Мудрый Юрист

Об истории развития конкурсного законодательства и некоторых аспектах его преемственности

Панов С.Я., заместитель директора Департамента урегулирования требований кредиторов Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

В настоящей статье содержится краткое изложение истории развития европейского конкурсного законодательства, показана преемственность исторического развития в контексте современного состояния конкурсного законодательства в России. В основу положены исторические факты и взгляды русского правоведа профессора Шершеневича Габриеля Феликсовича.

Г.Ф. Шершеневич жил и работал в последней половине XIX - начале XX в. Авторитетный специалист в области гражданского права и гражданского процесса, он провел глубокое исследование проблем несостоятельности (банкротства). В свое время им был написан научный труд о конкурсном производстве, который вошел в Курс торгового права, изданного в Москве в 1912 г. <1>.

<1> Курс торгового права. 4-е изд. М.: Издание бр. Башмаковых, 1912.

Взгляды этого исследователя, по нашему мнению, имеют непреходящее значение и всегда могут служить верным ориентиром при выработке современных подходов к урегулированию несостоятельности, в том числе при банкротстве банков.

Советская Россия, как известно, утратила дореволюционные традиции правового регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) должников. Поэтому в 90-е годы XX в., когда страна стала возвращаться к рыночным методам хозяйствования, пришлось все начинать заново. Законодательный процесс в этот период шел крайне трудно и болезненно.

Первый после 160-летнего перерыва Закон о банкротстве был принят в 1992 г. <2>. Однако уже в 1998 г. он был заменен другим Законом <3>. В 2002 г. ему на смену пришел новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" <4>. В 1999 г. Российская Федерация приняла специальный Закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций <5>.

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 6.
<3> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222; 2002. N 12. Ст. 1093.
<4> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
<5> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.

В действующие законодательные акты неоднократно вносились изменения. Существенная поправка в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" внесена, в частности, в 2004 г., когда на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" были возложены полномочия конкурсного управляющего при банкротстве банков <6>.

<6> См.: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3536.

Работа по совершенствованию законодательства о несостоятельности (банкротстве) является естественным процессом, и поэтому она будет продолжаться и дальше, отражая потребности практики и выражая те или иные теоретические представления. Чтобы работа была эффективной, необходимо, по нашему мнению, хорошо знать историю развития конкурсного законодательства и взгляды наших предшественников на эту историю.

Целями настоящей статьи являются систематизация и выделение основных фактов и идей таким образом, чтобы можно было понять историческую преемственность в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) банков. Исходя из этих целей, производились отбор материалов и их структурирование. Предваряют текст общие положения. Материал излагается в последовательности, соответствующей позиции Г.Ф. Шершеневича о ходе развития конкурсного законодательства: римское право, средневековое итальянское право, французское, германское, английское и русское конкурсное право.

Введение

Конкурсное законодательство - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с несостоятельностью должника, под которой всегда понималась неспособность должника исполнить свои обязательства перед кредиторами.

Конкурсное производство при несостоятельности должника предполагает наличие не менее двух кредиторов (стечение кредиторов). При одном кредиторе действует внеконкурсный механизм принудительного исполнения неисправным должником своих обязательств.

Понятие, которое вкладывается в термин "несостоятельность (банкротство)", зависело от времени и места его применения. Так, в средневековой Англии банкротом признавался тот, кто успел получить кредит, а потом бежал или, оставаясь дома, отказывался платить своим кредиторам и растрачивал свое имущество "в роскоши и удовольствиях". В Испании и Португалии несостоятельным купцом назывался тот торговец, кто по несчастному случаю или по своей вине или частью по несчастным обстоятельствам, частью по своей вине оказывался не в состоянии исполнить долговые обязательства перед кредиторами и прекращал свою торговлю. Обычно под банкротством в отличие от несостоятельности понималось уголовное деяние, выраженное в неосторожном или умышленном причинении несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества.

Конкурсное право развивалось постепенно, и существенные признаки конкурса выяснялись один за другим. История конкурсного законодательства на Европейском континенте насчитывает более тысячи лет. Его начало положено законодательством Древнего Рима. Потребность в таком законодательстве возникла с появлением частной собственности и развитием торговых отношений.

Некоторые современные черты конкурсное право стало приобретать в торговых городах средневековой Италии. Потом этот процесс получил развитие во Франции и Германии. Некоторым особняком стояла Англия. За 300 лет в Европе сложилась достаточно ясная концепция конкурсного права.

