Мудрый Юрист

Влияние трансплантологии на развитие уголовного законодательства Российской Федерации

"Медицинское право", 2008, N 3

Медицина направлена на охрану здоровья, устранение болезней и физических дефектов, поддержание состояния полного физического, душевного и социального благополучия. Трансплантация органов и (или) тканей человека включает в себя ряд медико-психологических и юридических проблем: дефицит донорских органов и тканей, проблема приоритета пациентов, нуждающихся в проведении данной операции, консервативный подход общества к вопросу о согласии на изъятие органов для трансплантации после смерти, определение момента смерти человека как предпосылка к забору органов и (или) тканей, наличие правовой коллизии в законодательстве о трансплантации органов.

Решение всей совокупности проблем в области трансплантологии требует совместных усилий законодательных и правоприменительных органов. С вынесением приговора по уголовному делу в отношении Лирцман И., Правденко Л., Пятничука П., Шагдуровой Б., обвиняемых в незаконном изъятии органа у пациента, смерть которого не была констатирована, связывается дальнейшая судьба всей трансплантологии в стране. 21.12.2006 Верховный Суд РФ оставил в силе оправдательный приговор по делу врачей. Продолжительность рассмотрения данного дела, процесс вынесения окончательного приговора по данному делу подтверждают сложность и многосторонность применения норм Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека".

Уголовным кодексом РФ предусмотрены такие составы преступлений, связанные с использованием органов и тканей человека, как убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. "м" ч. 2 ст. 105 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. "ж" ч. 2 ст. 111 УК РФ); торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей (п. "ж" ч. 2 ст. 127.1. УК РФ).

Убийство с целью использования органов или тканей потерпевшего - новый квалифицирующий признак, и его включение обусловлено следующими причинами.

Наблюдается законодательное закрепление на федеральном уровне условий и порядка изъятия органов и (или) тканей человека для их последующей пересадки реципиенту, что подтверждает принятие ряда нормативно-правовых актов, в числе которых Закон от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека", Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 23.07.1993 N 5487-1 и др. Так, 09.02.2007 Федеральным законом N 15-ФЗ были внесены изменения в ст. 4 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека", согласно которым забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация могут осуществляться не только в государственных, но и муниципальных учреждениях здравоохранения, была исключена ссылка на необходимость осуществления операций по трансплантации в специализированных учреждениях здравоохранения. По мнению Т. Яковлевой, председателя Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья, дело в том, что "на момент принятия Закона о трансплантации муниципальных учреждений в России не существовало... Из-за отсутствия соответствующей нормы относительно таких учреждений вставал вопрос о правомерности действий по изъятию органов у умерших в учреждениях этой категории" <*>.

<*> См.: Краснопольская И. Пошли на поправку // Российская газета. 14.02.2007. N 31. С. 1.

В настоящее время трансплантация органов и (или) тканей человека является высокоэффективным видом оперативного вмешательства. Возможность осуществления подобной операции, наличие определенных успехов в данном направлении усиливают мотивы совершения преступления в целях использования органов или тканей потерпевшего.

Стремление сохранить жизнеспособность трансплантата не должно противоречить требованиям закона, например, органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов <*>.

<*> См.: ст. 9 Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. N 2. Ст. 62.

Реальное действие норм законодательства РФ о безвозмездности оборота предназначенных для пересадки органов и (или) тканей должно подкрепляться соответствующими санкциями за их нарушение. Сравнительный анализ Уголовного кодекса РФ и Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" позволяет сделать вывод о том, что требуется разработка дополнительных вопросов уголовной ответственности в области трансплантологии. В частности:

  1. По Закону о трансплантации органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи, однако незаконный оборот трансплантатов в качестве преступного деяния Уголовным кодексом РФ не предусмотрен <*>.
<*> См.: п. 4 ст. 1 Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. N 2. Ст. 62.
  1. Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется Министерством здравоохранения РФ совместно с Российской академией медицинских наук <*>. В то же время уголовным законом не устанавливается ответственность за незаконное изъятие органов и (или) тканей, не указанных в перечне.
<*> См.: п. 1 ст. 2 Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. N 2. Ст. 62.
  1. Законом о трансплантации ограничен круг живых доноров, что связывается с несовершеннолетием (за исключением случаев пересадки костного мозга), недееспособностью, наличием опасной для жизни и здоровья болезни, служебной или иной зависимости от реципиента <*>. В Уголовном кодексе РФ не предусмотрено в качестве преступного деяния нарушение ограничений круга живых доноров, например, забор органов осуществлен у "нездорового" донора.
<*> См.: ст. 3 Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. N 2. Ст. 62.
  1. Забор и заготовка органов и (или) тканей человека разрешаются только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Уголовным законом не регулируются действия по забору, заготовке и трансплантации органов и (или) тканей человека иными учреждениями. Так, например, Уголовный кодекс РФ предусматривает в качестве состава преступления только незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ). Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами <*>. Однако система трансплантологии, предусматривающая учет возможных доноров, ведение листа ожидания пациентов, регулирование потока изъятых органов не могут находиться в ведении частных лиц.
<*> См.: ст. 56 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 // Российская газета. 2005. N 48.
  1. Трансплантация органов и (или) тканей человека осуществляется с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством <*>. Уголовный закон не расценивает несоблюдение требований по надлежащему оформлению документов, связанных с трансплантацией органов и (или) тканей человека, как преступление, если подобные действия повлекли причинение вреда здоровью человека или его смерть.
<*> См.: ст. 6 Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. N 2. Ст. 62.
  1. Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту <*>. Уголовный кодекс РФ не предусматривает ситуацию, если медицинское учреждение знает о несогласии потенциального донора на изъятие его органов, но пренебрегает им, преступно нацелившись на подобный забор. Подобные случаи весьма допустимы, когда донор находится в бессознательном состоянии или отсутствуют сведения о его родственниках.
<*> См.: ст. 8 Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. N 2. Ст. 62.

