Мудрый Юрист

К вопросу о понятии "незаконная миграция" в российском праве

Сандугей Анатолий Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, докторант Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Стремительные изменения, произошедшие на постсоветском пространстве в социально-экономической и политической сферах, в области российских международных связей, фактическое отставание законодательства, регулирующего миграционные процессы в стране, послужили причинами массовых миграций в РФ в начале 90-х годов прошедшего столетия. Наряду с беженцами, составлявшими основную массу переселенцев, в РФ въезжали иные категории мигрантов, зачастую не соблюдавшие цели въезда, использующие российскую территорию для транзита в страны Восточной Европы. В стране образовалась новая, ранее не известная советскому обществу категория граждан - незаконные мигранты.

Учитывая негативные тенденции в миграционной сфере, государство было вынуждено адекватно отреагировать на складывающуюся ситуацию. В июне 1992 г. была создана Федеральная миграционная служба России <1>, чем и было положено начало целенаправленному формированию правовой базы миграционной политики. В Положении о ФМС России было предусмотрено, что она разрабатывает мероприятия по предупреждению случаев неконтролируемой миграции, принимает соответствующие меры по депортации (высылке) лиц, незаконно прибывших в РФ <2>. Таким образом, негативная проблема внешней миграции впервые нашла свое нормативное отражение. В дальнейшем последовало принятие целого ряда нормативных правовых актов, использующих соответствующий термин, - "неконтролируемая миграция" <3>.

<1> См.: Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 626 "О Федеральной миграционной службе России".
<2> См.: Постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 173 "Об утверждении положения о Федеральной миграционной службе России" // САПиП РФ. 1993. N 10. Ст. 836.
<3> См., например: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. N 1021 "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции" // СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2385; Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2145 "О мерах по введению иммиграционного контроля" // САПиП РФ. 1993. N 51. Ст. 4933, и т.д.

Необходимо отметить, что использование данного термина, как, впрочем и "депортация", применительно к организации иммиграционного контроля не совсем верно. Это объясняется не только техническими ошибками законодателя и поспешной имплементацией зарубежной терминологии в российское законодательство, но и отсутствием единого мнения среди отечественных ученых о правовом содержании однокоренных терминов - "миграция", "мигрант", "незаконная миграция", "незаконный мигрант". Поэтому после Указа Президента РФ N 2145 и Постановления Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. N 1021 в правовое употребление вошли термины "нелегальная миграция" <4>, "незаконная миграция" <5>. Аналогичная ситуация сложилась и с использованием в миграционном законодательстве иных терминов, чье семантическое значение имеет одинаковый смысл.

<4> См., например: Указ Президента РФ от 25 апреля 1994 года N 813 "О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма" // СЗ РФ. 1994. N 1. Ст. 2; Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р "О концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации" // СЗ РФ 2003. N 10. Ст. 923, и т.д.
<5> См., например: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 N 678 "Об образовании Правительственной комиссии по миграционной политике" // СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3195; Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. N 1414 "О Федеральной миграционной программе на 1998 - 2000 годы" // СЗ РФ. 1997.

Учитывая существующую терминологическую путаницу, постараемся в процессе нашего исследования сформулировать указанные понятия в соответствии с действующим миграционным законодательством России. Для чего, как представляется, первоначально необходимо обратиться к понятию "миграция населения".

Как отмечалось ранее, среди ученых нет единого мнения относительно формулировки данного понятия, поэтому в научной литературе довольно часто встречаются обоснования авторских подходов к нему. В.А. Ионцев в своем исследовании "Международная миграция населения: закономерности, проблемы, перспективы" упоминает о 36 определениях миграции в отечественной и 27 определениях в зарубежной литературе. При этом, по его мнению, большинство этих и многих других определений не отвечает требованиям современной действительности <6>.

<6> См.: Ионцев В.А. Международная миграция населения: закономерности, проблемы, перспективы: Дис. доктора экономических наук. М., С. 18.

Например, одно из последних: миграция - это "совокупность правовых нормативных отношений при проектировании и территориальном перемещении людей, обусловленная их государственным регулированием, реализацией личных и общественных интересов и, как правило, влекущая приобретение ими нового правового статуса" <7>.

