Мудрый Юрист

Административно-правовой статус заместителей и помощников полномочных представителей президента РФ в федеральных округах

Черкасов Константин Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Поволжского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Как известно, в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года N 849 "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" <1> институт полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ был преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (далее - полномочные представители). Непосредственное обеспечение деятельности полномочных представителей осуществляют аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (далее - аппараты полномочных представителей), главное назначение которых заключается в практической реализации компетенции представителей, в содействии исполнению поставленных главой государства перед ними задач. Очевидно, что сами по себе полномочные представители в силу объективных причин не способны полноценно реализовывать поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции. Им нужно опираться на мнение специалистов, давать необходимые поручения и контролировать их исполнение, получать объемную и достоверную информацию.

<1> См.: ст. 6 Указа // СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112; N 26. Ст. 2748; N 38. Ст. 3781; 2001. N 6. Ст. 551; 2004. N 15. Ст. 1395; N 41. Ст. 4021; 2005. N 13. Ст. 1135; 2008. N 16. Ст. 1673.

Аппараты полномочных представителей входят в состав Администрации Президента РФ на правах самостоятельных подразделений (на правах управлений), что обусловливает их структурное обособление. Полномочные представители самостоятельно руководят деятельностью аппаратов полномочных представителей, обеспечивая решение возложенных на них задач, возглавляют их на принципах единоначалия, несут персональную ответственность за их организацию и деятельность, представляют в отношениях с другими государственными и негосударственными структурами.

В зависимости от субъектных составов федеральных округов и общественно-политической обстановки в них количественный состав аппаратов полномочных представителей разнится и в целом соответствует масштабности поставленных перед ними задач. В структуре аппаратов полномочных представителей весьма удачно сочетаются функциональные и территориальные подходы к их организации, чем в значительной мере воспроизводится структура Администрации Президента России. Компетенция аппаратов полномочных представителей охватывает практически все традиционные сферы исполнительно-распорядительной деятельности (организационная работа, социально-экономические вопросы, экономическая политика, финансы, социальная политика, обеспечение конституционных прав граждан, связи с общественными объединениями, правоохранительная деятельность, оборона, безопасность, правовое сопровождение, документационное обеспечение, контроль).

Центральное и значимое место в аппаратах полномочных представителей занимают заместители полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и помощники полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (далее - заместители полномочных представителей и помощники полномочных представителей). Заместители и помощники полномочных представителей являются федеральными государственными гражданскими служащими и отнесены к высшей группе должностей в Администрации Президента РФ категории "руководители" и "помощники (советники)" соответственно <2>. На них в полной мере распространяются как общие правовые положения, связанные с замещением государственных гражданских должностей и нашедшие юридическое закрепление в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" <3> и детализирующих их нормативных правовых актах Президента РФ <4>, так и конкретные правовые положения, непосредственно обусловленные занимаемой государственной должностью государственной гражданской службы РФ.

<2> Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" // СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 38. Ст. 3975; N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст. 4712; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825.
<3> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636; 2007. N 10. Ст. 1151; N 16. Ст. 1828; N 49. Ст. 6070; 2008. N 13. Ст. 1186.
<4> См., например: Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3196; 2007. N 13. Ст. 1531; Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437; Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 438; Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 439; Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 440; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3459; Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" // СЗ РФ. 2005. N 40. Ст. 4017; Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3459; N 38. Ст. 3975; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 209; N 13. Ст. 1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст. 4712; N 43. Ст. 5168; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825; Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 203; N 50. Ст. 6255.

Согласно распоряжению Администрации Президента РФ от 18 марта 2007 г. N 291 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента РФ для исполнения должностных обязанностей" <5> заместители и помощники полномочных представителей должны показать профессиональные знания: Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, международных договоров РФ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства России, распоряжений Администрации Президента РФ и иных нормативных правовых актов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; структуры и полномочий органов государственной власти РФ, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований; законодательства о государственной гражданской службе РФ; служебного распорядка Администрации Президента РФ; порядка работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

<5> Официальный сайт Президента РФ // http://www.president. kremlin.ru.

