Мудрый Юрист

Административно-правовые методы регулирования иностранных инвестиций

Гришакин Даниил Александрович, аспирант Современной гуманитарной академии, оперуполномоченный ОБЭП ГУВД г. Москвы.

Государства в силу собственного экономического суверенитета вольны устанавливать свою инвестиционную политику исходя из национальных интересов. С другой стороны, государство, находясь во взаимосвязанном мире, не может вести ту же инвестиционную политику таким образом, чтобы она противоречила общеобязательным нормам и правилам международного права <1>. Следовательно, государство самостоятельно определяет политику, которой оно намерено придерживаться как по отношению к инвестиционным операциям, которые предполагают осуществлять его граждане за границей, так и по отношению к инвестиционным операциям, которые намерены проводить иностранцы на территории этого государства. Речь идет об операциях по созданию или ликвидации инвестиций. Подход к международным инвестициям - это совокупность принципов и правил международного и внутреннего права, которые определяют режим международных инвестиций с момента их учреждения до момента их ликвидации.

<1> См.: Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2005.

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: 1) международно-правовой, формирующийся путем заключения международных договоров; 2) внутригосударственный, основу которого составляет национальное законодательство принимающего государства. Получается, что нормативно-правовая база осуществления иностранной инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации содержится как на национальном, так и на международно-правовом уровнях. То есть государство, принимая национальные законодательные и другие нормативно-правовые акты, а также заключая (или присоединяясь) международные договоры, создает юридический комплекс из двухуровневых юридических норм и правил, регулирующих на его территории иностранную инвестиционную деятельность.

Но именно во внутреннем праве - или, точнее, в системах внутреннего права государств - при соблюдении международного права проходит уточнение правил, касающихся режима международных инвестиций. Под международными инвестициями в этом случае понимаются инвестиции, учрежденные иностранными лицами определенного государства на иностранной территории. Основная компетенция в отношении международных инвестиций принадлежит не государству, лицом которого является инвестор, а государству, на территории которого осуществляются инвестиции.

При любых правовых системах государства облечены особыми правовыми функциями и полномочиями, включая административные, для того чтобы быть на страже национальных интересов. Иностранные инвесторы в определенной степени неизбежно подпадают под суверенитет иностранного государства и в силу этого подвергаются определенным рискам. Правовая безопасность и предсказуемость особенно важны в области энергетики, поскольку от первоначальных инвестиций до получения дохода проходит много времени и затрачиваются огромные средства. С учетом такого риска возникает основополагающий вопрос правовой безопасности иностранных инвестиций, и этот вопрос не может быть решен удовлетворительно на основе только лишь национальной правовой системы.

Что касается существующей национальной системы органов, содействующих иностранным инвесторам и непосредственно регулирующих процесс вложения и функционирования иностранного капитала в экономике России, то она несовершенна. Так, некоторые органы, решая одинаковые задачи, обладают разным правовым статусом или просто дублируют друг друга, а иностранным инвесторам часто нелегко определить, с каким из многочисленных органов исполнительной власти следует взаимодействовать.

Автор этих строк считает необходимым создание единого федерального органа исполнительной власти, управляющего иностранными инвестициями.

Формирование и проведение в жизнь такой политики невозможно без наличия разумной системы административно-организационного регулирования иностранных инвестиций.

Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций на основе специального и общегражданского законодательства носят комплексный характер. Инвестиционное законодательство, как и само гражданское законодательство, основано на сочетании частных и публичных интересов.

Публичный интерес есть официально признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности <2>. По своим целям и задачам инвестиционная деятельность направлена на обеспечение не только интересов организатора инвестирования и инвесторов, но и, в перспективе, интересов общества.

<2> См.: Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право. Теория и практика применения. М., 2005. С. 225.

Между прочим, в науке существуют различные мнения об основаниях разграничения частного и публичного права. Так, еще Г.Ф. Шершеневич полагал, что это разграничение в большей степени "инстинктивно", нежели имеет точные признаки. Он же, обобщая имеющиеся в то время точки зрения, писал: "Основания для отличия частного права от публичного стремятся найти или в самом содержании правоотношений, или в порядке их охранения, другими словами, отличительный признак видят или в материальном, или в формальном моменте. При этом материальный момент заключается в том, что здесь отправной точкой является различие в интересах, при формальном же - то, "кому принадлежит инициатива защиты нарушенного права" <3>.