В XIX в. большинство европейских стран в отношении конкурсного права условно разделилось на две группы - французскую и германскую. Во французскую группу входили тогда помимо самой Франции также Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Греция, Турция, Румыния и некоторые другие государства. Общим в конкурсном законодательстве стран этой группы являлось прежде всего то, что несостоятельность как правовой институт распространялась здесь только на торговые отношения. Поэтому правила о несостоятельности включались в торговые кодексы.

Германскую группу представляли Германия и Австрия и ряд других государств. В том числе Венгрия, Голландия, Сербия, Швеция, Норвегия, Дания. Несостоятельность в данной группе распространялась как на торговые отношения, так и неторговые отношения. В этой связи правила о несостоятельности не включались в торговый кодекс. Они составляли специальную часть судебных уставов или издавались в виде отдельных конкурсных уставов.

Римское право

В силу законов Древнего Рима при неоплатности долга исполнение обращалось на лицо самого должника (личное исполнение).

Процедура личного исполнения сводилась к следующему. Закон предоставлял неисправному должнику 30-дневный срок для исполнения решения. Если исполнения не последовало, кредитор имел право захватить должника и держать его у себя 60 дней. В три последних базарных дня кредитор выводил должника на площадь и предлагал желающим выкупить его свободу уплатой долга. Если выкуп не состоялся, должник становился рабом (вещью) кредитора. Своего раба кредитор мог продать или убить.

Постепенно произошел переход от личного исполнения к имущественному исполнению, что явилось первым шагом к современному конкурсному производству. Система имущественного исполнения согласно римскому праву того времени действовала следующим образом.

Кредиторы могли просить у власти о допущении их к владению имуществом отсутствующего должника. В случае положительного решения властями производилось оглашение ввода кредитора во владение и сообщалось о предстоящей продаже имущества. Для продажи имущества кредиторы выбирали из своей среды специальное лицо (если должник не удовлетворил требования кредиторов в течение 30 дней). Имущество продавалось оптом с таким условием, что приобретатель уплатит в пользу кредиторов определенный процент их требований. Должник после продажи его имущества продолжал оставаться ответственным по своим долгам. Исполнение осуществлялось за счет состояния, которое должник приобретал впоследствии личным трудом или в результате дарения. Имущество в части, необходимой для содержания и пропитания должника, оставалось должнику. Постепенно римское право отказалось от оптовой продажи имущества несостоятельного должника и перешло к его распродаже по частям. Так было выгоднее кредиторам.

В дальнейшем римское право не внесло улучшений в конкурсное производство. Более того, ряд новшеств только ухудшил положение кредиторов, увеличив сроки проведения производства. В частности, было установлено, что вступление во владение имуществом несостоятельного должника откладывается до принятия решения по апелляционной жалобе должника. Среди должников получил распространение обычай подавать императору просьбу о предоставлении отсрочки в платеже. В случае если большинство кредиторов соглашались предоставить отсрочку платежа, то меньшинство считались связанными этим решением. Отсрочка не должна была превышать 5-летнего периода. Срок, установленный для заявления кредиторами своих требований к должнику, составлял два года для кредиторов, проживающих в одной провинции с должником, и четыре года - для кредиторов, проживающих в других местах.

Во времена Древнего Рима должник отвечал перед кредиторами за долги своим имуществом, а при его отсутствии - личной свободой или жизнью. В государстве, где раб в силу закона признавался вещью, такой подход в полной мере соответствовал требованиям гражданского оборота. Переход от личного исполнения к имущественному исполнению явился первым шагом к современному конкурсному производству.

Средневековое итальянское право

В торговых городах средневековой Италии конкурсное производство обычно применялось только к купцам и банкирам. В соответствии с городскими законами дела о несостоятельности вели сословные торговые суды, но в некоторых городах для этой цели создавались особые учреждения. Судьями были выборные из среды купечества лица. Объявление несостоятельности могло последовать по инициативе должника, требованию кредиторов или суда.

Если инициатива исходила от должника, то он освобождался от немедленного ареста. При этом должник обязан был представить суду все свои книги, письма, инвентарь и баланс. Когда требование об объявлении должника банкротом исходило от кредитора, тогда кредитор обязан был представить суду доказательства своих прав, а также неоплатности должника. Признаки неоплатности определялись городскими законами. Например, в городе Болонье такими признаками являлись безвыходное пребывание должника в собственном доме в течение трех дней, закрытие торгового заведения в течение трех будничных дней без объявления причин.

По требованию кредитора несостоятельный должник призывался в суд незамедлительно. Если должник не представлял достаточного обеспечения или вовсе не являлся в суд, то он заключался в тюрьму. По отношению к должнику допускалось задержание во всякое время и во всяком месте. Все имущество должника, его торговые книги и корреспонденция арестовывались.

