Мудрый Юрист

Гражданское общество и неправительственные организации: внутригосударственный и международно-правовой статус

Лысенко В.В., доцент кафедры Института истории, государства и права Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, кандидат юридических наук (г. Тирасполь).

Процесс становления гражданского общества находится в пропорциональной зависимости от участия в нем общественности, от уровня правосознания людей и их способности реализовать одно из основополагающих прав человека - право на объединение, право создавать общественные объединения и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Важной составной частью гражданского общества являются общественные объединения <1>, которые выступают в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом. Общее между всеми объединениями состоит в том, что все они, являясь формой реализации основных прав и свобод человека и гражданина, выступают одной из организационных форм демократии.

<1> Под общественным объединением в данной статье подразумевается добровольное, неполитическое, негосударственное, некоммерческое формирование лиц, законно реализующее право на свободу объединения.

Представление о гражданском обществе прошло длительную эволюцию и стало широко распространяться с провозглашением Декларации прав человека и гражданина в период французской буржуазной революции XVIII в. Впервые термин "гражданин" употребил Аристотель, однако объектами изучения гражданское общество и гражданин стали значительно позже. Гражданское общество заняло значительное место в трудах Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Г. Гегеля, И. Канта, В. Гумбольдта и др. Именно эти мыслители впервые попытались разделить отношения в пределах единого общества на два типа: государственные и негосударственные, политические и неполитические.

В современной зарубежной и отечественной литературе гражданское общество является одной из центральных проблем: ведь речь при этом идет, как свидетельствует видный западный политолог Р. Дарендорф, об одном из трех китов (economic opportunity - civil society - political liberty), на которых стоит западное общество <2>.

<2> См.: Darendorf R. Economic opportunity, Civil Society and Political Liberty. UNRI for Social development. March 1995. P. 23.

Гражданское общество имеет свою достаточно сложную внутреннюю структуру. Для него характерно наличие в основном не вертикальных, как в государстве, иерархических связей, а горизонтальных, главным образом невластных соединений. Последние весьма разнообразны и образуют, на наш взгляд, три слоя. Фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Прежде всего это экономические отношения, основанные в ряде случаев на экономическом плюрализме, многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Второй слой - это социальные, культурные и духовные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Третий, верхний, слой гражданского общества - общественно-политический. Это отношения, возникающие в связи с удовлетворением общественно-политических интересов и свобод путем участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, объединениях.

В научной литературе подчеркнута связь гражданского общества с общественными объединениями. При этом в содержание понятия гражданского общества входят общественные объединения, которые выступают как определяющие компоненты характеристики этого общества <3>.

<3> См.: Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 16.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что общественные объединения являются наиболее характерным признаком гражданского общества, ибо большинство их воплощают собой то, что может быть названо гражданскими инициативами.

В демократической общественно-политической системе гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой. Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизнедеятельности, но, естественно, не всех. Государству необходимо отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание на те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано выполнять свои изначальные функции: охрана правопорядка, оборона, законотворчество, защита прав человека и гражданина, внешняя политика, бюджет, экология, связь, транспорт и т.д. По мере развития гражданского общества должен проявляться плюрализм действующих в нем политических сил. Чем более оно развито, тем в большей мере способно не допустить монополизацию политической власти, дать отпор любым авторитарным посягательствам. Чтобы "демократия была действенной, нужен плюрализм гражданского общества" <4>.

<4> Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократия и проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. 1990. N 9. С. 73.

Более того, существует целый ряд институтов, которые занимают маргинальное положение, частично переплетаются с государственными структурами, а частично - с гражданским обществом. Примером может служить правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Для политических партий характерно изменчивое, "плавающее" местопребывание в системе социальных и политических институтов. Как общественные объединения они, несомненно, относятся к гражданскому обществу, выражают интересы определенных общественных слоев и защищают их перед государством. Это наглядно проявляется, когда партии находятся в оппозиции к господствующему режиму. Когда же партия приходит к власти, функция ее изменяется. Чем глубже процесс огосударствления захватывает партийные структуры, тем в меньшей степени они остаются частью гражданского общества, все более отдаляясь от него.

Среди наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны, на наш взгляд, можно назвать следующие:

Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно сделать вывод, что гражданское общество - это система обеспечения жизнедеятельности различных сфер общества, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных. В идеале гражданское общество - это общество социального многообразия и взаимной терпимости, добровольной социальной кооперации, развитой культуры общественного диалога и выражения общественного мнения. Это общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.

