Мудрый Юрист

Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации

Гончаров В.В., кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Краснодарского государственного университета культуры и искусств, заведующий кафедрой общепрофессиональных юридических дисциплин Краснодарского филиала Академии труда и социальных отношений.

Сущность понятия "государственная власть" в настоящее время до конца не познана и поэтому является предметом изучения таких наук, как социология, философия, история, теория государства и права.

Как очевидно, указанное понятие состоит из двух многогранных и до настоящего времени дискуссионных терминов - "государство" и "власть", каждый из которых необходимо рассмотреть.

Власть является категорией, к которой обращались практически все исследователи, начиная с Древних Греции, Рима, Китая, Индии и вплоть до наших дней. Однако продолжительность изучения не повлияла на единообразие подходов к определению этого понятия. По мнению В.Г. Ледяева, это вызвано тем, что лишь немногие исследователи обращаются к анализу области и пределов применения данного понятия, его содержательной специфики и места в общей понятийной структуре <1>.

<1> См.: Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Политические исследования. 2000. N 1. С. 97; Чиркин В.Е. О публичной власти (Постановка проблемы) // Государство и право. 2003. N 10. С. 8 - 15.

Понятие "власть" трактуется неоднозначно даже учеными-филологами. В словаре русского языка С.И. Ожегова власть - это право и возможность распоряжаться кем- или чем-либо, подчинять своей воле, а также политическое господство, государственное управление и органы его <2>. В других источниках власть определяется как право управления государством, политическое господство, и одновременно это органы государственного управления, правительство <3>. Налицо дуализм понятий.

<2> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1988. С. 71.
<3> См.: Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т русского языка; под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. А - Й. М.: Русский язык, 1981. С. 184.

Как известно, большинство понятий рассматривается в широком (философском, общесоциологическом) и узком смыслах, не является исключением из этого правила и понятие "власть".

Практически во всех определениях власти, данных советскими учеными, доминирует идея господства одного субъекта властеотношения над другим, насильственное подчинение последнего воле и интересам первого, осуществляемое при помощи принуждения <4>. Основой таких выводов послужили взгляды классиков марксизма-ленинизма, рассматривавших власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой - подчинение подвластного воле властвующего <5>.

<4> См.: Голунский С.А., Строгович М.С. Конспект по теории государства и права. М., 1940; Теория государства и права. М., 1955.
<5> См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 302.

В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе понятие "власть" связывается с концепциями властных отношений, созданными на базе определенного философского или общесоциологического учения <6>. Так, сторонники классической теории власти рассматривают ее как ens realissimum ("реальное сущее" - лат.) политики, высший уровень политического действия и его первопричину, являющуюся количественно и качественно измеряемым материальным благом, существующим только в поле потенциального конфликта и проявляющимся в одностороннем отношении - от причины (власть) к действию (вынужденное изменение поведения слабой стороны).

<6> См.: Технология власти (философско-политический анализ). М., 1995; Исаев И.А. Politica Hermetica: скрытые аспекты власти М.: Юристъ, 2002.

Сторонники консенсусной теории считают, что власть соответствует человеческой способности не только действовать и что-то предпринимать, но и объединяться с другими, действовать в согласии с ними <7>.

<7> См.: Arendt H. Macht und Gewalt. Munchen, 1970.

Реляционный подход в определении понятия "власть" включает в себя три направления: теорию сопротивления, теорию обмена ресурсами и теорию раздела зон влияния <8>. Общим моментом всех трех теорий является интерпретация властеотношения как отношения двух партнеров, воздействующих друг на друга в процессе взаимодействия.

<8> См.: Dahl R.A. Power // International Encyclopedia of Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 12. P. 407; French J.R., Raven B. The Bases of Social Power // Cartwright D., Zander A. Group Dynamics: Research and Theory. L., 1960. P. 609.

Проанализировав все названные выше теории, можно обобщить перечисленные в них признаки власти:

Таким образом, власть представляет собой механизм существования и развития всякой социальной общности, соответствующей достигнутому характеру и уровню общественной жизни, характеризующейся подчинением воли отдельных субъектов властеотношения и их объединений руководящей в данном сообществе воле, подкрепленной возможностью принудительного ее исполнения.

Для определения понятия "власть" в узком смысле (через понятие "государство") также выработано множество подходов (нормативистский, теологический, естественно-правовой, культурологический и др. <9>). Некоторыми учеными государство определяется как "основная политическая организация классового общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры" <10>, как "политическая организация общества во главе с правительством и его органами, а также страна с такой политической организацией" <11> или как "социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью" <12>.

<9> См.: Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права // Государство и право. 2005. N 12. С. 71 - 79.
<10> Ожегов С.И. Указ. соч. С. 115 - 116.
<11> Словарь русского языка... С. 339.
<12> Российская юридическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 207.

Анализ вышеприведенных определений показывает, что существование государства немыслимо без наличия власти, понятия "государственная власть" и "политическая власть" органично связаны, а термины "государственная власть" и "политическая власть" синонимичны (хотя есть и противники этого утверждения).

