Мудрый Юрист

Административно-правовая организация охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Российской Федерации

Согласно данным МВД России, в период с 8 января по 31 августа 2007 г. в 73 субъектах Российской Федерации состоялись 1292 протестные акции, в которых приняли участие 317,5 тыс. чел. Наибольшее количество протестных акций состоялось в Москве (66/3,1 тыс. чел.), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (52/3,6 тыс. чел.), Московской (46/7,2 тыс. чел.) и Новосибирской (42/5,3 тыс. чел.) областях.

В числе массовых акций преобладают митинги (963), пикетирования (254), блокирования автомагистралей, дорог и улиц (53), собрания (13) и шествия (7). Предотвращено 7 попыток перекрытия автомагистралей, дорог и улиц, связанных с повышением тарифов на услуги ЖКХ. Наибольшее количество акций блокирования состоялось в Амурской области (2/2,8 тыс. чел.). Для непосредственного участия в обеспечении общественного порядка и безопасности при массовых мероприятиях были задействованы 46,8 тыс. сотрудников органов внутренних дел <1>.

<1> Данные Департамента охраны общественного порядка МВД России.

Таким образом, в современных условиях организация обеспечения органами внутренних дел собраний, митингов, демонстраций и пикетирований является сложной задачей, требующей принятия многоплановых решений, использования значительного количества сил и средств, привлечения компетентных специалистов различного профиля.

Собрания, митинги, демонстрации и пикетирования, а также иные массовые мероприятия представляют собой важное социально значимое явление, требующее комплексного использования сил и средств в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при их проведении, согласованных действий не только различных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, но и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных формирований.

Комплексность в охране общественного порядка может быть достигнута лишь при условии, что каждый ее участник постоянно реализует материальные и процессуальные нормы в сфере организации охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций и пикетирований.

В связи с этим исследование организации деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций и пикетирований является крайне актуальной задачей.

Необходимость организации охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций и пикетирований обусловлена следующими объективными обстоятельствами:

Как уже отмечалось, массовое мероприятие - это крупное общественно-политическое, спортивное, культурное и иное мероприятие, привлекающее большое количество участников, туристов, гостей и местного населения, которое обычно проводится в крупных городах, но может охватывать и прилегающие к ним населенные пункты, а также территории.

По содержанию и направленности массовые мероприятия можно подразделить на общественно-политические, культурно-зрелищные, спортивные, религиозные и другие.

Масштаб массового мероприятия определяется территорией, на которой оно проводится, количеством его участников и задействованных в охране общественного порядка сил и средств органов внутренних дел и приданных сил. По территориальному признаку массовые мероприятия могут быть районного, межрайонного, городского, областного, республиканского и государственного масштаба. Значение массового мероприятия определяется его политической или иной направленностью, количеством участвующего населения, уровнем присутствующего руководства, зарубежных делегаций и представительств.

Таким образом, деятельность органов внутренних дел по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий во многом зависит от их вида, масштаба, значения и других факторов <2>.

<2> См.: Методические рекомендации ГУООП МВД России от 30 июня 2004 г. N 12/2497 "Временное положение о порядке проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве".

В соответствии с действующими нормативными актами МВД России в обеспечении общественного порядка при проведении массовых мероприятий используются:

Кроме того, в зависимости от ситуации, могут привлекаться представители частных охранных предприятий, общественные формирования правоохранительной направленности и другие силы. Все эти силы имеют свою ведомственную подчиненность и свои непосредственные задачи. Вместе с тем они обеспечивают предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок в районах своих постов и маршрутов.

Основным субъектом организации комплексного использования сил и средств выступает начальник органа внутренних дел, на территории которого проводятся массовые мероприятия. Он определяет проблемы и уточняет задачи, которые предстоит решать каждой службе или подразделению, участвующим в обеспечении массового мероприятия, а также планирует и осуществляет процесс взаимодействия силами и средствами. Он непосредственно руководит совместной работой служб, контролируя ее ход, результаты и используя соответствующие достижения науки и передового опыта.

В целях активизации совместной работы различных служб органов внутренних дел каждая служба должна проявлять инициативу и, не ожидая официальных запросов, предоставлять сотрудникам других задействованных подразделений сведения, которые могут быть ими использованы.

