Мудрый Юрист

Административное правонарушение в области финансов: понятие и признаки

Зацепина Екатерина Михайловна, аспирант кафедры административного и финансового права Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

В последнее время совершение административных правонарушений, посягающих на установленный порядок совершения валютных операций, банковской деятельности, использования бюджетных средств, осуществления кассовых операций, стало приобретать массовый характер.

Нарушения в финансовой деятельности государства представляют серьезную угрозу экономическим интересам всего общества. Они причиняют ущерб гражданам, коммерческим структурам, государству, разрушают финансовую систему, способствуют расслоению общества.

В этой связи становится актуальной постановка целей ответственности за финансовые правонарушения, выражающиеся в закреплении и создании упорядоченного состояния финансовых отношений и их нормального функционирования, что, в свою очередь, обеспечивает стабильность и безопасность самого государства.

Ответственность за правонарушения в области финансов обладает определенной особенностью. Интересно то обстоятельство, что за нарушение всевозможных правил, установленных в финансовой сфере, наступает, как правило, административная ответственность. Причина этому видится в том, что финансовое право наиболее тесно взаимодействует именно с административным правом. Эти отрасли формировались и развивались вместе, впоследствии обособившись друг от друга; тесная взаимосвязь административных и финансовых норм сохраняется и, по мнению некоторых авторов, даже усиливается, - как отмечает Ю.А. Тихомиров: "взаимопроникновение и переплетение норм этих отраслей права становится более глубоким и масштабным" <1>.

<1> См.: Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 231.

Рассмотрение ответственности за правонарушения в финансовой сфере неразрывно связано с определением понятия юридической ответственности. Тема юридической ответственности, вне всякого сомнения, вопрос, в правовой науке изученный достаточно хорошо и многосторонне: выработано достаточно много определений указанного правового института. Проанализировав сложившиеся в науке подходы к понятию юридической ответственности, можно сделать вывод, что юридическая ответственность представляет собой сложное правовое явление, наступающее в результате нарушения лицом правовых норм и выражающееся в применении государством в лице его уполномоченных органов и должностных лиц предусмотренных законом отрицательных последствий к правонарушителю с целью его наказания, стимулирования правомерного поведения людей в обществе, укрепления законности и правопорядка, формирования гражданского общества и построения правового государства.

Попробуем конкретизировать понятие юридической ответственности к случаю нарушения субъектом норм финансового законодательства. Финансовые отношения, финансы - "это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, предприятий, организаций, учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества" <2>.

<2> См.: Химичева Н.И. Финансовое право. М., 2001. С. 43.

Таким образом, юридическая ответственность за нарушения финансового законодательства - это своеобразный комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых в качестве наказания в установленном законодательством порядке к нарушителям, посягающим на общественные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Административная ответственность за нарушение в области финансов является составной частью системы юридической ответственности за противоправное поведение в финансовой сфере в целом и системы административной ответственности в частности.

Административная ответственность в области финансов представляет собой выступающий в качестве негативной реакции государства на противоправное поведение, характеризующийся невысокой степенью общественной опасности вид юридической ответственности, применяемый судьями или уполномоченными должностными лицами органов государственного управления в судебном либо внесудебном порядке на основании и в соответствии с нормами административного законодательства к физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, предусмотренное гл. 15 КоАП РФ, и состоящий в наложении на правонарушителя и исполнении по результатам производства по делам об административных правонарушениях административного наказания, выступающего в качестве карательной меры правового государственного принуждения.

