Мудрый Юрист

Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса

Куликов Л.А., адъюнкт очной формы обучения Академии экономической безопасности МВД России, лейтенант милиции.

Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинги <1>. Холдинговым компаниям принадлежит особая роль в формировании бюджета страны. Так, на протяжении нескольких лет их налоговые платежи превышают 60% в общем объеме поступлений федеральных налогов и сборов в России <2>. Из них почти 20% составляют налоговые отчисления газового холдинга "Газпрома" <3>.

<1> См.: Корпоративное право: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция" / Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 120.
<2> См.: Шевцова Т.В. Стратегия планирования выездных налоговых проверок // РНК. 2007. N 17. С. 18 - 21. www.rnk.ru/archive_817.html.
<3> См.: http://news.ntv.ru/126222.

Крупным компаниям образование холдинговых структур позволяет существенно увеличить свои активы, наращивать инвестиционный капитал, оптимизировать налогообложение с помощью дочерних предприятий, используя внутрифирменные инструменты.

Несмотря на это в российском законодательстве отсутствует нормативно-правовое регулирование деятельности холдингов. В связи с этим считаем необходимым рассмотреть эволюцию понятия "холдинг" в российском законодательстве, виды холдингов, а также преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса.

Исторический анализ формирования понятия "холдинг" в российской правовой и научной литературе представлен ниже в таблице.

 N 
п/п
Источник, дающий       
определение
   Предлагаемое определение холдинга      
1  
Пункт 1.1 Временного   
положения о холдинговых
компаниях, создаваемых
при преобразовании
государственных
предприятий в
акционерные общества,
утвержденного Указом
Президента РФ от 16
ноября 1992 г. N 1392
Холдинговой компанией признается          
предприятие независимо от его
организационно-правовой формы, в состав
активов которого входят контрольные пакеты
акций других предприятий. На основании
этих контрольных пакетов холдинговая
компания влияет на вынесение этими
предприятиями своих решений
2  
Кравченко Е.Н. Такие   
разные холдинги //
Учет. Налоги. Право.
2000. N 17 (электронная
версия:
http://www.jurisconsult
.ru/)
Под холдингом понимается структурированная
организация юридических лиц, одно из
которых (холдинговая компания) имеет
возможность оказывать влияние на решения
остальных участников холдинга (дочерних
компаний)
3  
Российский             
энциклопедический
словарь. М., 2001.
Т. 2. С. 1728
Холдинг-компания (англ. "holding" -       
владеющий) - акционерная компания,
использующая свой капитал для приобретения
контрольных пакетов акций других компаний
с целью установления контроля над ними
4  
Шиткина И.С. Холдинги. 
Правовой и
управленческий аспекты.
М.: ООО
"Городец-издат", 2003
Холдинги... являются разновидностью группы
лиц, основанной на отношениях экономи-
ческой зависимости и контроля, участники
которой, сохраняя юридическую самостоя-
тельность, в своей предпринимательской
деятельности подчиняются одному из
участников группы, который в силу владения
контрольными пакетами акций (долями
участия в уставном капитале), договора или
иных обстоятельств оказывает определяющее
влияние на принятие решений другими
участниками группы
5  
Шувалов В. Финансовый  
холдинг: структура и
функции // VIP
Консультант.
Аналитический бюллетень
"Финансовый холдинг:
структура и функции".
2003. N 11. С. 8 - 11
Холдинговой компанией является хозяйствен-
ное общество, которое в силу преобладаю-
щего участия в уставном капитале иных
хозяйственных обществ (участников
холдинга), либо в соответствии с
договором, либо иным образом имеет
возможность прямо или косвенно (через
третье лицо) определять решения,
принимаемые хозяйственными обществами -
участниками холдинга
6  
Портной К. Правовое    
положение холдингов в
России: Научно-
практическое пособие.
М.: Волтерс Клувер,
2004
Холдинг - группа лиц, включающая головную 
компанию (холдинговую компанию) и другие
хозяйственные общества, в отношении
которых головная компания имеет
возможность определять решения,
принимаемые ими
7  
Проект Федерального    
закона "О холдингах"
(проект N 99049555-2)
Холдинг - совокупность двух и более       
юридических лиц (участников холдинга),
связанных между собой отношениями
(холдинговыми отношениями) по
управлению одним из участников (головной
компанией) деятельностью других участников
холдинга на основе права головной
компании определять принимаемые ими
решения. В холдинг могут входить
коммерческие организации различных
организационно-правовых форм, если иное не
установлено федеральными законами
8  
Шиткина И.С.           
Холдинги: правовое
регулирование и
корпоративное
управление: Научно-
практ. издание:
Учеб. пособие.
М.: Волтерс Клувер,
2006. С. 50
Холдинг - форма предпринимательского      
объединения, представляющая собой группу
организаций (участников), основанную на
отношениях экономической зависимости и
контроля, участники которой, сохраняя
формальную юридическую самостоятельность,
в своей предпринимательской деятельности
подчиняются одному из участников группы -
холдинговой компании (головной организа-
ции), которая, будучи центром холдингового
объединения, в силу владения преобладаю-
щими долями участия в уставном капитале,
договора или иных обстоятельств прямо или
косвенно (через третьих лиц) оказывает
определяющее влияние на принятие решений
другими участниками группы

