Мудрый Юрист

Административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией правового запрета: понятие, структура, особенности и классификация *

<*> Статья выполнена при информационной поддержке компании "КонсультантПлюс".

Трегубова Елена Валентиновна, кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой финансового и административного права Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

Понятие и общая характеристика административных правоотношений

В ходе применения норм административного права, определяющих режим реализации административных запретов, возникает целый комплекс административных правоотношений как материального, так и процессуального характера. Названная ситуация объективна, поскольку, для того чтобы норма права достигла своего результата, необходимо, чтобы она породила определенное правоотношение. С.Ф. Кечекьян отмечал, что "...правоотношение - это норма права в ее действии, в ее осуществлении" <1>.

<1> См.: Кечекьян С.Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. М., 1958. С. 19.

В этой связи необходимо согласиться с тем, что правоотношение - это основная форма реализации правовых норм. В ходе правоотношения общее предписание правовой нормы конкретизируется в зависимости от состава юридического факта (события или действия, влекущего за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений) по управомоченным и обязанным лицам, а также по своему объему <2>. Учитывая это, представляется необходимым проанализировать содержание административных правоотношений, возникающих в связи с реализацией запрещающих норм административного права. Для более обстоятельного исследования соответствующих правоотношений следует обратиться к имеющимся наработкам по исследуемой проблематике. Отметим, что административные правоотношения, которые возникают в связи с реализацией правовых запретов, являются специфической разновидностью административных правоотношений вообще. Необходимо согласиться с тем, что общественные отношения, которые являются предметом административного права, весьма разнообразны. Как отмечает К.С. Бельский: "...круг общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования, широк, многообразен, полифоничен. Он не ограничивается сферой государственно-управленческих отношений, предмет охватывает полицейские отношения и отношения в области административной юстиции" <3>. Изданной концепцией можно сделать вывод о том, что административные запреты реализуются в различных отношениях, которые являются предметом административного права. Необходимо сказать, что рассмотрение административных правоотношений, которые возникают в связи с реализацией правовых запретов, будет осуществлено с упором на общетеоретические разработки.

<2> См.: Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения. Саратов, 1972. С. 144.
<3> См.: Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. N 11. С. 14.

Так, основываясь на общетеоретической базе, которая была создана учеными-административистами второй половины XX в., такими как Г.И. Петров, Ю.М. Козлов, Д.Н. Бахрах, В.Д. Сорокин, А.П. Коренев, Ю.Г. Черепанов <4> и др., мы будем исследовать специфику административных правоотношений, складывающихся в связи с реализацией правовых запретов. Но перед этим необходимо отметить, что административные правоотношения являются специфической разновидностью правоотношений. Правоотношения вообще и административные правоотношения в частности - достаточно сложный феномен. В этой связи неслучайно, что проблема административных правоотношений в советской юридической литературе решалась далеко не однозначно. В частности, Г.И. Петров и Ю.М. Козлов предлагали две взаимоисключающие концепции административных правоотношений, которые с методологической точки зрения также приемлемы для целей настоящего исследования. Не углубляясь в суть имевших место дискуссий, кратко рассмотрим, что понимается под административными правоотношениями в современной юридической литературе, а затем определим специфику правоотношений, которые возникают в связи с реализацией административных запретов.

<4> См.: Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972; Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976; Сорокин В.Д. Административно-процессуальное отношение. Л., 1968; Черепанов Ю.Г. Горизонтальные административно-правовые отношения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984; Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2000. С. 56; и др.

Так, А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов отмечают, что под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой <5>.

<5> См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1997. С. 70.

Г.И. Петров отмечал, что административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления <6>. А.П. Коренев также констатировал, что административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления <7>.

<6> См.: Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. С. 4.
<7> См.: Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2000. С. 56.

Д.Н. Бахрах определяет административно-правовые отношения как урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти <8>.

<8> См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 46.

К.С. Бельский, исследовав полицейские отношения, пишет о том, что "...полицейские отношения - это урегулированное нормами полицейского права общественное отношение, складывающееся в сфере полицейской деятельности" <9>.

<9> См.: Бельский К.С. Полицейское право / Под ред. А.В. Куракина. М., 2004. С. 90.