Для лучшего понимания правовой природы административной ответственности, ее особенностей в финансовой сфере в рамках данной статьи будет проведен анализ имеющихся в юридической литературе теоретических разработок, посвященных проблеме административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Определенной особенностью административных правонарушений в области финансов, которая отличает их от каких-либо иных правонарушений, является наличие в его составе одинакового объекта. При этом в качестве общего объекта данного вида правонарушений следует рассматривать общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования, использования финансовых средств и контроля над их использованием. Родовым объектом будут отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля, расходования бюджетных средств, банковской деятельности, выпуска и обращения ценных бумаг, которые регулируются финансовым законодательством. Непосредственными объектами деяний, содержащимися в гл. 15 действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются разнообразные отношения. Это отношения, возникающие по поводу обращения наличных денег, порядка ведения кассовых операций, порядка открытия счетов в банках и в иных кредитных организациях и прочие.

Административное правонарушение в финансовой сфере характеризуется признаками, присущими всем административным правонарушениям: общественная опасность, противоправность, наказуемость, виновность, но с некоторыми специфическими чертами, которые обусловлены особенностями охраняемых отношений, складывающихся в финансовой сфере.

Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установление их наличия в конкретном деянии позволяет рассматривать его в качестве административного правонарушения, т.е. фактического основания административной ответственности. Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать указанными чертами.

Между тем в науке административного права уже длительное время особую дискуссию вызывает отнесение к числу самостоятельных признаков административного правонарушения общественной опасности.

Ученые-административисты по данному вопросу до сих пор к единому мнению не пришли. Связано это с тем, что формально в понятие административного правонарушения законодатель не включил признак общественной опасности, что дает основание ряду ученых отрицать его наличие у соответствующих правонарушений.

На наш взгляд, общественная опасность является фундаментальным, основополагающим признаком административного правонарушения. Административное правонарушение как деяние реальной действительности влечет определенные негативные последствия, причиняющие вред общественным отношениям, либо ставит их под угрозу наступления таких последствий.

Применительно к административным правонарушениям в финансовой сфере можно утверждать, что антиобщественная направленность таких правонарушений проявляется в том, что оно причиняет вред или создает реальную угрозу причинения вреда установленному порядку формирования и использования фондов денежных средств. Неуплата налогов, нецелевое использование бюджетных средств, несоблюдение порядка работы с денежной наличностью подрывают экономическую систему страны, что неизбежно влечет прямое ущемление интересов большинства групп и слоев населения. Вред от таких правонарушений во многом обусловлен их значительным количеством.

Поэтому неупоминание общественной опасности в определении административного правонарушения не может служить основанием для отрицания такого признака, поскольку само включение законодателем того или иного деяния в ряд правонарушений уже означает, что оно представляет опасность как для государства, так и для общества.

Другой признак, присущий административным правонарушениям в финансовой сфере, - это противоправность. Противоправность деяния состоит в том, что определенное лицо совершает действия, запрещенные КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях, или не совершает действия, предписанные нормой права, в результате чего на лицо может быть наложено соответствующее наказание.

При этом противоправность проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного права, но и охраняемые его санкциями нормы других отраслей права, в частности финансового - для правонарушений в сфере финансов.

Правовая норма об ответственности за нарушение законодательства в области финансов должна четко указывать признаки противоправного деяния. Как считают Е.В. Овчарова и С.Г. Пепеляев, "это обязательное условие, с одной стороны, ограничивающее административное усмотрение при наложении взысканий, с другой - исключающее лазейки для избежания ответственности" <3>.

<3> См.: Пепеляев С.Г. Налоговое право. М., 2000. С. 21.

Противоправность административных правонарушений в финансовой сфере характеризуется отсылочным характером диспозиций норм Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данная особенность свойственна административным правонарушениям и в других сферах: торговли, транспорта, охраны окружающей среды. Нарушаемые правила поведения сформулированы в нормативных правовых актах - источниках финансового права, среди которых значительное число ведомственных. К примеру, КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц организации за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ). Сами же правила установлены в других нормативных правовых актах, в частности в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" <4>, являющемся источником финансового права.

<4> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

Поэтому для уяснения обязанности, которая не исполняется либо не соблюдается правонарушителем, а следовательно, правильной квалификации деяния необходимо не только прочтение положений Кодекса, но и обращение к другим нормативным правовым актам, регулирующим соответствующие отношения. Таким образом, противоправность административных правонарушений в финансовой сфере выражается в неисполнении обязанностей и несоблюдении соответствующих запретов, предусмотренных финансово-правовыми нормами.

