Мудрый Юрист

Правовой запрет в механизме реализации административной ответственности

Меры административной ответственности играют важную роль в механизме предупреждения и пресечения правонарушений в различных сферах публичного управления. В свою очередь, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП России). Д.Н. Бахрах и Э.Н. Ренов подчеркивают, что административная ответственность является карательной и преследует цели как частной, так и общей превенции правонарушений <1>.

<1> См.: Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М., 2004. С. 26.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что административная ответственность наступает за нарушение правовых запретов, которые установлены в различных сферах жизнедеятельности. При этом субъектами административной ответственности могут являться как коллективные, так и индивидуальные субъекты.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что административный запрет и административная ответственность самым непосредственным образом взаимосвязаны. Но перед тем как рассмотреть место административных запретов в механизме реализации административной ответственности, нужно кратко определить, что понимается под административной ответственностью в юридической литературе по административному праву.

Перед этим необходимо отметить, что проблемы реализации мер административной ответственности в различных сферах публичного управления весьма актуальны. Согласно данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, органами внутренних дел в 2005 г. было выявлено порядка 60 млн. административных правонарушений, за первое полугодие 2006 г. выявлено уже свыше 40 млн. Из данных цифровых показателей можно сделать вывод о том, что за указанный период к административной ответственности привлекался каждый четвертый, а то и каждый третий житель России. Такое количество административных правонарушений самым непосредственным образом влияет на уровень правопорядка в стране, создает реальную угрозу безопасности личности и государства <2>.

<2> См.: Костенников М.В. Актуальные проблемы борьбы с административными правонарушениями, подведомственными органам внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2008. N 2. С. 50.

Успех реализации мер административной ответственности зависит от правильной квалификации соответствующих административных правонарушений. Для успешной квалификации административных правонарушений необходимо определение феномена "административная ответственность".

В науке административного права институт административной ответственности определяется далеко не однозначно. В этой связи не случайно И.В. Максимов отмечает, что административная ответственность в научном плане - достаточно сложное, многомерное и полифункциональное понятие <3>.

<3> См.: Максимов И.В. Концепции позитивной административной ответственности в теории и праве // Государство и право. 2006. N 8. С. 29.

Традиционно административная ответственность определяется как особый вид юридической ответственности, которая является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами <4>.

<4> См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 477.

В научной литературе также отмечается, что административная ответственность используется как важное средство правовой охраны, борьбы с особым видом нарушений - административными правонарушениями, опасность которых заключается в их значительной распространенности <5>.

<5> См.: Хаматова С.Х. Административно-правовое регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 153.

Кроме того, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение <6>. Д.М. Овсянко определяет административную ответственность как применение наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами с целью оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц <7>.

<6> См.: Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. М., 2000. С. 337.
<7> См.: Овсянко Д.М. Административное право. М., 1994. С. 54.

А.Б. Агапов пишет о том, что административная ответственность представляет собой меры принудительного воздействия, применяемые к (физическому, юридическому) лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие имущественные (неимущественные) права нарушителя либо устанавливающие его дополнительные обязанности <8>.

<8> См.: Агапов А.Б. Административная ответственность. М., 2004. С. 18.

В научной литературе также отмечается, что административная ответственность - это совокупность материальных и процессуальных норм. Исходя из данного подхода к институту административной ответственности Ю.М. Козлов отмечает, что важная черта административной ответственности состоит в том, что ее можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений. Административная ответственность вызывает к жизни совокупность материально-деликтных отношений, которые вызываются совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных отношений, которые связаны с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение <9>.

<9> См.: Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. М., 2000. С. 339.

О.С. Рогачева, исследовав институт административной ответственности, пишет о том, что административная ответственность - особый вид юридической ответственности, мера административно-правового принуждения, состоящая в применении санкций административно-правовых норм судьями, иными уполномоченными органами в предусмотренном законом процессуальном порядке к субъекту, совершившему административное правонарушение, выразившееся в привлечении к административной ответственности либо освобождении от нее <10>.

<10> См.: Рогачева О.С. Административная ответственность. Воронеж, 2005. С. 20.

А.В. Мурашев определяет административную ответственность как отрицательную государственно-правовую оценку административного правонарушения и лица, его совершившего, путем наложения на виновного административного взыскания, повлекшего для него обязанность претерпевать лишения, определенные административно-юрисдикционным органом в пределах санкции нарушенной нормы, а также исполнение этой обязанности под воздействием государственного принуждения в целях воспитания граждан и предупреждения новых правонарушений <11>.

