Мудрый Юрист

Женщины России и мира на уровне принятия решений 1

<1> См.: Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2007. N 25(342). С. 48 - 74.

Аникеева О.Б., главный консультант информационного отдела Аналитического управления Аппарата Совета Федерации.

Представленность женщин в экономике и политике стран мира

Вопрос равных прав и возможностей мужчин и женщин, в том числе и в таких ключевых областях, как трудовая сфера, доступ к финансам и ресурсам, участие в принятии решений, имеет несколько аспектов. Важным фактором, побуждающим государства обеспечивать права женщин в этой сфере, является то, что современная экономика не может обойтись без широкого вовлечения в нее женщин. Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что для обеспечения достойного уровня жизни семьи необходимо, чтобы работали оба супруга. Кроме того, во главе значительного количества домохозяйств стоят женщины (например, в России по некоторым оценкам это четверть всех семей <2>). Исключительно женщина в таких семьях (по причине отсутствия супруга или его нетрудоспособности) должна в одиночку выполнять обязанности по содержанию нетрудоспособных, престарелых родственников и несовершеннолетних детей. Патриархальный лозунг "Вернуть женщину в семью!" в принципе невозможно реализовать для этих семей. Таким образом, он теряет свою актуальность как средство решения "женского вопроса". Отсутствие прав и достаточного дохода у женщин, возглавляющих семьи, ведет к росту социальной дифференциации и может поставить на грань выживания значительную часть населения планеты.

<2> См.: Блохина Л. Будем ломать домострой! // http://znopr.ru/media/digest/1289.html.

Нельзя не отметить, что участие женщин в экономической деятельности расширяется.

Например, по данным Росстата, в странах "Группы восьми" женщин и мужчин среди занятых в экономике практически поровну. Женщины среди работающего населения составляют: в Великобритании - 46%, в Германии - 45%, в Италии - 38%, в Канаде - 47%, в США - 46%, во Франции - 46%, в России - 49%, в Японии - 41%.

С 1995 по 2004 г. в этих странах ситуация в трудовой сфере изменилась следующим образом: в Великобритании численность работающих женщин выросла на 10%, в Германии - на 6%, в Италии - на 19%, в Канаде - на 22%, в США - на 13%, во Франции - на 16%, в Японии - на 0,1%, в России - на 10% <3>. Необходимо отметить, что общий рост числа занятых в экономике в странах "Восьмерки" шел медленнее по сравнению с ростом занятости женщин. Более того, в Германии и Японии общее число занятых уменьшилось соответственно на 1% и на 2%.

<3> См.: "Группа восьми" в цифрах. 2006. Стат. сб. / Росстат. М., 2006.

Вместе с тем занятость не является для женщин гарантией материального и социального благополучия. Женщины составляют 60% от 550 миллионов работающих бедняков в мире. Имеет место и рост масштабов неформальной занятости женщин, при которой женщины лишаются многих форм социального обеспечения (оплачиваемые больничные листы и отпуска, пенсии и т.д.). Формы занятости женщин в неформальном секторе различны, например, в Восточной Европе и Содружестве Независимых Государств (СНГ) основными являются работа по совместительству в целях пополнения доходов от низкооплачиваемых работ; а также субподрядная работа в сфере мелкой приграничной и челночной торговли <4>.

<4> Организация Объединенных Наций A/60/162. Роль женщин в развитии. Доклад Генерального секретаря ООН. 26 июля 2005 г.

Управленческие позиции в экономике занимают преимущественно мужчины. По данным ООН, совокупная доля женщин на должностях управленческого звена колеблется в среднем в диапазоне 20 - 40% <5>. Даже в северных странах Европы и Канаде, где доля женщин в органах власти по сравнению с другими странами высока, среди нанимателей женщины составляют только одну третью часть <6>.

<5> Данные опубликованы Организацией Объединенных Наций со ссылкой на исследования Международной организации труда (МОТ) по 48 странам. Статья "Женщины и принятие решений: ответить на вызовы, добиться перемен" // http://www.un.org/russian/events/women/iwd/2006/csw.htm.
<6> Там же.

Для увеличения доли женщин в составе правлений компаний до 40% в Финляндии, Норвегии, Дании, Эстонии, Греции и Швеции введены квоты (речь идет о государственных компаниях и акционерных компаниях открытого типа с ограниченной ответственностью Финляндии и Норвегии и частных компаниях в остальных указанных странах).

Женщины не достигли паритета с мужчинами и в таких ключевых в современном мире сферах, как наука и средства массовой информации.

Так, по данным за 2001 г., в телекоммуникационном секторе Европы лишь 9% старших руководящих должностей занимали женщины. В США, как следует из американского издания Media Report to Women ("СМИ информирует женщин") <7>, в 2003 г. женщины составили только 17% исполнительных продюсеров, режиссеров, сценаристов, операторов и редакторов, работавших над 250 самыми кассовыми кинофильмами, причем ситуация весьма стабильна, таковы же были данные за 1998 г.

<7> Публикуется американской компанией "Коммьюникейшн рисерч ассосиэтс".

Несмотря на то, что женщины во многих странах получают высшее образование наравне с мужчинами, они редко занимают управленческие должности в научной сфере. ООН опубликовала данные по ряду стран, представленные в виде диаграммы.

Женщины, возглавляющие университеты (процент женщин и мужчин)

      Хорватия+----------------------------------------------------¬
+-----------------------------------------------------
¦
Словения+-------------------------------------------------¬
+--------------------------------------------------
¦
Финляндия+--------------------------------------------¬
+---------------------------------------------
¦
Грузия+----------------------------------¬
+-----------------------------------
¦
Франция+---------------------------¬
+----------------------------
¦
Исландия+---------------------------¬
+----------------------------
¦
Эстония+---------------------------¬
+----------------------------
¦
Болгария+------------------¬
+-------------------
¦
Армения+----------------¬
+-----------------
¦
Республика+--------------¬
Молдова+---------------
¦
Испания+------------¬
+-------------
¦
Киргизстан+-------¬
+--------
¦
L---------T---------T----------T----------T----------T
0% 5% 10% 15% 20% 25%

Источник: Статистическая база данных ЕЭК ООН, см.: http://w3.unece.org/stat/.