<7> См.: Тюркин М.Л. Совершенствование концептуально-правовых основ миграционной системы России: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 39.

Если подходить с сугубо этимологической точки зрения и с точки зрения современного понимания миграции населения, наиболее точно выражает данное явление определение, сформулированное Л.Л. Рыбаковским. Под миграцией в широком значении этого слова им понимается "любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности" <8>. Однако если законодательно закрепить это определение, то признание всякого лица, осуществляющего любое перемещение в качестве мигранта, вызовет определенные затруднения у законодателя. Поэтому правовое понятие "миграция" обязательно должно учитывать действующие нормативные требования российского законодательства к перемещению граждан. При этом оно должно подвергаться коррекции с учетом соответствующих изменений законодательства.

<8> См.: Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1987. С. 26.

Следует отметить, что наряду с авторскими дефинициями определение "миграция" все-таки имеется в действующих нормативных правовых актах. Такое определение содержит Федеральная миграционная программа на 1998 - 2000 годы. Миграция - это перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства <9>. К сожалению, это определение также не является безупречным. Ведь известно, что миграции совершаются добровольно, вынужденно и даже принудительно. Следовательно, мигранты преследуют различные цели. И как верно заметил А.В. Дмитриев, "всем этим и обусловливается многообразие определений миграций населения" <10>. Вместе с тем использование термина "миграция" в данном контексте в качестве операционального понятия для нашего исследования вполне допустимо.

<9> См.: Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. N 1414 "О Федеральной миграционной программе на 1998 - 2000 годы".
<10> См.: Дмитриев А.В. Указ. соч. С. 21.

Наряду с термином "миграция" в качестве необходимого инструментария для административно-правового исследования понятия "незаконная миграция" следует сформулировать термины, характеризующие физическое лицо в качестве мигранта, иммигранта, эмигранта в РФ.

Для справки, в конце прошлого века во французских толковых словарях появляется термин "мигрант", обозначающий "гражданина одного государства, переехавшего в другое государство", то есть изначально это понятие связывалось с международной миграцией. В настоящее время, по мнению В.А. Ионцева, под это понятие, как правило, подпадают лица, совершающие любое межпоселенное передвижение как внутреннего, так и международного характера. Мигрант - лицо, совершающее межпоселенное территориальное передвижение (миграцию) со сменой постоянного места жительства и работы, навсегда или на определенный срок (от 1 дня до нескольких лет) <11>.

<11> См.: Ионцев В.А. Указ. соч. Словарь.

Наиболее краткое определение мигранта дается в справочной литературе: от лат. migrans (migrantis) - переселяющийся; англ. migrant - лицо, совершающее миграцию <12>.

<12> См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное. М., 2005. С. 496.

Отметим, что в современных научных публикациях термин "мигрант", как правило, употребляется при характеристике международных миграционных процессов. Причем ряд авторов, используя данный термин применительно к выходцам из зарубежных стран, забывает о его широком значении. Например, выражение "политическая культура мигрантов вступит в противоречие с политической культурой Франции" <13> может ввести в заблуждение исследователя о состоянии миграционной ситуации в этой стране и о миграционных процессах в целом.

<13> См.: Васильев В.Н., Киселева Т.Г. Диалектика миграционных процессов во Франции: взгляд сквозь призму политической культуры // Культура: управление, экономика, право. 2006. N 1.

Анализ миграционного законодательства не позволяет с достоверностью говорить о правовом статусе мигранта в РФ. Между тем к данной категории лиц следует относить всех иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, а также российских граждан, совершающих передвижение, как международного, так и внутреннего характера, влекущее за собой изменение их правового статуса.

Среди иностранных граждан, законно находящихся на территории РФ, выделяются три категории: временно пребывающие, временно проживающие на территории РФ и лица, постоянно проживающие в РФ.

В соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в РФ" временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно проживающим иностранцем в РФ является лицо, получившее разрешение на временное проживание. Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - это "лицо, получившее вид на жительство". Данный документ выдается иностранцу по его заявлению в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии на то законных оснований. Вид на жительство выдается сроком на пять лет и может быть продлен на такой же срок, причем количество таких продлений в соответствии с Законом не ограничено.

Предположительно, по аналогии с законодательством одной из старейших стран иммиграции - США <14>, постоянно проживающих иностранцев в РФ можно объединить общим понятием "иммигранты в РФ".

<14> Статус постоянно проживающего лица в США могут получить только иммигранты. Основанием въезда в США в качестве иммигранта является иммиграционная виза (§ 1101(a) (16) Закона США "Об иммиграции и натурализации"). Согласно § 1151 указанного акта виза выдается иностранцам: а) с ограничениями, установленными в законе (например, в пределах квоты); б) без учета таких ограничений. Последние случаи выдачи иммиграционных виз четко оговорены в Законе (§ 1229 (b) (a), § 1259). В соответствии с § 1151(a) можно выделить три группы иммигрантов, имеющих право получить названный статус: семейные, рабочие и иные иммигранты. Для каждой из перечисленных групп устанавливаются свои правила получения иммиграционной визы, правила въезда в США, порядок приобретения статуса постоянно проживающего. См. подробнее: Яковлева Е.В. К вопросу о правосубъектности иностранцев // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 9.

В юридических словарях иммигрант (от лат. immigrans (immigrantis) - вселяющийся; англ. immigrant) - в международном праве гражданин одного государства, прибывший в другое государство, на постоянное или временное (на длительный срок) жительство, в том числе в поисках работы <15>.

<15> См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Указ. соч. С. 357.

Напомним, что в российском законодательстве отсутствует правовой термин "иммигрант" <16>. При этом КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11 КоАП РФ "Нарушение иммиграционных правил").

<16> Что касается понятия "иммигрант", то критерии его определения в разных странах остаются очень различными. Например, в Германии иммигрантами считаются "лица, которые пересекают границу с намерением устроиться в стране", в Японии - "национальные граждане и иностранцы, которые приезжают из-за границы", в США - "лица, въезжающие в страну безвозвратно, с целью постоянного в ней проживания с последующим получением американского гражданства" и т.д. и т.п. Большое исследование ООН середины 70-х годов по проблемам унификации понятия "иммигрант" и выделения основных национальных критериев его определения выявило, в частности, 7 таких критериев: три базирующиеся на продолжительности пребывания в стране въезда, остальные - на целях въезда. См.: Ионцев В.А. Указ. соч. С. 35.

Часть первая данной статьи гласит, что "уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством РФ... либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в РФ - влечет наложение...".

По смыслу статьи Кодекса под иммигрантами понимаются иностранцы, ходатайствующие о статусе беженца в РФ, прибывшие для постоянного или временного проживания на территории страны. В период пребывания (проживания) данной категории лиц в месте временного содержания при посте иммиграционного контроля, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом ФМС России, их правовой статус является неопределенным. Характерно также то, что ходатайствующим иностранцам в дальнейшем может быть отказано в предоставлении убежища. Следовательно, эту категорию мигрантов целесообразно называть потенциальными иммигрантами в РФ.

К числу потенциальных иммигрантов необходимо относить лиц, которым отказано в статусе беженца, но предоставлено временное убежище. Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа по вопросам миграции, на учете в котором состоит данное лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища <17>. Как правило, сроки предоставления временного убежища продлеваются до получения права на постоянное проживание на территории РФ либо приобретения гражданства РФ. Помимо лиц, ищущих убежища в РФ, к этой категории следует относить иностранцев, желающих получить разрешение на временное проживание в РФ, вне зависимости от того, на какой срок они въехали в страну.

<17> См.: Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации".

К потенциальным иммигрантам в Россию также можно причислить граждан иностранных государств, обратившихся в консульские учреждения МИД России или представительства ФМС России за рубежом и пожелавших переехать на постоянное или временное (на длительный срок) жительство в РФ. Таким образом, представляется, что "потенциальный иммигрант" - иностранный гражданин, прибывший на срок до одного года или желающий прибыть на территорию РФ с целью вселиться на постоянное или временное (на длительный срок) жительство <18>. В дальнейшем в результате реализации поставленной цели потенциальный иммигрант получает соответствующий статус, позволяющий проживать на территории РФ, то есть стать иммигрантом в РФ.

