Мудрый Юрист

Административно-правовое регулирование оплаты труда государственных служащих как необходимое условие их социальной защиты

Горин Евгений Владимирович - кандидат юридических наук, заместитель начальника Всероссийского института повышения квалификации.

Михайлюк Павел Александрович - соискатель Московского университета МВД России, следователь следственного управления при Управлении внутренних дел Западного административного округа г. Москвы.

Ключевые слова: социальная защита, социальная политика, оплата труда, государственная служба, индексация оплаты труда. В статье раскрываются составляющие оплаты труда государственных служащих различных видов государственной службы.

***

В статье рассматриваются вопросы оплаты труда государственных служащих различных видов государственной службы, в статье показывается специфика административно-правовой оплаты труда государственных служащих как необходимое условие их социальной защиты.

***

Административно-правовое регулирование социальной защиты государственных служащих имеет важное значение. Одной из составляющих социальной защиты государственных служащих является оплата их управленческого труда. О том, что оплата труда является составной частью социальной защиты государственных служащих, красноречиво свидетельствует Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 января 2008 г. N 35 "О мерах по социальной защите сотрудников уголовно-исполнительной системы" <1>.

<1> См.: Российская газета. 2008. 13 февраля.

В настоящее время оплата труда государственных служащих оставляет желать лучшего.

В различных видах государственной службы денежное содержание государственных служащих включает в себя ряд компонентов.

Оплата труда гражданских служащих

Административно-правовое регулирование оплаты труда государственных служащих определяется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе РФ" <2>, Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" <3>, Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" <4>.

<2> См.: Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<3> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3459.
<4> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 37. Ст. 4458.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе РФ" <5> определяет, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

<5> См.: Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из:

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.

К дополнительным выплатам относятся:

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента РФ. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя. В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта РФ производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций (ст. 50 Закона РФ "О государственной гражданской службе РФ").

Следует сказать, что в настоящее время определение эффективности и результативности деятельности государственного органа во многом носят субъективный характер, подобное положение отчасти способствует развитию коррупции в системе государственной службы. В этой связи необходимо определить критерии эффективности работы государственного органа в целом и отдельного государственного служащего в частности.

Денежное довольствие военнослужащих

Административно-правовое регулирование денежного довольствия определяется Федеральным законом от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" <6>, Указом Президента России от 1 июня 2002 г. "О денежном довольствии военнослужащих" <7>, Приказом министра обороны от 30 июня 2006 г. N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" <8>.

<6> См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.
<7> См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 23. Ст. 2132.
<8> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 40.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" определяет, что денежное довольствие военнослужащих состоит из:

Денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел

Административно-правовое регулирование оплаты труда сотрудников ряда правоохранительных органов регламентируется Федеральным законом от 30 июня 2002 г. "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" <9>. Согласно Приказу МВД России от 30 сентября 1999 г. N 750 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел" <10> денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел включает в себя:

<9> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 17. Ст. 2620.
<10> См.: Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 3.

Библиографический список

  1. Абызыва Е.Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (общетеоретические аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
  2. Акиньшин И.С. Экономический механизм удовлетворения материально-бытовых потребностей сотрудников органов внутренних дел РФ: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2006.
  3. Демидов А. Актуальные проблемы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в РФ // Право и жизнь. 2007. N 116 (11).
  4. Колесник Н.В. Некоторые вопросы усиления социальной защищенности сотрудников милиции // Вестник МВД России. 1995. N 6.
  5. Корицкая В.В. Административно-правовая организация социального обеспечения и социальной защиты граждан (региональный аспект на примере Хабаровского края): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2002.
  6. Кореневская С.Н. Административно-правовое регулирование муниципального управления в социальной сфере: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2004.
  7. Костыря Ю.С. Экономические аспекты управления системой социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в современных условиях: Дис. ... канд. эконом. наук. М., 2004.
  8. Максименко Н.Г. О социальных гарантиях, компенсациях и мерах социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих органов внутренних дел // Вестник МВД России. 2005. N 1.
  9. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
  10. Порощук С.Д. К вопросу социально-правовой защите личности // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел. М., 1994.
  11. Павлова Е.В. Правовые и организационные вопросы обеспечения административной опеки: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
  12. Родионова О.В. Социальная функция современного государства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.
  13. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник МВД России. 1996. N 6.
  14. Стахова А.А. Административно-правовые основы социальной поддержки граждан: вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007.