Мудрый Юрист

Предмет договора транспортной экспедиции

Каменков В.С., Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, Председатель ОО "Белорусский республиканский союз юристов".

Вопрос о предмете договора транспортной экспедиции не является среди практикующих юристов и других правоведов простым или односложным. Одни почему-то считают, что предмет этого договора четко определен в законодательстве и состоит из услуг, оказываемых экспедитором. О другой стороне договора, ее правах и обязанностях при этом забывается.

"Предмет договора транспортной экспедиции - услуги, связанные с перевозкой груза. Перечень возможных оказываемых услуг изложен в п. 1 ст. 755 ГК. Они подразделяются на основные и дополнительные" <1>.

<1> Колбасин Д.А. Гражданское право. Особенная часть: Учеб. пособие. Минск: Амалфея, 2006. С. 317.

"Предмет договора - услуги, связанные с перевозкой груза. Ими могут быть как юридические, так и фактические действия" <2>.

<2> Гражданское право: Учебник / Под ред. С.П. Гришаева. М.: Юристъ, 1998. С. 336.

Другие частично исправляют эту ошибку, указывая на комплекс прав и обязанностей обеих сторон договора.

"Предметом договора экспедиции является деятельность по отправке и получению грузов по заданию клиента" <3>.

<3> Романович А.Н. В кн.: Гражданское право БССР. Том II / Под ред. В.Ф. Чигира. Минск: Изд-во БГУ, 1977. С. 224.

"Предмет договора транспортной экспедиции составляет совокупность услуг, оказываемых экспедитором, и действия клиента, направленные на возмещение расходов экспедитора и уплату вознаграждения" <4>.

<4> Нестерчук Ю. Договор транспортной экспедиции // ЭЖ-Юрист. 2006. N 14.

"Предметом договора транспортной экспедиции являются отношения по предоставлению услуг, связанных с организацией перевозки груза и, возможно, оказанием дополнительных услуг, необходимых для обеспечения надлежащей его доставки и тому подобного" <5>.

<5> Комментарий к Гражданскому кодексу Украины. Том II / Под ред. разработчиков проекта ГК А. Довгерта, Н. Кузнецовой, А. Подопригоры и др. Харьков: ООО "Одиссей", 2005. С. 687.

"Предметом договора транспортной экспедиции (в части обязательств на стороне экспедитора) являются выполнение или организация выполнения экспедитором разнообразных операций и услуг, связанных с перевозкой груза, а его целью - обеспечение (обслуживание) процесса перевозки груза".

Рассуждая о предмете договора транспортной экспедиции, не следует забывать о его двустороннем и взаимном характере. Данное обстоятельство предопределяет необходимость включения в предмет этого договора не только действий экспедитора по выполнению или организации выполнения соответствующих услуг, связанных с перевозкой груза, но и действий клиента по возмещению экспедитору понесенных им расходов (он ведь исполняет свои обязательства "за счет другой стороны"), а также по уплате экспедитору причитающегося ему вознаграждения.

Представляется также, что необходимо вести речь о различных вариантах предмета договора, которые дают разные модели (виды) договора транспортной экспедиции. В самом деле, нельзя не видеть разницы между следующими договорами транспортной экспедиции. В одном случае экспедитор принимает на себя обязательство организовать перевозку груза, и в этих целях ему предоставляются правомочия заключать сделки и совершать иные как юридические, так и фактические действия. А в другом - обязательство экспедитора сводится к сопровождению груза, доставляемого на основании договора перевозки, заключенного автотранспортной организацией непосредственно с клиентом, на станцию железной дороги и сдаче его перевозчику от имени клиента и по его доверенности <6>.

<6> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4. М.: Статут, 2003. С. 653.

Третьи полагают, что услуга по перевозке груза экспедитором не может входить в предмет договора транспортной экспедиции. "С нашей точки зрения, оказание услуги по перевозке грузов не является предметом договора транспортной экспедиции ни при каких условиях. Хотя ст. 801 ГК и содержит открытый перечень транспортно-экспедиционных услуг, все эти услуги являются производными от договора перевозки груза. Если целью договора перевозки является предоставление услуги по перемещению груза в пространстве, то целью договора транспортной экспедиции является предоставление услуг по освобождению грузоотправителя (грузополучателя) от несвойственных ему функций по организации и обеспечению перевозки. Заключение сторонами смешанного договора, сочетающего в себе элементы договора перевозки грузов и транспортной экспедиции, не влечет за собой смешения двух различных правовых институтов..." <7>.