Суд объявлял о несостоятельности должника и приглашал кредиторов, которые под страхом потери своих прав в установленный срок должны были явиться и предъявить требования к должнику. Из среды кредиторов избирался особый комитет. В его обязанности входили розыск имущества несостоятельного должника, управление этим имуществом, представительство должника на суде, проверка предъявляемых кредиторами требований. К участию в конкурсе допускались все кредиторы, в том числе с требованиями, срок исполнения которых еще не наступил. Иностранные кредиторы по законам некоторых городов могли получить удовлетворение только после местных кредиторов.

Средневековое конкурсное право в Италии впервые использовало мировую сделку как способ прекращения производства. Для заключения мировой сделки требовалось согласие большинства кредиторов. В ряде мест мировые сделки подлежали утверждению судом. Некоторые города устанавливали ограничительный срок, в течение которого можно было заключить мировую сделку. Например, в Генуе этот срок составлял восемь месяцев.

Если несостоятельные должники не являлись в суд по первому требованию, то они подвергались заочному изгнанию. Никто не смел, под страхом наказания, оказывать им помощь или принимать в свой дом. Несостоятельный должник исключался из корпорации, членом которой являлся, и не мог уже больше заниматься торговлей. Для розыска имущества несостоятельный должник мог быть подвергнут пытке гораздо более жестокой, чем та, которая допускалась в обыкновенном судебном производстве.

В основе конкурсного права, действовавшего в городах средневековой Италии, лежало представление о том, что всякий несостоятельный должник пытается путем обмана освободиться от долгов и тем самым причинить вред кредиторам. Такое представление соответствовало целям обеспечения защиты экономической и общественной безопасности городов, благополучие которых полностью зависело от торговли. Несостоятельность купцов и банкиров подрывала торговлю, и поэтому она преследовалась по обычаям и законам того сурового времени.

Французское конкурсное право

Во Франции конкурсное право стало формироваться в первой половине XVI в. В его основе, так же как в городах средневековой Италии, лежало предположение о злонамеренности всякой несостоятельности.

Согласно королевскому Указу 1536 г. несостоятельный должник призывался в суд для ответа. В ходе производства по делу устраивалась очная ставка должника со свидетелями, проверялся его образ жизни, выявлялись сделки, совершенные должником до и после несостоятельности, определялся причиненный вред. Указом предписывалось, что банкрота следует подвергнуть телесному наказанию, наложить на него ошейник и поместить у позорного столба. Для банкротов и их соучастников, совершивших "подложное переукрепление имущества при помощи подставных лиц", королевским Указом 1560 г. было установлено еще более тяжкое наказание: конфискация их имущества и членовредительство.

В 1582 г. в связи с участившимися случаями банкротства королевским Указом была образована особая комиссия из трех человек, которой было поручено просмотреть все дела о несостоятельности за последние 20 лет. Этот Указ примечателен тем, что в нем заложена идея отказа от предположения, что всякая несостоятельность по сути своей есть злое намерение. В акте выражено сожаление по поводу так называемых несчастных банкротств, которые возникали вследствие убытков, причиненных волнениями в стране либо явившихся следствием кораблекрушений, краж или иных несчастных событий. Совсем иное отношение предусматривал Указ к банкротствам, совершенным со злым намерением лицами, которые, не потерпев никакого ущерба, скрывают обманным образом свое имущество, обременяют его притворно залогами, перевозят за границу, а потом сами бегут. Злонамеренные банкроты подлежали наказанию без всякого снисхождения.

По мере развития гражданского оборота в стране возникла необходимость в установлении гражданско-правовых последствий несостоятельности. Такие последствия были определены королевским Указом 1609 г., которым объявлялись ничтожными и не имеющими силы все передачи (продажи, дарения) имущества несостоятельного должника, совершенные непосредственно или косвенно с целью причинить вред кредиторам. Для участников этих сделок предусматривался штраф. Кредиторам запрещалось под страхом потери их прав вступать в какие-либо сделки с банкротами и давать им отсрочки.

К началу XVIII в. во Франции были установлены достаточно ясные правила конкурсного производства. День открытия несостоятельности определялся днем бегства должника или наложением печатей на его имущество. Должники обязывались представлять кредиторам опись имущества. Кредиторам предоставлялось право выбора лиц, которым вверялось имущество несостоятельного должника для его продажи. На собрании кредиторы принимали решения большинством голосов, которое определялось не числом кредиторов, а размером их требований. Признавались недействительными распоряжения должника, совершенные во вред кредиторам. Устанавливалась смертная казнь для злостных банкротов и крупный денежный штраф для его соучастников. Названные и другие положения конкурсного права, принятые в XVI - XVII вв., были объединены и закреплены в королевском Указе 1673 г.