В последнее время в России холдингами называют любые конгломератные объединения коммерческих структур, в которых отношения между управляющей компанией и дочерними подразделениями регулируются не только и не столько правом собственности или мерой участия в уставном капитале, сколько посредством тех или иных форм договорных отношений, определяемых действующим законодательством <4>.

<4> См.: Шувалов В. Финансовый холдинг: структура и функции // VIP Консультант. Аналитический бюллетень "Финансовый холдинг: структура и функции". 2003. N 11. С. 8 - 11.

На основании вышеизложенного предлагаем следующее определение холдинга.

Холдинг - это группа экономически взаимодействующих юридических лиц, в которой головной компании достаточно минимальной доли участия в других юридических лицах для полного контроля над их деятельностью.

Данное определение хорошо отражает сегодняшнюю ситуацию - холдинги активно используют внутренние операции по купле-продаже ценных бумаг для перераспределения денежных средств между подразделениями с целью финансирования крупных инвестиционных проектов и сделок.

Виды холдингов

В связи с недостаточной разработкой вопросов, связанных с особенностями отдельных видов холдингов, большое теоретическое и практическое значение имеет научно обоснованная классификация холдингов. Выявление на ее основе особенностей отдельных видов холдингов позволит более четко урегулировать вопросы деятельности холдингов в законодательных и подзаконных нормативных актах.

Классификацию холдингов можно проводить по следующим критериям.

  1. Исходя из типов зависимости, установленных законодательством, холдинги следует подразделить на:
<5> В ряде литературных источников встречается квалификация имущественных холдингов как уставных. См.: Парфенов И.А. Управление холдингом в нефтегазовом комплексе (правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 1999. С. 68.

Наиболее распространенными в российском и мировом бизнесе и, соответственно, изученными в научной литературе являются имущественные холдинги. При этом очень часто на практике, применительно к конкретному холдингу, имеет место не один, а несколько типов зависимости. Наличие организационного типа зависимости, как правило, дополняет имущественную и договорную зависимость и вытекает из владения контрольным пакетом акций (долями участия) или договора. Договорная зависимость зачастую формируется в развитие имеющегося контроля в уставном капитале <6>.

<6> См.: Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практ. издание: Учеб.-мет. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 171.
  1. В зависимости от того, является ли головная компания холдинга исключительно только держателем акций (или долей участия) дочерних обществ, не занимаясь при этом самостоятельной производственной, торговой, банковской или иной коммерческой деятельностью, или же она занимается также и какой-либо коммерческой деятельностью, выделяют два вида холдингов:
  2. чистые холдинги;
  3. смешанные холдинги.

В чистом холдинге головная компания никакую коммерческую деятельность не проводит, а, владея контрольными пакетами акций (преобладающим долевым участием) иных участников холдинга, осуществляет только контрольные и управляющие функции по руководству и координации деятельности других участников холдинга.

В смешанном холдинге головная компания, помимо контрольных и управленческих функций по отношению к другим участникам холдинга, осуществляет также самостоятельную коммерческую, предпринимательскую деятельность. В данном холдинге головная компания играет своего рода двоякую роль: с одной стороны, это управляющая компания, с другой - промышленное предприятие, банк, торговое предприятие и т.п. <7>.