<7> Морозов С.Ю. К вопросу о соотношении договоров транспортной экспедиции и перевозки грузов // Транспортное право. 2003. N 2.

И далее С.Ю. Морозов указывает: "Ошибочность позиции В. Витрянского, как нам представляется, заключается в том, что автор слишком широко трактует предмет договора транспортной экспедиции, включая в понятие "организация перевозки грузов" перевозку груза собственными средствами. Такая точка зрения не соответствует действующему законодательству. Так, п. 1 ст. 801 ГК РФ относит к предмету договора транспортной экспедиции выполнение или организацию услуг, связанных с перевозкой. Сама перевозка, как известно, в предмет договора транспортной экспедиции не входит, а потому не может быть одним из его элементов. Кроме того, следует обратить внимание на то, что законодатель, определяя предмет договора транспортной экспедиции, подчеркивает отличие обязанности транспортного экспедитора по выполнению и по организации услуг. Это отличие выражено союзом "или". Исходя уже из этого, выполнение услуги по перевозке груза нельзя считать составной частью обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом" <8>. Солидаризируясь с указанным автором, можно в подтверждение этого мнения привести и аргумент белорусского законодателя: экспедитор вправе "осуществлять перевозку груза собственным транспортом. В этом случае экспедитор заключает с клиентом договор транспортной экспедиции и договор перевозки груза" (ст. 23 Закона ТЭД).

<8> Там же.

Отдельные же авторы полагают, что с предметом договора транспортной экспедиции еще предстоит разобраться как с не разработанным до конца понятием. "Одной из актуальных практических проблем, требующих своего решения, является неразработанность понятия транспортно-экспедиционной деятельности. Дело в том, что именно транспортно-экспедиционная деятельность составляет предмет договора транспортной экспедиции" <9>.

<9> Данилина И.Е. Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения // Транспортное право. 2005. N 2.

Приведенные мнения позволяют сделать вывод, что предметом договора транспортной экспедиции является совокупность отношений (прав и обязанностей его сторон), складывающихся между сторонами (участниками) этого договора.

Постараемся подробнее раскрыть эту совокупность.

Гражданские кодексы и белорусский, и украинский, и российский действительно не содержат понятия "транспортно-экспедиционная деятельность" и "транспортно-экспедиционная услуга". Но ГК, в частности белорусский, содержит примерный перечень основных прав и обязанностей этого договора: "одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза" (п. 1 ст. 755). Примерно аналогичное содержание правовых норм и в ГК Украины (ст. 929) <10>, и в ГК Российской Федерации (ст. 801) <11>.

<10> Науково-практичний коментар Цивiльного кодексу Украiни: У 2 т. 2-е вид., перероб. i доп. / За ред. О.В. Дзери (кер. авт. кол.), Н.С. Кузнецовоi, В.В. Луця. К.: Юрiнком iнтер, 2006. Т. II. С. 551.
<11> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 26.06.2007, с изм. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

Хозяйственный кодекс Украины (ХК Украины) немного подробнее раскрывает смысл этих понятий: "По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортного экспедирования может быть установлена обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза, обеспечивать отправление и получение груза, а также выполнение других обязательств, связанных с перевозкой.

Договором транспортного экспедирования может быть предусмотрено оказание дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его загрузка и разгрузка, уплата таможенной пошлины, сборов и расходов, возложенных на клиента, хранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и т.п.).

Плата по договору транспортного экспедирования осуществляется по ценам, которые определяются в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса (ст. 316)" <12>.

<12> Хозяйственный кодекс Украины. Харьков: ООО "Одиссей", 2006. 256 с.

А вот в белорусском Законе ТЭД раскрываются и определения транспортно-экспедиторской деятельности и услуги: "Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и их определения:

транспортно-экспедиционная деятельность - вид предпринимательской деятельности экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг;

транспортно-экспедиционные услуги - услуги, связанные с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта (ст. 1) <13>.