XVIII в. привнес в конкурсное право новые важные положения о несостоятельности, в том числе направленные на защиту прав кредиторов. Так, Закон 1702 г. установил, что все передачи, распоряжения и сделки, а также судебные решения против должника, совершенные в течение последних 10 дней перед открытием несостоятельности, должны быть признаны недействительными. Указ 1739 г. предписывает, чтобы при открытии конкурсного производства не допускались требования кредитора, прежде чем они не будут проверены судом при участии сведущих в том деле купцов. В соответствии с Законом 1715 г. произошла окончательная передача дел о несостоятельности из общих судов специальным (коммерческим).

В начале XIX в. во Франции произошло большое число банкротств. Они произвели расстройство в торговых делах и обратили на себя внимание Наполеона.

Наполеон считал, что банкроты наживают богатство, не теряя чести, и это необходимо искоренить. Пусть банкрот не имеет победоносного вида или, по крайней мере, не относится к своему положению со спокойствием и полным равнодушием, пусть же хоть перед обществом он покажется удрученным, потерпевшим большое несчастье. Этого результата можно достигнуть заключением в тюрьму. Во всякой несостоятельности существует состав преступления, потому что банкрот причиняет вред своим кредиторам. Возможно, конечно, отсутствие злого намерения, хотя и редко. Однако в этом случае несостоятельный должник сумеет оправдаться.

Позиция императора нашла свое отражение в новом Торговом кодексе, который разрабатывался при Наполеоне и был принят в 1807 г. Кодекс установил, что одновременно с объявлением лица несостоятельным следовало немедленное заключение его в тюрьму или под домашний арест. Основным признаком несостоятельности являлось прекращение должником платежей. Должник лишался права распоряжения своим имуществом со времени его несостоятельности.

Французское право того времени различало случаи несостоятельности лиц торгового звания и неторгового. Торговая несостоятельность определялась неспособностью должника к платежам и выражалась в прекращении их, а неторговая несостоятельность - недостаточностью имущества должника для покрытия всех долгов. Кодекс признал только торговую несостоятельность. Неторговые дела были подчинены общему исполнительному порядку.

Предусмотренные Кодексом Наполеона положения о несостоятельности были изменены и дополнены Законом 1838 г.

Согласно новому Закону должник лишался права распоряжаться своим имуществом не с того момента, когда обнаружились признаки несостоятельности, а со времени официального признания лица несостоятельным. Стало не обязательным личное задержание должника. Прекращалось в определенных случаях течение процентов по требованиям кредиторов. Суд получил право самостоятельно назначать попечителей имущества должника (прежде кредиторы могли предлагать суду избранных ими лиц). Разрешалось назначение в попечители посторонних лиц (не кредиторов). Предусматривалась возможность получения от государства средств, необходимых для финансирования первоначальных мер при открытии конкурсного производства. Новый Закон установил, что конкурсное производство прекращается, если обнаружится недостаток активной массы для покрытия конкурсных издержек. С прекращением производства каждый кредитор мог самостоятельно искать удовлетворения с должника. Закон 1838 г. действовал во Франции длительное время с небольшими поправками.

Вместе с тем один из разработчиков этого Закона полагал, что критика Закона неизбежна. Такова природа института банкротства. Все теряют при конкурсе. Никогда и нигде закон не воспрепятствует тому, чтобы несостоятельность не порождала злоупотреблений. Поэтому всегда и везде конкурсное законодательство будет подвергаться нападкам. Жизнь подтвердила эту мысль. Дискуссии начались сразу после выхода Закона и потом продолжались десятки лет. Одни критики хотели усиления, а другие - смягчения предусмотренных Законом мер, направленных против несостоятельности. Предлагалось, например, установить порядок, при котором последствия несостоятельности устранялись, если должник представлял суду мировую сделку, совершенную обычным порядком, и если суд утверждал ее. Предлагалось даже упразднить конкурсное законодательство как пережиток Средних веков. При этом имелось в виду, что последствием прекращения платежей могли бы стать или отсрочка в платежах, или мировая сделка; продажа имущества не должна была иметь место.