Административное правонарушение - всегда виновное поведение лица, представляющее собой проявление воли и разума. Являясь важным юридическим признаком правонарушения, виновность характеризует интеллектуальное, волевое отношение лица к совершаемым им действиям и их последствиям.

КоАП РФ предусмотрены различные правовые критерии виновности деяния применительно к правонарушению, совершенному физическим и юридическим лицом. Для квалификации форм вины в деянии физического лица необходимо выявить его психоэмоциональное отношение к факту совершенного правонарушения и установить признаки умышленного деяния или совершения правонарушения по неосторожности.

Применительно к деянию юридического лица КоАП не устанавливает форм вины, так как данные субъекты не обладают сознанием и волей и подобная классификация утрачивает смысл. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного проступка при установлении факта нарушения правил и норм, несоблюдение которых влечет за собой административную ответственность, если данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по исполнению предписаний, установленных указанными правилами и нормами.

Согласно КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Характерно то обстоятельство, что правонарушения в области финансов, за совершение которых предусмотрена административная ответственность юридических лиц и их руководителей, совершаются, как правило, должностными лицами умышленно. Это такие противоправные деяния, как: нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, нецелевое использование бюджетных средств, нарушение сроков возврата бюджетных средств или платы за пользование ими и ряд других.

Последним признаком административного правонарушения является его административная наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение.

Наказуемость деяния проявляется в том, что "государство, регулируя общественные отношения в нужном направлении и создавая в этих целях соответствующие правила поведения, неизбежно должно определять и последствия несоблюдения установленных правил для лиц, их нарушивших. Указанные последствия являются одной из гарантий соблюдения правовых норм, их защиты, осуществляемой государством" <5>. Такими последствиями в соответствии с действующим законодательством являются меры ответственности, применяемые в установленном законом порядке к лицу, виновному в совершении административного правонарушения. В качестве таковых выступает санкция (взыскание, наказание), в которых находит свою конкретизацию признак наказуемости.

<5> См.: Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М., 1975. С. 26.

Применительно к административному правонарушению в финансовой сфере - это административный штраф. Такое наказание, как конфискация предмета административного правонарушения, предусмотрено лишь за "выпуск или продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки" (ст. 15.12 КоАП).

Назначение меры административной ответственности должно всецело опираться на принцип индивидуализации наказания, а это значит, что при реализации административно-правовой санкции необходимо принимать во внимание "характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Если эти факторы не учитывать, то эффективность наказания снижается" <6>.

<6> См.: Студеникина М.С. Что такое административная ответственность? М., 1990. С. 67.

При этом наказание не является самоцелью, оно выступает как необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. С одной стороны, оно предупреждает совершение в будущем новых административных правонарушений в области финансов виновным лицом, а с другой - совершение таких правонарушений иными лицами.

В рамках настоящей статьи мы рассмотрели наиболее общие вопросы, касающиеся понятия, сущности и признаков административного правонарушения в финансовой сфере. На основании изложенного можно сформулировать следующее определение административного правонарушения в области финансов. Административное правонарушение в финансовой сфере - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, посягающее на общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования фондов денежных средств, за которое Кодексом или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Библиографический список

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. Том 1. М., 1981.
  2. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М., 2004.
  3. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.
  4. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М., 1975.
  5. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.
  6. Козлов Ю.М. Административное право. М., 1999.
  7. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.
  8. Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие? // Государство и право. 1996. N 3.
  9. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1984.
  10. Пепеляев С.Г. Налоговое право. М., 2000.
  11. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
  12. Студеникина М.С. Что такое административная ответственность? М., 1990.
  13. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
  14. Якуба О.М. О признаках административного правонарушения // Правоведение. 1964. N 3.