<13> Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 N 124-З "О транспортно-экспедиционной деятельности" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. N 93. 2/1221.

Данилина И.Е. указывает, что в российском аналогичном Законе нет означенных определений, но "из смысла п. 1 ст. 1 Закона ("Предмет регулирования") можно сделать вывод, что транспортно-экспедиционная деятельность - деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а экспедиционная услуга - "услуга по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов" <14>.

<14> Данилина И.Е. Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения // Транспортное право. 2005. N 2.

Украинские коллеги отмечают нечто похожее в их национальном Законе: "Согласно положениям ст. 1 Закона о транспортно-экспедиторской деятельности под транспортно-экспедиторской услугой понимается деятельность, связанная с организацией и обеспечением экспортных, импортных, транзитных или внутренних перевозок грузов" <15>.

<15> Комментарий к Гражданскому кодексу Украины. Том II / Под ред. разработчиков проекта ГК А. Довгерта, Н. Кузнецовой, А. Подопригоры и др. Харьков: ООО "Одиссей", 2005. С. 687.

В белорусском Законе ТЭД, кроме того, содержится примерный перечень транспортно-экспедиционных услуг. К транспортно-экспедиционным услугам относятся:

услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза;

услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений;

организация процесса перевозки груза любым видом транспорта;

оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;

сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его сохранности;

заключение договоров страхования груза;

согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза несколькими видами транспорта при смешанной перевозке;

консолидация и деконсолидация отправок грузов;

представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы;

проверка количества мест, массы и состояния груза;

хранение груза;

прием груза в пункте назначения;

уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами;

осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности;

консультирование по вопросам организации перевозок грузов;

оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза;

иные услуги, связанные с перевозкой груза (ст. 8 Закона ТЭД).

Но чтобы не впасть в известную крайность и говорить только об услугах, т.е. одностороннем содержании договора транспортной экспедиции со стороны экспедитора, нужно вспомнить и о другой стороне договора (клиенте) и ее правах и обязанностях.

В ст. 21 Закона ТЭД указано, что клиент имеет право:

выбирать вид транспорта, маршрут и последовательность перевозки груза несколькими видами транспорта, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции;

требовать у экспедитора представления информации о процессе перевозки груза, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции;

давать иные указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции;

частично отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, уведомив об этом экспедитора и возместив ему расходы, понесенные в связи с исполнением этого договора, а также выплатив часть вознаграждения соразмерно объему оказанных транспортно-экспедиционных услуг.

Клиент может иметь иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором транспортной экспедиции.

В частности, среди иных прав клиента Правила ТЭД называют:

объявлять ценность груза;

распоряжаться грузом или передавать право распоряжения грузом иным лицам;

приостанавливать перевозку грузов или изменять пункт доставки;

получать информацию об условиях перевозки груза;

требовать возмещения ущерба, причиненного по вине экспедитора;

не принимать груз, если его качество изменилось настолько, что исключается возможность его полного или частичного использования по прямому назначению;

предъявлять претензии и иски, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

Клиент может иметь иные права, предусмотренные законодательством или договором транспортной экспедиции (п. 32) <16>.

<16> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 N 1766 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. N 6. 5/24472.

Имеются и соответствующие обязанности у клиента, о которых сказано в ст. 22 Закона ТЭД:

представить экспедитору документы и другую информацию, необходимые для надлежащего исполнения договора транспортной экспедиции;

выдать экспедитору доверенность, если она необходима для исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции;

указать особые свойства груза, вследствие которых может быть причинен вред самому грузу, третьим лицам или их имуществу, другим грузам или окружающей среде, а также свойства груза, подверженного быстрой порче;

возместить расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента, в том числе в случае, если экспедитор не мог предварительно уведомить о них клиента либо не получил в разумный срок ответа на свое уведомление, и выплатить экспедитору причитающееся вознаграждение.

Клиент должен исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором транспортной экспедиции.