Конкурсное законодательство вызывало живой интерес во французском обществе. Академия нравственных и социальных наук предлагала в конце 1883 г. даже тему на соискание премии "об изменениях, которые могли бы быть введены во французское конкурсное законодательство". В результате появилось много брошюр, журнальных статей, посвященных вопросам о несостоятельности. Под давлением общественного мнения в 1889 г. был принят Закон, имевший в виду освободить добросовестных купцов от тяжелых последствий, сопряженных с объявлением должников несостоятельными. По новому Закону купец, прекративший платежи, может воспользоваться льготами судебной ликвидации, если представит суду в течение 15 дней просьбу об этом вместе с балансом и списком кредиторов. Эти льготы состоят в том, что купец, не способный к платежам, сохраняет за собой управление своим имуществом, не подвергается ограничениям в правах, как это происходит с несостоятельным должником. Критики этого Закона считали, что судебная ликвидация есть льгота, которая дается не добросовестному, а более ловкому купцу. Добросовестность может выясниться только позднее. До этого момента надо применять общее правило о несостоятельности.

Французское конкурсное право заимствовало, а потом стало творчески развивать основные положения о несостоятельности, принятые в торговых городах средневековой Италии. В конце XIX в. конкурсное законодательство Франции представляло собой свод четких правил, содержащий ряд принципиальных положений, актуальных до настоящего времени. К таким положениям относятся, в частности, строгое разграничение несчастного и злонамеренного банкротства; возможность признания недействительными распоряжений должника, совершенных во вред кредиторам; прекращение начисления процентов по требованиям кредиторов; лишение должника права распоряжаться своим имуществом со времени официального признания лица несостоятельным. Французское конкурсное право оказало сильное влияние на развитие конкурсного законодательства многих стран Европы, что не исключало их собственных законодательных инициатив. Это касалось, например, разрешения отсрочки платежа, заключения мировой сделки в целях предупреждения банкротства добросовестного должника, ставшего неспособным к платежу без его вины, бесплатного производства по делам о несостоятельности, когда актив должника недостаточен для покрытия первоначальных издержек по ликвидации.

Германское конкурсное право

В Германии, так же как в Древнем Риме, в свое время допускалось личное исполнение при несостоятельности должника.

Право на личность должника (на его жизнь и смерть) получал тот кредитор, который первым предъявил требование после исчерпания имущества должника. В случае одновременного предъявления нескольких требований, основанных на письменных документах, предпочтение отдавалось тому кредитору, чье требование было помечено более ранним временем.

При недостаточности имущества должника кредиторы удовлетворялись не пропорционально их требованию, а по порядку их предъявления суду, так что одни кредиторы могли быть удовлетворены полностью, а другие ничего не получить. Так было в продолжение нескольких веков. Затем в судебной практике закрепился принцип пропорционального деления имущества, который сначала применялся только в случаях смерти должника или его бегства от кредиторов. Тогда же стала допускаться возможность объявления должником о своей собственной несостоятельности, что свойственно современному конкурсному производству.

К XVII в. в Германии сложилось обычное конкурсное право. Свое влияние на него оказали связи с итальянскими купцами, а также, в некоторой степени, опыт Испании, где суды, а не кредиторы, как в Италии, вели конкурсный процесс. При всем том конкурсное право Германии определялось прежде всего потребностями собственного торгового оборота.

В отношении несостоятельности германским государством проводилась политика устрашения. Так, согласно императорскому Закону 1531 г. банкроты и их соучастники приравнивались к ворам и подвергались тем же наказаниям. Закон 1540 г. предписывал немедленную казнь злостным банкротам. Изданием таких законов имперская политика в сфере несостоятельности ограничивалась. В целом отношения, возникающие в связи с несостоятельностью должников, регулировались обычаями и местными законами.

Конкурсное производство требует точности и определенности правил, чего не может дать обычное право. Поэтому начиная с XVIII в. в отдельных германских государствах и крупных торговых городах стали издаваться конкурсные уставы.

Прусский конкурсный Устав 1855 г. заимствовал основные положения французского Закона 1838 г., предусмотрев при этом особенности для неторговой несостоятельности. Он послужил образцом для австрийского конкурсного Устава 1868 г. В конкурсные уставы включались процессуальные нормы и, как можно меньше, нормы материального права, которые прописывались общим гражданским законодательством. Сюда относятся иски о праве собственности на имущество, попавшее в конкурсную массу, споры против распоряжений должника, совершенных до открытия несостоятельности. Согласно Уставам торговая несостоятельность имеет место в отношении только тех купцов, фирма которых занесена в торговый регистр. Только для торговых должников допущено прекращение несостоятельности по мировой сделке.

В 1879 г. вступил в силу Общегерманский Конкурсный устав, который разделяется на три части: материальное конкурсное право, формальное конкурсное право, уголовные постановления. Новый Устав устранял по возможности участие суда и возлагал всю тяжесть конкурсного дела на кредиторов.