Обобщение научной и учебной литературы по административному праву позволяет сделать определенные выводы относительно характеристики административных правоотношений, которые возникают в связи с реализацией административных запретов.

Обязательным участником отношений, возникающих в связи с реализацией административных запретов, является орган публичного управления, то есть данные административные отношения протекают с участием органов государства или органов местного самоуправления или их должностных лиц. Связано это с тем, что обеспечивать правопорядок, устанавливать те или иные правила поведения могут только специально уполномоченные на то субъекты.

Как отмечает Л.М. Розин: "...признание административных правоотношений с участием государства дает возможность прослеживать, какие и перед кем возникают права и обязанности, какими нормами они устанавливаются. Тем самым глубже раскрывается механизм административно-правового регулирования общественных отношений" <10>.

<10> См.: Розин Л.М. К вопросу об административных правоотношениях // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 152.

Ю.М. Козлов отмечает, что специфической особенностью административно-правовых отношений является то, что во всех случаях необходимо следующее непременное условие - обязательное участие в них стороны, наделенной юридически властными полномочиями. Такой стороной является орган государственного управления, то есть субъект исполнительной власти, а также представляющие их должностные лица <11>.

<11> См.: Козлов Ю.М. Административное право. М., 2001. С. 47.

В настоящее время данная концепция не может в полной мере отвечать современным реалиям, поскольку административные правоотношения весьма разнообразны и могут складываться между гражданами и юридическими лицами в различных сочетаниях, в том числе и в связи с реализацией административных запретов. Как пишет К.С. Бельский: "...полицейские правоотношения между гражданами или правоотношение "гражданин - гражданин" являются, пожалуй, самыми распространенными в правовой действительности. Они имеют место всюду, где общаются между собой люди, но прежде всего в местах общественного значения. Данные отношения между людьми базируются на административно-правовых и уголовно-правовых запретах, которые устанавливают определенные правоотношения не только между гражданами и соответствующими органами полиции, но и между гражданами, позволяя им путем саморегуляции поведения гармонировать друг с другом <12>.

<12> См.: Бельский К.С. Полицейское право / Под ред. А.В. Куракина. М., 2004. С. 103.

Говоря непосредственно об административных правоотношениях, которые возникают в связи с реализацией правовых запретов, необходимо сделать несколько промежуточных выводов.

Так, административные правоотношения, которые существуют в связи с реализацией административных запретов, преимущественно возникают по инициативе органа публичного управления, который обеспечивает правопорядок в той или иной сфере публичного управления. В некоторых случаях такие отношения могут возникать по инициативе граждан и их объединений.

Административные правоотношения, возникающие в связи с установлением, а также реализацией правовых запретов, носят, как правило, вертикальный характер, т.е. данные отношения являются отношениями власти-подчинения. Так, согласно Закону РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" <13>, сотрудник милиции (Госавтоинспекции) вправе запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности (п. 23 ст. 11).

<13> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

Законные требования сотрудника милиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение законных требований сотрудника милиции, а также совершение действий, препятствующих выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном Законом порядке (ст. 23 Закона РФ "О милиции"). Данное предписание охраняется как уголовно-правовыми, так и административно-правовыми средствами, в частности, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции (ст. 19.3).

Необходимо сказать, что административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией правовых запретов, носят в целом позитивный характер, кроме того, рассматриваемые правоотношения имеют правоохранительную направленность.

Административное правоотношение, как и другие элементы административно-правового механизма, имеют определенную структуру.

Структура правоотношения, обусловленного реализацией административного запрета

Под структурой административно-правового отношения, которое возникает в связи с реализацией правового запрета, следует понимать совокупность взаимосвязанных элементов. К числу элементов административного правоотношения, связанного с реализацией правового запрета, традиционно относятся:

Субъектом административного правоотношения, возникающего в связи с реализацией правового запрета, является участник, который наделен соответствующими субъективными правами и на которого возложены соответствующие юридические обязанности. Как отмечает А.И. Столмаков, "...субъективные права - это не какая-то юридическая абстракция, имеющая ценность сама по себе. Субъективные права имеют свой объект, которым являются материальные, духовные, общественные блага и возможность пользоваться свободой в обществе, то есть то, к чему человек стремится. Субъективное право - это гарантированная законом мера возможного поведения управомоченного лица" <14>.