Совместное обсуждение имеющейся информации для принятия решения. Оно может проходить на совещаниях с участием представителей заинтересованных служб. При этом оцениваются достоверность и достаточность полученных сведений для выработки конкретного решения, намечаются пути их использования при проведении необходимых действий. На основе выводов такого обсуждения субъекты управления организуют и совершенствуют дальнейшее взаимодействие соответствующих сил и средств.

Выполнение отдельных мероприятий по запросу какой-либо службы. Указанная форма практикуется обычно в случаях, когда надо предпринять меры, реализация которых является исключительной компетенцией определенного субъекта взаимодействия. Служба, направляющая тот или иной запрос, должна сообщить адресату об уже имеющейся у нее информации по данному вопросу. При этом следует четко определять задачи, которые необходимо решить, но избегать предложений и предписаний о целесообразности применения конкретных приемов и методов работы, так как это может привести к нарушению принципа самостоятельности в выборе участниками взаимодействия и не способствует повышению эффективности совместной деятельности. Служба, выполнявшая запрос, должна незамедлительно сообщить о результатах своей работы заинтересованной стороне.

Согласованное планирование мероприятий. Оно осуществляется двумя основными способами. Первый - самостоятельное составление службами планов взаимодействия, в которых намечаемые виды работы согласованы по целям, месту, времени, выделяемым силам и средствам. Второй - подготовка единого совместного плана, утверждаемого начальником МВД, ГУВД, УВД, горрайоргана (УВДТ). Способ, вид планирования избираются руководителями взаимодействующих служб, исходя из реальной обстановки и поставленных перед ними целей. Здесь учитываются значимость и полнота исходной информации, сложность решаемых задач, возможности маневра силами, средствами и другие факторы. Так, единый совместный план составляется, как правило, при проведении особо важных массовых мероприятий.

Содействие в совместной работе другим службам. Можно выделить три основных его вида, связанных с оказанием помощи: при информационном обеспечении; при выделении дополнительных сил и средств; при создании необходимых условий для проведения какого-либо мероприятия.

Организация отдельных совместных действий. При этом взаимодействующими службами вырабатывается общая тактика осуществления конкретных мер, уточняются способы обмена информацией.

Создание специальных групп для решения определенных задач. Их функционирование рассчитано на более или менее продолжительное время и не ограничивается проведением отдельного мероприятия, например, распространено формирование групп: следственно-оперативных, закрепляемых за конкретными объектами массового мероприятия; по применению специальных средств; по изъятию оружия и т.д.

Особенность подготовки к взаимодействию органов внутренних дел и подразделений внутренних войск при проведении массовых мероприятий заключается в том, что ему предшествует комплексная предупредительно-профилактическая работа и усиливается борьба с фоновыми явлениями преступности. С этой целью разрабатываются дополнительные планы мероприятий или вносятся коррективы в типовые планы. В этих условиях аппаратами МВД республик, УВД края, области, как правило, оказывается практическая помощь горрайорганам и взаимодействующим с ними подразделениями внутренних войск.

В целях повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, а также иных правоохранительных органов по охране общественного порядка во время проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирований, для недопущения совершения массовых беспорядков необходимо проведение постоянной работы по следующим направлениям:

Указанные мероприятия проводятся подразделениями ОВД в пределах своей компетенции.

При осуществлении ежедневного патрулирования подразделениями патрульно-постовой службы милиции особое внимание следует уделять местам традиционного проведения массовых мероприятий, что позволяет обнаружить признаки, характеризующие подготовку населения к массовым несанкционированным мероприятиям: например, расклеивание листовок, плакатов в общественных местах, подготовка наглядных средств к демонстрации, митингу или уличному шествию; сосредоточение большого количества людей в общественных местах и т.д. Важным моментом в этот период является правильная оценка полученной информации, своевременное сообщение об этом в горрайорган и проведение разъяснительной работы.

Подготовка личного состава к службе по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий до их наступления, т.е. в обычных условиях деятельности, возложена на руководителей горрайлинорганов нормативными актами МВД России и является обязательной.

В целях повышения уровня подготовки сил и средств органов внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций проводятся командно-штабные и тактико-специальные учения при участии руководящего состава взаимодействующих органов <3>.

<3> См.: Методические рекомендации ГУООП МВД России от 30 июня 2004 г. N 12/2497 "Временное положение о порядке проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве". Документ официально опубликован не был.

