Мудрый Юрист

Совершенствование средств и процесса обработки и анализа полетной информации в авиапредприятии с учетом норм действующего авиационного законодательства

Бородин Е.С., аспирант МГТУ ГА.

Современная авиационная отрасль требует применения новых подходов к обеспечению безопасности полетов (БП), переходу к использованию наилучшей практики управления БП.

Подходы к обеспечению безопасности полетов на современном этапе предполагают организацию эффективного процесса управления безопасностью полетов, которая может быть реализована только при системном подходе, обеспечивающем максимальный учет факторов, влияющих на безопасность полетов, т.е. разговор фактически идет о создании системы управления безопасностью полетов.

Документ ИКАО (Руководство по управлению безопасностью полетов - Doc.9859) определяет не только само понятие "безопасность", но и устанавливает конкретные средства достижения приемлемых уровней безопасности полетов.

Новые подходы к обеспечению безопасности полетов не только не снижают, но и в ряде случаев повышают значимость оперативной обработки полетной информации и увеличение ее достоверности. Именно оперативного представления информации, так как любая задержка приводит к накоплению ошибок, сложности их идентификации и другим негативным последствиям.

В гражданской авиации обработка полетной информации (ПИ) играет важную роль в деле повышения БП и экономичности работы воздушного транспорта. Полетная информация в ряде случаев является единственным объективным источником информации о деятельности экипажа в течение всего полета, поэтому систематический контроль и оценка летной деятельности экипажа на основе обработки ПИ обеспечивают значительное повышение уровня профессиональной подготовки экипажей. В инженерно-авиационной службе (ИАС) систематическая обработка ПИ и особенно каждого полета может привести к существенному изменению методов технической эксплуатации ВС по состоянию.

Наземная обработка полетной информации играет ведущую роль в решении одной из основных задач ГА - повышения уровня безопасности полетов. В настоящее время на авиапредприятиях гражданской авиации эксплуатируются наземные устройства типа "Луч-84" для автоматизированной обработки информации. Из-за ограниченных возможностей этих технических средств не удается проконтролировать все выполненные полеты на магистральных самолетах гражданской авиации, а также автоматизировать полностью процесс расшифровки, анализа и накопления полетной информации (Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 17.09.99 N 33).

На первоначальном этапе создания системы наземной обработки ПИ устройства "Луч-84" сыграли значительную роль в организации систематического контроля техники пилотирования и работоспособности авиационной техники (АТ), но на современном этапе развития гражданской авиации существующая система обработки полетной информации не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям.

В настоящее время в гражданской авиации начинает использоваться современное оборудование передачи данных, позволяющее оперативно решать задачи автоматизированного сбора и анализа ПИ в условиях увеличения полетов на магистральных самолетах ГА, однако не во всех случаях оно используется с максимальной эффективностью.

Основными недостатками систем обработки полетной информации, использующихся до настоящего времени, являются большая трудоемкость и длительность обработки, а также низкая достоверность получаемой информации.

Одна из возможных реализаций выполнения необходимых требований обработки ПИ показана на рис. 1.

                            -------------------------¬
----¬ Спутник --------¬ ¦Ситуационный центр ---¬¦
L-T-- ИнмарсатL---T---- ¦ --+ ¦¦
Бортовое / ¦ ¦ Сервер ¦ +--+¦
оборудование / ¦ ¦ центра +-+ ¦¦
---+-----------/----¬ ¦ ¦--------¬ ¦ +--+¦
¦Бортовая / ¦ ¦ ¦¦ ¦ РМ+-+ ¦¦
¦станция / БАСПИ ¦ ¦ ¦¦ +-------T-+ +--+¦
¦ -+--¬ / ----¬ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ +-+ ¦¦
¦ ¦ +-------+ ¦ ¦ ¦ ¦L-------- ¦ ¦ +--+¦
¦ L---- +---+ ¦ ¦ ¦--------------¬ ¦ L-+ ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦L--------T----- ¦ L---¦
¦ L---- ¦ ¦ ¦ Модемный¦пул ¦ ¦
¦ МСРП ¦ ¦ L---------+------+--------
L-------------------- ¦ ¦ ¦
¦ Телефонная сеть ¦
¦ общего пользования ¦
Наземная ----+--¬ -------¬ ¦ ¦
станция ¦ +--+ +--- ¦
L------- L-------Пользователи,
подключенные
через Интернет
¦
------------+------¬
¦ ¦ ¦
¦ -----T-+--¬ ¦
¦ --+¬ --+¬ --+¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L--- L--- L--- ¦
L-------------------

