Мудрый Юрист

Некоторые вопросы по проблемам реабилитации жертв политических репрессий

Джантемирова Г.Р., старший преподаватель кафедры юридических дисциплин филиала Дагестанского государственного университета в г. Хасавюрт.

Тяжким наследием прошлого являются массовые репрессии, произвол и беззаконие, совершенные сталинским руководством.

Президиум Верховного Совета СССР Указом от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов" постановил:

  1. Осудить внесудебные репрессии периода сталинизма, признать антиконституционными действовавшие в 30 - 50-е годы XX в. "тройки" НКВД СССР и отменить вынесенные ими внесудебные решения, не отмененные к моменту издания настоящего Указа Президиума Верховного Совета СССР.
  2. Считать всех граждан, которые были репрессированы решениями указанных органов, включая лиц, осужденных впоследствии за побег из мест незаконного спецпоселения, реабилитированными <1>.
<1> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов" // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий: Часть 1. Генеральная прокуратура РФ / Под ред. Г.Ф. Весновской. Курск, 1999. С. 910.

В Указе Президента СССР от 13 августа 1990 г. "О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20 - 50-х годов" говорится, что Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми. Президент СССР этим Указом постановил признать незаконными, противоречащими основным гражданским и социально-экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20 - 50-е годы, и полностью восстановить права этих граждан <2>.

<2> Указ Президента СССР от 13 августа 1990 г. "О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20 - 50-х годов" // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий: Часть 1. Генеральная прокуратура РФ / Под ред. Г.Ф. Весновской. Курск, 1999. С. 10 - 11.

Верховный Совет РСФСР, осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа, 18 октября 1991 г. принял Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" <3>, целью которого являлась реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 г.

<3> Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий: Часть 1. Генеральная прокуратура РФ / Под ред. Г.Ф. Весновской. Курск, 1999. С. 20 - 34.

Данный Закон политическими репрессиями признает:

  1. Различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам в виде лишения свободы или жизни.
  2. Помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения.
  3. Выдворение из страны и лишение гражданства.
  4. Выселение групп населения из мест проживания.
  5. Направление в ссылку, высылку и на спецпоселение.
  6. Привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы.
  7. Иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественным организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Наиболее важным является положение Закона о том, что реабилитация граждан, подвергшихся политическим репрессиям на территории РФ, начинается с 25 октября (7 ноября) 1917 г. В 50 - 60-е годы XX в. органы суда и прокуратуры выносили решения о реабилитации только в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям в период правления Сталина. А на время руководства страной Лениным партия коммунистов реабилитацию не разрешала.

Конституционный Суд РФ отмечает, что признание ч. 1 ст. 2.1 названного Закона детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, на спецпоселении, не репрессированными, а пострадавшими от политических репрессий не отвечает этой цели, ограничивает для таких лиц возможность реабилитации, создает для них иной статус, уменьшает объем предусмотренных компенсаций.

Кроме того, Конституционный Суд отметил, что содержащиеся в ст. 2.1 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" ограничения еще более усугубляются органами, на которые возложено его применение. Прокуратура и МВД России в своих инструктивных указаниях, исходя из законодательства, действовавшего в период применения репрессий, учитывают только факт наличия или отсутствия документального подтверждения решений о применении репрессий. При этом определяется, что не могут считаться репрессированными дети, не достигшие 16 лет или не поставленные на учет в местах режимного поселения родителей. Аналогичная норма содержится в ст. 1 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 419.

Подобное истолкование норм Закона приводит к дискриминации жертв политических репрессий по возрасту, так как лишает определенную возрастную категорию лиц права на реабилитацию.

Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 26) установил, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. Поэтому вышеуказанные положения не могут являться основанием для дискриминации по возрасту или иным признакам в отношении граждан, пострадавших от политических репрессий, а также для отказа им в судебной защите и признание их необоснованно репрессированными в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. ст. 1 и 7 названного Закона <4>.

<4> См.: Яковлев Н.М. Реабилитация жертв политических репрессий - официальная политика Российского государства // История государства и права. 2004. N 5.

В соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г., под термином "жертва" также понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения, или моральный ущерб, или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, еще не представлявшего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушениями международно признанных норм, касающихся прав человека.

Конституционный Суд РФ постановил признать положение абз. 1 ч. 1 ст. 2.1 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" (в ред. от 3 сентября 1993 г.), относящее детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, к пострадавшим от политических репрессий, а не репрессированным, не соответствующим ст. 19 (ч. 1) и ст. 52 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ указал, что Федеральному Собранию РФ надлежит внести изменения в Закон РСФСР "О реабилитации политических репрессий" с целью наиболее полного восстановления прав детей, о которых идет речь в ч. 1 ст. 2.1 Закона, устранив противоречия и другие дискриминационные положения.

Таким образом, в России в указанный период шел процесс ускоренного преодоления последствий беззакония, политических преступлений на почве злоупотреблений властью.