Мудрый Юрист

Административно-правовое регулирование и организационное обеспечение ведомственного финансового контроля в системе МВД России

Шмараев Всеволод Викторович - соискатель Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

Органы и учреждения системы МВД России осуществляют разнообразные задачи и функции в соответствии с законодательством РФ, а также подзаконными нормативными правовыми актами. Кроме того, органы и учреждения системы МВД России в некоторых отношениях являются хозяйствующими субъектами, а также осуществляют финансовую деятельность. Финансовый контроль является специфической разновидностью финансовой деятельности государства и соотносится с ней как часть целое. Учитывая это, есть смысл кратко остановиться на определении финансовой деятельности государства, которую также осуществляют органы и учреждения системы МВД России.

Говоря о финансовой деятельности государства, необходимо отметить, что по данному вопросу существуют различные точки зрения. В частности, К.С. Бельский пишет о том, что финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды, их в интересах общества и государства, причем эта деятельность осуществляется на основе управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур <1>. В.Н. Ульянова говорит о том, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это непрерывная реализация органами власти их функций по формированию и распределению (перераспределению) финансовых ресурсов посредством денежных фондов для обеспечения ими публичных функций <2>.

<1> См.: Бельский К.С. Финансовая деятельность государства: двойственный характер, признаки, определение // Финансовое право / Под ред. С.В. Запольского. М., 2006. С. 26.
<2> См.: Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М., 2003. С. 18.

Э.Д. Соколова пишет о том, что финансовая деятельность - это особый вид человеческих действий, имеющая различную степень обобщенности и выражающаяся в разных формах: в действиях государства, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, отдельных граждан, обусловленных наличием в обществе товарно-денежных отношений и направленных на создание, распределение (перераспределение) и использование определенных фондов денежных средств <3>.

<3> См.: Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы. М., 2006. С. 29.

Как уже отмечалось, финансовую деятельность осуществляют различные органы государственной власти, в том числе и органы и учреждения системы МВД России. Учитывая это, С.А. Алешина отмечает, что органы внутренних дел осуществляют финансовую деятельность, участвуя в создании и использовании фондов денежных средств, необходимых для обеспечения выполнения государством своих задач и функций <4>.

<4> См.: Алешина С.А. Финансовый контроль в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. 2007. N 9. С. 67.

Финансовая деятельность в системе МВД России достаточно разнообразна, в связи с чем и финансовый контроль, осуществляемый в системе МВД России, также носит достаточно разнообразный характер. Разнообразие финансовой деятельности обусловливает комплексное регламентирование финансового контроля в системе МВД России. Как отмечает И.Ю. Тимофеева, финансово-хозяйственная деятельность органов внутренних дел регламентируется как федеральными законами, так и ведомственными нормативными правовыми актами (перечень последних включает 93 приказа). Причем в отдельных случаях положения нормативных документов противоречат друг другу. Все это неизбежно отражается на организации контроля финансово-хозяйственной деятельности и затрудняет работу контрольно-ревизионных комиссий <5>.

<5> См.: Тимофеева И.Ю. Контроль финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2005. N 1. С. 92.

Правовую основу финансового контроля в системе МВД России составляют: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 11 января 1995 г. "О счетной палате РФ" <6> и др.

<6> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

Административно-правовую основу финансового контроля в системе МВД России составляет Указ Президента России от 25 июля 1996 г. "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ" <7>, Приказ МВД России от 18 ноября 2004 г. N 751 Об утверждении Положения "О центре проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД России", Приказ МВД России от 18 ноября 2004 г. N 750, в котором освещаются вопросы финансово-экономического департамента МВД России и Расчетно-кассового центра МВД России.

<7> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 31. Ст. 3696.

Согласно Указу Президента России от 25 июля 1996 г. "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ" в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральную налоговую службу, Федеральную службу страхового надзора, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба), Федеральную таможенную службу, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Приоритетами государственного финансового контроля вообще и в системе МВД России в частности являются:

Необходимо сказать, что институт финансового контроля достаточно обстоятельно исследован в науке финансового и административного права <8>. Тем не менее субъекты финансового контроля в системе МВД России, а также особенности его проведения исследованы не достаточно обстоятельно. В этой связи в настоящее время объективно необходимы научные исследования специфики финансового контроля в системе МВД России. Перед рассмотрением специфики финансового контроля в системе МВД России необходимо несколько слов сказать о финансовом контроле.

<8> См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000; Слотюк А.А. Финансовый контроль: проблемы и их решения. М., 2002; Горин Е.В. Особенности финансового контроля в системе МВД России. Домодедово, 2005.

Содержание, цели и принципы финансового контроля достаточно детально исследовались в работах по финансовому праву. Так, В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкин говорили о том, что: "финансовый контроль направлен на проверку законности и целесообразности всех действий и мероприятий, осуществляемых в процессе планового собирания, распределения и использования государственных денежных средств" <9>.

<9> См.: Советское финансовое право / Отв. ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкин. М., 1982. С. 71.

Как отмечает Е.А. Ровинский, финансовый контроль основывается не только на проверке соблюдения принципов обязательности и своевременности поступления платежей в бюджет, но также экономного и расчетливого ведения хозяйства, борьбы с нарушением финансовой дисциплины <10>.