<18> В данном случае переселение иностранца на временное жительство в РФ предполагает срок не менее 3 лет, т.е. срок предоставления разрешения на временное проживание либо статуса беженца.

Итак, термин "иммигрант в РФ" характеризует иностранного гражданина, обладающего правом на постоянное или временное жительство в РФ. В соответствии с российским законодательством к ним относятся:

  1. Беженцы <19>.
<19> В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" лицо, признанное беженцем, получает соответствующее удостоверение на срок до трех лет, действие которого может быть продлено на каждый последующий год.
  1. Лица, получившие политическое убежище <20>.
<20> См.: В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" данной категории лиц ФМС России оформляет вид на жительство.
  1. Лица, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации на основании ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
  2. Лица, получившие вид на жительство в РФ в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

При рассмотрении иностранных граждан в качестве иммигрантов в РФ отдельно следует выделить иностранцев, признанных вынужденными переселенцами. Данная категория лиц хотя и является немногочисленной, однако обладает особым правовым статусом. В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" иностранный гражданин может быть признан вынужденным переселенцем, если он постоянно проживает на законных основаниях на территории РФ и изменил место жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам, предусмотренным в Законе. Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 1 данного Закона вынужденным переселенцем признается гражданин РФ <21>.

<21> См.: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".

Необходимо отметить, что термин "вынужденный переселенец" является единственно законодательно закрепленным в российском миграционном законодательстве, характеризующим граждан РФ в качестве мигрантов. Однако наряду с вынужденными переселенцами, в соответствии с миграционным законодательством к категории мигрантов следует относить всех российских граждан, совершающих передвижение как международного, так и внутреннего характера, влекущее за собой изменение их правового статуса. При рассмотрении данной категории мигрантов их целесообразно разделить на две основные группы <22>.

<22> Возможна более детальная дифференциация групп мигрантов - граждан России. Например, осужденные лица, принудительно перемещаемые в связи с исполнением наказания, связанного с лишением свободы, или военнослужащие, сотрудники правоохранительных служб, участвующие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Однако правовое закрепление подобных категорий мигрантов на законодательном уровне будет излишним и, соответственно, не повлияет на эффективность реализации миграционной политики РФ.

К первой группе относятся лица, осуществляющие внутренние межпоселенные передвижения. Несмотря на добровольный характер таких передвижений гражданин, прибывший для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязан по истечении этого срока зарегистрироваться по месту проживания <23>. Процедура обязательной регистрации также необходима в случае изменения места жительства. Обязательность прохождения соответствующих процедур гражданином объективно предполагает изменение его правового статуса, где в качестве причинно-следственной связи выступает переезд лица, влекущий за собой изменение места жительства и последующее вселение, т.е. миграцию. Таким образом, данное лицо должно иметь статус переселенца, т.е. гражданина РФ, осуществляющего переселение в пределах территории РФ, влекущее изменение места жительства либо места проживания на срок свыше 90 дней.

<23> См.: Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Ко второй группе необходимо отнести российских граждан, осуществляющих передвижения за пределы территории РФ. Такие передвижения носят временный либо безвозвратный характер. В последнем случае лиц, осуществляющих подобные перемещения, называют эмигрантами.

Для справки, эмигрант (от лат. emigrans/emigrantis - выселяющийся) - лицо, добровольно или вынужденно переселившееся из своей страны в другую по экономическим, политическим, религиозным или иным причинам <24>.

<24> См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Указ. соч. С. 945.

Понятие "эмигрант" содержит Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Так, в соответствии с данным Законом эмигрант - выходец из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевший соответствующую гражданскую принадлежность и ставший гражданином иностранного государства либо имеющий вид на жительство или ставший лицом без гражданства <25>.

<25> Понятие "эмигрант" также использует Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", однако он не раскрывает дефиницию соответствующего термина.