При этом заместители полномочных представителей должны иметь профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющей исполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Администрацию Президента РФ, управления Президента РФ и иные самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ; эффективного руководства подразделениями и подчиненными должностными лицами; постановки задач и организации их выполнения; оперативного принятия и реализации управленческих решений; контроля за исполнением поручений; подбора и расстановки кадров; своевременного выявления и разрешения ситуаций, приводящих к конфликту интересов; анализа, прогнозирования и планирования работы; ведения деловых переговоров и публичного выступления; стимулирования достижения результатов; организации работы по эффективному взаимодействию с представителями органов государственной власти РФ, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; подготовки проектов нормативных правовых актов и служебных документов; пользования компьютерной техникой.

В свою очередь, помощники полномочных представителей должны обладать следующими профессиональными навыками: в сфере деятельности, позволяющей исполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на помощника полномочного представителя; эффективного руководства подчиненными работниками; постановки задач и организации их выполнения; оперативного принятия и реализации решений; контроля за исполнением поручений; подбора и расстановки кадров; своевременного выявления и разрешения ситуаций, приводящих к конфликту интересов; анализа, прогнозирования и планирования работы; ведения деловых переговоров и публичного выступления; стимулирования достижения результатов; организации работы по эффективному взаимодействию с представителями органов государственной власти РФ, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; подготовки проектов нормативных правовых актов и служебных документов; пользования компьютерной техникой.

Установлена своего рода "двойная зависимость" заместителей и помощников полномочных представителей как от руководителя Администрации Президента РФ, так и полномочных представителей. Так, руководитель Администрации Президента России определяет количество заместителей полномочных представителей, назначает на должность и освобождает от должности заместителей и помощников полномочных представителей, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания. Вместе с тем полномочные представители представляют руководителю Администрации Президента России на утверждение структуру и штатную численность аппаратов полномочных представителей, а также кандидатуры для назначения на должность и вносят ему предложения об освобождении от должности заместителей и помощников полномочных представителей; распределяют обязанности между заместителями и помощниками полномочных представителей согласно штатному расписанию и их функциям; конкретизируют механизмы взаимодействия заместителей и помощников полномочных представителей между собой, аппаратами других полномочных представителей, а равно с подразделениями Администрации Президента РФ, иными органами публичной власти и негосударственных структур и т.д.

Заместители полномочных представителей руководят деятельностью аппаратов полномочных представителей в случае отсутствия или по поручению полномочных представителей. Количество заместителей полномочных представителей определено в структуре и штатной численности аппаратов полномочных представителей применительно к каждому федеральному округу. Так, в Южном федеральном округе - пять заместителей полномочного представителя, в Дальневосточном федеральном округе - четыре заместителя полномочного представителя, в Сибирском федеральном округе - три заместителя полномочного представителя, в Приволжском федеральном округе - два заместителя полномочного представителя.

Наблюдаются серьезные различия в направлениях деятельности заместителей полномочных представителей в разных федеральных округах, что обусловлено как спецификой каждого из них, так и личными воззрениями полномочных представителей. Так, в одних федеральных округах заместители полномочных представителей курируют определенные направления работы аппаратов полномочных представителей (т.е. основные векторы их работы построены преимущественно по отраслевому принципу), в других - группы субъектов РФ (т.е. основные векторы их работы построены преимущественно по территориальному принципу). По объективным причинам в Северо-Западном федеральном округе существует даже отдельный заместитель полномочного представителя по Калининградской области (т.е. основные векторы его работы построены по территориально-отраслевому принципу). В свою очередь, помощники полномочных представителей (их количество также разнится в разных федеральных округах) нередко возглавляют соответствующие департаменты аппаратов полномочных представителей.

Подытожив, отметим следующее. Выступая структурными элементами аппаратов полномочных представителей, заместители и помощники полномочных представителей совместно с полномочными представителями способствуют реализации компетенции Президента РФ на межтерриториальном и региональном уровнях. По своей правовой природе заместители и помощники полномочных представителей являются частью вспомогательных аппаратов главы государства на местах общей компетенции и одновременно продолжением Администрации Президента РФ до территориального уровня. Таким образом, заместители и помощники полномочных представителей образуют важные элементы системы территориальных государственных органов вертикали президентской власти, целью деятельности которых выступает обеспечение выполнения основных задач и функций главы государства на местах.