<3> См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 2, 3, 4. М.: Изд-во "Юридич. колледж МГУ", 1995. Т. 2. С. 11.

Б.Б. Черепахин находил основания для разграничения частного и публичного права в способах "построения и регулирования юридических отношений, присущих системе частного и системе публичного права". Он указывал, что частноправовое отношение построено на началах координации субъектов (система децентрализованного регулирования), а публично-правовое - на началах субординации субъектов (система централизованного регулирования) <4>.

<4> См.: Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. Иркутск, 1926. С. 26.

И.А. Покровский считал, что основаниями для разграничения здесь должны являться приемы правового регулирования <5>.

<5> См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 43 - 44.

В современное время, придерживаясь уже известной нам теории об интересе, А.Я. Курбатов отмечает, что механизм реализации интереса зависит от способа правового регулирования <6>.

<6> См.: Курбатов А.Я. Обеспечение баланса частных и публичных интересов - основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. N 6. С. 90.

А.Я. Курбатов также подчеркивает, что "...нет таких общественных отношений, которые могли бы регулироваться только с помощью одного метода" <7>.

<7> См.: Курбатов А.Я. Система права и проблемы правоприменительной деятельности // Закон. 2003. N 9. С. 109.

Таким образом, в научной литературе сложилось мнение, что почти любые правоотношения содержат частноправовые и публично-правовые начала и все регулируемые правом отношения подвергаются воздействию и частноправовых, и публично-правовых методов. И вопрос здесь состоит в степени преобладания того или другого, от чего, в свою очередь, вероятно, и зависит отнесение тех или иных отношений к сфере частного или публичного права.

Под административно-правовым регулированием иностранных инвестиций понимается комплекс мер, заключающийся в создании (учреждении) специальных федеральных органов исполнительной власти, наделении их соответствующими полномочиями по осуществлению управленческих функций в сфере обеспечения притока иностранных инвестиций и контроля за этим процессом.

В силу недостаточного публично-правового контроля над притоком иностранного капитала в прошлое десятилетие, в условиях становления российского инвестиционного законодательства, активного заключения двусторонних соглашений или так называемых двусторонних инвестиционных договоров (ДИД) <8> был взят, считаю, некоторый крен в сторону односторонних гарантий зарубежным предпринимателям на территории нашей страны. В какой-то мере это не могло не отразиться и на отдельных направлениях новой отечественной правовой науки.

<8> Россия заключила более 50 ДИД.

Между тем благоразумное правовое обеспечение иностранной инвестиционной деятельности требует сбалансированного подхода, то есть адекватного учета интересов как иностранного инвестора, так и публичных (общественных) интересов принимающего государства. А это невозможно без применения публично-правовых, в том числе административно-правовых методов регулирования иностранных инвестиций.

Для характеристики нового этапа развития законодательства об инвестициях необходимо назвать также нормативные акты, лежащие в основе регулирования рыночной экономики в целом. Эти акты составляли основу так называемого инвестиционного климата в стране. К ним относятся принятые в этот период антимонопольное законодательство, валютное регулирование и законодательство, связанное с проведением приватизации государственной собственности, Все эти законы подготавливали основу для регулирования портфельных инвестиций или инвестиций в ценные бумаги.

Для административно-правового регулирования прямых иностранных инвестиций в большей степени имеют значение нормативные акты, определявшие правовой режим инвестиций: регулирование внешней торговли и система налогообложения в стране. Иностранный участник внешнеэкономической деятельности принимает решение об осуществлении инвестиций лишь после того, как объективные условия предпринимательской деятельности подскажут ему, что создать производство и сборку готовой продукции в стране-импортере более выгодно, чем заниматься просто импортом своей готовой продукции в страну. Экономический расчет реального и серьезного инвестора при принятии решения об инвестировании капитала основан на действующем таможенном и налоговом законодательстве в стране-импортере.

Кстати, зачастую встречаются ситуации, когда принимающее государство вообще не имеет инвестиционного законодательства или когда правовое положение иностранного инвестора не может быть определено на основании имеющегося закона об иностранных инвестициях. Такие случаи и создают иллюзию договорных отношений, из которых вытекает, как считают некоторые специалисты, ложный вывод о частноправовой природе инвестиционных отношений. В этих случаях правовой базой для выдачи документов являются не конкретные меры инвестиционных законов, а бланкетные полномочия, заранее предоставляемые государствами своим правительственным органам, или же постановления индивидуального характера, принимаемые высшими органами государств по конкретным иностранным инвестициям.