Правила ТЭД называют среди иных обязанностей клиента:

выполнять условия договора транспортной экспедиции;

своевременно письменно уведомлять экспедитора о необходимости изменений условий перевозки;

оформлять товарно-транспортные накладные и другие сопроводительные документы на груз, необходимые для организации перевозки, нести ответственность за их полноту, достоверность и достаточность;

производить оплату за оказанные транспортно-экспедиционные услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции;

в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, производить очистку от остатков груза и при необходимости санитарную обработку грузовых помещений транспортных средств, осуществлять погрузку, безопасное размещение и крепление груза;

предъявлять грузы, требующие защиты от повреждения, в исправной упаковке или таре, соответствующей требованиям технических нормативных правовых актов;

выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством или договором транспортной экспедиции.

Клиент несет ответственность за соответствие груза сопроводительным документам и указанным в них весогабаритным параметрам (п. 33).

О правах экспедитора говорится в ст. 23 Закона ТЭД:

привлекать третьих лиц для исполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено этим договором. При этом экспедитор несет ответственность перед клиентом за исполнение договора транспортной экспедиции третьими лицами;

осуществлять перевозку груза собственным транспортом. В этом случае экспедитор заключает с клиентом договор транспортной экспедиции и договор перевозки груза;

выбирать или изменять вид транспорта, маршрут и последовательность перевозки груза несколькими видами транспорта, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции;

требовать от клиента возмещения расходов, понесенных в связи с исполнением своих обязанностей по договору транспортной экспедиции, а также уплаты вознаграждения, установленного этим договором;

не приступать к исполнению своих обязанностей по договору транспортной экспедиции до получения от клиента документов и другой информации, необходимых для его надлежащего исполнения.

Экспедитор может иметь иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором транспортной экспедиции.

Правила ТЭД предусматривают и такие права экспедитора:

заключать договоры в целях обеспечения оказания услуг клиенту или в интересах клиента;

выполнять перевозку или ее часть собственным транспортом;

выступать в качестве грузоотправителя или грузополучателя;

принимать к перевозке грузы с объявленной ценностью;

страховать свою ответственность по договорам транспортной экспедиции и иные предпринимательские риски;

определять типы и количество транспортных средств, необходимых для выполнения перевозки;

вносить сведения в товарно-транспортную накладную, касающиеся внешнего состояния груза или его упаковки либо тары;

проверять правильность погрузки и размещения груза на/в транспортном средстве и требовать от грузоотправителя устранения выявленных недостатков;

требовать возмещения ущерба, возникшего по вине клиента;

отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции и иных договоров в случаях, если:

перевозка запрещена законодательством;

груз не может быть доставлен вследствие обстоятельств, вызвавших временное прекращение или ограничение перевозок;

клиент не передал или не предъявил документы, необходимые для надлежащей организации перевозки;

груз по своим внешним признакам не соответствует установленным требованиям;

груз предъявлен в упаковке или таре, не обеспечивающей его сохранность при перевозке и хранении;

предъявленный груз не предусмотрен заключенным договором.

Экспедитор может иметь иные права, предусмотренные законодательством или договором транспортной экспедиции (п. 34).

Особо регулируется в Законе ТЭД право экспедитора удерживать груз в качестве санкции против недобросовестного клиента, который не исполняет свои обязанности по возмещению расходов экспедитора. Этому праву посвящена ст. 24 Закона ТЭД: "Если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции, экспедитор вправе удерживать находящийся у него груз в случае неисполнения клиентом своих обязанностей по возмещению расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента при исполнении договора, и выплате причитающегося вознаграждения.

Удержание груза экспедитором возможно до возмещения расходов, понесенных им в интересах клиента, и выплаты причитающегося вознаграждения или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязанностей в части возмещения расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента, в том числе расходов экспедитора, связанных с удержанием груза, и выплаты причитающегося вознаграждения.

Требования экспедитора, удерживающего груз, удовлетворяются из стоимости груза в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом".