Весь мировой исторический опыт доказывает: уровень развития демократии зависит от того, в какой степени развито гражданское общество, а стабильность демократического процесса - от того, в какой мере политические институты отражают потребности гражданского общества, своевременно реагируют на протекающие в нем процессы.

В западной литературе общественные объединения, которые не преследуют политическую цель в своей деятельности, носят название "неправительственные организации", или сокращенно НПО (nongovernmental organization) <5>.

<5> См.: Gies D.L., Steven Ott J., Shafritz Jay M. The nonprofit organizations. CA, 2002. P. 67; Neilsen Waldemar. The endangered Sector. NY, 1979. P. 34; O'Conell Brian. Nongovernment organizations. Washington, 1988. P. 56.

Этот термин был введен в оборот в 1945 г. Уставом ООН, впоследствии закреплен в целом ряде международных документов и воспринят внутренним законодательством многих государств. Определение "неправительственной организации" отображает главную особенность их призвания: отражать интересы и чаяния общественности, а не позиции правительств <6>.

<6> Существуют разные термины, в частности "ассоциации", "добровольные организации", "общественные организации". В связи с усилением демократических процессов в мире в последнее время появился еще один термин - "организация гражданского общества". В отечественной науке по-прежнему отдается предпочтение терминам "общественные объединения" и "общественные организации". Большинство авторов не видят существенных различий между всеми этими терминами. Однако нередко в нормативных актах термин "общественное объединение" автоматически заменяется термином "некоммерческая организация", что ведет к смешению разных категорий общественных организаций.

Многие авторы относят общественные объединения (отмечая в них еще негосударственный и некоммерческий признак) к понятию "третий сектор". Третий сектор - это особый общественный институт, образуемый совокупностью негосударственных некоммерческих организаций, которые своей деятельностью обеспечивают некую часть социального воспроизводства. Третий сектор - сегодня, пожалуй, наиболее распространенное собирательное название для многочисленных и чрезвычайно разнообразных некоммерческих организаций и групп, не ставящих своей задачей получение прибыли. Этим наименованием, заимствованным из западной терминологии, подчеркивается его отличие от первого сектора - публичной власти и политических партий, борющихся за власть, и второго сектора - предприятий и фирм, создаваемых для получения прибыли.

История третьего сектора в западных странах уходит далеко в прошлое. Мощное новое направление развития неправительственного сектора в Европе и Америке было задано в конце 60-х - начале 70-х годов XX в. и ознаменовало собой утверждение новых демократических принципов и преобразований в общественном укладе. В Советском Союзе также существовал общественный сектор, имелись определенный опыт и история развития общественных организаций. К ним относились профсоюз, комсомол, творческие союзы писателей, композиторов, дружины по охране природы и по охране правопорядка, общества трезвости, общество юных пожарников, юннатские кружки, самодеятельно-художественные коллективы и т.д. Традиционно страной с наиболее развитым негосударственным некоммерческим сектором считается США. В начале XXI в. там насчитывалось более 2 млн. неприбыльных организаций. Значительного развития третий сектор достиг в Великобритании. По официальным данным, до половины взрослого населения страны в той или иной форме принимают участие в организованной добровольческой работе. Возросшую роль добровольческого сектора многие исследователи объясняют двумя причинами: сокращением государственных социальных расходов и соответственно государственной помощи нуждающимся, ростом ожиданий и активности граждан.

Как упоминалось уже выше, общественные объединения называются "неправительственные организации". Научный сравнительно-правовой анализ международных документов дает достаточные основания для выделения следующих сущностных элементов понятия и юридического статуса общественных объединений. Позволить отличить общественное объединение от любого другого помогут признаки/характеристики, присущие данному институту гражданского общества:

<7> См.: Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. М.: Наука, 1972. С. 24 - 27.<8> См.: Зайцева Е.В. Общественные объединения в системе российского общества: конституционно-правовые вопросы. Тверь, 1992. С. 32; Основы теории политической системы. М., 1985. С. 38.

Сюда также относят следующие характеристики:

Общественные объединения - полноценные субъекты права, однако имеются особенности их правового регулирования в зависимости от организационно-правовых форм и видов. Вместе с тем они обладают специальной правоспособностью, т.е. вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в их уставе. Очень важна административная правосубъектность общественных объединений, правильное регулирование в них трудовых отношений, внимательное ведение дел как налогоплательщика. Изменения в общественно-политическом и экономическом устройстве многих государств обусловили бурное развитие законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений и некоммерческих организаций. Количество законов и подзаконных актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность этих структур, исчисляется сотнями, а сами эти нормы относятся к различным отраслям законодательства.