В ходе учений отрабатываются вопросы совершенствования умений и навыков руководящего состава органов внутренних дел и офицеров внутренних войск в организации выполнения поставленных задач, повышения уровня слаженности и взаимодействия сил и средств, проводится проверка их готовности к совместным действиям <4>.

<4> См.: Голованев И.В. Правовые основы и организация охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 40.

Отрабатывается механизм действий оперативных штабов по управлению силами и средствами, схемы радиосвязи и действия дежурной смены, а также организация управления силами и средствами, задействованными в системе единой дислокации, при получении сигналов о возможном возникновении групповых нарушений общественного порядка. Организуется обучение сотрудников подразделений тактике действий во время проведения массовых мероприятий, в том числе и во время возникновения возможных групповых нарушений общественного порядка.

Содержание деятельности по организации охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий образует комплекс организационных и правовых мер, объединенных в единый цикл стадий в зависимости от последовательности их осуществления.

Для организации и проведения собраний, митингов, демонстраций и иных массовых мероприятий, как правило, создаются специальные комиссии, в состав которых входят главы администраций, представители различных ведомств, руководители органов внутренних дел и командование внутренних войск. Комиссии определяют место, время, порядок проведения мероприятий, количество их участников, рассматривают и утверждают планы их проведения, заслушивают по вопросам готовности руководителей ведомств, предприятий и других должностных лиц, в том числе и органов внутренних дел. В организации мероприятий по охране общественного порядке в период проведения собраний условно выделяется ряд этапов.

Как отмечает Ю.А. Дмитриев применительно к предмету своего исследования, "манифестация - сложное в организационно-правовом отношении мероприятие. Поэтому для обеспечения более четкого анализа правовой регламентации этих мероприятий целесообразно выделить в процессе их проведения два этапа: 1-й этап - подготовка манифестации; 2-й этап - проведение манифестации <5>.

<5> См.: Дмитриев Ю.А. Свобода манифестаций в СССР. М., 1991. С. 55.

Д.К. Нечевин выделяет подготовительный этап, этап проведения мероприятия и заключительный этап <6>.

<6> См.: Нечевин Д.К. Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка при проведении массовых мероприятий // Предупреждение преступности и обеспечение безопасности в городах. М., 2001. С. 106.

На наш взгляд, в деятельности органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и пикетирований можно выделить три периода: подготовительный, исполнительный и заключительный <7>.

<7> См.: Казаков В.А. Охрана общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий. М., 1986. С. 16.
  1. Подготовительный этап. В этот период реализуется функция планирования совместной деятельности подразделений органов внутренних дел и внутренних войск по обеспечению общественного порядка при проведении массовых мероприятий, закладываются организационные основы для других этапов. Подготовительный период начинается с момента получения информации о готовящемся массовом мероприятии и получении задачи на охрану общественного порядка.

Подготовительный период включает: уяснение задачи, определение способов ее выполнения, анализ оперативной обстановки, выработку управленческого решения на охрану общественного порядка <8>.

<8> См.: Караханов Н.В. Управление горрайорганами внутренних дел при проведении массовых мероприятий. М., 1992. С. 29 - 35.

В процессе уяснения задачи уточняется место, время, программа проведения массового мероприятия, информация о количестве зрителей и иных участников, маршрутах их движения, расположении торговых точек, предприятий общественного питания, стоянок автотранспорта, погодных условиях, а также выясняются другие обстоятельства, характеризующие само мероприятие.

При анализе оперативной обстановки выясняется: какая категория участников будет присутствовать; места возможного совершения правонарушений; состояние подъездных путей; противопожарное состояние объекта; сколько и какая техника будет использоваться при перевозке участников, зрителей.

Эти данные позволяют определить способ обеспечения общественного порядка и безопасности, произвести расчет сил милиции, внутренних войск, общественности и потребность в технических средствах.

Перед выработкой решения проводится рекогносцировка местности с целью изучения состояния площадей и дорог по маршруту следования участников и зрителей, стоянок автотранспорта; уточнения границ оцепляемой территории; расчета сил и технических средств; определения особых обязанностей нарядов на различных участках и мест их размещения; определения основных и запасных путей движения служебных нарядов при возможных вариантах маневра сил; уточнения мест расположения пункта управления, оперативного штаба, организации связи <9>.

<9> См.: Емельянов Б.М. Подготовка работников милиции к обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. М., 1992. С. 23.