<7> См.: Портной К. Правовое положение холдингов в России: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2004. Серия "Библиотека профессионала". С. 32.
  1. В зависимости от характеристики собственников можно выделить следующие разновидности холдингов: государственный и частный холдинг.

Государственным (муниципальным) является холдинг, в котором участие государства (муниципального образования) в уставном капитале основного общества позволяет государству (муниципальному образованию) контролировать такое объединение (далее - государственный холдинг).

Соответственно, частными являются холдинги, в которых уставный капитал основного общества сформирован из вкладов частных лиц - коммерческих организаций и граждан. Разновидностью частных холдингов являются семейные холдинги.

Семейным холдингом является, например, известная корейская фирма "Daewoo", крах которой в 1999 г. вызвал шок у многих корейцев. Жители Южной Кореи в течение многих десятилетий твердо верили в неуязвимость огромных многопрофильных семейных холдингов, которые определяют лицо корейской экономики и которые до того времени пользовались безусловной поддержкой правительства <8>.

<8> Ланьков А.Н. Потерянная "Вселенная" // Эксперт. 2001. N 24. С. 34 - 37.
  1. В зависимости от характера производственных и экономических отношений между участниками холдинга и способа организации холдингового объединения различают горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные холдинги.

Горизонтальные холдинги (сбытовые холдинги) - объединение обществ, действующих на одном рынке (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и проч.). Они представляют собой объединение однородных бизнесов в филиальные, например территориальные, структуры, которыми управляет головное хозяйственное общество. Главной целью такого объединения является создание единой системы поставщиков и много дочерних обществ, выполняющих функции сбыта. В случае если таких дочерних обществ много, то необходимы единые правила регулирования их деятельности.

Специфика горизонтального холдинга состоит в том, что дочерние общества, входящие в холдинг, рассредоточены. Холдинг позволяет создать единую политику в отношении конкретного вида товара (реализуемую в виде скидок, подарков для клиентов и т.д.). В данном случае централизация управления играет важную роль в выработке общей политики.

Вертикальные холдинги (холдинги концернового типа или производственные холдинги) - объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продукции, сбыт). В качестве примера можно привести объединения, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, металлов, нефтепереработкой.

Диверсифицированные холдинги в отличие от горизонтальных и вертикальных представляют собой форму объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках. Их создание связано с распространением хозяйственной деятельности холдинговой компании на новые сферы (с расширением номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.д.). При этом нередко компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями <9>.

<9> См.: Драчева Е.Л., Либман А.М. Проблемы глобализации и интеграции международного бизнеса и их влияние на российскую экономику // http://www.cfin.ru/press/management.

Международные холдинги широко используют форму диверсифицированной холдинговой компании с целью контроля и руководства дочерними АО, выделяемыми по какому-либо признаку (национальному, отраслевому и т.д.) <10>.

<10> См.: Силантьев В., Сеглина А., Носов А. Холдинг по-российски: укрупнение на фоне разрухи // http://www.samara.ru/paper.
  1. С точки зрения функционального наполнения деятельности холдинговой компании или головной организации холдинга в зарубежной и российской литературе выделяют финансовый, управляющий, а также смешанный финансово-управляющий холдинг.

Финансовый холдинг имеет в качестве преобладающей функции формирование портфеля долевого участия основного общества в дочерних. В финансовом холдинге основное общество не осуществляет управленческой деятельности по руководству объединением. Этот вид холдинга, с нашей точки зрения, можно классифицировать как инвестиционный холдинг.

Управляющим холдингом является холдинг, в котором основное общество осуществляет единое экономическое руководство дочерними. Т. Келлер называет управляющий холдинг холдингом в узком смысле <11>. Другие специалисты считают именно управляющий холдинг классическим <12>.

<11> См.: Келлер Т. Концепции холдинга. Организационные структуры и управление. Обнинск, 1996. С. 20.
<12> См.: Портной К. Указ. соч. С. 41.