Большинство государств СНГ продвинулось далеко вперед в развитии некоммерческого законодательства со времен, когда единственным законом, напрямую регулирующим некоммерческие организации, был Закон "Об общественных объединениях".

В 1991 - 1992 гг. все новые независимые государства - бывшие республики СССР приняли схожие Законы "Об общественных объединениях". В дальнейшем ряд государств СНГ принял новые редакции Законов "Об общественных объединениях" - Россия (1995), Казахстан (1996), Таджикистан (1998), Молдова (1996), Армения (2001), Туркменистан (2003), в которых были разрешены отдельные вопросы их правового статуса. Например, многие обновленные законы перестали регулировать статус политических партий и позволили иностранным гражданам выступать учредителями и членами отдельных ассоциаций.

Несмотря на прогресс законодательство многих государств СНГ для общественных объединений сохраняет ряд серьезных проблем:

С развитием гражданского общества только Закона об общественных объединениях стало уже недостаточно для решения острых проблем и дальнейшего развития третьего сектора, и многие государства начали разрабатывать и принимать законы, регулирующие отношения третьего сектора. В настоящие время все государства СНГ приняли Гражданские кодексы, которые содержат разделы, создающие правовую основу для образования как некоммерческих организаций, основанных на членстве (общественные объединения), так и некоммерческих организаций, основанных на выделении имущества и не имеющих членства (фонды). Некоторые государства СНГ (например, Российская Федерация, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан) приняли общие Законы, регулирующие некоммерческие негосударственные организации в различных организационно-правовых формах, в том числе общественные объединения и фонды.

В Российской Федерации существует достаточно прогрессивное и развитое законодательство в сфере деятельности общественных объединений. Основным стимулом и началом современного этапа становления законодательства об общественных объединениях и иных негосударственных некоммерческих организациях послужило закрепление права на объединение в ст. 30 Конституции РФ 1993 г. <9>. Главными законами в этой сфере являются Федеральные законы "Об общественных объединениях" (1995 г.), "О некоммерческих организациях" (1996 г.). Эти Законы создают эффективное и достаточное правовое регулирование образования и деятельности общественных объединений. Отдельные аспекты регулируются Федеральными законами "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (1996 г.), "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (1995 г.), "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1995 г.) и др.

<9> Основные аспекты содержания права на объединение применительно Конституции РФ и законам подробно освещены С.А. Авакьяном, А.А. Алиевым, В.З. Гущиным, А.А. Дарковым, Д.А. Малым и рядом других авторов.

Действующие в России общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам и т.п., что делает актуальной разработку аналитической классификации общественных объединений в РФ. На наш взгляд, подобная типология выполняет важную роль в систематизации и упорядочении всей структуры общественных объединений в стране.

В зависимости от критериев классификации можно выделить следующие виды общественных объединений в РФ:

Такая классификация наверняка не является исчерпывающей и может быть названа условной. Тем не менее она позволяет разобраться в структуре и огромном множестве российских объединений граждан, выделить отдельные виды и дать представление об их реестре.

Наряду с выработкой понятия "общественное объединение" важное теоретическое и практическое значение играет определение международной неправительственной организации (МНПО).

Международные неправительственные организации, будучи особой формой международного общения, являются предметом изучения и исследования различных научных дисциплин - международного права, политической науки, истории, социологии и т.д. Начиная с 1970-х годов исследования неправительственных организаций оформляются в относительно самостоятельное комплексное научное направление, хотя, вплоть до сегодняшних дней, МНПО рассматривают и в контексте исследований международных межправительственных организаций. Это связано прежде всего с тем, что до 1990-х годов неправительственным организациям отводилась второстепенная роль по сравнению с международными межправительственными организациями.

Обратимся к вопросу о возникновении и эволюции неправительственных организаций. Как отмечают некоторые исследователи, "тенденция развития международного сотрудничества по негосударственной линии наметилась еще в глубокой древности, хотя в ту пору оно и имело весьма ограниченные масштабы: определялись места традиционных торговых ярмарок, происходили встречи ученых и т.д." <10>. Как следствие возрастающие потребности в международном общении привели к тому, что количество неправительственных контактов множилось, а формы их усложнялись и видоизменялись.

<10> Коваленко И.И. Международные неправительственные организации. М., 1976. С. 6.