Германское конкурсное право развилось из обычного права. Основные положения заимствованы из французского законодательства.

Английское конкурсное право

В отличие от германского конкурсного права, которое выросло из обычаев, конкурсное право Англии вырабатывалось исключительно путем принятия законов.

Первый из них относится к 1543 г. Этот Закон угрожал уголовным наказанием несостоятельным должникам. В 1572 г. был принят более детальный конкурсный Закон, который установил, что несостоятельность распространяется только на торговые отношения. Согласно этому Закону официальное должностное лицо (лорд-канцлер) обязано было назначать комиссаров для ареста несостоятельного должника, изъятия и распределения его имущества между кредиторами. Другой Закон, принятый в 1706 г., предоставил несостоятельному должнику возможность с согласия большинства кредиторов получать свидетельства, удостоверяющие, что должник отдал кредиторам все свое имущество. На основании такого свидетельства должник освобождался от преследований кредиторов.

Конкурсный устав 1825 г. допустил возможность открытия несостоятельности по просьбе должника и разрешил мировые сделки с должником при согласии 9/10 всех кредиторов. В 1831 г. был учрежден особый банкротский суд из шести членов. Имуществом должника управляли совместно судебные попечители и попечители, избранные от кредиторов.

В 1849 г. был издан другой Конкурсный устав, согласно которому должник был вправе просить о признании его несостоятельным только при условии выплаты кредиторам суммы в размере не менее 25% их требований. Мировые сделки могли совершаться лишь под контролем суда и при согласии большинства кредиторов (3/5 по числу кредиторов и размеру предъявленных требований). Закон 1861 г. распространил несостоятельность на участников как торговых, так и неторговых отношений. Допускалась возможность открытия несостоятельности по инициативе суда.

В 1869 г. был принят Конкурсный устав, отменивший вмешательство государственных чиновников в управление имуществом несостоятельного должника. Судебные попечители уступили место лицам, избираемым кредиторами по собственному усмотрению. Отменено было право должника самому просить об открытии несостоятельности. Несостоятельность снова была ограничена кругом торговых отношений.

В 1883 г. новый Устав восстановил возможность открытия несостоятельности по инициативе должника, исключив такую возможность для суда; управление имуществом несостоятельного должника было возложено не на суд, а на административный орган - Министерство торговли. Порядок ликвидации товариществ (юридических лиц) регулировался отдельным Законом 1890 г., поскольку к этим хозяйственным обществам не применялись общие законы о несостоятельности.

Особенностью английского конкурсного права является то, что в нем возобладало представление о необходимости усиления административных, а не судебных начал в конкурсном производстве.

Русское конкурсное право

В Древней Руси порядок удовлетворения требований кредиторов несостоятельного должника был во многом близок к порядку, предусмотренному законами Древнего Рима. Об этом свидетельствует дошедший до современников один из наиболее ранних письменных источников русского права - свод древних установлений, известный под названием "Русская Правда".

Согласно этому источнику должником, на которого распространялись правила о несостоятельности, являлся купец. Различалось несчастное и злонамеренное банкротство. Купец признавался невиновным в тех случаях, когда товар был утрачен (пострадал) в результате действия воды, огня или разграбления. Такому купцу закон предоставлял возможность выплачивать долги с рассрочкой без применения последствий несостоятельности. Иной подход предусматривался для купца, если тот утрачивал свой товар вследствие пьянства, пари или растрачивал чужие товары либо если купец скрывался от уплаты долгов бегством в чужую землю. К такому купцу применялись последствия, предусмотренные для несостоятельного должника. При наличии одного кредитора несостоятельный должник был обязан отработать свой долг или поступить к нему в рабство. При стечении кредиторов (признак конкурса) должник подлежал продаже на торгах, а вырученная сумма распределялась между кредиторами пропорционально их требованиям. К распределению имущества должника не допускались кредиторы, которые до этого успели взыскать проценты, сумма которых достигла величины капитала, занятого должником у кредитора. В первую очередь получал удовлетворение князь; во вторую - купцы иностранные или из других городов; в третью - местные кредиторы. Судя по всему, первые две очереди могли быть удовлетворены полностью, а последняя очередь - соразмерно предъявленным требованиям.