Обязанности экспедитора прописаны в ст. 25 Закона ТЭД:

исполнять принятые по договору транспортной экспедиции обязанности в интересах клиента;

точно следовать указаниям клиента, за исключением случая, когда договором транспортной экспедиции предусмотрено, что экспедитор вправе отступить от этих указаний в интересах клиента. Если экспедитор не мог предварительно запросить клиента о даче согласия на отступление от его указаний либо не получил в разумный срок ответ на свой запрос, он обязан уведомить клиента о допущенном отступлении от его указаний по договору транспортной экспедиции, как только это станет возможным;

незамедлительно информировать клиента о невозможности полного или частичного исполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции по не зависящим от него причинам;

в случае представления клиентом неполной информации запросить у него дополнительную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для надлежащего исполнения договора транспортной экспедиции.

Экспедитор должен исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором транспортной экспедиции.

Правила ТЭД говорят, в частности, о таких обязанностях экспедитора:

предоставлять клиенту и иным уполномоченным лицам сведения о наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности, перечень транспортно-экспедиционных услуг, их стоимость, сведения о форме и порядке оплаты;

организовать доставку груза в пункт назначения в сроки, определенные договором транспортной экспедиции;

при международной перевозке выдавать груз только после таможенного оформления, если иное не предусмотрено международными договорами, законодательством;

возмещать в установленном порядке клиенту причиненный ущерб;

уведомлять клиента о снижении качества перевозимого груза, находящегося в ведении экспедитора.

Экспедитор должен исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством или договором транспортной экспедиции (п. 35).

Материалы многих дел, рассмотренных хозяйственными судами Беларуси, свидетельствуют о том, что субъекты хозяйствования при заключении договоров транспортной экспедиции часто указывают в качестве его предмета некую универсальную формулу: "взаимоотношения, возникающие между сторонами при планировании, расчетах и осуществлении перевозок грузов" <17>.

<17> КонсультантПлюс за 2005 - 2007 гг. (в частности, дела N 132-4/2006 (Брест), N 597-13М (г. Минск).

Интерес представляет Постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (далее - Кассационная коллегия ВХС) по одному из дел <18>. Кассационная коллегия ВХС, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Г" на решение хозяйственного суда по делу по иску ТЭЧУП "Р" к ОАО "Г" о взыскании неустойки, установила следующие обстоятельства.

<18> КонсультантПлюс за 2005 г. (дело N 115-11-13/2005/1294К).

Решением хозяйственного суда с ОАО "Г" в пользу ТЭЧУП "Р" взыскана неустойка.

В кассационной жалобе ОАО "Г" просило изменить решение суда первой инстанции в части взыскания с него неустойки по договору транспортной экспедиции в связи с неправильным применением норм материального права и отказать ТЭЧУП "Р" в этой части в иске.

Исходя из анализа материалов дела и пояснений представителей сторон, Кассационная коллегия ВХС пришла к выводу об обоснованности кассационной жалобы по следующим основаниям.

Истцом были заявлены требования о взыскании с ОАО "Г" неустойки - штрафа за сверхнормативный простой транспорта и за срыв загрузки по договорам N 19/21-1 от 19.12.2000 и N ЗП167 от 03.11.2003.

Суд первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств (договоры, заявки, товарно-транспортные накладные, CMR-накладные, карты простоя) при отсутствии возражений ответчика по факту простоя признал обоснованными требования истца и удовлетворил их в полном объеме.

При этом суд первой инстанции не принял во внимание доводы ответчика о пропуске истцом годичного срока исковой давности по взысканию неустойки по договору N 19/21-1 от 19.12.2000, который, по мнению ответчика, должен применяться в данном случае к требованиям о взыскании неустойки.

Суд исходил из того, что указанные выше договоры по существу изложенных в них обязательств являются договорами транспортной экспедиции и регламентируются правилами главы 41 ГК, в связи с чем на них распространяется установленный ст. 197 ГК трехгодичный срок исковой давности, который истцом не пропущен.

Кассационная коллегия ВХС пришла к заключению, что выводы суда первой инстанции о применении к требованиям истца о взыскании с ответчика неустойки по договору N 19/21-1 от 19.12.2000 общего срока исковой давности являются необоснованными, так как сделаны без должного правового анализа прав и обязанностей сторон и условий данного договора.

В Постановлении Кассационной коллегии ВХС указано: "Анализ содержания договора N 19/21-1 от 19.12.2000 свидетельствует о том, что данный договор является смешанным, так как содержит в себе элементы договоров транспортной экспедиции и перевозки".