Не только в экономике, но и в политике на уровне принятия решений в большинстве стран мира сохраняется существенный дисбаланс мужчин и женщин.

По состоянию на 1 января 2005 г. в общемировых масштабах женщины составляли 4,2% глав государств или правительств <8> и 7,5% председателей парламентов <9>.

<8> По данным за март 2006 г., женщины занимали посты Президента в таких странах, как Чили, Финляндия, Ирландия, Латвия, Либерия, Филиппины, Бангладеш, пост канцлера в Германии, посты премьер-министров в государствах Новая Зеландия, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи. В 2007 г. женщины были избраны Президентами в Индии и Аргентине.
<9> См.: Организация Объединенных Наций A/62/187. Женщины в процессе развития. Доклад Генерального секретаря ООН. 3 августа 2007 г.

Число женщин-парламентариев также невелико и составляет 17,4% от общего числа парламентариев мира. Более детально соотношение мужчин и женщин в парламентах мира представлено в Приложении.

По данным исследования, проведенного Межпарламентским союзом (МПС), женщины-министры, как правило, отвечают за социальные вопросы (69%), а не возглавляют более влиятельные министерства, занимающиеся такими вопросами, как финансы (20%), оборона (12%) и экономика/развитие (9%).

Карьерный рост женщин разбивается о так называемый "стеклянный потолок". Термин "стеклянный потолок" возник в связи с тем, что существует целый комплекс невидимых препятствий для выдвижения женщин на руководящие посты, немаловажное значение среди которых имеют и укоренившиеся в общественном сознании патриархальные стереотипы. Как показывает практика, законодательное закрепление равенства прав мужчин и женщин не приводит к равенству возможностей автоматически. Нужны дополнительные меры, такие, как установление квот, создание специальных министерств, комитетов, комиссий, департаментов во властных структурах всех уровней, которые занимались бы решением проблем равенства и координировались единым центром.

Вместе с тем, как показывает опыт ряда стран, продвижение женщин на уровень принятия решений в органы власти может быть ключом не только к улучшению положения самих женщин, но и к развитию социальной сферы, повышению качества жизни всего общества.

Именно поэтому в деятельности общественных объединений женщин и международных организаций большое внимание уделяется проблеме продвижения женщин на уровень принятия решений и положению женщин в трудовой сфере.

Вопрос о положении женщин в деятельности Организации Объединенных Наций

С 1945 г. глобальным центром решения проблем, с которыми сталкивается человечество, является Организация Объединенных Наций. Тема равноправия мужчин и женщин вошла в число глобальных вопросов повестки дня ООН (наряду с поддержанием мира, обеспечением нормальной жизни детей, вопросами энергетики, изменения климата, развитием населенных пунктов и т.д.) и нашла отражение в значительном числе международных документов.

В Уставе ООН записано, что "народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин". В первых же строках Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., также подчеркнуто: "...признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира". Гендерное равенство признается как важнейшее средство достижения всех других целей в области развития. Организацией Объединенных Наций принят ряд документов, касающихся положения женщин, важнейшим из которых является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

В структуру ООН входит ряд подразделений, занимающихся вопросами гендерного равенства <10>. Под эгидой Экономического и Социального Совета ООН среди функциональных комиссий действует созданная в 1946 г. Комиссия по положению женщин. Комиссия подготовила четыре всемирных конференции по положению женщин, осуществляет анализ положения женщин и достигнутый прогресс в области гендерного равенства, проводит мониторинг выполнения решений всемирных конференций. Комиссия ежегодно собирается на сессии. 45 членов комиссии - представителей государств избираются раз в четыре года, с учетом соблюдения следующих норм представительства: 13 членов комиссии - от государств Африки, 11 - от стран Азии, 9 - от стран Латинской Америки и Карибского региона, 8 - от стран Западной Европы и 4 члена - от стран Восточной Европы.

<10> См.: Организация Объединенных Наций: основные факты. М., 2005. Информация официального сайта ООН.

В структуре ООН действует также Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), в состав которого входят 23 эксперта. Его задачей является контроль соблюдения странами Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Помимо Комиссии и Комитета в Департаменте по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН работает отдел по улучшению положения женщин. В его задачи входит поддержка деятельности Комиссии по положению женщин и Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин. За работой Отдела наблюдает Специальный советник Генерального секретаря по гендерным проблемам и улучшению положения женщин. Он оказывает поддержку межправительственным и экспертным органам высокого уровня, в том числе Совету Безопасности, по таким проблемам, как женщины, мир и безопасность. Советник играет ведущую роль, содействуя изменениям внутри ООН по всем вопросам гендерного равенства. Специальный советник также координирует межучрежденческие механизмы и является председателем Межучрежденческой сети по делам женщин и равенству полов системы ООН.

Все организации системы ООН (ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ПРООН, ЮНЕСКО, МПП, МОТ <11>) в своей политике и программах обращаются к вопросам, касающимся проблем женщин и гендерных проблем. Кроме того, еще две структуры полностью заняты проблемами женщин - ЮНИФЕМ и МУНИУЖ.

<11> Тема положения женщин нашла отражение в деятельности Международной организации труда с момента ее создания в начале XX в. (с 1946 г. МОТ входит в число специализированных учреждений ООН). В Уставе МОТ зафиксировано, что на Генеральной конференции представителей членов Организации каждого делегата могут сопровождать советники. Причем когда Конференция должна рассматривать вопросы, особо касающиеся женщин, по крайней мере одним из советников должна быть женщина. Женщины, согласно Уставу, должны быть представлены в Бюро МОТ. В числе первых документов МОТ были Конвенция N 3 "О труде женщин до и после родов", а также Конвенция N 4 "О труде женщин в ночное время" (приняты Генеральной конференцией МОТ, проходившей с 29 октября 1919 г. по 27 января 1920 г.). Основными конвенциями МОТ в области равноправия мужчин и женщин сегодня являются: Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (дата вступления в силу 23 мая 1953 г.); Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий (дата вступления в силу 15 июня 1960 г.); Конвенция N 156 о равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями (дата вступления в силу 11 августа 1983 г.); Конвенция N 183 о пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства (30 мая 2000 г.).

Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) является добровольным фондом, оказывающим финансовую поддержку и техническую помощь новаторским программам, содействующим соблюдению прав человека в отношении женщин, расширению их прав и возможностей в экономической и политической жизни, гендерному равенству.

Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин (МУНИУЖ) проводит исследования и обучение с использованием новых информационно-коммуникационных технологий в целях содействия улучшению положения женщин и расширению их доступа в информационное общество XXI в.

Важнейшим вкладом в продвижение идей равноправия мужчин и женщин во всем мире явились проведенные ООН всемирные конференции по положению женщин. Конференции проводились с периодичностью в 5 лет: в Мехико (1975 г.), Копенгагене (1980 г.) и Найроби (1985 г.). На них были сформулированы основные проблемы женщин и установлены важнейшие взаимосвязи между национальными женскими движениями и международным сообществом. Конференции послужили стимулом для правительств стран - членов ООН в деятельности по повышению роли женщин в экономической, политической и социальной сферах и улучшению их положения. Важнейшей из всемирных конференций по положению женщин была Четвертая, так называемая Пекинская конференция, состоявшаяся в 1995 г. На ней представители 189 правительств приняли Пекинскую декларацию и Платформу действий, направленные на устранение препятствий для участия женщин во всех сферах общественной и частной жизни. В Платформе определены 12 важнейших направлений, требующих внимания:

В Пекинской декларации и Платформе действий были сформулированы также конкретные меры, которые необходимо принять на уровне правительств, для изменения ситуации в каждой из проблемных сфер. Принимая эти документы, правительства, в частности, взяли на себя обязательства: создать институциональные механизмы, способствующие продвижению политики гендерного равенства, принять специальные меры, в том числе на законодательном уровне, для обеспечения участия женщин в процессе принятия решений, формировать экономическую политику, оказывающую позитивное воздействие на занятость и доходы трудящихся женщин в формальном и неформальном секторах; изменить структуру и целенаправленное распределение государственных ассигнований в целях поощрения экономических возможностей женщин и равного доступа к производственным ресурсам.

Итоги реализации Пекинской декларации и Платформы действий были подведены на двадцать третьей специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2000 г., которая называлась "Равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке".

Равенство мужчин и женщин вошло в число Целей развития Тысячелетия, охватывающих широкий спектр вопросов жизнедеятельности человека, которые были сформулированы на Саммите Тысячелетия в 2000 г. Предполагалось, что к 2015 г. государства - члены ООН достигнут поставленных целей и это улучшит качество жизни народов. В Декларации Тысячелетия ООН, принятой на Саммите, отмечено, что равенство относится к числу фундаментальных ценностей, которые будут иметь существенно важное значение для международных отношений в XXI в.: "Ни один человек и ни одна страна не должны лишаться возможности пользоваться благами развития. Должно быть гарантировано равенство прав и возможностей мужчин и женщин".

Пропагандируя идеи равенства мужчин и женщин, ООН осуществляет мониторинг и предпринимает действия по улучшению положения женщин в самой системе ООН. Поставлена цель обеспечения равного численного соотношения полов на должностях всех категорий в системе Организации Объединенных Наций, особенно на должностях руководящего и директивного уровней <12>.

<12> См.: A/RES/58/144 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Улучшение положения женщин в системе Организации Объединенных Наций".

Нужно отметить, что Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун предложил создать в системе ООН новую структуру по вопросам гендерного равенства: "Ее работа могла бы быть сфокусирована на мобилизации на глобальном уровне тех сил, которые выступают за равноправие женщин. Новая структура также содействовала бы достижению практических результатов в области гендерного равенства в каждой конкретной стране".

Представленность мужчин и женщин в органах государственной власти Российской Федерации

После IV Всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в 1995 г. в Пекине, Россия взяла на себя обязательства по расширению участия женщин на уровне принятия решения, и в 1996 г. был издан Указ Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <13>. Несмотря на данный документ и целый комплекс других мер, например, принятие и реализацию национальных планов по улучшению положения женщин на период до 2000 г., а затем на 2001 - 2005 гг., в России сохраняется дисбаланс представленности мужчин и женщин во властных структурах. Так, в последние годы XX в. (1995 - 1999 гг.) доля женщин на должностях, предполагающих принятие решений, существенно колебалась, достигая менее 10%, поднимаясь до 20 - 25% и вновь снижаясь до 5 - 10% <14>.

<13> См.: Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 1996 г. N 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 27. Ст. 3238 (утратил силу с 26 ноября 2001 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 26 ноября 2001 г. N 1360).
<14> См.: Национальный доклад о выполнении в Российской Федерации Платформы действий, принятой на Четвертой всемирной конференции по положению женщин. М., 2000.

Нужно отметить, что и в XXI в. участие российских женщин в управлении, принятии решений остается неадекватным их вкладу в общественную деятельность и по оценке общественных объединений, и сравнительно с целями, сформулированными в этой области ООН.

Среди работников, замещавших государственные должности и должности федеральной гражданской службы с 1999 по 2007 г., доля женщин снизилась почти на 3%. За этот период в органах законодательной власти их стало меньше на 6%, в органах исполнительной власти доля женщин также уменьшилась на 6%. Рост доли женщин произошел в органах судебной власти и прокуратуры (на 10%), что несколько смягчило уменьшение доли женщин во властных структурах в целом.

На государственных должностях и должностях гражданской службы в России по состоянию на 1 января 2007 г. женщин работало примерно 71%.

