Мудрый Юрист

О правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата (с очередного заседания совета судей Российской Федерации)

Пашков В., член президиума Совета судей Российской Федерации, председатель Алтайского краевого суда.

В мае 2008 г. в очередной раз Совет судей России обратился к проблемам мировой юстиции.

Необходимость в этом обусловили следующие события: должность мирового судьи в системе государственных должностей оказалась законодательно не определена и в июле 2007 г. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а вслед за ним и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации своими письмами ориентировали соответственно законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и руководителей управлений (отделов) в регионах инициировать законодательное закрепление правового статуса мировых судей как носителей судебной власти субъектов Российской Федерации.

Получив обращения, региональные власти, однако, далеко не везде разделили изложенную в них позицию и не торопились вносить соответствующие изменения в свои законы. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2008 г. лишь в 12 субъектах мировые судьи были включены в уставы (основные законы), реестры должностей. Несколько руководителей региональной власти, имеющих свой вполне определенный взгляд на проблему, с аргументированными письмами обратились к Председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Вопрос решено было вынести на обсуждение Совета судей России. Предварительно он прорабатывался специальной рабочей группой, которая изучила законодательство, проанализировала судебную практику, выяснила мнение руководителей органов власти ряда субъектов Федерации.

На основе материалов рабочей группы 15 мая 2008 г. Совет судей, рассмотрев проблему на пленарном заседании, пришел к выводу о том, что должность "мировой судья" должна находиться в одном ряду с должностью "судья федерального суда" и относиться к государственным должностям Российской Федерации, а не ее субъекта. Такой статус мирового судьи в системе государственных должностей, по мнению Совета судей, позволит обеспечить единство судебной системы, исключит возможность регионального воздействия на осуществление правосудия, сохранит единый государственный суд, имеющий полномочия по осуществлению правосудия от имени Российской Федерации в целом.

Совет судей принял обращение к Президенту Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о включении должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32.

Трудности в разрешении вопроса законодательного отнесения должности мирового судьи к государственной должности Российской Федерации или субъекта Федерации вызывает двойственная природа его статуса. С одной стороны, мировой судья - это первичное звено системы судов общей юрисдикции, с другой - суд субъекта Российской Федерации.

Несмотря на то что мировые судьи являются судами субъектов Федерации и их должности создаются и упраздняются законами субъектов, все же должность мирового судьи имеет больше признаков государственной должности Российской Федерации.

Полномочия, порядок деятельности и порядок создания должностей, компетенция мировых судей, общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законодательством. Субъект Российской Федерации не вправе создавать должности мировых судей вне порядка и в ином количестве, чем это установлено федеральным законом, лишен права самостоятельно определять полномочия мировых судей.

Вступившие в силу постановления мировых судей, их законные распоряжения, поручения и т.д., так же как и судей федеральных судов, обязательны для всех и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Мировой судья применяет общероссийское законодательство, осуществляет правосудие именем Российской Федерации, тем самым непосредственно исполняет полномочия Российской Федерации.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом (мировой судья с некоторыми особенностями), на них распространяются гарантии независимости, неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Обладая единым с мировым судьей статусом, судья федерального суда включен в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации.

Возникает вопрос: возможно ли включение должности мирового судьи в данный перечень, если мировой судья законом прямо отнесен к судам субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации")?

Ответ на этот вопрос можно получить, проведя параллель с должностью руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из единства системы исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации), должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации включена в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации.

Тот же принцип единства лежит и в основе построения судебной системы в Российской Федерации.

Мировой судья, следовательно, оставаясь в судебной системе судом субъекта Российской Федерации, в системе государственных должностей может быть, как и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, отнесен к государственной должности Российской Федерации, а не ее субъекта.

Вторым не менее важным вопросом организации деятельности мировых судей, вынесенным на повестку дня Совета судей, явился вопрос о статусе сотрудников его аппарата.