Рис. 1. Структурная схема получения ПИ на наземной станции

На воздушном судне (ВС) специальный блок получает необходимые данные (которые задаются потребителем) о техническом состоянии ВС, траектории полета... с бортовых регистраторов (например, МСРП), а затем передает ее через самолетный терминал MimiM-Aero, который отслеживает спутник Inmarsat, находящийся на геостационарной орбите (спутники находятся над различными районами и обеспечивают полную зону охвата), и через него передает полученную информацию на наземный терминал Inmarsat. Далее информация поступает на главный сервер "ситуационного центра", где с помощью специального программного обеспечения производятся обработка и автоматизированный анализ поведения самолета и действий экипажа.

Полученная информация сохраняется на сервере в течение необходимого времени.

Для организации процесса получения, обработки и анализа полетной информации, полученной данным способом, необходимо создать в структуре авиационного предприятия подразделение контроля и обработки полетной информации, которое возьмет на себя часть работ, связанную с получением и анализом ПИ в режиме реального времени.

Указанные обстоятельства требуют четкого правового регламента, определяющего структуру группы оперативного контроля и анализа и функциональные обязанности каждого лица.

Предлагается следующая структура и содержание функциональных обязанностей каждого должностного лица для парка из 20 воздушных судов, обслуживающихся в АТБ:

Руководитель группы. Он должен пользоваться полным доверием и поддержкой руководства организации и летного состава. Высокий уровень объективности и беспристрастности. Обладание хорошими аналитическими, представительскими и управленческими навыками.

Специалист по интерпретации летных аспектов - опытный командир BC или инструктор, хорошо знающий сеть маршрутов обслуживаемых авиакомпаний, используемых BC.

Специалист по интерпретации технических аспектов. Осуществляет анализ данных анализа полетной информации применительно к техническим аспектам эксплуатации BC, в совершенстве владеет конструкцией обслуживаемых BC и систем.

Представитель летного состава. Это связующее звено между руководителями летного подразделения или учебного объекта и летными экипажами, работающими в тех обстоятельствах, которые анализируются в рамках анализа ПИ. Должен обладать хорошими навыками общения.

Специалист по инженерно-техническому обеспечению, отвечающий за надежность работы средств сбора полетной информации.

Координатор по вопросам БП. Он увязывает информацию анализа полетной информации с другими программами контроля в области БП с целью создания достоверной картины событий.

Администратор. Отвечает за текущее функционирование системы, подготовку отчетов и анализа.

Оператор по контролю за обслуживаемыми ВС и получением полетной информации. Расчет необходимого количества операторов изложен ниже.

Организационная структура предлагаемой группы оперативного контроля и анализа полетной информации показана на рис. 2.

           --------------------¬
----+Руководитель группы+-¬
¦ L-------------------- ¦
¦ ¦
-------+---------¬ -------+------¬
¦ Специалист по ¦ ¦ Координатор ¦
¦ летной ¦ ¦ по БП ¦
L------T---------- L------T-------
-------+---------¬ ¦
¦ Инженер по Сид ¦ -------+------¬
L------T---------- ¦ Операторы ¦
-------+---------¬ ¦ (4 смены ¦
¦Инженер по АиРЭО¦ ¦ по 5 чел.) ¦
L----------------- L--------------

Рис. 2. Структура группы оперативного контроля и анализа

Взаимодействие созданной группы с подразделениями организации показано на рис. 3.