Несмотря на то что точные сведения о первых международных встречах такого характера не дошли до нас, некоторые документальные свидетельства, которые относятся к более позднему периоду, имеются. Так, первый конгресс, документально подтвержденный, был встречей медиков, которая состоялась в Риме с 10 марта 1681 г. по 8 июля 1681 г. и собрала 46 ученых из разных стран <11>.

<11> См.: Коваленко И.И. Международные неправительственные организации. М., 1976. С. 7.

Международные неправительственные организации как международно-правовое явление международных отношений возникли в силу социальной потребности, которая родилась в результате промышленной и научно-технической революции. Они возникли в Европе и Северной Америке в середине XIX столетия, а их сфера деятельности распространялась на самые различные области. Наряду с пацифистскими и религиозными неправительственными организациями создавались организации филантропического характера, а одной из первых постоянных научных МНПО была европейская ассоциация по геодезии, созданная в 1862 г.

По мнению западных авторов, причины возникновения международных неправительственных организаций коренятся в частной инициативе выдающихся личностей, которые "прониклись духом времени". Бельгийский исследователь Л. Вернье писал: "В большей степени, чем дипломаты и другие правительственные чиновники, определенную потребность своего времени чувствовали люди, хотя и не имевшие на то каких-либо официальных мандатов или полномочий, но посвятившие себя созданию международных неправительственных ассоциаций. Это происходило в самых различных областях: научной, экономической, культурной и филантропической" <12>.

<12> Цит. по: Коваленко И.И. Указ. соч. С. 139.

Распространенной современной формой неправительственного сотрудничества закономерно считаются конгрессы и конференции, которые являются не только предысторией создания международных неправительственных организаций, но и широко используются в нынешней практике МНПО.

Определение правовой природы международных межправительственных организаций, юридических основ их образования - весьма противоречивый вопрос для выработки единого мнения. Объясняется это тем, что с ним связаны и другие вопросы: определение правомочности включения МНПО в круг субъектов международного права, наличие у МНПО международной правосубъектности, объем их правоспособности и дееспособности и др.

Вопрос об определении понятия "международной неправительственной организации" до сих пор активно обсуждается в научной литературе. Сложности выработки единого понятия "неправительственной организации" сопряжены с рядом факторов. Во-первых, в группу неправительственных организаций входят слишком разнообразные международные организации. Это не только организации, занимающиеся общественной деятельностью, но и такие организации, которые занимаются специальными вопросами. Во-вторых, национальные законодательства по-разному и неоднозначно определяют это явление, да и по-разному называют, по сути, одно и то же явление, не говоря уже о неоднозначном определении его правового статуса и правосубъектности.

Таким образом, отсутствие общепринятого понятия затрудняло долгие десятилетия введение этого термина в научный оборот. При этом в кругах самих международных неправительственных организаций, в их документах и информационных материалах этот термин прочно присутствует. Он также содержится в резолюциях и конвенциях международных межправительственных организаций (например, в резолюциях Экономического и Социального Совета ООН, в Директивах, касающихся отношений ЮНЕСКО с неправительственными организациями, в Европейской конвенции о признании международных неправительственных организаций субъектами права и др.).

Известный юрист Б. Стошич, профессор Женевского университета, считал, что понятие "неправительственной организации" неточно и поэтому предпочтительнее называть эту группу организаций термином "международные общественные организации", которое и отражает их сущность. По мнению профессора Парижского университета М. Мерля, международная неправительственная организация представляет собой "транснациональное явление", осуществляющее "транснациональную солидарность". Он полагал, что основной функцией таких организаций будет содействие "примирению враждующих идеологий". Среди других функций профессор М. Мерль называл функцию подмены (т.е. МНПО будет брать на себя выполнение общемировых задач от имени всего мирового сообщества) и функцию связи и сотрудничества (т.е. осуществления связи между частной и общественной инициативой при разрешении проблем исключительно международного характера) <13>.

<13> См: Коваленко И.И. Указ. соч. С. 152.

Вопросы образования и деятельности МНПО решаются в соответствии с положениями норм национального права. В связи с этим на первоначальном этапе своего создания МНПО не являются субъектами международного права, поэтому вопрос об их международно-правовой правосубъектности не стоит. На этой позиции стоят сторонники теории, согласно которой МНПО образуются в соответствии с нормами национального права и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права (С.Б. Крылов, Л.А. Моджорян, Н.А. Ушаков и другие). По утверждению других (В.М. Шуршалов, В.В. Кравченко) МНПО не являются субъектами международного права, а выступают субъектами международных отношений. Согласно третьей теории (И.А. Макарова, И.Б. Малкина, Т.Н. Нешатаева) действующие МНПО могут считаться субъектами международного права, а соответственно можно ставить вопрос об их правосубъектности. Указанные авторы предлагают считать правосубъектность таких организаций ограниченной специальным объемом прав и обязанностей, закрепленных в нормах международного права <14>.

