Мудрый Юрист

Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по закону "об исполнительном производстве"

Скуратовская Маргарита Михайловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Российской правовой академии Минюста России.

Обеспечение судебной защиты прав и свобод граждан и юридических лиц - одна из важнейших задач государства. Подавляющее число сделок, совершаемых в процессе экономической жизни страны, связано с движением денежных средств: одна из сторон обязательства обязуется передать другой стороне какую-либо сумму денежных средств в обмен на предоставление ей товаров, оказание услуг или выполнение работ. Обращение в суд с тем, чтобы принудить противную сторону к выполнению денежного обязательства, - ситуация, к сожалению, нередкая. Далеко не всегда должник добровольно исполняет решение суда. И тут в правовом государстве в дело должна вступать система исполнительного производства.

Основными задачами исполнительного производства признается правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов. Конечной целью правильного и своевременного исполнения является защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <1> определяет недопустимость обращения взыскания на имущество, в отношении которого имеется запрет в Федеральном законе. Такое ограничение или имущественный иммунитет от взыскания "представляет собой установленное в сфере исполнительного производства правило, определяющее невозможность обращения взыскания на имущество должника в силу свойств этого имущества, его целевого назначения, признаков субъекта, в обладании которого оно находится" <2>.

<1> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
<2> Кузнецов Е.Н. Иммунитет от взыскания в отношении определенных видов имущества должника (Сравнительно-правовой анализ на основе законодательства России и Франции) // Арбитражный и гражданский процесс. 2001. N 4.

По мнению профессора В.В. Яркова, "иммунитеты подразделяются по различным критериям: во-первых, по субъекту - в отношении физических и юридических лиц, поскольку для них установлены различные правовые режимы. Если для физических лиц цель иммунитета - обеспечение необходимого прожиточного минимума, то для юридических лиц в основном - стремление сохранить их функционирование как производственных единиц; во-вторых, имущественные иммунитеты подразделяются по степени юридической защиты имущества на абсолютные и относительные. При абсолютном иммунитете на определенное имущество невозможно обратить взыскание ни при каких условиях (например, богослужебное имущество), а при относительном - при наличии определенных предпосылок взыскание может стать возможным, например, на денежные средства граждан" <3>.

<3> Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ / Под ред. профессора В.В. Яркова. М., 2006.

Нормы ст. 79 нового Закона "Об исполнительном производстве" относительно гражданина-должника конкретизируются в ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, где установлен перечень видов имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, а также в иных федеральных законах.

Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в абз. 1 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание; земельные участки, на которых расположены объекты, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание (в ред. Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>. Указанная норма вступила в силу с 1 февраля 2008 г.); предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает 100 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания (в ред. Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ. Указанная норма вступила в силу с 1 февраля 2008 г.); семена, необходимые для очередного посева; продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности - шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц; топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения; средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество; призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

<4> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4845.

В соответствии с ч. 2 ст. 79 ФЗ "Об исполнительном производстве" и ч. 2 ст. 446 ГПК перечень имущества должника-организации, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, устанавливается федеральным законом. Специального перечня имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание, нет. Законодательством лишь предусмотрена очередность обращения взыскания на имущество должника-организации.

Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Поэтому в данном случае в исполнительном производстве нельзя обратить взыскание на иное имущество должника-учреждения за исключением денежных средств.

Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ установлен относительный иммунитет бюджетов, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта. Данный судебный акт должен предусматривать возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, за исключением случаев, определенных абз. 2 данной статьи.

Так, в Федеральном законе от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ (в ред. от 26 июня 2007 г.) "Об ипотеке (залоге недвижимости)" <5>, в ст. 6 не допускается ипотека имущества, изъятого из оборота, имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, а также имущества, в отношении которого в установленном федеральным законом порядке предусмотрена обязательная приватизация либо приватизация которого запрещена.

<5> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400.

Если предметом ипотеки является имущество, на отчуждение которого требуется согласие или разрешение другого лица или органа, такое же согласие или разрешение необходимо для ипотеки этого имущества.

Решения о залоге недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и не закрепленного на праве хозяйственного ведения, принимаются Правительством РФ или правительством (администрацией) субъекта Российской Федерации.

В ряде случаев другие лица несут субсидиарную ответственность наравне с самим должником. Так, согласно п. 2 ст. 105 ГК РФ и п. 3 ст. 6 ФЗ "Об акционерных обществах" <6> основное общество (товарищество), правомочное давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с ним по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Однако для ее возложения на Российскую Федерацию либо основное общество (товарищество) необходимо судебное решение и исполнительный документ, выданный в отношении данных лиц.

<6> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Согласно Федеральному закону от 13 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <7> обращение взыскания на заложенное имущество производится по решению суда, арбитражного суда или третейского суда, если иное не предусмотрено законом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса.