В принципе эту точку зрения поддерживает М.И. Кулагин, не соглашаясь, однако, с полным отрицанием договорного характера инвестиционных соглашений: "Полностью разделяя и поддерживая административно-правовую трактовку природы инвестиционных соглашений, нельзя согласиться с тем, чтобы сводить административные акты лишь к одной их форме - административным сделкам и даже противопоставлять административные документы договорным. Ошибочно сравнивать качественно разнородные понятия - содержание договора и его форму. Это неверное суждение приводит к неоправданному отрицанию договорного характера соглашений о гарантиях концессионных договоров" <9>.

<9> Кулагин М.И. Правовая природа инвестиционных соглашений, заключенных развивающимися странами // Политические и правовые системы стран Азии, Африки, Латинской Америки. М., 1975. С. 40 - 53.

В подтверждение своей точки зрения о сущности договоров ученый в правовой системе Франции выделяет два критерия таких договоров: "цель публичной службы" и "условия договора, выходящие за рамки общего права".

В странах общего права нет столь детализированного понятия административного контракта, как во французском праве. Однако в США, например, существует особая форма подобных договоров - правительственные контракты <10>. Институт контракта в условиях активной интернационализации хозяйственных связей выступает стандартным средством правового регулирования транснациональных отношений между государством и инвестором. Но все дело в том, что в данном случае государство выступает не просто одной из договаривающихся сторон, это принципиально особая договаривающаяся сторона. В известном смысле государство играет двуединую роль - оно выступает параллельно в качестве хранителя национальных интересов.

<10> Нарышкина Р.Л. США: государство и частный сектор. Гражданско-правовые отношения. М., 1976. С. 6 - 26.

В определенном смысле государства играют несколько ролей, государство может не только выступать в качестве договаривающейся стороны в транснациональном экономическом сотрудничестве, но оно может также выступать в качестве хранителя государственных интересов. При определенных условиях государства признаются национальным и международным правом в качестве обладателя правомочия и власти в последней инстанции. Государства могут, используя свои законодательные полномочия, принимать законодательство, которое может влиять на права, касающиеся частной собственности, и договорные права иностранных инвесторов.

Между прочим, национальные законодательства некоторых стран при допуске иностранных инвестиций проводят различия между одобренными и другими вложениями капиталов. Иногда требуется прохождение административной процедуры получения одобрения для всех иностранных инвестиций, в других случаях проводится политика "открытых дверей" для иностранных инвестиций. Примечательно то, что те инвестиции, которые получили официальное одобрение государства, вправе рассчитывать на специальные льготы и привилегии. Как правило, процедура предоставления одобрения иностранным инвестициям направлена на то, чтобы привлекать преимущественно такие из них, которые носят выгодный характер и отвечают всем условиям, предъявляемым принимающим государством. Правовые проблемы возникают лишь тогда, например, когда государство лишает инвестиции статуса одобренных вследствие неисполнения каких-либо условий.

Как известно, в рамках правовой системы источники права, выстроенные по принципу их иерархической соподчиненности, образуют систему источников права. Ее вертикальная структура строится таким образом, что предписания нисходящих источников права создаются на основе и во исполнение норм вышестоящих источников и любая норма в рамках этой системы должна соответствовать нормам источника высшей юридической силы, замыкающего эту вертикаль <11>. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

<11> См.: Проблемы общей теории права и государства / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 265.

Наряду с нормами Гражданского кодекса деятельность инвесторов на территории РФ регламентируют также нормы административного законодательства, устанавливающие порядок и процедуру государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и иных организационно-правовых форм инвестиционной деятельности, а также общие принципы и порядок фискально-надзорных и иных взаимоотношений отечественных и иностранных инвесторов с государством и уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и муниципальными органами.

После принятия в 1995 г. Гражданского кодекса вопросы регистрации юридических лиц, в том числе и с участием иностранного капитала, должны были решаться в общем порядке на основании закона о регистрации юридических лиц, который предстояло разработать в соответствии с положениями ГК РФ.