Обязательным элементом на подготовительном этапе является обследование руководителями ОВД совместно с представителями других органов и ведомств, служб коммунального хозяйства, энергоснабжения и других состояния территории, на которой планируется проводить массовые мероприятия, устранение условий, способствующих совершению правонарушений (уборка строительного мусора, металлоконструкций и т.п.).

В этот период осуществляются дополнительные мероприятия по усилению борьбы с преступностью, хулиганством, пьянством и другими антиобщественными проявлениями, проводится инструктаж соответствующих должностных лиц органов внутренних дел и командиров подразделений внутренних войск об их обязанностях при проведении массового мероприятия. Личный состав переводится на усиленный режим работы.

В целях исключения нахождения посторонних граждан на чердаках и крышах зданий, подвальных помещениях, в местах проведения митингов, по маршруту следования колонн силами участковых инспекторов совместно с представителями жилищных эксплуатационных организаций принимаются меры по закрытию и опечатыванию люков и дверей, ведущих на чердаки и в подвалы.

Служба Госавтоинспекции обследует улично-дорожную сеть и готовит предложения по устранению выявленных недостатков; собирает и анализирует информацию об основных параметрах улично-дорожной сети и транспортных потоках; участвует в подготовке предложений по местам целесообразного проведения массовых мероприятий на улично-дорожной сети и передает их на рассмотрение в органы государственной власти и управления; разрабатывает систему маршрутов объезда мест проведения массовых мероприятий и временные схемы организации дорожного движения на них; выполняет расчеты потребности в технических средствах организации дорожного движения для обеспечения реализации временных схем организации дорожного движения; контролируют решение вопросов обеспечения подразделений ДПС, приданных сил милиции автотранспортом, горюче-смазочными материалами, средствами связи, а также бытового обеспечения личного состава <10>.

<10> См.: Методические рекомендации ГУООП МВД России от 30 июня 2004 г. N 12/2497 "Временное положение о порядке проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве". Документ официально опубликован не был.

Деятельность подразделений криминальной милиции органов внутренних дел в этот период направлена на предупреждение совершения преступлений, связанных с массовыми хулиганскими действиями, на временную изоляцию лидеров и активных участников, агрессивно настроенных групп спортивных болельщиков. С привлечением службы участковых уполномоченных милиции осуществляются специализированные рейды по выявлению концентрации подростков и молодежи в целях установления мест сбора членов неформальных молодежных объединений и проведению с ними профилактической работы. На основании этой информации в данных местах выставляются подвижные мобильные резервы.

В учебных заведениях проводятся выступления с разъяснением уголовной и административной ответственности за участие в противоправных действиях в составе группировок антиобщественной и преступной направленности.

В дни, предшествующие проведению особо крупных массовых мероприятий (например, выборы в органы власти, проведение акций международного уровня), органы внутренних дел в целях укрепления общественного порядка заблаговременно осуществляют следующие мероприятия:

В органах внутренних дел устанавливается круглосуточное дежурство руководящего состава и усиленных оперативных групп, лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания, переводятся в следственные изоляторы. На специальных собраниях личному составу разъясняются задачи, напоминается о высокой дисциплинированности, повышении бдительности, соблюдении законности и т.п.

Решение на охрану общественного порядка оформляется в виде приказа или плана. Решение согласовывается с местной администрацией и органами ФСБ.

Основные положения плана по обеспечению общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия. В практике охраны общественного порядка при массовых мероприятиях применяются типовые планы, что сокращает время на разработку, но это не исключает необходимости принятия решения по каждому конкретному массовому мероприятию.

В план по охране общественного порядка в период проведения массового мероприятия включаются:

<11> См.: Болотников В.Т. Планирование охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. М., 1988. С. 24.

Организация и задачи оперативного штаба по обеспечению общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия. На основании принятого решения для непосредственного управления нарядами организуется орган управления, который координирует всю предстоящую работу.

В зависимости от масштабов проводимых мероприятий таким органом могут быть рабочая группа, оперативный штаб или координационный центр, в который входят представители органов исполнительной власти и организаторы. Возглавляет его руководитель органа внутренних дел или его заместитель. Для обеспечения взаимодействия сил и средств органов внутренних дел, а также других министерств и ведомств, в период подготовки и проведения массового мероприятия создаются объединенные оперативные штабы, которые осуществляют непрерывность, оперативность и гибкость руководства в процессе охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий. Возглавляет объединенный оперативный штаб руководитель или заместитель руководителя органа, которому поручена организация охраны общественного порядка и общественной безопасности либо проведение специальных мероприятий.