<10> См.: Советское финансовое право / Отв. ред. Е.А. Ровинский. М., 1978. С. 5.

Н.И. Химичева, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова отмечают, что финансовый контроль направлен на проверку не только законности, но и целесообразности действий в области образования (применительно к налоговому контролю) денежных средств <11>.

<11> См.: Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Финансовое право. М., 2003. С. 148.

Финансовый контроль, являясь частью государственного контроля, распространяется на все сферы экономической жизни, в том числе, естественно, и на финансовую деятельность органов внутренних дел. Финансовый контроль в системе МВД России осуществляют различные субъекты как общей, так и специальной компетенции.

В системе МВД России, кроме общегосударственного контроля, значительную роль играет ведомственный контроль. К содержанию ведомственного контроля в научной литературе неоднозначное отношение. В частности, в свое время Э.А. Вознесенский отмечал, что ревизии ведомственного финансового контроля своевременно не вскрывают фактов нарушений законности, имеют поверхностный характер и не замечают нарушений финансовой дисциплины. Исходя из этого ведомственный финансовый контроль должен резко сократиться или отмереть совсем <12>. Данное мнение поддерживается и в современный период. Так, С.В. Савинов отмечает, что в настоящее время имеется целый ряд причин неэффективности ведомственного финансового контроля в системе МВД России. Для совершенствования финансового контроля в системе МВД России необходимо организационное и правовое обеспечение финансового контроля <13>.

<12> См.: Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973. С. 268.
<13> См.: Савинов С.В. Эффективность финансового и ведомственного контроля, осуществляемого в системе МВД России // Право и современность. Саратов, 2006. С. 293.

Ведомственный финансовый контроль в системе МВД России осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими государственный финансовый контроль в РФ. Большое значение для практической реализации ведомственного финансового контроля в системе МВД России имеют приказы МВД России, регулирующие рассматриваемые направления деятельности органов внутренних дел, в частности Приказ МВД России от 16 августа 2002 г., утвердивший Положение "О ведомственном финансовом контроле в системе МВД России".

Цель проведения ведомственного финансового контроля - обеспечение рационального (эффективного) использования материальных и финансовых ресурсов в системе МВД России, профилактика бесхозяйственности, недостач, хищений денежных средств и товарно-материальных ценностей: вооружения, боеприпасов, ценных бумаг, бланков строгой отчетности и другого имущества, приобретаемого за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также сохранности вещественных доказательств, бесхозного имущества, в том числе находок.

Основными задачами ведомственного финансового контроля в системе МВД России являются:

К специальным субъектам финансового контроля в системе МВД России относится Центр проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД России. Центр проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел находится в оперативном подчинении организационно-инспекторского департамента МВД России.

Центр обеспечивает организацию и непосредственное осуществление финансового контроля по основным направлениям деятельности органов внутренних дел. В состав Центра проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД России входят:

Основными задачами Центра проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел являются: проведение проверок соблюдения подразделениями системы МВД России финансового и налогового законодательства, целевого и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, соблюдения имущественных прав и интересов МВД России, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей, принятие мер по возмещению причиненного Министерству внутренних дел материального ущерба.

Проведение проверок правильности документального оформления хозяйственных операций, достоверности отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Разработка предложений по более эффективному использованию финансовых и материальных ресурсов, сокращению непроизводительных расходов и потерь. Оказание практической помощи органам внутренних дел и подразделениям внутренних войск по устранению недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, правильному применению законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и МВД России по вопросам, относящимся к компетенции Центра проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел.

В соответствии со своей компетенцией Центр проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел выполняет следующие функции:

В системе МВД России осуществляются различные виды финансового контроля. Предварительный финансовый контроль за движением имущества, денежных средств и выполнением обязательств осуществляется на стадии подготовки и принятия решения, проработки проектов хозяйственных договоров в период, предшествующий подписанию первичных документов и проведению планируемых финансово-хозяйственных мероприятий.

Текущий финансовый контроль осуществляется за отдельными операциями финансово-хозяйственной деятельности.

Предварительный и текущий финансовый контроль организуют и осуществляют руководители подразделений системы МВД России, а также должностные лица финансово-экономических, финансово-плановых, финансовых, учетно-финансовых управлений, отделов, отделений, частей подразделений системы МВД России, имеющие право подписи кассовых, банковских, расчетных и других денежных документов, в порядке, установленном нормативными правовыми актами, до и в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, при составлении и утверждении расчетов (смет), заключении хозяйственных договоров, рассмотрении, визировании и утверждении распорядительных документов.

В финансовый контроль входит организация и контроль за исполнением нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы финансово-хозяйственной деятельности; организация контроля за целевым использованием денежных средств и товарно-материальных ценностей в подразделении; контроль за исполнением договоров, состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; контроль за списанием с балансов в установленном порядке отслуживших сроки эксплуатации основных средств, устранением выявленных нарушений.

Последующий финансовый контроль в системе МВД России заключается в проверке обоснованности и соответствия нормативным правовым актам завершенных хозяйственных и финансовых операций и осуществляется в форме ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности.