Мудрый Юрист

Некоторые проблемы правового воспитания студентов

Обыденова Татьяна Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры педагогики Московского университета МВД России.

Ключевые слова: воспитание, образование, подготовка юридических кадров, юридическая практика, юридическое образование, правовое воспитание, правовая подготовка будущих юристов.

***

В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым воспитанием студентов в российских образовательных учреждениях. Говоря о формах правового воспитания, автор выделяет наиболее действенные, где одной из значимых является правовое образование. В статье подчеркивается, что в настоящее время в этом направлении предпринимается недостаточно возможностей со стороны субъектов воспитания. Кроме того, в статье поднимается один из важных вопросов российского образования - проблемы правового образования.

***

Возможность достижения успехов во всех сферах жизни общества и, как следствие, рост благосостояния и социального благополучия населения сегодня тесно связываются с необходимостью повышения образовательного уровня граждан, важной составляющей которого является знание права. В настоящее время необходимо уделять самое пристальное внимание вопросам правового образования и воспитания всего населения и в первую очередь подрастающего поколения, учащейся и студенческой молодежи. Одним из основных средств формирования высокого уровня правового сознания населения является правовое просвещение. Среди форм правового просвещения следует выделить прежде всего правовое обучение (преподавание и усвоение правовых знаний в средних, в средних специальных, высших, иных учебных заведениях как юридического, так и иного профиля) и правовую пропаганду (распространение юридических знаний в средствах массовой информации).

Именно сейчас резко возросла необходимость повышения уровня правового воспитания в современных условиях - это вызвано возросшим значением роли права и требований законности в совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни общества. В качестве негативного обстоятельства следует отметить, что в настоящее время понятие "правовоспитание населения" постепенно уходит из лексикона сотрудников правоохранительных органов. Необходимо, на наш взгляд, преодолеть мнение некоторых авторов о том, что на фоне развернувшегося на российских просторах "криминологического кошмара" говорить о каком-то воспитании... стало как-то, мягко говоря, неловко.

Укрепление дисциплины и организованности, развитие демократических институтов в стране во многом зависят от уровня правового сознания населения, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод, умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Поэтому дальнейшее укрепление правовой основы государственной и общественной жизни обусловлено необходимостью улучшения правового воспитания населения и в особенности молодежи.

Среди различных форм правового воспитания молодежи важное место занимает правовое образование. Оно предполагает постоянство аудитории, наличие обучающей программы, широкое использование педагогических приемов обучения и воспитания. Наиболее эффективно такую правовоспитательную работу среди молодого поколения можно проводить в учебных заведениях, со студентами. Важность правового воспитания молодежи обусловлена еще и тем, что в жизнь вступают все новые и новые поколения людей. И каждое новое поколение молодежи, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений, теории и практики строительства общества. Это накладывает определенный отпечаток и на методы, формы и средства правового воспитания молодежи, которые требуют тщательной разработки.

Сегодня фрагменты правовой культуры включаются в обязательные минимумы образования, в образовательные стандарты высшего профессионального образования, разрабатываются и внедряются правовые учебные дисциплины. И все же, на наш взгляд, этого недостаточно. Ощущается очевидный разрыв между новым демократическим законодательством и должным уровнем правовой культуры молодежи и граждан. Право так и не утвердилось в качестве самостоятельного школьного предмета в базисном учебном плане, нет системы подготовки и переподготовки учителей по правовым дисциплинам, преподавание права недостаточно связывается с правовоспитанием <1>.

<1> См.: Николаева Л.Н. Некоторые проблемы формирования правовой культуры российского общества // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания. М., 2001. С. 16.

Уровень правосознания студентов и молодых специалистов с высшим образованием также еще не отвечает предъявляемым требованиям. Из-за отсутствия в первую очередь правовой культуры среди студентов не редкость случаи нерадивого отношения к учебе, нарушения общественного порядка, увлечения наркотиками, совершения преступлений, в том числе и тяжких. Откуда же эти люди с ограниченным кругом интересов и потребностей, зачастую криминальной направленности? Это наши студенты и выпускники, у которых, оказалось, недостаточно развито чувство гражданской ответственности, уважения к закону, потребности в соблюдении законов, слабо выработаны привычки, убеждения и навыки активной социальной действительности.

Правовое воспитание в высшем учебном заведении, как, впрочем, и иные его виды, - это строго упорядоченный процесс, складывающийся из ряда взаимосвязанных и, более того, взаимопроникающих стадий. Представляется, что правовое воспитание студентов предполагает обеспечение следующих основных результатов: знание права; понимание права; уважение к праву; активная защита прав; необходимость соблюдения законов, которая должна перерасти в потребность исполнения правовых предписаний. Воспитание сознательного исполнения закона в силу внутреннего убеждения, глубокого и уважительного отношения к нему является качественно более высокой ступенью правового воспитания. Задача правового воспитания не может быть сведена к вооружению суммой правовых знаний. Следует добиваться, чтобы уважение к праву, к закону стало личным убеждением каждого студента.

Известно, что система правового воспитания, наряду с другими видами воспитания, достигает своей цели лишь в том случае, если она несет гражданам не только знания о законах, не только фактическую информацию, но главным образом знания оценочного характера, формирует в сознании и психологии каждого человека внутреннюю устойчивую основу, с которой он мог бы безошибочно ориентироваться в сфере правовых отношений. Очень важно при этом, через какой мотивационный фильтр проходят правовые знания, как они преломляются в системе мировоззренческих установок индивида, его интеллектуальных и эмоциональных настроений, ценностных представлений и соответствующих ориентаций.

Вот почему наряду с информацией о законах на передний план в правовоспитательной работе со студентами все больше и больше выдвигаются такие вопросы, как тенденция развития политической системы государства, расширения и укрепления демократии в управлении государством, неукоснительное исполнение законов законодательными, исполнительными и другими ветвями власти, понятие законности и правопорядка и условия его укрепления, совершенствование законодательства в борьбе с правонарушениями, преступлениями и общественными последствиями нарушений законности. Привить студентам сознание неотвратимости наказания и укрепить его - одна из важнейших задач правового воспитания. На это следует обратить внимание также потому, что, как показывает статистика, более чем две трети рецидивистов совершили преступление в несовершеннолетнем возрасте. Американский исследователь И. Анденес отмечал, что "неверие в честность руководства и правоприменительных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие - путь к богатству, а нравственность - капкан для простаков, - вот основа отсутствия уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям" <2>.

<2> См.: Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979. С. 19.

На выработку у студентов перечисленных качеств должна быть направлена вся воспитательная работа в вузе. Здесь нет ничего второстепенного, здесь одинаково важно как получение правовых знаний, так и обсуждение, оценка товарищами, казалось бы, незначительного поступка студента: непосещение занятий, неряшливость, зазнайство, высокомерие, не говоря уже, например, о пьянстве и употреблении наркотиков. Недооценка как "мелочей", так и более существенных факторов формирования правосознания влияет на эффективность правовоспитательной работы среди студентов. Вообще, правовое воспитание и обучение в вузе имеет свои особенности, определяемые целым рядом специфических черт формирующейся личности.

Студенты занимают особое место в социальной структуре общества, имеют определенный социально-правовой статус. В экономическом отношении они находятся нередко на иждивении взрослых. Объем правовых знаний их порой ограничен незначительной сферой общественных взаимоотношений, малым жизненным опытом. С качественной стороны взгляды их еще глубоко не продуманы. Они нередко лишь механически отражают реальную действительность и к тому же далеко не во всем ее многообразии. Правовое сознание находится еще в начале его формирования. Опыт предшествующих поколений только начинает ими осваиваться, идет как бы "генеральная репетиция" перед взрослой жизнью, поэтому взгляды разрозненны, аморфны, не представляют устойчивого комплекса, системы, как у взрослого человека. Студентами зачастую еще глубоко не осознана личная ответственность перед обществом за свое поведение, не сложились прочные навыки осуществления своих прав и выполнения обязанностей. Многие права и обязанности не стали для них личностно значимыми, так как, участвуя в той или иной деятельности, они лишь готовятся выполнять различные общественные роли, пробуют свои силы. Тем самым, в зависимости от возрастных особенностей, правосознание их (студентов) в большей степени, чем взрослого, подвержено как позитивному, так и негативному влиянию.