Введение единого порядка создания юридических лиц предусматривалось п. 1 ст. 51 ГК РФ, согласно которой юридические лица подлежат регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц. Передача функций по регистрации предприятий с иностранными инвестициями органам юстиции в соответствии с положениями Гражданского кодекса была осуществлена на основании Постановления Правительства РФ от 05.09.1998 "О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" и Указа Президента РФ от 02.08.1999 "Вопросы Министерства юстиции РФ", утвердившего Положение о Министерстве юстиции РФ. Устав Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденный Приказом министра юстиции РФ от 29.12.1998 N 192, включает в себя соответствующие положения о регистрации предприятий с иностранными инвестициями.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" завершил работу по созданию единого порядка регистрации юридических лиц на территории РФ. Однако в рамках действующего законодательства о регистрации юридических лиц продолжают действовать особенности для регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Большое число организаций, содействующих привлечению иностранных инвестиций с неясным правовым статусом, привело к размыванию функций государства по регулированию инвестиций. Вместо решения вопросов о допуске иностранных инвестиций указанные организации нередко становились сами участниками хозяйственной деятельности, получая при этом финансирование из бюджета. Так, реорганизация первоначально созданного для регулирования инвестиций государственного органа (Комитета по иностранным инвестициям) в Российское агентство по международному сотрудничеству и развитию (РАМСИР) завершилась распадом последнего на ряд организаций, лишенных полномочий принимать решения в части регулирования иностранных инвестиций, например, Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза в рамках Российского агентства международного сотрудничества и развития (РАМСИР).

К законодательным актам административно-правового характера, применяющимся в данной сфере, можно отнести, например, Законы "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О естественных монополиях", "О рекламе" и ряд других законодательных актов, а также указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, регламентирующие, например, порядок лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности, порядок и процедуру государственной регистрации коммерческих организаций и другие нормативные правовые акты

Высшей юридической силой в России обладает Конституция, образуя основу отечественной системы права. В сфере правового регулирования иностранных инвестиций Конституция РФ закрепляет важнейшие принципы: национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 62); недопустимость принудительного отчуждения собственности без выплаты предварительного и равного возмещения (ч. 3 ст. 35); отнесение к исключительной компетенции РФ наиболее важных аспектов правового регулирования иностранных инвестиций: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (п. "ж" ст. 71), внешнеэкономические отношения РФ (п. "л" ст. 71); гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности (п. "о" ст. 71); запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ (ч. 1 ст. 74). Как видно из этого перечня, здесь заложены и административно-правовые составляющие.

Статья 34 Конституции России позволяет иностранному инвестору свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом зарубежный предприниматель не имеет право вести хозяйственную деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, что, кстати, невозможно без применения административной регламентации. Статья 35 стоит на страже частной собственности. Инвестору гарантировано право собственности, владения, пользования и распоряжения собственностью по своему усмотрению. При этом гарантируется также право наследования. В общем, конституционная - правовая база гарантирует необходимые условия для иностранной инвестиционной деятельности на территории РФ.

Правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности, являющейся с точки зрения гражданского законодательства одним из видов предпринимательской деятельности, базируется на общих нормативных актах федерального уровня, в том числе и административного характера, в той или иной мере регулирующих экономическую деятельность в целом и инвестиционную в частности.

Но многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций, разрешаются более общими законами. Это прежде всего Гражданский кодекс РФ. Правила, установленные ГК, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Именно он определяет основы для осуществления инвестирования, определяя правовое положение участников инвестирования, основания возникновения инвестиционных отношений ответственности и т.д. <12>.

<12> См.: Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Монография. М.: Волтерс Клувер. 2006. с. 37 - 38.

Действующий Гражданский кодекс характерен в первую очередь тем, что последовательно закрепляет принципы частного права, каковыми являются: равенство государства в экономической жизни общества, обеспечение беспрепятственного осуществления права собственности и гарантии восстановления нарушенного права. Гражданский кодекс нацелен на то, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать для него благоприятные правовые условия. Государственное регулирование, необходимость которого сохраняется и при рыночной экономике, строго предопределяется интересами общества в целом и интересами гражданина.

Но в самом Гражданском кодексе РФ немало административно-правовых норм, посвященных регулированию таких вопросов, как государственная регистрация юридических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности и т.д. Эти перечисленные нормы административно-правового характера имеют, как говорится, хождение в системе правового регулирования инвестиций, как внутренних, так и зарубежных.