Рассмотрим представленность женщин и мужчин на государственной службе более подробно.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на федеральном уровне в органах государственной власти женщины среди работающих составляют 59%.

При этом 87% государственных должностей Российской Федерации заняты мужчинами.

На должностях государственной гражданской службы в целом преобладают женщины, их почти 72%.

Вместе с тем, если рассмотреть отдельно категории должностей государственной гражданской службы, то ведущие позиции занимают мужчины. Среди занимающих должности категории "руководители" женщины составляют 25%, категории "помощники (советники)" - менее 48%.

Значительное представительство женщин на должностях государственной гражданской службы обеспечено за счет самых больших по численности категорий - "специалистов" и "обеспечивающих специалистов" (85% всех государственных гражданских служащих занимают должности именно этих категорий), среди которых женщин - 60% и 83% соответственно.

Если рассматривать группы должностей внутри каждой категории, то и здесь представительство женщин снижается от ведущих к высшим должностям (это происходит и в категории "руководители", и в категории "помощники (советники)", и в категории "специалисты"). Например, среди "руководителей" на главных должностях женщин - 32%, на высших должностях их уже трудится менее 18%. Только на ведущих должностях категории "руководитель" женщины численно практически сравнялись с мужчинами, их 48%, но среди должностей государственной гражданской службы таких должностей - всего 0,1%.

В категории "специалистов", являющейся самой большой по численности работающих (на федеральном уровне это 70% всех государственных гражданских служащих), на высших должностях - всего 20% женщин, на главных - 40%, на ведущих - 60%, а на старших - 71%.

На региональном уровне государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на 57,6% заняты женщинами, должности государственной гражданской службы - на 72%.

Женщин больше на должностях категории "руководитель" (61%), хотя внутри категории на должностях групп "высшие" и "главные" все равно лидерство остается за мужчинами, их соответственно 67 и 51%.

Женщины количественно преобладают и на должностях всех остальных категорий, но внутри каждой из них сосредоточены в основном в группах "главные", "ведущие", "старшие", "младшие", а группа "высших" должностей остается прерогативой мужчин.

Только на должностях муниципальной службы женщины достигли примерно равного с мужчинами представительства у верхней должностной планки. Распределение по полу здесь выглядит следующим образом. На должностях муниципальной службы категории "Б" мужчин и женщин соответственно 44% и 56%. В категории "В" на должностях группы "высшие" мужчин - 51%, женщин - 49%.

Однако среди работников, замещающих выборные муниципальные должности, женщин менее 30%.

По ветвям власти представленность женщин различается следующим образом: в органах законодательной власти среди работников, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, женщин - 55,7%, в органах исполнительной власти - 70%, в органах судебной власти и прокуратуры - 78%, в других государственных органах - 61%.

Справочно. В настоящее время в Администрации Президента Российской Федерации должности пресс-секретаря Президента и Руководителя протокола занимают мужчины, среди полномочных представителей Президента в федеральных округах и полномочных представителей Президента в органах государственной власти, а также среди Советников Президента женщин нет; среди Помощников Президента России только одна женщина. Из 14 самостоятельных подразделений (управлений) только три (Государственно-правовое управление, Управление пресс-службы и информации, Протокольно-организационное управление) возглавляют женщины. Председателем только одной из трех комиссий в Администрации Президента (Комиссия по государственным наградам) является женщина.

В федеральных органах законодательной власти женщины мало представлены на руководящих позициях: на государственных должностях Российской Федерации их всего 9%, среди государственных гражданских служащих на высших должностях всех категорий (кроме обеспечивающих специалистов) женщин значительно меньше, чем мужчин: среди руководителей - 17%, среди помощников (советников) - 16%, среди специалистов - 27%.

Справочно. Обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации возглавляют мужчины, но на пост одного из заместителей Председателя в обеих палатах в последние годы избирались женщины. Среди членов Совета Федерации восемь женщин. Двумя из 26 комитетов и комиссий Совета Федерации руководят женщины. Пять из 37 комитетов и комиссий Государственной Думы 4-го созыва возглавляли женщины. В руководстве Аппаратов обеих палат женщин нет.

В субъектах Российской Федерации в законодательных органах власти на государственных должностях женщин - 15%. Но среди государственных гражданских служащих категории "руководитель" число женщин в регионах вполне сравнимо с числом мужчин. Женщин 41% на высших должностях этой категории, 57% - на главных и 59,6% - на ведущих должностях.

Справочно. В настоящее время женщины возглавляют: Государственный Совет Республики Коми, Парламент Республики Северная Осетия - Алания, Думу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

В федеральных органах исполнительной власти на 1 января 2007 г. на государственных должностях Российской Федерации не было ни одной женщины.

Среди руководителей на высших и главных должностях женщин было всего 15,3% и 22% соответственно. Среди "помощников (советников)" в федеральных органах исполнительной власти преобладают мужчины на должностях всех групп. Женщины и здесь сосредоточены на ведущих и старших должностях категории "специалисты" и на ведущих, старших и младших должностях категории "обеспечивающие специалисты".

Справочно. В Правительстве Российской Федерации две женщины, что составляет 9%. Они возглавляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В руководстве Аппарата Правительства России среди руководителей секретариатов Председателя Правительства и его заместителей женщин нет. Из 15 департаментов Аппарата Правительства России только два - Департамент международного сотрудничества и Департамент отраслевого развития возглавляют женщины.

В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации на государственных должностях женщин было 14%, а в остальном картина примерно та же, что и на федеральном уровне.

Справочно. В России только один губернатор - женщина. До избрания в 2003 г. на этот пост в Санкт-Петербурге В.И. Матвиенко женщин среди глав регионов не было.

В федеральных органах судебной власти и прокуратуры государственные должности замещает 59% женщин. На должностях государственной гражданской службы в органах этой ветви власти представленность женщин снижается от низких должностей к высоким. Только в региональных органах судебной власти и прокуратуры женщины на всех ступенях служебной лестницы представлены не менее, а иногда и более, чем мужчины.