<14> См.: Столмаков А.И. Административно-правовые и судебные методы охраны субъективных прав граждан СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1971. С. 5.

Как отмечается в научной литературе, вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия соответствующих правовых норм и ее принципов. Научные исследования, посвященные субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов <15>.

<15> См.: Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. N 3. С. 16.

Как отмечает С.С. Алексеев, "...под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Как отмечается в научной литературе, это понятие включает в себя два критерия. Социальный аспект дает возможность субъекту права участвовать в правоотношении в качестве персонифицированного субъекта, юридический аспект признает за субъектом права соответствующие права и обязанности, дает возможность участвовать в соответствующем правоотношении" <16>.

<16> См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 138.

В общей теории права до недавнего времени было распространено мнение, что все субъекты права делятся на две группы: граждане и организации <17>. Критерий их деления представляется вполне обоснованным. Однако названия обеих групп неудачны, так как они неточно отражают круг субъектов правоотношений, не учитывают их многообразия. Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Как уже отмечалось, правоотношение - это основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и, в общем, круг тех и других совпадает <18>.

<17> См.: Теория государства и права. М., 1983. С. 331.
<18> См.: Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. N 3. С. 16.

Субъектами отношений, возникающих в связи с реализацией административных запретов, могут являться органы публичного управления и их должностные лица, а также физические и юридические лица, которые подпадают под регулирующее воздействие соответствующего административного запрета.

Что касается объекта административного правоотношения, то в теории административного права высказаны, по сути, две основные точки зрения относительно объекта административного правоотношения. Одни авторы считают, что под объектом административного правоотношения следует понимать все то, по поводу чего возникает и существует само правоотношение <19>. М.В. Карасева отмечает, что "...точка зрения тех ученых, которые считают, что объектом правоотношения является то, на что направлено поведение его участников, представляется наиболее приемлемой" <20>.

<19> См.: Коренев А.П. Указ. соч. С. 57.
<20> См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 143.

Сторонники другой точки зрения считают, что существует множество объектов правоотношения, к которым относятся: действия, бездействие, продукты духовного творчества, личные нематериальные блага <21>.

<21> См.: Лапшин В.Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983. С. 29.

Объект административно-правового отношения - это действия (поведение) людей, с помощью которых реализуются обязанности и права, предусмотренные для соответствующего правоотношения. Иными словами, объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Л.В. Коваль, характеризуя административно-деликтные отношения, отмечает, что деликтные отношения имеют объектом административную ответственность, с возложением и несением которой связана реализация прав и обязанностей субъектов; данный объект обладает всеми свойствами объектов юридических отношений.

Его материальной формой выступает наказание, которое всегда связано с материальными интересами людей, их нематериальными благами. Такое определение объекта, по мнению Л.В. Коваля, отвечает природе отношений между людьми, всегда связанных с вещами <22>.

<22> См.: Коваль Л.В. Административно-правовое деликтное отношение: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Киев, 1979. С. 17.

Объектами административно-правовых отношений, связанных с реализацией административного запрета, являются жизнь, здоровье, а также спокойствие граждан, нормальное функционирование различного рода объектов, обеспечивающих жизнедеятельность граждан. Административные запреты во многих случаях обеспечивают безопасность в различных ее проявлениях; в этой связи можно сказать, что рассматриваемое средство является методом полицейской охраны. Как отмечает К.С. Бельский, "...универсальный объект полицейской охраны - это комплексный объект вследствие того, что он объединяет разнородные индивидуальные объекты: людей, вещи, определенную территорию" <23>. Таким образом, объект как элемент любого правоотношения имеет важное значение.

<23> См.: Бельский К.С. Полицейское право / Под ред. А.В. Куракина. М., 2004. С. 213.

В зависимости от объекта правоотношения устанавливается соответствующий административный запрет. В этой связи А.Б. Венгеров справедливо отмечает, что "...объект правоотношения - это не пассивный элемент. Объект правоотношения влияет на содержание конкретного субъективного права и юридической обязанности" <24>.

