Мудрый Юрист

Рецензия на монографию м.в. Костенникова, а.в. Куракина, е.в. Горина "административно-правовые запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации" *

<*> Костенников М.В., Куракин А.В., Горин Е.В. Административно-правовые запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Домодедово: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России", 2008. 74 с.

Ежевский Дмитрий Олегович - кандидат юридических наук, доцент Московского института экономики, менеджмента и права, помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Весь период развития Русского государства - это процесс объединения земель центральной властью, которая в России как в прошлом, так и в настоящем выступала и будет выступать интегрирующей силой, которая обеспечивает единство и целостность всего государства. В настоящее время Россия переживает сложный этап реформирования всех сфер общественной жизни. В этой связи важно сохранить единство общества и государства, выработать эффективный механизм противодействия различным негативным явлениям деструктивного характера для обеспечения дальнейшего поступательного, демократического развития страны.

Существенный вклад в дело развития государства во все времена вносила государственная служба. Она же во многом способствовала обеспечению правопорядка в различных сферах деятельности государства. Во многих программных документах, определяющих дальнейшее развитие страны, говорится о проблеме коррупции в системе государственной службы, более того, на протяжении многих лет борьба с коррупцией провозглашалась одним из главных направлений деятельности государственной власти.

В Российской Федерации последние годы активно проводилась административная реформа и одновременно реформировалась государственная служба. Однако оптимальных результатов проводимые реформы не достигли.

Сегодня нет необходимости скрывать тот факт, что государственные служащие, "пораженные коррупцией", не могут эффективно реализовывать свои обязанности, а также способствовать проведению социально-экономических преобразований в стране. Коррупция является одной из главных проблем на пути реализации большинства реформ в государстве.

Говоря о государственно-правовых реформах, которые проводились и проводятся в настоящее время в нашей стране, отметим, что они должны были минимизировать имеющиеся недостатки в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, сформировать платформу для дальнейшего социально-экономического развития страны, укрепить престиж государственной службы, а также способствовать совершенствованию административно-правового статуса государственного служащего. Кроме того, реформы должны сформировать современные административно-правовые средства противодействия коррупции в системе государственной службы. В работе справедливо отмечается, что коррупция зачастую не позволяет выполнять даже некоторые из основных функций государственной службы.

Однако несмотря на то, что в настоящее время о коррупции в системе государственной службы говорят часто и много, реальных мер по ее противодействию принимается явно недостаточно, хотя некоторые регионы уже начали активно принимать программы противодействия коррупции. В частности, в Московской области утверждена целевая программа "Противодействие коррупции в Московской области на 2009 - 2011 гг.". В настоящее время идет реализация Национального плана противодействия коррупции, в Государственной Думе рассматривается Закон "О противодействии коррупции". Как следует из содержания этих, а также иных официальных документов, посвященных проблеме коррупции, их целью является создание эффективных правовых средств противодействия коррупции в системе государственной службы, а также решение ряда иных социально-экономических проблем.

Таким образом, отметим, что представленная монография написана на одну из самых актуальных тем. Обусловлено это целым рядом обстоятельств, одним из которых является тот факт, что коррупция в сфере государственной службы препятствует проведению многих преобразований в нашей стране, более того, способствует утрате надежд людей на честную и ответственную государственную власть. Коррупция делает государственное управление неэффективным, а международное сотрудничество государств в деле обеспечения международного правопорядка - чисто формальным. Помимо этого, об актуальности данной проблемы может сказать и тот факт, что при Президенте России создан Совет по противодействию коррупции, а Российской Федерацией подписана Конвенция ООН "Против коррупции". Помимо этого, нашей страной принят целый ряд иных международных обязательств в области борьбы с коррупцией.

Итак, важность и многоаспектность темы не вызывает сомнения, поскольку, повторимся, эффективность осуществляемых в России реформ напрямую зависит от способности государственного аппарата их выполнить.

Выход рецензируемой монографии стал заметным явлением в развитии современной науки административного права. Серьезное исследование подготовлено специалистами в области административного права доктором юридических наук, профессором М.В. Костенниковым, кандидатом юридических наук, доцентом А.В. Куракиным и кандидатом юридических наук Е.В. Гориным.

В монографии исследуется система административно-правовых запретов противодействия коррупции в системе государственной службы, а также определяется место административных запретов в системе административно-правовых средств противодействия коррупции. В работе рассматривается специфика, а также проблемы реализации административно-правовых запретов в механизме противодействия коррупции в различных видах государственной службы.

К сожалению, нельзя не согласиться с авторами в том, что вместо ожидаемого снижения уровня коррупции ее уровень имеет тенденцию к росту. Как это ни парадоксально, но предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы породило еще большую коррупцию. Названное обстоятельство вызывает самую серьезную озабоченность как у государственной власти, так и у институтов гражданского общества нашей страны (с. 4).

Говоря о структуре монографии М.В. Костенникова, А.В. Куракина, Е.В. Горина, необходимо сказать, что она представляется удачной.