Справочно. В настоящее время среди 19 судей Конституционного Суда - три женщины. Председатель Верховного Суда - мужчина, среди его семи заместителей нет ни одной женщины. На должностях Председателя Высшего Арбитражного Суда и пяти его заместителей - мужчины, Первым заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда является женщина.

Уровень образования женщин, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, незначительно ниже, чем у мужчин. Так, высшее профессиональное образование имели 86,7% мужчин и 80% женщин, среднее профессиональное - соответственно 10% и 16%. Почти 12% мужчин и более 7% женщин имели два высших образования и более, 3% мужчин и 1% женщин имели послевузовское образование, 4% мужчин и 1% женщин (от числа имеющих высшее профессиональное образование) имели ученую степень. Количественно это сопоставимые доли, если принять во внимание численное превосходство женщин в органах государственной власти.

На муниципальном уровне высшее образование имели 84% мужчин и 67% женщин, среднее профессиональное соответственно 14 и 30%.

Участие российских женщин в избирательных кампаниях

В кампаниях по выбору депутатов Государственной Думы 1993, 1995, 1999 гг. в качестве избирательных объединений участвовали женские объединения. Тем не менее от созыва к созыву в эти годы процент женщин в Государственной Думе снижался. Точкой отсчета принято рассматривать 1-й созыв Государственной Думы, где в 1993 г. была образована фракция "Женщины России", в которую вошли женщины-депутаты, избранные от одноименного общественно-политического движения (и их представительство достигало почти 14%). После выборов 1999 г. при 53% женщин в населении страны, среди депутатов Государственной Думы их стало почти в 2 раза меньше - примерно 7%.

Отличие избирательной кампании 2003 г. по выбору депутатов Государственной Думы от предыдущих состояло - в отсутствии в числе избирательных блоков и партий женских общественных организаций. С принятием нового закона о выборах особое значение приобрело участие женщин в деятельности политических партий, хотя они имели возможность выдвигаться и как независимые кандидаты в депутаты по одномандатным округам.

Необходимо отметить, что современные политические партии по разному подходят к вопросу равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, что отражается и в программных документах, и в составе списков кандидатов в депутаты.

В борьбе за голоса женщин-избирательниц современные политические партии включают в свои предвыборные платформы и программы решения социальных проблем. Это справедливо обусловлено тем, что приоритеты современных женщин сосредоточены в социальной сфере. Структурный состав женщин более или менее однороден. Высоко обеспеченных женщин - обладательниц собственности, приносящей значительный доход, всего 7% от общего числа женщин <15>. Проведенное в 2002 г. Институтом комплексных социальных исследований РАН социологическое исследование "Положение женщин в современной России" показало, что беспокоит женщин из разных социальных слоев. Это возможность получения образования и возможность дать образование детям, материальная обеспеченность семьи, здоровье, возможность работать по специальности, в соответствии с полученной квалификацией, социальная защищенность <16>.

<15> См.: Там же.
<16> См.: О некоторых проблемах методологии гендерной экспертизы законодательства. Сборник / Сост. и общ. ред. Г.И. Климантова. М., 2002.

Прямую постановку вопроса о равноправии мужчин и женщин в свои программные документы включают далеко не все политические партии. Однако позиция партий по этому вопросу может меняться от выборов к выборам.

Например, Союз правых сил (СПС) рассматривал в 2003 г. в качестве фундаментальных ценностей либерализма личную свободу и личную ответственность, свободу слова и объединений, разделение ветвей власти, децентрализацию власти на основе принципов федерализма и местного самоуправления, верховенство закона, демократический контроль общества над государством, частную собственность, экономическую свободу, равенство прав и возможностей для всех граждан, терпимость к различиям. Проблема улучшения положения женщин и вопросы равенства мужчин и женщин как отдельная тема не входили в круг их интересов.

На выборы в Государственную Думу 2007 г. партия СПС пришла с программой, в которой отношение к вопросу равноправия мужчин и женщин выражено более конкретно: "Женщины должны иметь равное право на профессиональную карьеру, на защиту от дискриминации на рынке труда. Мы - те, кто убежден, что реальное равенство возможностей для женщин и мужчин в политике, бизнесе, в общественной жизни - не предмет политкорректных деклараций, но мощный ресурс развития России по пути свободы, демократии и рыночной экономики".

Жесткую патриархальную позицию занимает ЛДПР. В избирательных списках этой партии до 2003 г. практически не было женщин. Однако по сравнению с выборами 1999 г. в 2003 г. позиция эта стала выражаться несколько мягче и противоречивее. В предвыборной программе этой партии в 2003 г. появилась запись о признании необходимости равенства полов, рядом с призывом ограничить женщину. Партия выдвинула цель - повышение роли мужчин в обществе. Как одна из проблем современного общества в программе партии называлась и такая: "перебор женщин в образовании, здравоохранении и других сферах".

В предвыборной программе ЛДПР было записано, что "ЛДПР выступает за равноправие мужчин и женщин, улучшение их материального положения и повышение их социального статуса. Вместе с тем ЛДПР расценивает как глубоко ошибочное и вредное чрезмерное искусственное вовлечение женщин в экономическую и политическую жизнь, стирание граней между социальными функциями мужчины и женщины".

В предвыборной программе ЛДПР 2007 г. предложения по улучшению положения женщин вошли в раздел по улучшению демографической ситуации в стране:

"ЛДПР всегда выступала за создание для женщин таких условий, чтобы они не боялись иметь детей и могли экономически себе это позволить. Государство должно взять на себя полностью заботу с первого месяца беременности незамужней женщины, стать государственным мужем матери-одиночки: медицина, пособие, жилье, быт - все это надо обеспечить... Оказывать всемерную помощь матерям-одиночкам и многодетным семьям".