Поэтому, на наш взгляд, совершенно очевидно, что степень влияния того или иного способа воздействия будет различной в зависимости от возрастных и психологических особенностей студента. И применять конкретные методы воспитания нужно лишь после тщательного изучения и учета этих особенностей, а также уровня развития правосознания личности. Важно иметь в виду и нередко имеющееся противоречие между ограниченным жизненным опытом, не сложившимся еще пониманием социальных последствий своих действий и ограниченным в связи с этим правовым статусом, с одной стороны, и типичными для данного возраста, обычно завышенными правовыми притязаниями, с другой стороны. Правовое воспитание здесь может быть эффективным лишь в том случае, если воспитатель будет хорошо знать реальный уровень правосознания воспитуемых, их представления в области права, усвоенные ими правовые понятия, их отношение к закону воспитуемых, к соблюдению тех или иных его норм, правил общежития. Только конкретное знание всех этих компонентов позволяет правильно выбрать соответствующие методы воздействия с учетом уровня индивидуального правосознания индивида, его глубины, устойчивости, имеющихся дефектов и пр.

Судебно-следственная практика, да и сама жизнь показывает, что существенный пробел в правовом воспитании студентов и других подростков состоит в том, что последние не думают о неотвратимости наказания. Многие молодые правонарушители убеждены, что коль скоро им и предстоит нести наказание за содеянное, это будет или условное осуждение, или родители за деньги смогут освободить их от уголовной ответственности. Да и родители сами виноваты в таком образе мышления ребенка, когда они за любые деньги пытаются "устроить" сына или дочь в престижные вузы, что зачастую сегодня им удается сделать. При этом родители не задумываются о том, какое влияние, воздействие окажет родительская "любовь" на формирование правосознания подростка.

Среди важнейших проблем высшей школы - задача выработки у будущих специалистов комплекса социальных качеств всесторонне и гармонично развитой личности. Несомненно и то, что в социально-педагогическом плане студент как личность формируется под влиянием общей профессиональной направленности подготовки специалистов в наших вузах. Поэтому порой студенты ошибочно полагают, что профессиональная подготовка исчерпывает развитие их личности. Отсюда зачастую появляется нигилистический элемент в отношении к гуманитарным, общественным и правовым дисциплинам. А это, в свою очередь, ведет к обеднению духовных потребностей и интересов личности. Поэтому особенно важно, чтобы в ходе усвоения студентами специальных учебных дисциплин учитывалось не только отношение личности к творческому характеру усваиваемых знаний, но и непосредственное отношение личности к общественной среде, выражающееся во всех проявлениях социальной действительности. Именно эти отношения выступают основой (критерием) оценки уровня общественного и правового сознания личности.

Следует также отметить, что на уровне студенческих коллективов наиболее рельефно выступает необходимость дифференциации правового воспитания к особенностям данного коллектива и возможность организовать правовоспитательную работу с учетом этих особенностей. Именно в студенческих группах, на курсах, факультетах достижимы в наибольшей мере системность и комплексность воспитательной деятельности, охватывающей, с одной стороны, все средства и формы правового воспитания, начиная с правового обучения и кончая индивидуальной работой с правонарушителями и вовлечением каждого студента в борьбу за укрепление правопорядка и законности. С другой стороны, комплексный подход предполагает включение правового воспитания в целую систему всех воспитательных, профессиональных, организационных и профилактических мероприятий данного учебного заведения.

Формируя правосознание студентов, необходимо добиваться повышения их правовой культуры, которое включает в себя не только знание права, но и отношения к правовым ценностям, установки на проявление социально-правовой активности, на развитие готовности не просто следовать правовым предписаниям, а активно реализовывать не только свои права и обязанности, но и отстаивать права других граждан. Чтобы быть на уровне постоянно усложняющихся задач общественного развития, высшая школа должна непрерывно совершенствовать формы, методы и средства правовоспитательной работы, реагировать на изменения общественных потребностей и оперативно перестраивать свою правовоспитательную деятельность по повышению правовой культуры студенческой молодежи, ибо специалист с высшим образованием должен быть человеком высокой культуры поведения, образцом для других членов трудового коллектива, особенно молодежи.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно с полной уверенностью отметить, что повышение уровня правового воспитания студентов - одна из важнейших задач национальной системы образования России.

Библиографический список

  1. Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979.
  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. М., 2003.
  3. Давыдов В.П., Сальников В.П., Слепов В.Я. Педагогика высшей школы МВД России. СПб., 2003.
  4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005.
  5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2001.
  6. Столяренко А.М. Юридическая психология. М., 2000.
  7. Николаева Л.Н. Некоторые проблемы формирования правовой культуры российского общества // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания. М., 2001.