Основными направлениями работы оперативного штаба в период подготовки и проведения массовых мероприятий являются:

<12> См.: Ложкин И.Е. Планирование действий органов внутренних дел в особых условиях. М., 1989. С. 12.

В составе штаба образуются группы охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, уголовного розыска, документирования, противопожарной службы, связи.

Руководитель оперативного штаба организует работу указанных групп, координирует их деятельность, вносит изменения в расстановку нарядов, маневрирует силами при осложнении оперативной обстановки, при необходимости вводит в действие резервы, дает указания об установлении и снятии предусмотренных ограничений движения транспорта и пешеходов.

Группа охраны общественного порядка руководит подразделениями, несущими службу в оцеплении, секторах, зонах и на участках; организует и проводит инструктажи подчиненных ей нарядов; обеспечивает удаление из зоны оцепления посторонних граждан и задержание правонарушителей, пропуск гостей и зрителей на трибуны; контролирует несение службы нарядами; решает вопросы о допуске в зону оцепления граждан, не имеющих пропусков; вносит предложения руководителю оперативного штаба об использовании резервов милиции и внутренних войск.

В связи с увеличением случаев возникновения групповых нарушений общественного порядка в процессе проведения массовых мероприятий в состав группы охраны общественного порядка включаются спецподразделения милиции, обеспечивающие силовое решение задач по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.

Группа обеспечения безопасности дорожного движения организует объезд зоны оцепления транспортом, не имеющим отношения к проводимому мероприятию; осуществляет надзор за состоянием движения транспорта на маршрутах объезда; проверяет состояние дорог, по которым будут продвигаться участники мероприятия; организует надзор за безопасностью движения в местах сбора демонстрантов и зрителей; обеспечивает готовность автотранспорта, привлекаемого для перевозки участников и гостей массовых мероприятий, приданных сил и общественных формирований; принимает меры к освобождению подъездных маршрутов и мест парковок от неправильно припаркованного, брошенного автотранспорта.

Группа уголовного розыска во время подготовки и проведения массового мероприятия обеспечивает осмотр подвалов, чердаков, строящихся зданий в районе проведения мероприятия и по маршруту следования участников и зрителей; осуществляет предупреждение и пресечение преступлений среди участников акции, а также выявление среди них организаторов и зачинщиков, разбирательство с правонарушителями, задержанными в районе проведения мероприятия.

Группа документирования противоправных действий производит ориентирующую, панорамную, детальную, узловую кино-, фото- и видеосъемку для фиксации противоправных действий со стороны участников массового мероприятия. Съемка производится с включенным таймером. В дальнейшем полученные материалы используются в качестве доказательственной базы.

Противопожарная служба обеспечивает пожарную безопасность на территории проведения массового мероприятия и в прилегающих местах; поддерживает высокую боеготовность пожарных частей.

Служба связи разрабатывает схему связи пункта управления со старшими нарядов секторов и участков, а также с дежурными частями МВД, ГУВД, УВД, горрайлинорганов; следит за техническим состоянием средств проводной и радиосвязи; обеспечивает прием и передачу информации между пунктами управления, подразделениями и служебными нарядами, задействованными на охрану общественного порядка.

Для решения внезапно возникающих задач в связи с изменением оперативной обстановки или усиления нарядов на отдельных участках используют резервы. Резервы располагаются в местах, откуда они могут быть быстро введены в действие.

В подготовительный период определяются органы внутренних дел для доставления лиц, задержанных за различные правонарушения. В них создаются усиленные группы разбора, в состав которых включаются участковые уполномоченные милиции, сотрудники ПДН, уголовного розыска, дознаватели.

Накануне проведения митинга, демонстрации, шествия или иной массовой акции осуществляются следующие мероприятия:

При проведении инструктажа личный состав ориентируется на повышение бдительности, принятие дополнительных мер по предотвращению террористических актов и экстремистских акций, на обнаружение бесхозных и посторонних предметов, постоянное наблюдение за местами возможной закладки взрывных устройств, проверку контейнеров, коробок, урн, проявление выдержки и хладнокровия, вежливое и тактичное обращение с гражданами, культуру в работе, недопущение грубости и бестактности. Обращается внимание личного состава на профессионально грамотные и продуманные действия с целью исключения провокаций со стороны участников массовых акций и умение ведения правового диалога с ними, проводятся тренировки с личным составом на участках несения службы, в ходе которых отрабатываются варианты действий нарядов на случай осложнения оперативной обстановки.