Так, предметом данного договора (пункт 1.1) является определение порядка взаимоотношений по организации, планированию и доставке грузов заказчику (ОАО "Г") транспортом перевозчика (ТЭЧУП "Р"). Пунктом 2.1 договора стороны определили, что заказчик и перевозчик выступают от своего имени или по поручению организаций, с которыми они имеют прямые хозяйственные договоры. Стороны установили также, что перевозчик выполняет функцию посредника по поручению заказчика в случае, если перевозка осуществляется привлеченным транспортом. Для осуществления перевозки договором предусмотрено представление заказчиком разовой заявки (п. 3.1 договора).

Согласно пункту 3.2 договора заказчик должен обеспечить загрузку (разгрузку) транспортных средств перевозчика, оформление документов, таможенное оформление, растаможивание грузов с нормативным временем простоя подвижного состава: 24 часа при погрузке (разгрузке) на иностранной территории; 48 часов при погрузке (разгрузке) по территории СНГ.

Кроме того, заказчик обязан был информировать перевозчика о фактах сверхнормативного простоя и отмечать в CMR-накладной и карте простоя фактическое время прибытия и убытия автомобиля под погрузку (разгрузку) (пункты 3.3, 3.4 договора).

В соответствии с пунктом 6.3 договора за простой транспорта при погрузке (разгрузке) свыше оговоренных пунктом 3.2 сроков заказчик платит перевозчику штраф в размере 250 ДМ за каждые последующие 24 часа. Заказчиком не оплачивается простой автомобиля в выходные и праздничные дни, если автомобиль прибыл после 12 часов дня, предшествующего нормативному сроку пункта 3.2, необходимому на растаможивание груза и выгрузку автомобиля.

Также пунктами 6.2 и 7.1 договора стороны установили ответственность сторон, вытекающую из ненадлежащего исполнения договора, в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Стороны определили руководствоваться Уставом автомобильного транспорта Республики Беларусь и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь.

Установленные в договоре обязательства сторон по соблюдению сроков выполнения погрузочно-разгрузочных работ характерны договору перевозки и регулируются нормами главы 40 ГК.

Кроме того, как указано выше, стороны определили руководствоваться в своих взаимоотношениях нормами Конвенции КДПГ.

При таких обстоятельствах при рассмотрении требований истца о взыскании неустойки по договору N 19/21-1 от 19.12.2000 и заявления ответчика о применении исковой давности суду первой инстанции следовало руководствоваться специальными сроками исковой давности, установленными ст. 32 КДПГ и п. 3 ст. 751 ГК.

Данными нормами установлен годичный срок исковой давности. Поэтому исковые требования ТЭЧУП "Р" в этой части удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 201, 294, 296 - 298 ХПК, Кассационная коллегия ВХС постановила решение хозяйственного суда первой инстанции по делу изменить. ТЭЧУП "Р" в части взыскания с ОАО "Г" неустойки отказано.

В законодательстве указанных выше государств и в статьях различных авторов подчеркивается, что "все услуги экспедитора разделены на две категории: основные и дополнительные. Но по существу оно (деление) отражает практику экспедиторской деятельности. Главная задача экспедитора - организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, заключить договор перевозки от имени клиента или от своего имени и обеспечить отправку и получение груза.

Получение же требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка, выгрузка, уплата пошлин, сборов, хранение груза, его получение в пункте назначения - все это вытекает из основной функции экспедитора. Поэтому Закон и называет их дополнительными услугами" <19>.

<19> Метелева Ю.А. Правовое регулирование транспортной экспедиции // Журнал российского права. 2007. N 6.

Перечень как основных, так и дополнительных услуг экспедитора не является исчерпывающим. Это связано с тем, что в жизни перечень экспедиторских услуг постоянно обновляется.

Таким образом, отличительным, характерным и обязательным признаком предмета договора транспортной экспедиции является неразрывная связь (отношение) оказываемых по этому договору транспортно-экспедиционных услуг с перевозкой груза.

Однако и этот признак может быть подвергнут определенной ревизии.