Мудрый Юрист

Правовое регулирование размещения российских военных баз за рубежом

Крюков Н.А., кандидат юридических наук.

Кардинальные геополитические преобразования, произошедшие в мире в конце XX в., приведшие к межгосударственному размежеванию и созданию новых центров силы, объективно обусловили настоятельную необходимость совершенствования правового регулирования размещения российских военных баз за рубежом. После распада Союза ССР и окончания холодной войны цели военной политики не были определены, что явилось одной из основных причин сокращения военного присутствия России за рубежом. Вследствие этого особое значение приобретает законодательное формулирование целей в сфере обеспечения обороны и национальной безопасности. Ранее нигде эти цели не были закреплены законодательно, так как все решения принимались на уровне высшего политического руководства СССР. В настоящее время в Российской Федерации придается большое значение разработке соответствующих государственных документов, в которых излагаются официальные взгляды высшего политического руководства страны в различных сферах деятельности, и прежде всего обеспечения обороны и национальной безопасности. Разработаны и утверждены Президентом страны Концепция национальной безопасности, Концепция внешней политики, Военная доктрина, Морская доктрина и другие концептуальные документы.

Согласно Концепции национальной безопасности интересы Российской Федерации диктуют необходимость ее военного присутствия в некоторых стратегических регионах мира и размещения там ограниченных воинских контингентов (военных баз). Особая заинтересованность - в развитии отношений с государствами ближнего зарубежья. В настоящее время в странах СНГ расположено около 30 российских военных баз, отдельных военных объектов, испытательных полигонов, арсеналов, аэродромов, складов, отдельных частей, соединений и т.п. Общая численность военных группировок Российской Федерации в странах ближнего зарубежья - около 42 тыс. солдат и офицеров <1>.

<1> См.: Военно-промышленный курьер. 2005. N 41. 2 - 8 нояб.

Специфика общественных отношений в военной сфере заключается в том, что они затрагивают интересы иностранных государств и опосредуются межгосударственными отношениями. Вследствие этого самые существенные стороны этих отношений должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. Правовыми основами размещения военных баз за рубежом являются международные договоры, предусмотренные статьей 102 Устава ООН, Венской конвенцией о праве международных договоров. Все договоры должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, гарантировать уважение суверенитета государств, принимающих войска, соблюдения прибывшими войсками национального законодательства, традиций, невмешательства во внутреннюю и внешнюю политику этих стран, неприменение в отношении их силы или угрозы силой. Они не только закрепляют соответствующие права и обязанности, но и регламентируют порядок, места дислокации (территории) военных баз, их задачи и функции, компетенцию организационных структур, входящих в их состав, порядок перемещения подразделений, условия пользования различными сооружениями, средствами транспорта и связи, применения оружия и т.д.

Правовой режим военной базы на иностранной территории - это комплекс норм международного и внутригосударственного права, который определят порядок и условия создания таких баз, их использования, а также регулирует возникающие при этом правоотношения субъектов, связанных с существованием и функционированием военной базы.

Проведенный анализ международных договоров, заключенных Российской Федерацией, свидетельствует, что термин "военная база" употребляется в двух разных значениях, а кроме того, имеет место употребление терминов "место дислокации" и "объект дислокации военных баз". Исследуем их более подробно.

Первое определение (договоры с Арменией <2> и Таджикистаном <3>) раскрывает "военную базу" как воинские формирования вооруженных сил, находящиеся на территории иностранного государства с вооружением, военной техникой и необходимыми запасами материальных средств, занимающие земельные участки, границы которых определены и согласованы между правительствами сторон. Второе определение (договор с Казахстаном <4> и Грузией <5>) подразумевает под "военной базой" уже комплексную систему, состоящую из участка (участков) территории с четко обозначенными и согласованными между сторонами пределами и с дислоцированными на нем (на них) воинскими формированиями.