<24> См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1996. С. 22.

Как уже частично отмечалось, содержание административно-правового отношения состоит из субъективных прав и юридических обязанностей участников соответствующих отношений. Наличие нормы административного права само по себе еще не порождает административных правоотношений. Основанием возникновения административных правоотношений выступают юридические факты, то есть те фактические обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных административных правоотношений. Движение всякого правоотношения связывается с юридическими фактами <25>.

<25> См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 154.

Общеизвестно, что норма административного права только тогда начинает реализовываться, когда имеют место соответствующие условия, события или действия, т.е. юридический факт. С.А. Зинченко отмечает, что "...юридические факты занимают центральное место в механизме правового регулирования общественных отношений" <26>. М.В. Карасева, развивая данное положение, отмечает, что "...юридические факты создают переход от общей модели прав и обязанностей, зафиксированной в юридической норме, к конкретной, воплощающейся в правоотношении" <27>.

<26> См.: Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007. С. 3.
<27> См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 154.

Юридические факты в механизме реализации административных запретов достаточно разнообразны, они могут быть дифференцированы на события и действия. Различие между событиями и действиями, которые порождают правоотношения, состоит в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный волевой характер.

В частности, с наступлением определенного возраста можно реализовывать право на управление транспортным средством. Так, согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" <28> предоставляется право на управление транспортными средствами: мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "А") - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста; автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории "Д" (категория "С"), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "Д"), - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста; составами транспортных средств (категория "Е") - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев; трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста (ст. 25).

<28> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

Действия, которые порождают административные правоотношения, складывающиеся в связи с реализацией административного запрета, могут быть правомерными или неправомерными. Большинство административных правоотношений порождается позитивными действиями.

Как отмечают А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, "...особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер" <29>.

<29> См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1997. С. 83.

Юридическим фактом, на основании которого возникают охранительные правоотношения, связанные с реализацией административного запрета, являются различного рода правонарушения, посягающие на соответствующие отношения. Охранительные правоотношения называются еще деликтными отношениями, как отмечает В.Н. Лапшин: "...административно-деликтные отношения с участием органов внутренних дел возникают в связи с совершением правонарушения, привлечения виновного к ответственности и применением мер взыскания" <30>.

<30> См.: Лапшин В.Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. Караганда, 1986. С. 49.

Административно-правовые споры, возникающие в связи с реализацией правовых запретов, могут разрешаться как в судебном, так и в досудебном порядке. Как отмечал Ю.М. Козлов, административно-правовые споры между сторонами административных правоотношений решаются преимущественно путем реализации полномочными субъектами исполнительной власти принадлежащих им юридически властных полномочий <31>.

<31> См.: Козлов Ю.М. Административное право. М., 2001. С. 48.

В целом ряде зарубежных государств в настоящее время созданы специализированные органы, занимающиеся рассмотрением публично-правовых споров, а также детально определена административная процедура их разрешения. В частности, в Испании на основании Закона "О правовом режиме органов государственной администрации и общем административном процессе" предусмотрен порядок подачи гражданином жалобы в орган государственной власти. Во Франции создан институт медиатора (посредника), который имеет существенные права, в частности имеет право способствовать разрешению административных споров, а также возбуждать дисциплинарное производство в отношении должностных лиц. В ряде стран созданы разнообразные по организационно-правовой форме структуры, занимающиеся разрешением административно-правовых споров, которые возникают между гражданами и должностными лицами в ходе реализации административных процедур. Так, в Канаде действует целый ряд несудебных инстанций - агентств, советов, федеральных комиссий, трибуналов, каждая из которых в рамках своей компетенции занимается защитой прав граждан и позволяет урегулировать споры между гражданином и государством, не прибегая к судебным процедурам <32>.

<32> См.: Кудря В.С. Об административных процедурах урегулирования споров // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. N 8. С. 84.