<14> См. подробнее: Подшибякин С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций. М., 2004. С. 48 - 49.

Важным аргументом за использование термина "неправительственная организация" является и то, что он упоминается и используется в документах международных организаций, как межправительственных, так и неправительственных. Прежде всего, этот термин присутствует в Уставе ООН, что дает право специалистам утверждать, что статус признания это понятие приобретает с 1945 г., когда был принят Устав ООН. Статья 71 Устава ООН гласит: "Экономический и Социальный Совет уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть условлены международными организациями, а в случае надобности, с национальными организациями после консультации с заинтересованным Членом Организации" <15>.

<15> Устав ООН (ст. 71). Цит. по изданию Департамента общественной информации ООН "Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда".

Отметим также, что п. 4 ст. XI Устава Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры гласит: "Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки, и культуры может принимать надлежащие меры для облегчения консультаций и обеспечения сотрудничества с международными неправительственными организациями, занимающимися вопросами, входящими в круг ее ведения. Она может приглашать их выполнять некоторые определенные задания, относящиеся к области их деятельности. Это сотрудничество может также осуществляться путем участия представителей указанных организаций в работах совещательных комитетов, образованных Генеральной конференцией" <16>.

<16> Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры // Цит. по: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные документы. Издание 2006 г., включающее тексты документов и изменения, принятые Генеральной конференцией на 33-й сессии (Париж, 2005 г.). Париж, 2006. С. 20.

Для уточнения понятия "международная неправительственная организация" Экономический и Социальный Совет ООН принял ряд резолюций. Обратимся к тексту этих резолюций и проследим, как они определяют МНПО. В резолюции N 288(X)B, принятой Советом 27 февраля 1950 г., отмечается, что "любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией" <17>. При этом членом такой организации могут быть и правительства, и правительственные органы, и правительственные чиновники.

<17> Резолюция ЭКОСОС ООН 288(X)B от 27 февраля 1950 г.

Комитет ЭКОСОС по неправительственным организациям <18>, который был создан резолюцией Совета N 3(II) от 21 июня 1946 г., установил в качестве дополнительного критерия для признания МНПО в этом качестве то, что международной считается такая организация, которая имеет отделения по крайней мере в трех странах.

<18> Комитет ЭКОСОС по неправительственным организациям состоит из 19 членов, избираемых на основе географического представительства: пять членов от африканских государств, четыре - от стран Латинской Америки и Карибского бассейна, два члена от восточноевропейских государств, 4 - от западноевропейских и других государств. Избираются они на четыре года. Комитет заседает ежегодно в течение трех недель и также проводит информационные заседания с целью разъяснений для неправительственных организаций, обладающих консультативным статусом.

Союз международных ассоциаций разработал и передал ЮНЕСКО проект международного договора о МНПО. Согласно этому документу любая МНПО обладает рядом признаков:

<19> См.: Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1974. С. 296 - 297.

Согласно Директивам, касающимся отношений ЮНЕСКО с неправительственными организациями, которые были приняты на 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, неправительственная организация - это любая организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения, причем ее цели, роль и функционирование должны быть неправительственными и некоммерческими по своему характеру <20>. В юридической литературе даются и другие определения неправительственной организации - самоорганизованное объединение представителей общественности различных стран, созданное в соответствии с национальным законодательством для достижения целей и задач развития гражданского общества и международных отношений, действующее в соответствии с общепризнанными принципами Устава ООН и нормами международного права на территории двух и более государств и обладающее консультативным статусом <21>.

<20> См.: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные документы. Издание 2006 г., включающее тексты документов и изменения, принятые Генеральной конференцией на 33-й сессии (Париж, 2005 г.). Париж, 2006. С. 167.
<21> См.: Подшибякин С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций. М., 2004. С. 139.

Еще одной межправительственной организацией, у которой свои, не менее значительные, достижения в области сотрудничества с неправительственными организациями, является Совет Европы. Важным документом Совета Европы по вопросам НПО является Европейская конвенция о признании правосубъектности международных неправительственных организаций. Данная Конвенция вступила в силу 1 января 1991 года. Она призвана способствовать деятельности неправительственных организаций в Европе посредством разработки и систематизации правил об условиях признания этих организаций юридическими лицами. Европейская конвенция о признании правосубъектности международных неправительственных организаций определяет формы организации МНПО, устанавливает их права и обязанности, уточняет требования, с соблюдением которых организация может считаться международной неправительственной и закрепляет механизм, правила и условия, в соответствии с которыми признается МНПО.