Управляющий холдинг подразделяют на два подвида - стратегический управляющий холдинг, когда основное общество ограничивается только разработкой стратегии дочерних обществ, обеспечивая таким образом синергетический эффект объединения, и не вмешивается в оперативную производственную деятельность, и оперативный управляющий холдинг, когда основное общество контролирует текущую производственно-хозяйственную деятельность дочерних обществ. Холдинг, сочетающий в себе функции финансового и управляющего, именуют финансово-управляющим <13>.

<13> См.: Шиткина И.С. Указ. соч. С. 185.
  1. С точки зрения наличия "системы участия" структурной сложности выделяют основной холдинг и промежуточный холдинг, или субхолдинг.

Промежуточные холдинги существуют в многоуровневых холдинговых объединениях, когда дочерние общества основного холдинга составляют промежуточный холдинг, являясь материнскими обществами в отношении своих дочерних обществ, выступающих по отношению к основному холдингу как "внучатые" <14>.

<14> См.: Там же. С. 186.

Субхолдинг как юридическое лицо - участник холдинга находится под непосредственным (участник первого уровня) или опосредованным (субхолдинги последующих уровней) контролем основной компании и создан над множеством дочерних фирм для сосредоточения усилий основной компании на стратегических задачах развития холдинга в целом <15>. Часто созданием разветвленной системы участия обеспечивается стабильность холдингового объединения, поскольку в этом случае существенно снижаются предпринимательские риски.

<15> См.: Винслав Ю.Б., Германова И.Е. Холдинговые отношения и правообеспечение их становления в России и СНГ // Российский журнал. 2001. N 4. С. 30.
  1. В зависимости от дислокации деятельности предприятий холдинга можно выделить: транснациональный холдинг и национальный холдинг.

Транснациональным холдингом является холдинг, хозяйственные общества которого дислоцируются в различных государствах. Вследствие, как правило, широкого географического рассеивания его обществ, транснациональные холдинговые (головные) компании часто регистрируются в государствах, которые наряду с особыми налоговыми преимуществами (в виде особенно выгодного налогообложения иностранных доходов от участия и прибыли) облегчают доступ к международным финансовым рынкам и особым инструментам финансирования.

Существенным признаком национального холдинга является дислокация его участников в одном государстве.

  1. С позиции отраслевой принадлежности различают отраслевые и межотраслевые холдинги. Так, например, вертикально интегрированные нефтяные компании являются отраслевыми холдингами. Можно назвать промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, энергетические и другие холдинги. Не каждый из этих видов холдингов имеет специфическое правовое регулирование, отдельные даже не упомянуты в законах и иных правовых актах. Сказанное не относится к банковскому холдингу, в отношении которого действующим законодательством установлен особый правовой режим <16>.
<16> См.: Шиткина И.С. Указ. соч. С. 188.

Банковским холдингом <17> признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

<17> См.: ст. 4 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
  1. В зависимости от функций дочерних обществ различаются такие холдинги, как контрольный холдинг, холдинг на основе менеджмента, холдинг ценных бумаг, холдинг долевого участия, холдинг капитала.

На практике чаще всего встречаются контрольные холдинги и холдинги долевого участия.

В контрольном холдинге головная (холдинговая) компания владеет контрольными пакетами акций других участников холдинга, благодаря чему оказывает определяющее влияние на их деятельность.

Если головная компания холдинга имеет решающее участие в капитале других хозяйственных обществ - участников холдинга, то такой холдинг считается холдингом долевого участия, причем между холдинговой (головной) компанией и ее обществом с долевым участием возникают вертикальные финансовые, правовые и, при некоторых условиях, директивно-правовые или управленческо-организационные отношения, а также отношения услуг. Долевое участие головной компании в других юридически самостоятельных предприятиях - участниках холдинга в форме владения долевым имуществом является специфическим признаком холдинга такого вида <18>.

<18> См.: Портной К. Указ. соч. С. 34 - 35.

Необходимо иметь в виду, что в данном случае возможна такая ситуация, когда холдинговая компания с относительно небольшой долей участия может оказывать существенное влияние на управление акционерной компанией, входящей в соответствующий холдинг. Это случается при сильно рассеянном капитале или слабых интересах в управлении других акционеров <19>.

<19> См.: Авельцов Д.Ю. Анализ существующих систем управления в РФ и за рубежом // http://bizness-plan.
  1. Другие виды холдингов.