По мнению И.В. Пановой, задачами административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел должны являться: создание эффективного (объективного, бесплатного, оперативного) механизма защиты прав и законных интересов невластного субъекта с сокращением затрат (экономических, юридических, психологических); повышение авторитета исполнительных органов публичной власти, профессионализма и оперативности при рассмотрении административных дел (понижение уровня бюрократии и коррупции); разгрузка судов и освобождение от несвойственных им функций административно-юрисдикционного органа; создание правовой базы для административной процедуры внесудебного и досудебного рассмотрения административных дел <33>.

<33> См.: Панова И.В. Административное судопроизводство и процедура внесудебного, досудебного рассмотрения административных дел // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. N 4. С. 4.

Особенность административных правоотношений, связанных с реализацией правовых запретов

Правоотношения, которые возникают в связи с реализацией административных запретов, складываются в различных сферах публичного управления. Рассматриваемые правоотношения складываются во внутриорганизационных отношениях. В частности, в ходе осуществления государственной службы данные отношения самым непосредственным образом переплетаются с управленческими и государственно-служебными отношениями. Правоотношения, связанные с реализацией административных запретов, также складываются и за пределами соответствующего органа управления. То есть рассматриваемые отношения связаны с полицейскими отношениями. Административные запреты обеспечивают правопорядок в различных сферах публичного управления, реализация административных запретов связана с управленческими и полицейскими отношениями, отношениями, которые возникают в связи с защитой прав граждан и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительно-распорядительной деятельности органов публичного управления. Во всех случаях специфика правоотношений, связанных с реализацией административных запретов, порождает правоохранительные отношения, т.е. отношения, которые направлены на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Классификация административных правоотношений, связанных с реализацией правовых запретов

Специфика административных правоотношений, возникающих в связи с реализацией административных запретов, дает возможность выделить критерии для их классификации. В научной литературе предлагаются различные критерии для классификации административных правоотношений. Учитывая общетеоретические наработки по проблеме классификации административных правоотношений, нас интересуют те классификации административных правоотношений, которые могут касаться механизма реализации административных запретов.

В.Н. Лапшин дифференцирует административные правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел на: юрисдикционные, контрольно-надзорные, отношения, связанные с обеспечением разрешительной системы, охраной собственности, обеспечением безопасности дорожного движения и др. <34>.

<34> См.: Лапшин В.Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. Караганда, 1986. С. 45.

Г.И. Петров дает более развернутую классификацию административных правоотношений. В частности, Г.И. Петров классифицирует административные правоотношения по их конкретному социальному содержанию, по их характеру, по занимаемому месту в их системе, по территории их распространения, по времени их деятельности, по соотношению прав и обязанностей, по характеру порождающих их фактов <35>.

<35> См.: Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. С. 96 - 106.

Данную классификацию можно признать классической в научной литературе по административному праву.

А.П. Коренев классифицирует административные правоотношения в зависимости от соотношения прав и обязанностей их участников, по содержанию административные правоотношения дифференцируются А.П. Кореневым на материальные и процессуальные, по характеру порождающих их юридических фактов административные правоотношения подразделяются на охранительные и регулятивные. По способу защиты административные правоотношения подразделяются на защищаемые в судебном порядке и защищаемые в административном порядке <36>.

<36> См.: Коренев А.П. Административное право России. М., 2000. С. 56.

Данная классификация вполне приемлема для изучения административных правоотношений, складывающихся в связи с реализацией административных процедур в деятельности органов внутренних дел.

В.Д. Сорокин предложил концепцию административно-процессуальных отношений <37>. Административно-процессуальные отношения, по мнению В.Д. Сорокина, - это такие урегулированные правом отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления исполнительными органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а в предусмотренных законом случаях - иными государственными органами. В.Д. Сорокин классифицирует административные правоотношения по следующим основаниям: по содержанию, по видам административного производства; по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений; по соотношению прав и обязанностей их участников <38>.

<37> См.: Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право. Л., 1976. С. 16.
<38> См.: Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2004. С. 152.

Административно-процессуальные отношения, как показало исследование, играют важную роль в административно-правовом механизме реализации правовых запретов. Данные правоотношения проявляют себя при организации механизма реализации правовых запретов. В частности, практически любой административный запрет реализуется в соответствующей процессуальной форме. Как отмечает К.С Бельский, "...полицейская деятельность в силу специфических свойств требует строгой процедурно-процессуальной регламентации. Тем не менее процессуальные полицейские правоотношения возникают на базе процессуальных норм и производны от материально-правовых полицейских отношений" <39>.