Традиционно "женский вопрос" стоит в повестке дня коммунистических партий, и прежде всего КПРФ. В программных документах партии и 2003 г., и 2007 г. ставится конкретная задача: укрепление позиций партии в общественных объединениях, в том числе в рабочем и крестьянском движениях, профсоюзных, молодежных, женских, ветеранских, патриотических и иных организациях. КПРФ рассматривает женские организации как потенциальных союзников. Непосредственной опорой КПРФ являлось созданное в декабре 1995 г. по инициативе входящих в КПРФ женщин-депутатов Государственной Думы первого созыва Общероссийское общественное движение "Всероссийский женский союз" ("Всероссийский женский союз - Надежда России").

В предвыборной программе 2007 г. декларируется, что "дискриминация женщин в трудовой и иных сферах будет решительно пресекаться".

Пожалуй, "Яблоко" наиболее широко раскрывает приверженность принципам равноправия мужчин и женщин в программе, принятой X съездом партии 22 декабря 2001 г.

В этой программе "Яблоко" предлагало конкретные меры для достижения равноправия, в частности, формирование законодательной базы, способствующей участию женщин в общественной жизни, проведение гендерной экспертизы законодательства, поддержку женского предпринимательства, решение социальных вопросов, участие мужчин и женщин в управлении на паритетной основе, совершенствование семейного законодательства, ликвидацию дискриминации в трудовой сфере. Особое внимание уделено вопросам поддержки женских неправительственных организаций. Проблеме равенства мужчин и женщин посвящен целый подраздел.

В предвыборной программе 2003 г. Российской демократической партии "Яблоко" о равенстве прав мужчин и женщин уже не упоминается. Но в 2007 г. в предвыборной программе "Яблока", которая называется "От авторитаризма и олигархии, бедности и бесправия к свободе и социальной справедливости", среди проблем, требующих решения, отмечается наличие дискриминации женщин в оплате труда: "в среднем платят на треть меньше, чем мужчинам".

Достаточно большое внимание в ходе избирательной кампании 2003 г. вопросу равенства прав и свобод мужчин и женщин уделила партия "Единая Россия". Хотя в предвыборной программе партии "Единая Россия" не было декларации приверженности равенству полов, в Манифесте партии подчеркивается, что "центральная, стратегическая задача партии - утверждение достоинства каждого человека, и решение этой задачи планируется в том числе через преодоление социального, экономического, политического неравенства женщин и мужчин, поскольку оно оскорбляет достоинство и тех и других".

Более конкретно и развернуто позиция партии по отношению к вопросу о равенстве мужчин и женщин была представлена в документе "За равные права и равные возможности женщин и мужчин. Программные принципы". В нем подчеркивалось, что "без полноценного участия женщин в делах страны становление подлинно цивилизованного общества и социально-ориентированного, демократического государства в России вряд ли возможно" <17>. В документе были сформулированы конкретные задачи партии в этой области и восемь основных принципов, положенных в основу продвижения к равным правам и возможностям мужчин и женщин, в том числе: расширение участия женщин в процессе принятия решений; борьба с феминизацией бедности и достижение равенства в социально-экономической сфере; сотрудничество с неправительственными женскими организациями и укрепление государственных структур, ответственных за продвижение равноправия; признание образования важнейшим способом выравнивания позиций мужчин и женщин в обществе, а насилие в отношении женщин - наиболее уродливой формой дискриминации.

<17> Женщины России. 2004. N 1.

Ставились такие цели, как:

В предвыборной программе Единой России 2007 г. непосредственно "женский вопрос" был упомянут с точки зрения создания условий повышения рождаемости: "Единая Россия" намерена создать все необходимые социальные, финансово-экономические и законодательные условия для увеличения рождаемости. Это - усиление материальной поддержки семей, имеющих детей. С 2010 г. начнется выплата материнского капитала женщинам, родившим или усыновившим второго (или третьего, последующего) ребенка. Это - помощь женщинам, пожелавшим продолжить работу после рождения ребенка.

Целый подраздел по улучшению положения женщин "Политика в отношении женщин" содержался в 2003 г. в программе блока "Родина", где отмечалось, что меры, которые партия считает необходимым принять в целях защиты прав женщин и создания реальных возможностей для их осуществления, касаются практически всех сфер жизни: образования, повышения квалификации, участия в управлении, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите функций материнства в сфере труда, конкуренции на рынке труда, социальной защиты, законодательной деятельности, информационной политики. Нужно отметить, что этот подраздел входил в блок задач, обозначенный как "Выход из демографического кризиса".

"Справедливая Россия" в 2007 г., выдвигая в своей программе широкий спектр предложений по развитию социальной сферы, что, безусловно, обеспечило поддержку женского электората, отдельно тему равных прав и равных возможностей мужчин и женщин не выделяет, но декларирует среди своих ценностей прежде всего "равные для всех права и свободы".

Количество женщин, выдвинутых в 2003 г. кандидатами в депутаты Государственной Думы по федеральным спискам по отношению к общему количеству кандидатов, выдвигаемых партией или блоком, выглядело следующим образом:

                    Название партии, блока            
    Количество    
кандидатов в
списке
 всего 
  женщин  
За Русь Святую                                        
   49  
 3  (6%)  
Партия СЛОН                                           
   92  
17 (18,5%)
Аграрная партия России                                
  229  
28 (12,2%)
Российская партия пенсионеров и партия социальной     
справедливости
  140  
23 (16,4%)
Избирательный блок "Великая Россия - Евразийский Союз"
  159  
17 (10,7%)
Единение                                              
  164  
21 (12,8%)
Политическая партия "Единая Россия"                   
  266  
22  (8,3%)
Избирательный блок "Партия возрождения России -       
Российская партия жизни"
  183  
30 (16,4%)
Политическая партия "Российская экологическая партия  
"Зеленые"
   94  
20 (21,2%)
Политическая партия "Истинные патриоты России"        
  220  
43 (19,5%)
КПРФ                                                  
  256  
27 (10,5%)
Политическая партия "Народно-республиканская партия   
России" (НРПР)
   76  
 7  (9,2%)
Политическая партия "Партия Мира и Единства"          
  165  
46 (28,2%)
Политическая партия "Российская конституционно-       
демократическая партия"
   76  
 8 (10,5%)
Избирательный блок "Родина" (народно-патриотический   
союз)
  185  
16  (8,6%)
СПС                                                   
  225  
26 (11,6%)
Яблоко                                                
  121  
18 (14,9%)
Избирательный блок "Новый курс - Автомобильная Россия"
  127  
11  (8,7%)
Народная партия Российской Федерации                  
  231  
31 (13,4%)
Объединенная Российская партия "Русь"                 
   39  
 3  (7,7%)
Политическая партия "Развитие предпринимательства"    
   44  
 6 (13,6%)
ЛДПР                                                  
  208  
16  (7,7%)
Демократическая партия России                         
   83  
12 (14,5%)

