Мудрый Юрист

Понятие и виды правоохранительной государственной службы

Харченко О.В., проректор по учебной работе Санкт-Петербургского института гуманитарного образования, доцент, кандидат юридических наук.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. <1> правоохранительная служба является одним из видов государственной службы Российской Федерации наряду с государственной гражданской и военной службами. Понятие правоохранительной службы дается в ст. 7 указанного Закона, которая понимается как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063.

Правоохранительная служба предусмотрена в различных государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих указанные в ст. 7 Федерального закона "О системе государственной службы РФ" функции, которые иначе можно назвать правоохранительными функциями. В рассматриваемом Федеральном законе не указано, в каких именно органах, службах и учреждениях предусмотрена правоохранительная служба. Очевидно, на этот вопрос должен ответить отдельный федеральный закон о правоохранительной службе, который в настоящее время еще не принят. В юридической литературе обсуждается структура будущего закона о правоохранительной службе, в частности предпринимаются попытки выделить принципы правоохранительной службы <2>. Определим перечень органов, служб и учреждений, в которых должна быть предусмотрена правоохранительная служба. К ним, очевидно, должны быть отнесены те органы, которые в юридической науке и в ряде законодательных актов получили название правоохранительных органов.

<2> См.: Артемьев А.М. К вопросу о принципах деятельности правоохранительной службы // Российский следователь. 2008. N 1. С. 33 - 35.

В юридической науке отсутствует единое понятие правоохранительных органов, различен также круг органов, относимых отдельными авторами к правоохранительным органам. Вероятно, следует различать между собой органы, осуществляющие правоохранительную функцию государства, и собственно правоохранительные органы. Правоохранительную функцию в той или иной мере осуществляют все органы государства. Однако для некоторых из них правоохранительная функция является основной. Эти органы государства осуществляют правоохранительную деятельность. Видами правоохранительной деятельности или формами реализации правоохранительной функции государства являются судебная, прокурорская и полицейская деятельность <3>.

<3> См.: Григонис Э.П., Харченко О.В. Правоохранительная функция государства и формы ее реализации. СПб., 2007. С. 53 - 54.

Судебную деятельность осуществляют судьи федеральных судов и судьи судов субъектов Российской Федерации. Должности судей федеральных судов входят в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 <4>. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, проходят государственную гражданскую службу Российской Федерации (федеральную государственную гражданскую службу) (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <5>). Судьи судов субъектов Российской Федерации замещают соответственно государственные должности Российской Федерации и состоят на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 73.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.

Служба в органах прокуратуры в настоящее время регулируется разделом V Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" <6>. В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 40 указанного Закона "служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона". Из приведенного законодательного определения вытекает, что прокурорские работники, равно как и судьи, состоят на федеральной государственной гражданской службе. Для лиц, осуществляющих судебную и прокурорскую правоохранительную деятельность, предусмотрена государственная гражданская служба.

<6> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 366.

Полицейская деятельность включает в себя выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, рассмотрение административных правонарушений несудебными органами, исполнение судебных решений (оперативно-розыскную деятельность, уголовно-процессуальную деятельность, административно-процессуальную деятельность, уголовно-исполнительную деятельность, исполнительное производство, деятельность по охране порядка и обеспечению безопасности) <7>.

<7> См.: Григонис Э.П., Харченко О.В. Правоохранительная функция государства и формы ее реализации. СПб., 2007. С. 53 - 54.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что те или иные виды полицейской деятельности осуществляют: органы внутренних дел (все указанные виды полицейской деятельности, за исключением исполнительного производства); учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (все виды полицейской деятельности, за исключением исполнительного производства); органы федеральной службы безопасности (все виды полицейской деятельности, за исключением уголовно-исполнительной деятельности и исполнительного производства); таможенные органы (все виды полицейской деятельности, за исключением уголовно-исполнительной деятельности и исполнительного производства); органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (все виды полицейской деятельности, за исключением уголовно-исполнительной деятельности и исполнительного производства); Государственная противопожарная служба (административно-процессуальная деятельность, уголовно-процессуальная деятельность, охрана порядка и обеспечение безопасности); служба судебных приставов (уголовно-процессуальная деятельность, исполнительное производство, охрана порядка и обеспечение безопасности); федеральные органы государственной охраны (оперативно-розыскная деятельность, охрана порядка и обеспечение безопасности); внутренние войска (охрана порядка и обеспечение безопасности); Служба внешней разведки (оперативно-розыскная деятельность). В некоторых из названных органов и служб, а именно в органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, в Службе внешней разведки, а также во внутренних войсках предусмотрена военная служба. Это связано с тем, что указанные органы, службы и войска одновременно с правоохранительной функцией осуществляют военную функцию государства.