<39> См.: Бельский К.С. Полицейское право / Под ред. А.В. Куракина. М., 2004. С. 102.

Заслуживает внимания классификация административных правоотношений, предложенная С.Б. Абулгазиным. В частности, С.Б. Абулгазин классифицирует административные правоотношения по специфике правовой регламентации, по соотношению прав и обязанностей участников административных правоотношений, по формам реализации административно-правовых норм посредством административных правоотношений, по характеру фактов, порождающих административные правоотношения, по формам защиты административных правоотношений <40>.

<40> См.: Абулгазин С.Б. Административно-правовые отношения в деятельности милиции по охране общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1982. С. 71.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что в административно-правовом механизме реализации правовых запретов возникают общественные отношения, которые можно разделить на ряд групп.

По содержанию данные отношения могут быть административно-процессуальными и материальными, по соотношению прав и обязанностей отношения могут быть вертикальными и горизонтальными, по характеру порождающих юридических фактов - отношениями, порождаемыми позитивными действиями, и отношениями, которые порождаются в связи с совершением правонарушения. Кроме того, административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией правовых запретов, могут быть дифференцированы по способу защиты. Так, согласно Закону РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" <41> сотруднику милиции запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций. Кроме того, сотруднику милиции запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица (ст. 15).

<41> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

Гражданин, считающий, что сотрудник милиции нарушил названное предписание, может обжаловать его действия. Так, согласно Закону РФ "О милиции" гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд (ст. 39).

Административные правоотношения материального характера, возникающие в механизме реализации правовых запретов, регламентируются материальными нормами административного права. Административно-процессуальные отношения, возникающие в механизме реализации правовых запретов, регламентируются также и процессуальными нормами.

Важное значение в механизме реализации административных запретов принадлежит отношениям, которые связаны с соотношением прав и обязанностей их участников, а также по характеру порождающих их юридических фактов. В большинстве случаев отношения, связанные с реализацией административных запретов, - это отношения власти-подчинения, отношения, которые складываются в связи с осуществлением государственной службы, юрисдикционной, разрешительной, а также контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют соответствующие органы исполнительной власти, и др. К названным направлениям деятельности предъявляются определенные требования посредством запретительных предписаний. Так, согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" <42> запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов (п. 6 ст. 65).

<42> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

В завершение необходимо отметить, что правоотношения, которые складываются в связи с реализацией административных запретов, занимают важное место в механизме правового регулирования общественных отношений, которые складываются в сфере обеспечения правопорядка. Развитие этих отношений имеет важное значение для совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, которые содержат в себе запретительные предписания.

Библиографический список

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982.
  2. Абулгазин С.Б. Административно-правовые отношения в деятельности милиции по охране общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1982.
  3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1997.
  4. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. N 3.
  5. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.
  6. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. N 11.
  7. Бельский К.С. Полицейское право / Под ред. А.В. Куракина. М., 2004. С. 90.
  8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1996.
  9. Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007.
  10. Кечекьян С.Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. М., 1958.
  11. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.
  12. Коваль Л.В. Административно-правовое деликтное отношение: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Киев, 1979.
  13. Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2000.
  14. Козлов Ю.М. Административное право. М., 2001.
  15. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001.
  16. Кудря В.С. Об административных процедурах урегулирования споров // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. N 8.
  17. Лапшин В.Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983.
  18. Лапшин В.Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. Караганда, 1986.
  19. Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972.
  20. Панова И.В. Административное судопроизводство и процедура внесудебного, досудебного рассмотрения административных дел // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. N 4.
  21. Розин Л.М. К вопросу об административных правоотношениях // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979.
  22. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное отношение. Л., 1968.
  23. Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право. Л., 1976.
  24. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2004.
  25. Столмаков А.И. Административно-правовые и судебные методы охраны субъективных прав граждан СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1971.
  26. Черепанов Ю.Г. Горизонтальные административно-правовые отношения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984.
  27. Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения. Саратов, 1972.