В результате единороссы привели в Государственную Думу по партийным спискам 14 женщин. Необходимо отметить, что такой результат при том, что в списке было всего 22 женщины, достигнут только благодаря победе на выборах с большим перевесом, что сделало проходными места в списках региональных групп, традиционно считающиеся непроходными. По партийным спискам КПРФ в Думу прошли четыре женщины, таков же результат и у блока "Родина". От ЛДПР в Государственную Думу прошли две женщины. Таким образом, по партийным спискам в Думу прошло 24 женщины. В одномандатных округах женщин было выдвинуто совсем немного, и соотношение мужчин и женщин было таково:

                 Название партии, блока               
    Выдвигалось   
кандидатов
  всего  
 женщин 
За Русь Святую                                        
    24   
    2   
Аграрная партия России                                
    77   
    6   
Российская партия пенсионеров и партия социальной     
справедливости
    60   
   11   
Избирательный блок "Великая Россия - Евразийский Союз"
    81   
    8   
Единение                                              
    59   
    8   
Единая Россия                                         
   144   
   15   
Избирательный блок "Партия возрождения России -       
Российская партия жизни"
   124   
   12   
Политическая партия "Российская экологическая партия  
"Зеленые"
    17   
    3   
Политическая партия "Истинные патриоты России"        
    30   
    3   
КПРФ                                                  
   172   
   19   
Политическая партия "Народно-республиканская партия   
России" (НРПР)
     6   
    1   
Политическая партия "Партия Мира и Единства"          
    50   
   11   
Политическая партия "Российская конституционно-       
демократическая партия"
     6   
    1   
Избирательный блок "Родина" (народно-патриотический   
союз)
    50   
    4   
СПС                                                   
   118   
   13   
Яблоко                                                
   115   
   16   

По одномандатным округам от "Единой России" прошло 10 женщин, при этом еще три женщины, не входящие в список кандидатов, выдвинутых этой партией по одномандатным округам, пользовались в процессе предвыборной борьбы поддержкой партии и впоследствии вошли во фракцию "Единая Россия".

От КПРФ по одномандатным округам одержали победу на выборах две женщины, и пять женщин самостоятельно выиграли выборы как независимые кандидаты.

Таким образом, в Государственной Думе четвертого созыва работало 44 женщины (10% от общего числа депутатов), что превышает количество женщин в Думе третьего созыва (7,4% от общего числа депутатов).

В руководстве Государственной Думы 4-го созыва соотношение мужчин и женщин почти не изменилось относительно Думы 3-го созыва: одна женщина - Первый заместитель Председателя Государственной Думы, четыре комитета Государственной Думы возглавляли женщины: Комитет по охране здоровья; Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; Комитет по природным ресурсам и природопользованию; Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока.

Несомненно, что, если бы партии более точно следовали российскому законодательству о выборах, женщин-депутатов было бы значительно больше.

Однако, учитывая, что три из четырех прошедших в Государственную Думу партии продекларировали в ходе предвыборной борьбы в той или иной степени приверженность принципу равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, женское движение в России рассчитывало, что вновь выбранные законодатели будут учитывать интересы женщин. Социальные вопросы действительно нашли значительное отражение в деятельности Федерального Собрания в период с 2003 по 2007 г. Вместе с тем нужно отметить, что, несмотря на наличие большинства у партии "Единая Россия" и усилия Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, Государственной Думой 4-го созыва не рассматривался законопроект "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации", внесенный группой депутатов Думы 3-го созыва (преимущественно членами партии "Единая Россия") и принятый в апреле 2003 г. в первом чтении.

В 2007 г. на выборах в Государственную Думу в соответствии с новыми законодательными нормами все кандидаты избирались по партийным спискам, но соотношение между мужчинами и женщинами - кандидатами в депутаты по сравнению с 2003 г. принципиально не изменилось. По-прежнему сохраняется гендерный дисбаланс:

              Партия              
    Количество кандидатов в депутаты  
   всего (чел.)   
  женщин чел. (%)  
Аграрная партия России            
        467       
     92 (19,7%)    
Всероссийская политическая        
партия "Гражданская сила"
        254       
     59 (22%)      
Демократическая партия России     
        540       
    204 (37,8%)    
КПРФ                              
        514       
     87 (17%)      
СПС                               
        284       
     73 (25,7%)    
Партия социальной справедливости  
        260       
     57 (22%)      
ЛДПР                              
        353       
     47 (13%)      
Справедливая Россия:              
Родина/Пенсионеры/Жизнь
        531       
    108 (20%)      
Патриоты России                   
        428       
     67 (15,6%)    
Единая Россия                     
        599       
     98 (16%)      
Яблоко                            
        339       
     88 (26%)      

В то же время, сравнивая представленность женщин в списках кандидатов от партий, нельзя не отметить, что по сравнению с 2003 г. при общем увеличении числа выдвинутых кандидатов доля женщин среди кандидатов возросла. Так, доля женщин среди кандидатов от Единой России по сравнению с 2003 г. увеличилась в 2 раза. На 7% увеличилась доля женщин среди кандидатов, выдвинутых КПРФ. Даже среди кандидатов от ЛДПР доля женщин увеличилась на 6%, хотя эта партия включает в свои списки меньше всего женщин. На выборах 2007 г. после объединения "Российской Партии Жизни", "Партии пенсионеров" и партии "Родина" в списках "Справедливой России" доля женщин составила 20%. Общее число женщин в списках трех партий, шедших на выборы по отдельности, в 2003 г. составило 69 человек. После объединения в 2007 г. среди кандидатов-справедливороссов стало 108 женщин.