Правоохранительная служба в будущем федеральном законе о данном виде государственной службы должна быть предусмотрена в органах внутренних дел, входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (в Федеральной службе исполнения наказаний - ФСИН, подведомственной Министерству юстиции Российской Федерации), в таможенных органах (в Федеральной таможенной службе - ФТС), в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков - ФСКН), в Государственной противопожарной службе (ГПС), входящей в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), в Федеральной службе судебных приставов (ФССП), подведомственной Министерству юстиции Российской Федерации (Минюсту России). Служба в большинстве из указанных органов и служб имеет много общего. Прохождение службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (ФСИН) и в ГПС МЧС России регулируется одним и тем же нормативным актом - Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 <8>. Это объясняется тем, что учреждения и органы уголовно-исполнительной системы до 1 сентября 1998 г., а ГПС до 1 января 2002 г. являлись составными частями органов внутренних дел.

<8> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 70.

Сотрудникам большинства указанных органов и служб присваиваются специальные звания. В органах внутренних дел присваиваются специальные звания милиции, юстиции (звания юстиции присваиваются следователям, а также слушателям и курсантам очных отделений образовательных учреждений МВД России, готовящих специалистов для следственных подразделений органов внутренних дел), внутренней службы; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в ФСКН) присваиваются специальные звания полиции; в таможенных органах (в ФТС) - таможенной службы; в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (в ФСИН) и в ГПС МЧС России - внутренней службы. Специальные звания в указанных органах и службах по своим наименованиям аналогичны воинским званиям, однако в ряде органов и служб есть свои особенности. Так, только в органах внутренних дел и в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы есть звания: рядовой милиции, юстиции, внутренней службы; младший сержант, сержант и старший сержант милиции, юстиции, внутренней службы; старшина милиции, юстиции, внутренней службы; только в таможенных органах - действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации; только в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - генерал полиции. Сотрудникам ФССП - судебным приставам - присваиваются не специальные звания, а классные чины работников юстиции: юрист 3-го класса, юрист 2-го класса, юрист 1-го класса, советник юстиции 3-го класса, советник юстиции 2-го класса, советник юстиции 1-го класса, государственный советник юстиции 3-го класса, государственный советник юстиции 2-го класса, государственный советник юстиции 1-го класса, государственный советник юстиции Российской Федерации.

В ныне действующей редакции ст. 7 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что гражданам, проходящим правоохранительную службу, присваиваются специальные звания и классные чины. Для каждого вида государственной службы должен быть установлен только один вид званий или чинов. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О государственной гражданской службе" государственным гражданским служащим присваиваются классные чины, а военнослужащим присваиваются воинские звания (ст. 46 Федерального закона от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" <9>).

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475.

Для сотрудников правоохранительной службы в качестве унификации специальных званий представляется целесообразным установить только специальные звания. Соответственно, вместо классных чинов ввести специальные звания и для судебных приставов. Введение единых специальных званий полиции облегчит и упростит процесс перехода сотрудника из одного правоохранительного органа в другой. До принятия закона о правоохранительной службе необходимо рассмотреть вопрос о ведомственной принадлежности следователей. В настоящее время следователи проходят службу в Следственном комитете при Прокуратуре Российской Федерации, а также в полицейских органах: в органах внутренних дел, в Федеральной службе безопасности (ФСБ России) и в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН России). Создание Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации - это первый шаг к образованию единого следственного органа. Если единый Следственный комитет станет полицейским органом, то в нем может быть предусмотрена правоохранительная служба. Однако в Концепции судебной реформы в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., среди недопустимых решений при создании Следственного комитета названы: "военизация... обмундирование следователей в форму армейского или милицейского образца, введение в служебные отношения уставного духа и жесткой субординации" <10>. При таком решении вопроса в системе правоохранительной службы целесообразно предусмотреть два вида специальных званий - юстиции для следователей и полиции для всех остальных сотрудников. При устройстве Следственного комитета не по полицейскому образцу служба в нем будет отнесена к государственной гражданской службе и появится новая форма правоохранительной деятельности - следственная деятельность. При таком решении вопроса правоохранительную службу вполне можно будет назвать полицейской, а всем лицам, проходящим эту службу, присваивать специальные звания полиции или просто полицейские звания.

<10> Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 66.