После Русской Правды конкурсное право долгое время практически не развивалось. Его слабые признаки встречаются в отдельных договорах XIII в., заключенных между русским князьями и немецкими городами. Согласно этим договорам в случае несостоятельности должника при наличии нескольких кредиторов немец в отношении русского должника на русской земле, равно как русский в отношении немецкого должника в немецких землях, пользовался привилегией преимущественного удовлетворения. В Псковской судной грамоте есть статья, которая предусматривает возможность обращения взыскания со стороны нескольких лиц на одну недвижимую вещь. При этом лицо, имеющее залоговое право, получает преимущественное удовлетворение из заложенного недвижимого имущества. Оставшаяся от его продажи сумма направлялась на пропорциональное удовлетворение прочих кредиторов. Причем они приобретают право на раздел и остального движимого имущества должника. В Судебнике Ивана III есть одно положение, предусматривающее возможность предоставления невиновному в утрате товара купцу отсрочки платежа без уплаты процентов. Целью отсрочки было предотвращение наступления несостоятельности. Отсрочка давалась на основании грамоты великого князя. Такая норма повторяется в Судебнике Ивана IV. Уложение XVII в., действовавшее при царе Алексее Михайловиче, предусматривало правило, согласно которому иностранные кредиторы пользовались в Российском государстве преимущественным удовлетворением перед русскими кредиторами, даже если они знали о состоянии дел должника (в противоположность прежнему праву, когда такая привилегия давалась при их неведении). Преимущественное удовлетворение имела также государева казна.

Первый Конкурсный устав был издан в 1740 г. Однако на практике он никогда не применялся. Причины неизвестны. При рассмотрении редких тогда еще дел о несостоятельности суды обращались к иностранному законодательству, обычному праву или к отдельным указам Сената. Так, по одному делу Сенат разрешил суду руководствоваться амстердамским конкурсным правом, чтобы принудить меньшинство кредиторов подчиниться воле большинства. Для обеспечения пропорционального распределения имущества между кредиторами было предложено руководствоваться "купеческим обыкновением". Сенат установил сроки для предъявления кредиторами своих требований в конкурс, по истечении которых претензии не принимаются (месяц - для кредиторов из Санкт-Петербурга, шесть месяцев - для иногородних и иностранных кредиторов). Сенат обязал спорные вопросы в делах о несостоятельности решать по большинству голосов кредиторов, определяемому большей суммой требований. Кроме того, Сенат установил в отношении несостоятельных должников ограничительные меры личного характера. В частности, банкроты должны были быть взяты под стражу и отосланы в суд. Они не могли быть допущены к выборам и избраны в судьи магистрата. Виновные банкроты исключались из купеческой гильдии.

Новый Устав о банкротах был принят в конце 1800 г. Его первая часть была посвящена торговой (купеческой) несостоятельности, вторая относилась к дворянам (неторговая несостоятельность). Новый Устав под несостоятельностью понимал неоплатность должника, т.е. недостаточность его имущества для покрытия всех долгов ("должник не может сполна заплатить своих долгов").

В силу Устава предполагалась добросовестность банкрота: "Банкрота не должно разуметь бесчестным человеком, ибо честность и бесчестие не в звании банкрота состоят, но единственно в поступках, которые привели человека в банкротство". В этой связи в целях предупреждения открытия несостоятельности Устав допускал отсрочку в платеже долгов. По единогласному решению всех кредиторов возможна была внесудебная сделка с должником о скидке с долга или отсрочке в платеже. Отсрочка могла даваться также судом с согласия присутствующих кредиторов.

Устав различал три вида несостоятельности: 1) от несчастья (упадший должник); 2) от небрежения и своих пороков (неосторожный банкрот); 3) от подлога (злостный банкрот).

Открытие несостоятельности могло наступить вследствие собственного признания должника в суде или по требованию кредиторов. Для открытия торговой несостоятельности основанием являлись: 1) собственное признание должника в суде или вне суда; 2) сокрытие должника от предъявленного к нему иска; 3) неплатеж просителю в течение месяца. В последнем случае основание открытия несостоятельности весьма близко к платежной неспособности.

Об открытии несостоятельности производилась троекратная публикация в газетах, а также вывешивалось объявление на рынках, ярмарках и в других местах, где собирается много народа. Кредиторы, вызванные публикацией в суд на определенный срок, составляли конкурс. Управление конкурсом осуществляли кураторы. Они избирались из состава самих кредиторов и утверждались судом. Сам суд мог назначить кураторов только в случае недостаточного числа кредиторов или несостоявшегося соглашения между кредиторами.

Открытие несостоятельности влекло для банкрота личные и имущественные последствия. Личные последствия состояли в том, что банкрот (злонамеренный) немедленно заключался под стражу, но кредиторы большинством голосов могли освободить его, удовольствовавшись поручительством. Имущественные последствия сводились к тому, что имущество должника немедленно изымалось (секвестрировалось) и отдавалось в конкурс. При этом из этого имущества на жену, детей и самого должника выделялась доля на их содержание, размер которой определяли кредиторы.