Нельзя не отметить и то, что в 2007 г. только две партии - "Справедливая Россия" и "Аграрная партия России" включили женщин в тройку лидеров. Под N 1 в 2007 г. женщины баллотировались от каждой партии минимум в пяти (ЛДПР и "Аграрная партия России"), максимум в 31 ("Партия социальной справедливости") региональных группах. У партии "Единая Россия" из 83 региональных списков только один возглавляла женщина и в 13 - женщины занимали вторую строку списка. Такова же принципиально была расстановка женщин и в федеральном списке кандидатов этой партии в 2003 г. В целом в федеральных списках кандидатов 2003 г. и в региональных списках кандидатов в 2007 г. от других партий женщины в основном были представлены на "непроходных" местах.

Итоги выборов можно представить в следующей таблице:

  Партия (в порядке  
убывания числа
избранных женщин)
   Число  
избранных
женщин
  Доля женщин-депутатов от 
общего числа выдвинутых
женщин - кандидатов в
депутаты
    Число   
полученных
мандатов
Единая Россия        
    44    
            45%            
    315     
Справедливая Россия  
     8    
            10%            
     38     
КПРФ                 
     4    
             4,6%          
     57     
ЛДПР                 
     4    
             8,5%          
     40     

"Единая Россия", получившая на выборах подавляющее большинство голосов избирателей, провела в Думу пятого созыва женщин, которые были в региональных списках на шестом, седьмом, девятом и даже двенадцатом местах. От КПРФ и ЛДПР прошли только женщины, занимающие первую строку в партийных списках, от "Справедливой России" прошли женщины, занимавшие в списках первые и вторые строки.

Число женщин, избранных в Государственную Думу пятого созыва, составило 41 человек, или 9,1% от числа избранных депутатов. Однако после первоначального распределения депутатских мандатов внутри партийных списков кандидатов значительное число депутатских мандатов оказались вакантными и были переданы зарегистрированным кандидатам в депутаты. Благодаря этому в ходе избирательной кампании 2007 г. 63 женщины прошли в Государственную Думу пятого созыва, что на 19 человек больше по сравнению с числом женщин в Государственной Думе четвертого созыва. Доля женщин составляет теперь 14% от общего числа депутатов, в то время как ранее она составляла 9,8%.

Избирательная кампания показала, что, с одной стороны, учитывая, что было выдвинуто большее, чем в 2003 г., число женщин-кандидатов, роль женщин в деятельности партий повышается; с другой стороны, партии, за некоторым исключением, видят лидеров, способных принести голоса избирателей, в основном среди мужчин, которые и возглавили партийные списки.

Можно также сделать важный вывод, что если бы ни одна из партий, прошедших в Государственную Думу, не получила значительного перевеса голосов и мандаты распределились более равномерно между партиями, прошедшими в Думу, количество женщин, избранных в парламент страны, было бы меньше, чем это имеет место при перевесе одной партии.

Приложения

Распределение женщин, замещавших на 1 января 2007 года государственные должности и должности федеральной гражданской службы, по уровням управления

                          +¬                    |
высшие ¦¦ 0,1 |
+- |
+ |
главные +-¬ |
Руководители ¦ ¦ 0,3 |
+-- |
+ |
ведущие +-------------------------¬
¦ ¦ 12,5
L--------------------------
Помощники +----¬
(советники) ведущие ¦ ¦ 3,7
+-----
+-¬ | | | |
главные ¦ ¦ 0,4 | | | |
+-- | | | |
+ | | | |
Специалисты +----------------¬ | | |
ведущие ¦ ¦ 11,3 | | |
+----------------- | | |
+ | | | |
+-------------------------------------------¬
старшие ¦ ¦ 43,6
+--------------------------------------------

Мужчины и женщины в парламентах мира (данные Межпарламентского союза по состоянию на 31 октября 2007 года)

              Во всех парламентах              
Всего членов                     
  43926 чел. 
Гендерный анализ проведен для    
  42875 чел. 
Мужчин                           
  35425 чел. 
Женщин                           
   7450 чел. 
Доля женщин                      
    17,4%    
В однопалатных парламентах или в нижних палатах
Всего членов                     
  37140 чел. 
Гендерный анализ проведен для    
  36415 чел. 
Мужчин                           
  30035 чел. 
Женщин                           
   6380 чел. 
Доля женщин                      
    17,5%    
       В верхних палатах или в сенатах         
Всего членов                     
   6796 чел. 
Гендерный анализ проведен для    
   6460 чел. 
Мужчин                           
   5390 чел. 
Женщин                           
   1070 чел. 
Доля женщин                      
    16,6%    
   В однопалатных  
парламентах или в
нижних палатах
   В верхних   
палатах или в
сенатах
  Во всех  
парламентах
Северные страны          
        41,6       
       -       
    41,6   
Европа - страны члены    
ОБСЕ, включая северные
страны
        21,1       
     17,4      
    20,3   
Америка                  
        19,4       
     17,3      
    19,1   
Европа - страны члены    
ОБСЕ, исключая северные
страны
        19,0       
     17,4      
    18,6   
Африка (Sub-Saharan      
Africa <*>)
        17,0       
     20,7      
    17,5   
Азия                     
        16,6       
     16,5      
    16,6   
Страны Тихоокеанского    
региона
        12,6       
     31,8      
    14,7   
Арабские государства     
         9,5       
      6,3      
     9,0   
                Регионы в таблице расположены в соответствии             
с убыванием числа женщин в парламентах
<*> Группа стран Африки к югу от Сахары.