-----------------¬ -------¬ ----------------------------¬
¦Руководство АК +-+ +-+ Руководство АТБ ¦
L----------------- ¦ ¦ L----------------------------
-----------------¬ ¦Группа¦ ----------------------------¬
¦ Летный отряд +-+ ¦ ¦Цех подготовки производства¦
L----------------- ¦опера-¦ ¦(вопросы наличия и заказов ¦
-----------------¬ ¦тивно-+-+зап. частей и агрегатов в ¦
¦Центр управления+-+го ¦ ¦случае выявленных отказов) ¦
¦ полетами ¦ ¦ ¦ L----------------------------
L----------------- ¦конт- ¦ ----------------------------¬
-----------------¬ ¦роля ¦ ¦ Отдел технической ¦
¦Служба логистики+-+ ¦ ¦ диагностики ¦
L----------------- ¦и +-+ (ТО бортовых устройств ¦
¦ ¦ ¦регистрации при выполнении ¦
¦анали-¦ ¦ формы обслуживания ВС) ¦
¦за ¦ L----------------------------
¦ ¦ ----------------------------¬
¦ ¦ ¦ Диспетчерская группа ПДО ¦
¦ ¦ ¦ При наличии информации ¦
¦ +-+ подготовка и планирование ¦
¦ ¦ ¦ТО при выявлении отказов и ¦
¦ ¦ ¦ неисправности работ ¦
¦ ¦ L----------------------------
¦ ¦ ----------------------------¬
¦ ¦ ¦ Цеха ОТО и ПТО ¦
¦ ¦ ¦Планирование смен, нормо- ¦
¦ +-+ часов, производственных ¦
¦ ¦ ¦ помещений для выполнения ¦
¦ ¦ ¦планового и внепланового ТО¦
¦ ¦ L----------------------------
¦ ¦ ----------------------------¬
¦ ¦ ¦ ОИТ ¦
¦ ¦ ¦Информационная поддержка и ¦
¦ +-+ обеспечение группы, ¦
¦ ¦ ¦ налаживание серверной и ¦
¦ ¦ ¦ клиентской части ¦
¦ ¦ L----------------------------
¦ ¦ ----------------------------¬
¦ ¦ ¦ ОТК ¦
¦ ¦ ¦ Контроль в рамках ¦
¦ +-+ подразделения за ¦
¦ ¦ ¦ выполнением обслуживания ¦
¦ ¦ L----------------------------
¦ ¦ ----------------------------¬
¦ ¦ ¦ ТКБ ¦
¦ ¦ ¦ Разработка и оснащение ¦
¦ +-+документацией по выполнению¦
¦ ¦ ¦ ТО в случае выявления ¦
L------- ¦ неисправности АТ ¦
L----------------------------

Рис. 3. Взаимодействие подразделений АТБ и авиакомпании с группой

Помимо подразделений, напрямую взаимодействующих с группой, все пользователи, имеющие доступ, - руководство, центр управления полетами, летный и технический департаменты, логистика обслуживающихся авиакомпаний - при помощи TCP-IP соединения могут подключаться через Интернет к главному серверу (зная его точный IP-адрес) и, таким образом, оперативно получать необходимую информацию по фиксированным ВС.

В качестве второго шага необходимо будет разработать правовой регламент в виде должностных инструкций, технологий деятельности структуры по обработке и анализу полетной информации в авиапредприятии (организации сбора, обработки и использования полетной информации, эксплуатации систем наземной обработки, алгоритмов и специального программного обеспечения, оснащения необходимой документацией, техническими средствами и методическими материалами и пр.).

Кроме полного соответствия всем правовым нормам, связанным с обработкой и анализом ПИ в предприятиях ГА, внедрение данного подразделения и совершенствование процесса обработки позволят:

В конечном счете модернизация структуры будет способствовать поддержанию уровня безопасности полетов, выполняемых обслуживаемыми ВС на приемлемом для данного предприятия уровне безопасности полетов.