Непосредственно перед проведением массового мероприятия с использованием средств видео- и аудиозаписи, фотоаппаратуры, персонально (под роспись) его организаторы предупреждаются о необходимости строгого соблюдения законодательства, регламентирующего проведение массовых мероприятий, прав и свобод граждан, недопущении высказываний, призывов к насильственному изменению конституционного строя, разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни, пропаганде идей насилия и войны. Их постоянное присутствие до полного завершения мероприятия и рассредоточения его участников обязательно. При проведении спортивных мероприятий участники состязаний, тренеры, судьи дополнительно предупреждаются о недопущении каких-либо действий, способных спровоцировать групповые нарушения общественного порядка, бесчинства со стороны зрителей.

До начала мероприятия с привлечением инспектора-кинолога со служебной собакой по обнаружению взрывчатых веществ и взрывных устройств организуется тщательное обследование мест несения службы, места сбора участников, маршрутов их движения и само место проведения мероприятия. Его результаты оформляются актом.

  1. Исполнительный этап. Исполнительный период начинается с момента прибытия сил и средств к месту проведения массового мероприятия и является основным. Данный этап заключается в непосредственном обеспечении общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий, охватывает действия нарядов и управление ими при его проведении.

В этот период осуществляются следующие действия:

Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а при отсутствии необходимости - по распоряжению старшего оперативного начальника - немедленно снимаются и выводятся в резерв.

На сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск при осуществлении охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятия возлагаются следующие основные задачи:

Во время проведения массового мероприятия сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск должны:

При отсутствии необходимости введенные ограничения движения транспорта и пешеходов, мероприятия, не связанные с проводимыми, по команде старшего оперативного начальника отменяются.

ДПС Госавтоинспекции совместно с патрульно-постовой и другими службами милиции:

<13> См.: Голованев И.В. Правовые основы и организация охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 32.

К иным мерам предупреждения и пресечения нарушений, связанных с проведением массовых мероприятий, а равно и с воспрепятствованием их проведению, относятся:

При применении мер пресечения (принудительный вывод нарушителей из места проведения мероприятия, задержание, документирование их противоправных действий, доставление в ближайшее отделение милиции или в другие предназначенные для этих целей помещения и т.п.) сотрудникам милиции и военнослужащим внутренних войск необходимо учитывать настроения участников массовых мероприятий, с тем чтобы не допустить их отрицательной реакции и возможного осложнения оперативной обстановки.

О нарушителях общественного порядка и принимаемых к ним мерах наряды милиции и внутренних войск обязаны докладывать в оперативный штаб, который информирует организаторов мероприятия о причинах задержания указанных лиц и требует от них принятия мер по прекращению противоправной деятельности <14>.

<14> См.: Методические рекомендации ГУООП МВД России от 30 июня 2004 г. N 12/2497 "Временное положение о порядке проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве". Документ официально опубликован не был.

Оперативный штаб совместно с представителями уполномоченного органа власти анализирует складывающуюся оперативную обстановку, действия организаторов и участников публичного мероприятия. В случае отступления от изложенных в уведомлении темы, цели мероприятия, участия в нем не указанных в уведомлении партий или организаций (либо совершения действий, нарушающих пункты согласительного протокола), через представителя органов власти с помощью звукоусилительной установки информируют и предупреждают организаторов и участников публичного мероприятия о необходимости строгого соблюдения достигнутой договоренности и о возможных последствиях вплоть до прекращения мероприятия при их невыполнении.

В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия представитель уполномоченного органа власти: дает указание организатору прекратить мероприятие с обоснованием причин; устанавливает время для выполнения указания; обращается непосредственно к участниками мероприятия в случае невыполнения организатором указания о прекращении мероприятия; устанавливает время для выполнения повторного указания.

Оперативный штаб принимает меры по документированию допущенных со стороны организаторов нарушений и действий нарядов по прекращению публичного мероприятия; предупреждает организаторов о выставлении заслонов, цепочек нарядов, о решении применения физической силы и специальных средств; дает информацию о путях эвакуации граждан, маршрутах движения общественного транспорта.