Таким образом, государство представляет собой организацию публичной власти, необходимую как для достижения удовлетворения интересов и потребностей отдельных классов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В ходе развития мировой и отечественной истории процесс возникновения государства, а с ним и государственной власти в различных регионах протекал по-разному. Под влиянием этих особенностей зарождения государства и государственной власти по мере смены общественно-экономических формаций, политических режимов и в силу особенностей формы правления и государственного устройства формировались различные точки зрения на сущность понятий "власть" и "государственная власть".

В нашей стране понятие "государственная власть" конституционально персонифицировано, т.е. содержит действующий субъект - государство в лице его органов, которым народ делегирует принадлежащую ему власть <13>.

<13> См.: Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. N 5. С. 19.

В современной отечественной научной литературе имеется как минимум четыре подхода к определению понятия "государственная власть":

как системы государственных органов <14>;

<14> См.: Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. N 3. С. 98.

как особого волевого отношения (в котором одной из сторон является особый политический субъект - государство, его орган или должностное лицо <15>);

<15> См.: Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 16.

как системы полномочий (подтверждением характеристик государственной власти как совокупности властных полномочий служит практика реализации федеративных отношений в Российской Федерации. Разделение власти на федеральном уровне есть не что иное, как разделение компетенции <16>);

<16> См.: Малый А.Ф. Указ. соч. С. 99.

как функции (сами органы власти и акты, ими принимаемые, являются функциями власти подобно тому, как и вообще все функции, осуществляемые отдельными органами живого <17>. Власть рассматривается как необходимая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей любого коллектива <18>).

<17> См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 250.
<18> См.: Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение. Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 42.

Использование термина "государственная власть" в нормотворчестве указывает на то, что законодатель также неоднозначно трактует содержание данного понятия. Например, в контексте ст. 10 Конституции Российской Федерации очевидно, что государственная власть отождествляется с реализацией властных полномочий, но никак не с самими органами власти.

Общая логика построения конституционных норм позволяет говорить о неоднозначности рассмотрения власти. Так, ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации содержит положение о запрете присвоения или захвата власти в стране ("власть" = "полномочие"), а ст. 18 подразумевает под властью органы власти, указывая, что деятельность власти определяется правами и свободами человека и гражданина.

Различные научные определения не всегда можно формализовать и использовать в категориальном аппарате законотворческого процесса. Представляется, что наиболее правильным вариантом формализации понятия "государственная власть" является отождествление его со свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственно-властных полномочий, так как именно посредством реализации данного свойства государственного аппарата народ осуществляет принадлежащую ему власть.

В свою очередь, понятие "полномочие" в широком смысле рассматривается в тесной связи с такими терминами, как "предмет ведения" <19> и "компетенция" <20> (хотя некоторыми учеными эти понятия противопоставляются <21>).

<19> См.: Авакьян С.А. Правовое регулирование деятельности Советов. М., 1980; Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов. М., 1982; Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994.
<20> См.: Гранкин И.В. Компетенция законодательных органов краев, областей и городов федерального значения // http://niiss.ru/Publications/Mag/12/compet.htm.
<21> См.: Федерация в зарубежных странах. М., 1993. С. 17 - 18.

В российской Конституции понятие "полномочия" понимается трояко: как характеристика прав и обязанностей конкретного органа (ст. 83); как характеристика совокупных прав и обязанностей Российской Федерации (ст. ст. 73 и 79); как конкретные полномочия (ч. 4 ст. 3 и др.). Однако в ст. ст. 5 и 11 речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, т.е. "предметы ведения" выделены в самостоятельное понятие. Конкретное полномочие органа, являясь юридически закрепленным за ним правом, одновременно представляет собой обязанность по принятию правовых актов и иных действий, направленных на исполнение поставленных перед данным органом задач и функций <22>.

<22> См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 160.

Однако вернемся к государственной власти. Помимо термина "государственная власть" существует и производное от него понятие "система государственной власти", рассматриваемое рядом ученых на основании ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, согласно которой федеративное устройство страны основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов <23>.

<23> См.: Дахин А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. 2006. N 3. С. 29 - 41; Мартышин О.В. Идейно-политические основы современной российской государственности // Государство и право. N 10. С. 31 - 37; Кочев В.А. Государственная власть в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы корреляции. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000.

В научной литературе для обозначения системы государственных органов и системы государственной власти используются термины "законодательная власть", "судебная власть", "исполнительная власть" <24>. При определении системы государственной власти как совокупности трех ветвей власти через призму принципа разделения властей необходимо учитывать, что в подобном случае функционирует целостная конструкция построения органов и в этом случае ветви власти не представляют собой совокупности взаимосвязанных элементов.

<24> См.: Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. N 1. С. 5 - 11; Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук И.Л. Бачило. М.: Юристъ, 1998.

Таким образом, рассмотрев с различных точек зрения все составляющие понятия "государственная власть", можно сделать следующие выводы:

<25> См.: Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. 2001. N 9. С. 37 - 44.