Итак, анализ российского миграционного законодательства позволяет заявить о некоем универсальном термине, характеризующем мигранта в РФ, - это иностранный гражданин, лицо без гражданства либо гражданин РФ, осуществляющий передвижение за пределы территории РФ, а также любое межпоселенное передвижение, влекущее изменение своего места жительства либо места проживания на срок свыше 90 дней.

Надлежит отметить, что сформулированный термин характеризует лишь тех лиц, которые законно находятся на территории Российской Федерации либо правомерно совершают передвижения как внутреннего, так и международного характера. В случае нарушения ими миграционного законодательства все они независимо от их гражданской принадлежности должны быть условно признаны незаконными мигрантами.

В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" незаконно находящимися на территории РФ признаются иностранные граждане, въехавшие на территорию РФ с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ.

В отличие от иностранных граждан россияне обладают большими правами на свободу передвижения в РФ. Однако Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Помимо ограничений внутренних передвижений российских граждан, существуют определенные запреты на выезд за пределы РФ.

Возможность перемещения граждан РФ за пределы территории РФ регламентирована процедурой оформления заграничного паспорта и является разрешительной. В соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Законом РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" выезд может быть ограничен по ряду оснований сроком до десяти лет.

В случаях нарушения соответствующих норм миграционного законодательства граждане РФ формально подпадают под категорию незаконных мигрантов.

Следовательно, термин "незаконный мигрант" в соответствии с российским законодательством должен характеризовать не только иностранного гражданина, пребывающего на территории РФ с нарушением миграционного законодательства, но и гражданина РФ, осуществляющего передвижение как внутреннего, так и международного характера с соответствующими нарушениями.

Необходимо отметить, что наряду с термином "незаконный мигрант" <26> в российском законодательстве употребляется термин "нелегальный мигрант". Например, данный термин применяется в Указах Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 "О федеральной миграционной программе" и от 18 августа 1994 г. N 1696 "О президентской программе "Дети России". Аналогичный термин также используется в Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы <27>.

<26> См.: Уголовный кодекс РФ. Ст. 322.1 "Организация незаконной миграции". Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации также употребляет соответствующий термин. См.: распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. N 196-р "Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в РФ".
<27> См.: распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р "О концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы".

Безусловно, отсутствие единой позиции законодателя по рассматриваемым терминам вызывает их употребление без какого-либо этимологического подхода и в научных исследованиях. Однако, несмотря на то что два этих термина являются синонимами, а их использование в юридической литературе не влечет за собой изменения общей смысловой нагрузки, для нашего исследования необходимо остановиться на одном из них.

В данном случае следует согласиться с мнением А.Л. Юркова, что не следует придавать единому явлению различное смысловое содержание. А при обосновании нашей позиции по данному вопросу заметим, что в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ правовое положение лиц на территории РФ определяется через категорию "законно находящиеся", что обусловливает взаимоотношения государства и гражданина. Поэтому при разработке нормативных правовых актов, определяющих статус мигранта в РФ, надлежит придерживаться правовой терминологии, используемой в Основном Законе государства. Следовательно, наиболее верным из двух упомянутых терминов будет термин "незаконный мигрант".

Проведенный анализ российского законодательства позволяет сформулировать следующее понятие незаконного мигранта на территории РФ - это гражданин, независимо от его гражданской принадлежности нарушающий миграционный режим. При этом под миграционным режимом следует понимать - административно-правовой режим реализации государственной миграционной политики, представляющий собой совокупность части государственно-управленческих и административно-правовых мер, особых правовых режимов деятельности органов государственной власти, допускающих ограничение свободы передвижения физических лиц через Государственную границу РФ, административные границы территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства (пребывания), вводимых для обеспечения безопасности личности, общества и государства, действующих постоянно либо в конкретных сложившихся обстоятельствах. Следовательно, "незаконная миграция в РФ" - это перемещение граждан независимо от их гражданской принадлежности через границы тех или иных территориальных образований, в том числе через Государственную границу РФ с нарушением миграционного режима.