<11> См.: Мурашев А.В. Освобождение правонарушителей от административной ответственности органами внутренних дел. М., 1985. С. 7.

В научной литературе административная ответственность иногда отождествляется с административными наказаниями. Данная позиция не совсем точно отражает сущность административной ответственности, существенно сужает ее рамки. Подобная точка зрения, возможно, основана на том, что КоАП РФ определяет, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1).

Как отмечает С.М. Скворцов, административная ответственность и административное взыскание тесно взаимосвязаны. Тем не менее данные категории далеко не идентичны. Основное их сходство заключается в том, что единственное основание их возникновения - противоправное поведение; они непосредственно связаны с осуществлением государственно-принудительного воздействия, а следовательно, с неблагоприятными последствиями для правонарушителя, изменением его правового статуса; освобождение от ответственности одновременно освобождает и от наказания, неприменение наказания не всегда связано с освобождением от ответственности. Наряду со сходством административная ответственность имеет принципиальные отличия от административного взыскания. Наказание и ответственность преследуют различные цели, если ответственность наступает безусловно, то взыскание - относительно, обусловлено определенными факторами <12>.

<12> См.: Скворцов С.М. Принципы наложения административных взысканий и их реализация в деятельности органов внутренних дел. М., 1984. С. 15.

Данная точка зрения находит свою поддержку в современной юридической литературе. В частности К.С. Бельский отмечает, что административная ответственность представляет собой меры административного (судебного) органа, принятые в отношении административного правонарушения, в процессе реализации которых с правонарушителя истребуется объяснение о совершенном деянии. Само деяние подвергается официальной (правовой) оценке, и на основе этой оценки к лицу применяется одно из административных наказаний <13>.

<13> См.: Бельский К.С. Полицейское право / Под ред. А.В. Куракина. М., 2004. С. 655.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что административная ответственность - это мера административного принуждения, которая применяется за совершение административного правонарушения. Административная ответственность реализуется в административно-процессуальном порядке путем применения санкций норм Особенной части КоАП РФ, а также предписаний законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, основанием которой является административное правонарушение, совершенное деликтоспособным субъектом и состоящее в применении в установленном порядке к данному субъекту административного наказания, которое, собственно, и является мерой данного вида юридической ответственности.

Административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом требований норм административного законодательства, выражение неотвратимости реагирования государства на административные правонарушения. Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности. Вместе с тем административная ответственность характеризуется своеобразным проявлением этих признаков. Административная ответственность представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законодательством об административных правонарушениях наказаний за совершение административных правонарушений. Административная ответственность сопровождается порицанием противоправного поведения физического или юридического лица от имени государства в лице его уполномоченных на то органов - судей, мировых судей, органов и должностных лиц исполнительной власти <14>.

<14> См.: Костенников М.В., Куракин А.В. Административная юрисдикция. М., 2006. С. 24.

Административная ответственность является правовой ответственностью, наступающей за административные правонарушения, совершенные в различных отраслях и сферах жизнедеятельности. Законодательство об административных правонарушениях охраняет нормы не только административного права, но и конституционного, финансового, экологического, трудового и других отраслей права. Административная ответственность в отличие от других видов юридической ответственности устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ответственности) <15>. Субъекты административной ответственности не находятся в какой-либо организационной зависимости от лица, которое реализует меры данного вида юридической ответственности. Кроме того, субъекты данного вида юридической ответственности достаточно разнообразны.

<15> Там же.

Основным законодательным актом, регламентирующим административно-юрисдикционные отношения, является КоАП России. КоАП России предусматривает ответственность за нарушение административно-правовых предписаний, а также содержит ряд иных запрещающих предписаний применительно к предмету своего регулирования. Так, КоАП РФ устанавливает ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ст. 12.5 КоАП России), и др. Это лишь один пример, в КоАП содержится достаточное количество составов административных правонарушений, в которых предусмотрены меры ответственности за нарушение тех или иных административных запретов.

Следует сказать, что КоАП содержит предписания запрещающего характера не только в Особенной, но и в Общей части.

В Общей части КоАП РФ закреплено, что административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ст. 3.9 КоАП РФ).

Следует также сказать, что в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусматривается временный запрет деятельности.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16 КоАП России).

Как мы видим, КоАП России содержит целый ряд запретов, связанных с производством по делам об административных правонарушениях, с применением административных наказаний, а также мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Институт административной ответственности состоит из правовых запретов, которые в своей совокупности играют важную роль в содержании данного вида юридической ответственности.