Практически все законы о мировых судьях в субъектах Российской Федерации дублируют норму Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" об отнесении работников аппарата мировых судей к государственным служащим соответствующего субъекта Российской Федерации.

Однако в законодательстве о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации эта норма Закона реализуется неоднозначно.

Должности работников аппарата мирового судьи некоторых субъектов Российской Федерации вообще не включены в реестры государственной гражданской службы.

В нарушение ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 1998 г., прямо определяющей принадлежность аппарата к мировому судье, а не к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, созданному для материально-технического обеспечения мировых судей, в ряде регионов аппарат мирового судьи включен в состав такого органа исполнительной власти субъекта.

При утверждении реестра государственной гражданской службы в некоторых субъектах Российской Федерации не приняты во внимание нормы федерального законодательства, закрепляющие единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (ст. ст. 3, 6 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

В ряде субъектов Российской Федерации должности работников аппарата мирового судьи включены в реестр должностей государственной гражданской службы субъекта, однако среди них отсутствует должность "секретаря судебного заседания", являющаяся одной из важнейших процессуальных фигур в уголовном и гражданском судопроизводстве (ст. ст. 245, 326 - 328 УПК РФ, ст. ст. 161, 225, 229, 230 ГПК РФ); не предусмотрены и другие должности, необходимые в органе судебной власти и указанные в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, чьи функциональные обязанности прописаны в ведомственных инструкциях (районных и вышестоящих судов) по судебному делопроизводству.

Во многих субъектах Российской Федерации государственные гражданские служащие аппарата мировых судей отнесены к самым низшим категориям (обеспечивающие специалисты) и группам должностей (старшая и младшая). Между тем в аппарате районного суда должность секретаря судебного заседания и секретаря суда отнесена в соответствии с президентским реестром к старшей группе должностей категории "специалисты".

Особо следует обратить внимание на то, как решаются в субъектах Федерации вопросы порядка назначения на должность и освобождения от должности работников аппарата мирового судьи, присвоения им классных чинов, наложения дисциплинарных взысканий и поощрения. Это не просто вопросы трудовых отношений государственных служащих с работодателем, это вопросы статуса мирового судьи, реализации его самостоятельности и независимости как органа судебной власти.

В силу ст. 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" к полномочиям председателей районных судов отнесено выполнение ряда функций, касающихся аппарата суда.

Сравнивая правовое положение мировых судей как звена судебной системы с правовым положением председателей районных судов, следует отметить неурегулированность полномочий мировых судей как должностных лиц.

Законодательно в большинстве субъектов Российской Федерации вопросы прохождения государственной службы в аппарате мирового судьи осуществляются органом исполнительной власти без какого-либо участия мировых судей.

Такая правовая неопределенность приводит к ущемлению статуса мирового судьи как носителя судебной власти, неэффективному управлению его аппаратом.

Целесообразным представляется закрепить в федеральном законодательстве полномочия мировых судей как должностных лиц, установив их если не равными председателям районных судов, то совместными с исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.

Во всяком случае, в каждом субъекте Российской Федерации требуется законодательно ограничить полномочия соответствующего органа исполнительной власти закреплением положений о согласовании с мировым судьей решения вопросов назначения на должность, освобождения от должности работников аппарата мирового судьи, присвоения им классных чинов, наложения дисциплинарных взысканий, поощрения.

Нормативное определение места мирового судьи и его аппарата в структуре органов государственной власти будет способствовать решению многих проблем в сфере организации и обеспечения деятельности мировой юстиции.

Принятое Советом судей обращение с просьбой о включении должности "мировой судья" в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации направлено Президенту Российской Федерации.

Постановлением Совета судей органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено привести нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о мировых судьях и государственной гражданской службе в соответствие с федеральным законодательством.

Об имеющих место нарушениях федерального законодательства в процессе регионального нормотворчества по вопросу правовой регламентации должности мирового судьи и работников аппарата мирового судьи в субъектах Российской Федерации проинформирован Генеральный прокурор Российской Федерации с просьбой принять надлежащие меры по их устранению.