Для документирования могут применяться киносъемка, видеосъемка, визуальные наблюдения с последующим отражением результатов в рапортах, протоколах и других документах. При фиксации правонарушений следует одновременно документировать поведение организаторов мероприятия.

При осложнении оперативной обстановки оперативный штаб принимает меры по задержанию активных участников, организаторов, документирует (с использованием различных технических средств) действия нарядов и правонарушителей.

Применение физической силы и специальных средств для прекращения публичного мероприятия допускается только в случаях совершения его участниками насильственных действий в отношении нарядов, обеспечивающих правопорядок, для пресечения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций <15>.

<15> См.: Казаков В.А. Охрана общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий. М., 1986. С. 18.

Наряды милиции и внутренних войск принимают меры по рассредоточению участников запрещенного публичного мероприятия и задержанию лиц, нарушающих общественный порядок, выявлению очевидцев противоправных действий.

  1. Заключительный этап. На заключительном этапе предусматриваются мероприятия по отводу сил и средств, привлекаемых к охране правопорядка, возобновлению нормальной жизнедеятельности предприятий, организаций, отмене вводимых на период массового мероприятия ограничений торговли и общественного питания.

Госавтоинспекция на заключительном этапе обеспечивает снятие временного ограничения движения и восстановление существовавшей до проведения массового мероприятия организации дорожного движения. Личный состав, окончивший службу, сосредотачивается в намеченных пунктах; руководители штаба подводят итоги работы, разбирают действия подразделений и нарядов, оценивают их работу <16>.

<16> См.: Кравцов В.М. Административно-правовая охрана общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 16.

На следующий день после проведения массовой акции органы внутренних дел представляют в органы власти и прокуратуру информацию, в которой должны отражаться следующие обстоятельства: сведения о проходившем массовом мероприятии; количестве участников, организаторах, количестве задействованных сил органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, месте, времени и способе совершения правонарушения; сведения о личности правонарушителей и очевидцев, в том числе сотрудников правоохранительных органов; сведения о характере и размере вреда, причиненного правонарушителями, о принятых к ним мерах <17>.

<17> См.: Методические рекомендации ГУООП МВД России от 30 июня 2004 г. N 12/2497 "Временное положение о порядке проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве". Документ официально опубликован не был.

К материалам приобщаются вещественные доказательства, показания очевидцев. С целью оперативного рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых при проведении массовых мероприятий, организуется работа судей, в том числе и в выходные дни.

Таким образом, в целях наиболее эффективного решения правоохранительных задач при проведении массовых мероприятий необходимо согласованное действие всех субъектов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, что является возможным лишь при комплексном применении сил и средств органов внутренних дел, внутренних войск и иных государственных органов, негосударственных и общественных организаций. Совместные действия, направленные на обеспечение проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирований, должны осуществляться на всех этапах их подготовки и проведения.

Как отмечается в научной литературе, обеспечение эффективной охраны общественного порядка и безопасности в условиях собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и других массовых мероприятий - это не разовый акт, а непрерывный процесс постоянного научно обоснованного совершенствования и оптимизации деятельности аппаратов управления, должностных лиц, структур всех сил и средств, принимающих участие в охранительной деятельности при их поведении <18>.

<18> См.: Кравцов В.М. Указ. соч. С. 16.

В завершение исследования организации охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций и пикетирований необходимо сказать, что эффективность организации соответствующих правоохранительных мероприятий во многом зависит от качества контроля за порядком организации и проведения публичных мероприятий.

Как отмечает В.Т. Болотников, "практика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий свидетельствует о том, что даже незначительное ослабление контроля за реализацией плановых мероприятий может не только повлечь за собой осложнение оперативной обстановки на том или ином участке работы, но и поставить под угрозу выполнение всей поставленной задачи. В этих условиях контроль на всех стадиях реализации планируемых мероприятий, приоритет черты ярко выраженного управленческого решения выдвигается на первый план в деятельности руководителей органов внутренних дел" <19>.

<19> См.: Болотников В.Т. Планирование охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. М., 1988. С. 29.

Кроме вышеназванного, в настоящее время существует объективная необходимость в изучении зарубежного опыта организации охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций и пикетирований на основе взаимодействия с полицейскими подразделениями зарубежных государств <20>.

<20> См.: Щеглова И.К. Зарубежный опыт правовой регламентации и обеспечения проведения массовых публичных мероприятий // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. М., 2006. С. 152.