Важным законом, который также касается прямых иностранных инвестиций, является Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"<13>, который в значительной степени базируется на административно-правовых методах регулирования. Так, в соответствии со ст. 28 Закона о лизинге, согласно которой определен порядок осуществления платежей и взаиморасчетов между сторонами, допускается осуществление расчетов по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга (абз. 2 п. 2).

<13> См.: Российская газета. 1998. 5 ноября.

Ключевое место в системе специальных законодательных актов в исследуемой области занимает Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", который отменил действие Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" 1991 г. В 1999 г. был введен в действие Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", который применяется наряду с ранее принятым Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". При этом Закон "Об инвестиционной деятельности" 1991 г. применяется в части, не противоречащей Закону, принятому в 1999 г.

Предмет регулирования Закона об иностранных инвестициях ограничен отношениями, связанными с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов. Последнее не может осуществляться без административно-правовых методов регулирования. Смысл п. 1 ст. 2 означает, что новый Закон отказался регламентировать все стороны деятельности предприятий с иностранными инвестициями и сосредоточил свое внимание на регулировании гарантий сохранности капиталовложений со стороны государства и стабильности условий их осуществления.

Привлечение крупных финансовых потоков в освоение недр осуществляется прежде всего с помощью Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <14>. Данный Закон является базовым правовым актом из ряда специального инвестиционного законодательства, нормы которого имеют приоритетное значение над всеми иными российскими нормативно-правовыми актами, регулирующими рассматриваемые отношения, что подтверждается положением п. 3 ст. 1 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции": "Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом" <15>.

<14> В редакции Федеральных законов от 07.01.1999 N 19-ФЗ, от 18.06.2001 N 75-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ.
<15> См.: Какулия Р.А. Соглашение о разделе продукции: юридическая природа, проблемы и перспективы // Право и политика. 2007. N 3 (87).

Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает прежде всего административно-правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций, разведки и добычи минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

В целом Закон о соглашениях о разделе продукции, задуманный как важная контрактная форма активного привлечения зарубежных капиталовложений, закрепил как публично-правовой, так и гражданско-правовой механизм юридического обеспечения недропользования на территории РФ в условиях форсированного перехода страны на рельсы рыночной экономики. Во всех без исключения нормативных актах российского инвестиционного законодательства легализован принцип равенства участников данного вида правоотношений.

Таким образом, проблемы правового регулирования иностранных инвестиций на основе специального (административно-правового) и общегражданского законодательства носят комплексный характер <16>. Исследуемая сфера занимает один из важных, но все же не главных аспектов законодательного регулирования иностранной инвестиционной деятельности.

<16> См.: Доронин Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец, 2003: Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России (правовые формы привлечения и защиты). М., 2003; Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2002; Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право. Теория и практика применения. М., 2006; Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). М., 2006.

Закон о СРП выступает профильным федеральным законодательным актом в сфере разработки и добычи минеральных ресурсов, базируется, кроме всего прочего, на отечественном специальном инвестиционном законодательстве. Закон о СРП - второй по важности источник законодательства об иностранных инвестициях, хотя сфера его применения не ограничивается только иностранными инвестициями в сфере недропользования. Словом, Закон о СРП и Закон об иностранных инвестициях неразрывно связаны друг с другом, логически дополняют друг друга во всем, что касается инвестирования в сфере недропользования, прежде всего публично-правовыми методами регулирования.

Сегодня в российском праве сложилось две системы предоставления и реализации прав в области недропользования: а) разрешительно-административная, или лицензионная, система, предусматривающая выдачу уполномоченными государственными органами специальных разрешений на недропользование - лицензий; б) договорная система, основанная на режиме СРП. Вместе с тем необходимо уточнить, что и договорная система, основанная на режиме СРП, также предусматривает необходимость получения лицензии.

Административно-правовые составляющие сильно заметны в том, что Закон о СРП достаточно подробно регулирует такого рода условия соглашения, в частности, он определяет порядок заключения соглашения, раздел продукции, условия проведения работ, налоги и платежи, передачу прав и обязанностей по соглашению, предусматривает стабильность условий соглашения, государственные гарантии прав инвестора, контроль за исполнением соглашения, ответственность сторон и т.д.