховые резервы и размещать средства страховых резервов в порядке и на условиях, которые установлены для обществ органом страхового надзора. Размещение страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Средства страховых резервов используются исключительно для страховых выплат.

Особое значение придается Законом праву общества взаимного страхования разрабатывать правила страхования. Законом установлено особое правило (ст. 3), согласно которому в том случае, когда обществом в соответствии с уставом осуществляется один вид страхования, тогда правила страхования должны быть неотъемлемой частью устава общества и должны определять сходные условия взаимного страхования для всех членов общества. Также Законом определено, что (пп. 10 п. 1 ст. 10) правила страхования разрабатываются только в том случае, если уставом общества предусмотрено заключение договора страхования. Следует указать, что Закон предусматривает возможность осуществления страхования без заключения договора, а непосредственно на основании устава общества (ст. 3). В связи с изложенным возникает вопрос: в том случае если общество осуществляет не один, а несколько видов страхования, правила страхования должны определять сходные условия взаимного страхования для всех членов общества либо нет? Однозначного ответа на данный вопрос Закон не дает.

Законом (ст. 23) предусмотрены случаи добровольного и принудительного прекращения общества. Добровольно - в случаях, предусмотренных уставом по решению общего собрания. Согласия органа страхового надзора не требуется. Реорганизация общества возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При этом преобразование, разделение и выделение общества становятся обязательными в том случае, если число членов общества превысит две тысячи (для физических лиц) и (или) пятьсот человек (для юридических лиц). Кроме того, реорганизация в форме преобразования возможна только в случае преобразования общества в хозяйственное общество, осуществляющее страхование. Общество может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом.

Представленные выдержки из Закона позволяют сделать несколько важных выводов относительно правового положения обществ взаимного страхования.

  1. Общество взаимного страхования - это самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее на взаимной основе страхование имущественных интересов граждан и юридических лиц - его членов путем объединения ими необходимых для этого средств.

Исторически взаимное страхование возникло раньше коммерческого страхования.

  1. Правовое регулирование организации и деятельности обществ взаимного страхования в настоящий момент составляют Конституция РФ, ст. 968 ГК РФ, Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации", исследуемый Закон, а так как это некоммерческая организация, то и Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  2. Общество взаимного страхования - это особый субъект страхового дела, оказывающий услуги по страхованию лишь его членам. По своему виду это некоммерческая организация.

Интересным является вопрос, к какой организационно-правовой форме относится общество взаимного страхования. Представляется, что общество взаимного страхования образует свою особую организационно-правовую форму. Гражданское законодательство допускает создание некоммерческих организаций не только в предусмотренных им формах, но и в других формах, предусмотренных иными федеральными законами (п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 3 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

  1. Между обществом взаимного страхования и его членами не требуется заключения договоров, страховые обязательства непосредственно возникают из отношений членства, если в учредительных документах не предусмотрено иное (п. 3 ст. 968 ГК).
  2. Взносы членов общества являются доходом общества и могут рассматриваться в качестве страхового взноса. Однако при недостатке средств на страховые выплаты участники общества могут быть обременены внесением дополнительных страховых взносов.
  3. Общества взаимного страхования должны получить лицензию на занятие своей деятельностью не позднее 1 июля 2008 г.