<7> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <8> (п. 5 ст. 21) не может быть обращено взыскание на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения. Перечень видов такого имущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Конкретного перечня имущества богослужебного назначения не существует. В практике, как правило, не встречались случаи обращения взыскания на имущество религиозных объединений. Логично предположить, что к такому имуществу относятся иконы, крестное знамение, иконостас, алтарь, жертвенник, кадило, агнец и т.д. Наличие имущественного иммунитета в данном случае можно объяснить особым положением религиозных объединений в государстве, а также тем, что обращение взыскания на предметы богослужебного назначения может вызвать широкое недовольство верующих граждан.

<8> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <9> (п. 7 ст. 37) установлено, что не может быть обращено взыскание на определенное имущество сельскохозяйственных кооперативов. А именно: имущество, отнесенное в установленном порядке к неделимым фондам (решением высшего органа управления сельскохозяйственного кооператива), рабочих лошадей и скота, продуктивного и племенного скота и птицы, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов.

<9> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <10> (абз. 6 ст. 7) не может быть обращено взыскание на ценные бумаги депонентов по обязательствам депозитария (депозитарием именуется юридическое лицо, оказывающее услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги; депонентом - лицо, пользующееся услугами депозитария).

<10> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <11> (п. п. 5, 6 ст. 18) запрещает обращать взыскание на средства пенсионных резервов по долгам негосударственного пенсионного фонда (за исключением долгов фонда перед его участниками) и на средства пенсионных накоплений (за исключением долгов фонда перед застрахованными лицами), а также по долгам вкладчиков, страхователя(ей), управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников. Не может быть обращено взыскание по обязательствам негосударственных пенсионных фондов на средства гарантийных фондов, которые вправе создавать фонды или имущество обществ взаимного страхования, в которых вправе участвовать фонды, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной названным Законом деятельности. Также не может быть обращено взыскание согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" <12> по обязательствам Пенсионного фонда РФ, специализированного депозитария или управляющей компании, не связанным с финансированием накопительной части трудовой пенсии, на денежные средства, находящиеся на отдельном банковском счете (счетах) для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений.

<11> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.
<12> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028.

Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" <13> установлен Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, т.е. вещей, ограниченных в обороте.

<13> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 492.

Наиболее сложным представляется вопрос об обращении взыскания на имущество, отнесенное к мобилизационному резерву или имеющее мобилизационное назначение.

Мобилизационные резервы, независимо от места их размещения, входящие в систему государственного резерва организаций, являются на основании ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" <14> федеральным запасом, находятся в федеральной собственности, не подлежат приватизации, не могут использоваться в качестве залога. Обращение взыскания на имущество мобилизационного резерва по долгам юридических лиц действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, сложившаяся практика реализации исполнительных производств указывает на то, что судебный пристав-исполнитель не вправе арестовывать автотранспорт должника-организации, не получив разрешение военного комиссариата с исключением его из имущества мобилизационного назначения. Документами, подтверждающими отнесение имущества к мобилизационному резерву, являются правовые акты Правительства РФ или субъекта РФ.

<14> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

Иммунитет от взыскания в отношении ценных бумаг обусловлен в ряде случаев Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 1999 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции" <15>. Согласно п. 1 Постановления не может быть обращено взыскание:

<15> Вестник ВАС РФ. Специальное приложение. 2005. N 12.

а) на пакеты акций, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и переданные государством (муниципальным органом) в управление Министерству государственного имущества РФ, территориальному органу по управлению государственным имуществом, фонду имущества либо по договору управляющей организации (управляющему), - по долгам соответствующего акционерного общества или органа (организации, лица), которому они переданы в управление;

б) на акции, принадлежащие юридическому или физическому лицу, переданные им по договору в доверительное управление, - по долгам управляющей организации (управляющего). По обязательствам (долгам) собственника таких акций на них может быть обращено взыскание в установленном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 446 ГПК взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на избирательный залог.

К сожалению, не все острые вопросы получили реализацию в нормах нового Закона "Об исполнительном производстве". Очень обще, в частности, выглядит отсылка в ст. 79 Закона к перечню видов имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Место этому перечню, на наш взгляд, именно в данном Законе. Однако ни в самом Законе (хотя бы в виде отсылки), ни в ином самостоятельном акте такого рода правила не получили закрепления.

По нашему мнению, сегодня продолжается работа по совершенствованию правового регулирования исполнительного производства. Необходимо устранить те пробелы, которые еще остались в данной отрасли права, касающиеся имущества, на которое не может быть обращено взыскание, свести воедино разрозненные положения федерального законодательства, так или иначе регулирующего вопросы исполнительного производства, повысить уровень защиты прав граждан и организаций, улучшить эффективность и результативность работы органов принудительного исполнения, обеспечив тем самым стабильность отношений гражданского оборота.