Мудрый Юрист

Криминологическая безопасность потребительского рынка

Пахоменко Т., кандидат юридических наук.

Криминологическая безопасность - понятие емкое и многогранное. Принято считать, что это объективное состояние защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и угроз таких посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами (явлениями и процессами), а также осознание людьми, независимо от их статуса, такой своей защищенности <1>.

<1> См.: Бабаев М.М., Плешаков В.А. Теоретические и прикладные проблемы обеспечения криминологической безопасности // Уголовная политика и проблемы безопасности. Сборник. М., 1998. С. 31.

Обеспечение криминологической безопасности - фундаментальная задача государства и его структур. От степени выполнения этой задачи зависит нормальное функционирование общества.

Один из сегментов криминологической безопасности - безопасность потребительского рынка. Происходящие здесь процессы приняли весьма опасные формы и тенденции, по сути, превратили потребительский рынок в наиболее криминогенный сектор экономики, поставив под угрозу экономическую безопасность России.

Весьма красноречивы данные уголовной статистики <2>. В 2005 г. в сфере потребительского рынка зарегистрировано 129 тыс. преступлений, в 2006 г. - 145,5 тыс., в 2007 г. - 149,4 тыс. Это практически треть всех преступлений экономической направленности. Не менее весомы данные о материальных последствиях этих преступлений. По расследованным уголовным делам только в 2007 г. преступлениями в сфере потребительского рынка причинен ущерб в сумме 37,5 млрд. руб. Сумма изъятой из оборота продукции в денежном эквиваленте, а также ценностей и денежных средств превысила 12 млрд. руб. Кроме того, пресечено 380 тыс. административных правонарушений. В ходе проверок объектов рыночной торговли из незаконного оборота изъято материальных ценностей почти на миллиард рублей.

<2> См.: "ф-5" ГИАЦ МВД России "О результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности".

Между тем приведенные данные только приблизительно характеризуют истинное положение вещей. Статистика фиксирует лишь выявленные и получившие правовую оценку факты нарушений. Латентная часть остается за пределами статистического наблюдения. Познание скрытой части преступности в сложившейся ситуации представляется весьма актуальным, ибо латентная преступность порождает серьезные негативные последствия. В частности, значительно затрудняет или даже способствует невозможности объективной оценки действительных масштабов преступности, выработки управленческих решений и эффективного противодействия ей. Ведь сплошь и рядом приходится сталкиваться с фактами реализации некачественного продовольственного сырья, пищевых продуктов, лекарственных средств. В этом секторе социальной жизни нередко таится реальная угроза здоровью населения. Повсеместно не соблюдается законодательство о защите авторских прав, широко распространены случаи производства и продажи фальсифицированной продукции, контрафактных аудио- и видеоматериалов, незаконного использования товарных знаков. Согласно экспертным оценкам, по отдельным видам товаров объем подделок давно превысил объемы производства оригиналов.

Следовательно, нужно создать систему условий, которые бы позволили и потребителю, и предпринимателю чувствовать себя защищенными, систему, в которой каждый член общества был бы уверен, что его жизни, здоровью, имуществу, чести и свободе не угрожает опасность. При этом исходить из того, что криминологическая безопасность потребительского рынка - явление социальное, требующее для защиты прав и свобод потребителей и предпринимателей вмешательства государственных органов. Тогда можно задействовать основные принципы обеспечения безопасности: а) защиту прав и свобод потребителей и предпринимателей; б) превентивное влияние на причины и условия, способствующие преступным проявлениям, обуславливающие возникновение угрозы преступных посягательств в сфере потребительского рынка.

Не менее важно, на наш взгляд, рассматривать влияние криминализации потребительского рынка на экономическую безопасность России. Для его преодоления необходимо соблюдать следующие принципы: законность; эффективное функционирование государственной системы предупреждения преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка; взаимная ответственность граждан, общества и государства за состояние обеспечения криминологической безопасности; приоритет мер профилактики и пресечения преступных посягательств в целях предотвращения самих преступлений либо наступления вредных последствий их совершения.

Защищенность экономических интересов государства вообще и интересов потребительского рынка в частности обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать соответствующие механизмы реализации и защиты. Абсолютно совершенных государственных механизмов, безусловно, нет, но государственное регулирование экономики, на наш взгляд, является приближенным именно к таковому. Это инструмент проведения государственной политики, которая зависит от правильно избранной модели экономического развития, разработки инструментария экономических преобразований, улавливающих происходящие в обществе закономерности развития <3>.

<3> Казарина А.Х. Прокурорский надзор. Экономика. Законность. М., 2007. С. 187.

Существует мнение о тождественности понятий государственного регулирования и государственного управления на том основании, что они имеют одно и то же целевое назначение <4>. Очевидно, что содержание государственного регулирования несколько уже управленческой деятельности. Это, скорее, элемент управленческой деятельности, которая есть "упорядочение тех или иных действий, подчиненных определенному порядку" <5>. Важно здесь то, что применительно к теме регулирование включает прямой административный контроль и экономическое стимулирование или, напротив, ограничение тех или иных видов деятельности. Одна из задач такого регулирования - обеспечение криминологической безопасности потребительского рынка.

<4> См., напр., Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1998. С. 20.
<5> Там же.