Следует обратить внимание на то, что изложение материала отличается стройностью, систематичностью, глубокой аргументацией и подкрепляется обоснованными ссылками на нормативные акты и многочисленные публикации.

Подготовленная монография, безусловно, заслуживает положительной оценки не только в силу самого факта ее теоретической значимости, но и как результат ее прямой практической значимости. Следует сказать, что использование целого ряда предложений, содержащихся в монографии, может внести вклад в дело обеспечения и поддержания законности и правопорядка в системе государственной службы Российской Федерации.

Исходя из текста работы становится очевидным, что многоаспектность исследуемой авторами проблемы обусловила обращение к различным научным и публицистическим источникам. В ходе работы была изучена философская, социологическая, историческая, политическая, экономическая, а также правовая литература.

Безусловно, что ряд аспектов названной темы ранее уже рассматривался другими авторами. Однако несмотря на имеющиеся по исследуемой проблематике работы специального комплексного монографического исследования, посвященного административно-правовым запретам противодействия коррупции в системе государственной службы в Российской Федерации, не проводилось.

Авторы отмечают, что необходимым элементом в механизме реализации административно-правовых запретов противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации должно стать установление этических стандартов поведения государственных служащих при принятии ими важных административных решений, которые ставили бы заслон на пути коррупции и не позволяли бы принимать решения исходя из личных или иных корыстных, а также корпоративных интересов. В этой связи нужна система административно-правовых норм, закрепленных законом, которая, с одной стороны, являлась бы определенным эталоном, с которым государственные служащие различных видов могли бы сопоставлять свое поведение, а с другой - эти нормы формировали бы механизм, который помогал бы выявить наиболее реальные угрозы и риски возникновения коррупции в системе государственной службы.

Представляется достаточно интересным суждение авторов о том, что в интересах эффективной реализации административно-правовых запретов противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации было бы вполне оправданно разрушить государственную монополию в сфере административно-разрешительной системы. И передать часть полномочий по предоставлению публично-правовых услуг коммерческим организациям. В частности, представляется, что это необходимо сделать в системе ЖКХ и частично в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В рецензируемой монографии аргументированно предлагается в целях укрепления режима законности в системе государственной службы разработать и принять федеральные законы "О дисциплинарной ответственности государственных служащих" и "О поощрении государственных служащих РФ". Эти законодательные акты способствовали бы совершенствованию дисциплинарной практики в системе государственной службы и тем самым способствовали бы формированию административно-правового режима противодействия коррупции в единой системе государственной службы Российской Федерации. Также в монографии обосновывается ряд предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.

Авторами также сформулированы и иные выводы и предложения по противодействию коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Существенным образом дополняют работу рассматриваемые и анализируемые авторами проблемные вопросы, которые в перспективе нужно будет также решать. Такие вопросы имеют особую научную ценность и призывают к изучению ряда вопросов, выходящих за рамки проведенного исследования.

Несмотря на в целом высокий уровень работы по ней можно высказать и некоторые замечания.

Так, в работе почти не уделяется внимания вопросам формирования кадрового резерва и работы с ним. Фактически авторы ограничились лишь констатацией того факта, что этот аспект особенно важен. "Зачастую в резерве на выдвижение стоят одни люди, а на руководящие должности государственной службы назначаются другие, тем самым кадровый резерв является попросту профанацией. Как следствие такой ситуации возникает коррупция" (с. 63).

Кроме этого, интересно бы узнать позицию авторов по вопросу развития муниципальной службы, т.к. становление этого института также имеет важное значение для эффективности проводимых в стране преобразований.

Впрочем, эти замечания носят дискуссионный характер и не умаляют многочисленных достоинств рецензируемой монографии.

Таким образом, все вышеизложенное говорит о том, что монография М.В. Костенникова, А.В. Куракина, Е.В. Горина на тему "Административно-правовые запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы РФ" носит целостный по форме и оконченный по содержанию характер. Ее основой послужили труды крупных мыслителей, философов, юристов. Помимо этого, авторы опирались на труды современных политологов, социологов. Именно такой подход помог авторам избежать узкопрофильного подхода в исследовании явления коррупции в системе государственной службы РФ.

Последовательное исследование и, соответственно, логическое изложение вышеозначенных вопросов говорит о том, что упомянутая монография носит достаточно выраженный новаторский характер и является оригинальным научным трудом, одновременно восполняя образовавшийся пробел в отечественной правовой литературе по проблемам государственной службы.

Представленная работа заслуживает положительной оценки не только в силу актуальности исследуемой проблемы, но и в силу ее теоретической и практической значимости. Особенно существенным представляется тот факт, что работа имеет большое практическое значение для обеспечения законности и правопорядка в системе государственной службы Российской Федерации.

Монография может быть интересна не только научным сотрудникам, аспирантам, студентам, сотрудникам правоохранительных органов, государственным, а также муниципальным служащим, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами укрепления государственности и вопросами развития института государственной службы. По всем своим критериям монография может также с успехом использоваться как в научной деятельности, так и в учебном процессе образовательных учреждений юридического профиля.