В апреле 2003 г. Совет Европы принял еще один документ, важный для разрешения вопроса о международной правосубъектности МНПО. Речь идет о принятом Комитетом Министров СЕ документе под названием "Основополагающие принципы неправительственных организаций в Европе", который устанавливает принципы и механизмы, способствующие созданию национальных НПО, и которые должны найти свое отражение в национальной доктрине. Документ носит рекомендательный характер и в нем особенно подчеркивается, что законодательство по неправительственным организациям должно разрабатываться в сотрудничестве с самими организациями.

Анализ правового статуса МНПО, их участия в международных отношениях, дает основание полагать, что в настоящее время ООН, Совет Европы и другие международные организации достаточно серьезно подходят к вопросу использования возможностей МНПО для решения международных проблем. На наш взгляд, окончательно решить вопрос о правовом статусе МНПО, а следовательно, и о правомерности отнесения их к субъектам международного права, можно путем принятия международного документа (в форме резолюции или конвенции), содержащего основные положения и понятие МНПО, требования, предъявляемые к ним для получения консультативного статуса, а также определяющего их компетенцию, деятельность персонала, иммунитеты и ответственность.

Подводя некоторые итоги, можно сделать вывод о том, что движение по пути к гражданскому обществу и правовому государству может быть плодотворным при условии вовлечения в него широкого спектра общественных структур, охватывающих основные слои населения. Вопросы статуса и деятельности неправительственных организаций и их месте в гражданском обществе отражаются в основе глобальных общественных изменений, которые происходят сегодня во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества в скором будущем.

Вопросы реализации права на объединение, правового регулирования и статуса общественных объединений актуальны не только с точки зрения национальных законодательств, но и принятых международно-правовых документов. Сравнительное исследование внутригосударственного и международно-правового содержания права на объединение позволяет правильно оценивать тенденции развития общественно-политической системы общества, воплощение демократических институтов. Мировая история наглядно показывает возрастающее значение общественных объединений, оказывающих серьезное воздействие не только на внутреннюю и внешнюю политику государства, но и в целом на международные отношения. Многие международно-правовые акты закрепили и тем самым признали важную роль общественных объединений в защите прав человека, в гуманитарной деятельности на национальном, региональном и международном уровнях и подчеркнули важность сотрудничества между правительствами и общественными объединениями.

Анализируя научную литературу, можно выделить определенные причины увеличения числа МНПО и изменения их роли в мире: появление новых глобальных проблем, для решения которых уже недостаточно возможностей государств и международных межправительственных организаций; многообразие возникших связей между народами, которые для своего адекватного выражения нуждаются в новых международных институтах; усиление демократических процессов в сфере внутренних и международных отношений государств, проявлением которых является желание сделать общество более открытым и демократичным <22>.

<22> См.: Подшибякин С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3.

Другие исследователи среди таких причин увеличения числа международных неправительственных организаций и тенденции их дальнейшего роста называют: трансформацию в сфере национальных интересов государств (переход от государственных интересов, суверенитета к общечеловеческим ценностям, таким как права человека, здравоохранение и защита окружающей среды); возрастающее желание отдельных индивидуумов во всем мире увеличить контроль над процессами принятия решений в вопросах, которые затрагивают их жизненные интересы; расширение возможностей трансграничных связей и деятельности общественности разных стран, а также возможностей технологического прогресса <23>.

<23> См.: Киреева Т.А. Неправительственные организации в системе международных отношений: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. С. 3 - 4.

Еще одним немаловажным фактором, влияющим на развитие современных международных неправительственных организаций, является та роль, которую такие организации оказывают на мировые политические процессы. Это выражается в том числе и в том, что Генеральная Ассамблея ООН нередко обращалась и обращается к МНПО с призывом содействовать усилиям ООН и ее государств-членов, направленным на разрешение разнообразных задач в политической области. Эта роль заключается в том, что "МНПО активно воздействуют на происходящие в мире процессы в качестве выразителей мирового общественного мнения" <24>.

<24> ООН и современные международные отношения / Отв. ред. докт. юрид. наук Г.П. Жуков. М.: Наука, 1986. С. 243.