Регистрация заявлений о несогласии на изъятие органов и тканей, доступность данных сведений позволяют оперативно решить вопрос о возможной трансплантации без временных и эмоциональных затрат, упорядочивают деятельность хирургов-трансплантологов. В случае утверждения данного порядка целесообразно включить обязанность врача-трансплантолога запросить необходимые данные и ответственность за ее ненадлежащее исполнение.

Объекты трансплантации не могут являться предметами каких-либо сделок. В связи с тем что Уголовным кодексом РФ не предусмотрены в качестве преступления действия по купле-продаже органов и (или) тканей человека с целью трансплантации, необходимо предусмотреть в Уголовном кодексе РФ соответствующие статьи: "Незаконный оборот органов и (или) тканей человека" и "Организация незаконных учреждений, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека".

Объектом данных преступлений выступают общественные отношения, складывающиеся вокруг жизни и здоровья человека по поводу изъятия у него органов и (или) тканей с целью трансплантации, предметом - органы и (или) ткани человека, предназначенные для трансплантации.

Объективную сторону незаконного оборота органов и (или) тканей человека образуют действия, совершенные в нарушение правил, регламентирующих условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека. Предлагаемый состав преступления выражается в действиях по незаконному приобретению, хранению, перевозке или пересылке в целях сбыта, незаконному сбыту органов и (или) тканей человека.

Чтобы пресечь попытки передачи людьми своих органов и (или) тканей за вознаграждение, целесообразно, если в качестве субъектов данного преступления выступят не только лица, которые неправомерно получили трансплантат, но и сами доноры.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Осознание виновным того, что орган и (или) ткани человека включены в перечень органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации, подлежащих контролю в России, не требуется, достаточно общего представления о том, что это является органом или элементом ткани человека. Мотивы преступления - корыстные побуждения, например извлечение положительной материальной выгоды, избавление от материальных затрат и т.п.

Квалифицирующий признак "использование своего служебного положения" предполагает, что субъектом преступления является любой медицинский работник. Достаточно того, что служебное положение позволяет этому лицу использовать его для выполнения действий, образующих объективную сторону преступления. Однако в каждом случае необходимо устанавливать объем и характер служебных прав и обязанностей лица, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях, инструкциях, поскольку в отношении должностных лиц требуется дополнительная квалификация действий виновных по ст.ст. 285, 286 Уголовного кодекса РФ.

Купля-продажа органов и (или) тканей человека запрещена. Лицо, желающее заработать на своем здоровье, рискует лишиться другого, не определенного "сделкой" органа, получить инвалидность, на что он своего согласия, разумеется, не давал. Подобные операции зачастую проводятся в нелегальных условиях, поскольку незаконны. Следствием несоблюдения элементарных санитарно-гигиенических требований к помещениям, где располагаются подпольные операционные, может стать заражение всего организма оперируемого донора.

Обязательным признаком организации незаконных учреждений, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека, является специальная цель - коммерческая, т.е. оказание платных трансплантологических услуг.

Объективная сторона данного преступления характеризуется совершением одного (нескольких) альтернативных действий: организация учреждения по трансплантации органов и тканей человека, не входящего в перечень учреждений здравоохранения, имеющих право производить подобные операции, руководство таким учреждением или входящими в него структурными подразделениями, участие в работе данных учреждений. При этом медицинское учреждение должно обладать внутренней организацией.

Под организацией учреждения по незаконному забору, заготовке и трансплантации органов и (или) тканей человека понимается деятельность по созданию и обеспечению функционирования соответствующего учреждения, например приобретение, выделение, наем помещения, финансирование его ремонта, приспособление для пользования им многократно и многими лицами, обеспечение донорским материалом и др. Руководство учреждениями для незаконного забора, заготовки и трансплантации органов и (или) тканей человека характеризуется осуществлением управленческих функций. Участие в работе данного учреждения выражается в двух формах: непосредственное вхождение в его состав и работа по обеспечению его деятельности.

Преступление, предусмотренное предлагаемой статьей, совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что создает незаконное учреждение, либо руководит им, либо участвует в его деятельности, несмотря на то что оно не предусмотрено законом.

Преступления имеют формальный состав и считаются оконченными с момента совершения действий, описанных в их диспозиции.

Появление рассматриваемого вида преступного бизнеса должно усилить в будущем действие уголовно-правового регулирования общественных отношений в сфере трансплантологии и его постоянное совершенствование. Принципы государственной политики в отношении донорских органов и тканей человека требуют устранения существующих коллизий и восполнения правовых пробелов, и предлагаемые составы преступлений смогут сыграть свою роль в укреплении законности в данном направлении.

Аспирант кафедры

уголовно-правовых дисциплин

юридического факультета

Астраханского технического

государственного университета,

помощник судьи

Красноярского районного суда

Астраханской области

Н.А.ГОРБУНОВА