<2> См.: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 15 сентября 1995 г. (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) // Бюллетень международных договоров. 1997. N 8.
<3> См.: Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан от 16 апреля 1999 г.
<4> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан от 20 января 1995 г. // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 381.
<5> См.: Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия от 15 сентября 1995 г.

Используя эти определения, можно предложить следующий подход к раскрытию всех используемых понятий и установлению их равнозначности. Согласно советскому энциклопедическому словарю понятие "военная база" означает "территорию и размещенные на ней войска с запасами оружия, боеприпасами и другими материальными средствами". В унисон звучит определение в военно-морском энциклопедическом словаре: "База военная - специально оборудованный участок (участки) территории, выгодно расположенный в военном отношении, с размещенными на нем частями (соединениями) вида вооруженных сил, военной техникой и необходимыми запасами боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств". И более общее понятие дается в толковом словаре: база - опорный пункт вооруженных сил страны на своей или чужой территории.

С учетом этих толкований понятия можно сделать попытку вывести дефиницию исследуемого термина. Военная база - специально оборудованный применительно к предполагаемому театру военных действий район (зона) на своей или чужой территории (морском побережье), имеющий особый правовой режим и предназначенный для размещения войск (базирования сил), вооружения и военной техники, запасов боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, а также их использования в соответствии с функциональным предназначением.

Такое определение данного понятия выводит его на приоритетное место в системе нормативной терминологии договорных отношений субъектов международного права. Сущность термина состоит в том, что он интегрирует основные элементы имущественных правоотношений субъектов, позволяет раскрыть их взаимозависимость и порядок реализации.

Довольно распространено также мнение, согласно которому термины "военная база" и "место дислокации" используются российской стороной в международных соглашениях как взаимозаменяемые или равнозначные. С этим трудно не согласиться, так как имеет место созвучное их толкование: "место дислокации - пространство, на котором размещены военные объекты сухопутных войск, рассредоточение военной авиации или кораблей по местам базирования" или "дислокация... - размещение частей (соединений) по пунктам базирования" <6>.

<6> См.: Военно-морской энциклопедический словарь // Гл. ред. В.И. Куроедов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Воениздат, 2003.

Вместе с тем представляется, что родовым для обозначения территории размещения воинского контингента следует считать термин "военная база". С юридической точки зрения военные базы на территории иностранных государств являются объектами публично-правовых отношений в отличие от объектов, находящихся на ее территории (здания, сооружения и т.д.): последние могут стать и на практике становятся объектами гражданско-правовых отношений, вещных прав. Так, по смыслу ранее действовавшего договора с Грузией "российская военная база" являлась комплексной системой, состоящей из самостоятельных военных баз, находящихся в разных населенных пунктах, но подчиненных старшему воинскому начальнику воинских формирований, расположенных на российской военной базе. В соглашении же с Таджикистаном российская военная база состоит из отдельных гарнизонов, находящихся в разных районах страны, но не являющихся при этом самостоятельными военными базами. Подобные нормативные тонкости позволяют принимающей стране правомерно ограничивать российское военное присутствие на своей территории, которое должно исчерпываться обеспечением безопасности и может увеличиваться или сокращаться в зависимости от складывающейся политической обстановки в мировом сообществе и регионе.

В заключение отметим, что вполне очевидна необходимость повышения качества государственного управления международной военной деятельностью путем улучшения ее правовых основ. Прежде всего требует уточнения юридическая квалификация термина "военная база", используемая российской стороной при заключении международных соглашений с иностранными государствами. Кроме того, предлагается провести кодификацию актов национального военного законодательства, а также международных договоров Российской Федерации, регулирующих международную военную деятельность. Правовое регулирование вопросов российского военного присутствия в странах СНГ - это важный шаг в развитии эффективного механизма поддержания стабильности в регионе и обеспечении национальных интересов государств Содружества, но сотрудничество в этой области требует большой политической воли, значительной теоретической и законодательной работы.