Выделяют также классический и распределенный холдинги, достаточно широко встречающиеся в российской практике. Рассмотрим вышеуказанные виды холдингов, которые получили большое распространение в сфере гражданского оборота.

К классическому холдингу относятся объединения предприятий, контрольный пакет акций которых сосредоточен в руках материнской компании. Здесь, однако, необходимо уточнить, что термин "контрольный пакет акций" используется в данном случае в широком смысле (в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях <20>), так как в ряде российских холдинговых компаний дочерние хозяйственные общества не являются акционерными обществами, а имеют организационную форму обществ с ограниченной ответственностью или государственных унитарных предприятий.

<20> Утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392.

Распределенный холдинг является разновидностью смешанного (финансово-управляющего) холдинга. К распределенному холдингу следует отнести такие объединения, в которых роль головной компании выполняют несколько самостоятельных обществ, объединенных принадлежностью или аффилированностью одному лицу или группе совместно действующих физических лиц. Распределенный холдинг состоит из нескольких территориально существенно удаленных филиалов, ведущих сложную хозяйственную деятельность, например производственных.

Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса

Преимущества организации бизнеса в холдинговой форме условно можно разделить на две группы. Первая группа связана с эффектом интеграции вообще, независимо от формы, в которой она представлена: холдинг, ФПГ, простое товарищество, поскольку понятно, что в период всеобщей экономической глобализации осуществлять деятельность в автономной, некооперированной структуре, как правило, менее выгодно, чем в интегрированной. Вторая группа преимуществ холдинга связана со спецификой именно этой формы предпринимательского объединения.

Эффект объединения хозяйственных обществ в холдинг как синергетический эффект системы <21> заключается в том, что преимущества от объединения достигаются не посредством арифметического сложения, а умножением возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга. Холдинги как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с неинтегрированными коммерческими организациями обладают следующими преимуществами <22>:

<21> Синергизм, синергия (от греч. "synergeia" - сотрудничество, содружество) - "3) возрастание эффективности деятельности, процесса в результате соединения, интеграции отдельных частей в единую систему (например, в экономике в результате слияния компаний)" (см.: Новый словарь иностранных слов / Под ред. Е.Н. Захарченко, Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева. М., 2003. С. 586); "эффект комбинированного воздействия на организм человека одновременно двух или более факторов внешней среды (условий труда), характеризующийся тем, что это воздействие превышает действие, создаваемое суммой этих факторов" (см.: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности // Новый словарь иностранных слов. М., 2003. С. 586).
<22> См.: Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практ. издание: Учеб.-мет. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 194 - 196.
<23> См.: Иванова С. Из дочернего кармана // Forbes. 2007. Сентябрь. С. 46.<24> См.: Шиткина И.С. Правовое регулирование холдинговых объединений: Учеб.-мет. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Не каждое холдинговое объединение обеспечивает единовременно реализацию всех перечисленных преимуществ. Отдельные из названных преимуществ холдингов оборачиваются для других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например контрагенты по договорам) обратной стороной и могут быть отнесены с точки зрения реализации их интересов к недостаткам. Здесь следует исходить из общего подхода защиты прав и законных интересов всех участников правоотношений, осуществляющих свои права разумно и добросовестно.

К недостаткам холдинговой модели организации бизнеса наряду с очевидными преимуществами можно отнести <25>:

<25> См.: Шиткина И.С. Правовое регулирование холдинговых объединений: Учеб.-мет. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. 264 с.

а) большое количество субъектов корпоративных отношений, имеющих различные интересы;

б) высокие транзакционные издержки (в том числе усложненный документооборот);

Таким образом, холдинг как предпринимательское объединение, представляющее собой производственно-хозяйственный комплекс <26>, отвечает следующим условиям:

<26> См.: Лаптев В.В. Проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие: Сб. ст. М.: МЗ-Пресс, 2002. С. 14.
  1. это объединение может выступать в качестве единого субъекта;
  2. его участниками являются хозяйственные общества - самостоятельные субъекты гражданско-правовых отношений (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью);
  3. одно из хозяйственных обществ - участников объединения определяет решения, принимаемые другими хозяйственными обществами - участниками этого же объединения;
  4. объединение проводит единую политику (инвестиционную технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую или научно-техническую).