Публикация обязывала всех кредиторов, а также должников и лиц, владеющих вещами банкрота, заявить о себе конкурсу в течение определенного срока (три месяца для лиц, находящихся в том же городе, девять месяцев - в иных местах в России и Европе, 18 месяцев - в других частях света). Кто в установленный срок не представит своих требований, тот их лишался. Предъявленные кредиторами претензии записывались в особые книги, после чего должны быть представлены доказательства их действительности, иначе претензия исключалась из списка. Способ проверки доказательств определялся по усмотрению кураторов.

При составлении конкурсной массы из нее должны быть исключены вещи, отданные должнику на сохранение, а также присланные ему на комиссию для продажи. Точно так же исключались товары, найденные у должника, если они куплены были по приказу и за счет комитента и на них уже отправлены коносаменты. Возвращалось также имущество, заложенное несостоятельному лицу, но только после уплаты долга, обеспеченного этим залогом. Если несостоятельное лицо отдало вещь в залог, то эта вещь могла быть выкуплена у залогодержателя платежом полной суммы долга, обеспечиваемого залогом. Если банкрот имел долю в товариществе, то кураторы могли ее продать. Кредиторам предоставлено было право отвергать сомнительные требования, т.е. такие, которые были установлены намеренно в ущерб настоящим кредиторам.

После составления кураторами сметы приблизительного расчета следовало удовлетворение кредиторов. Раздел имущества между кредиторами мог иметь место по мере скопления наличных денег в сумме, составляющей не менее 10% всей кредиторской задолженности. Не запрещалось начинать раздел до истечения отдаленных сроков, установленных для предъявления всех требований кредиторов. Сначала подлежали удовлетворению церковные долги и долги за работу приказчикам и рабочим. Оставшееся имущество подлежало разделу между другими кредиторами соразмерно их требованиям. Кредитор, требование которого обеспечено залогом, удовлетворялся отдельно от всех прочих кредиторов. Мировая сделка могла в любой момент предупредить раздел имущества несостоятельного должника. Для ее заключения требовалось согласие большинства наличных кредиторов (представляющих большую часть требований).

В 1832 г. был издан Устав о торговой несостоятельности. Новый Устав заменил первую часть ранее принятого банкротского Устава и внес некоторые улучшения, но в целом по сравнению с иностранными конкурсными законами он не соответствовал современным экономическим условиям. Устав распространялся только на купцов и мещан. Лишь в 1846 году он стал применяться ко всем торговым лицам, в том числе дворянского сословия. В Российской империи, кроме общего законодательства, действовали и местные конкурсные законы. Так, Великое княжество Финляндское имело самостоятельный Конкурсный устав 1868 г., основанный на прусском Законе 1855 г. В Привислянских губерниях сохраняло силу старое французское конкурсное право, содержащееся в Торговом кодексе Царства Польского.

В России источниками конкурсного права длительное время являлись иностранное право, обычаи, а также прямые указания властей, ориентированные на предоставление преимуществ для иностранных кредиторов и государственной казны. Начавшийся в XIX в. процесс европеизации российского конкурсного законодательства был прерван октябрьским переворотом 1917 г. и вновь начался только в конце XX в.

Как представляется, в настоящее время конкурсное законодательство Российской Федерации развивается на общих с другими развитыми странами принципах.

Эти принципы в полной мере сохраняют свою историческую преемственность. Вместе с тем они не могут не обновляться с учетом современных реалий, одной из которых является, в частности, объективно возникшая зависимость реального сектора экономики от состояния банковской системы. В результате современное конкурсное законодательство пополнилось специальным Законом о несостоятельности банков.

В Законе о несостоятельности банков, действующем в Российской Федерации, важная роль отводится органу банковского надзора (Банку России), который обеспечивает осуществление мер по предупреждению банкротства банков, а при наличии признаков банкротства отзывает у банков лицензии на осуществление банковских операций и обращается в арбитражный суд с заявлением о признании этих банков банкротами. В соответствии с названным Законом процедура урегулирования проблем, возникших в банке, должна начинаться значительно раньше, чем у других проблемных должников. Ведь согласно специальному Закону банк признается несостоятельным должником в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 14 дней, а не трех месяцев, как это предусмотрено общим Законом о несостоятельности для других проблемных юридических лиц. Конкурсное производство при несостоятельности банков имеет существенные отличия также и в очередности удовлетворения требований кредиторов. Как известно, по общему Закону в первую очередь удовлетворения входят требования граждан, перед которыми несостоятельный должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и требования по компенсации морального вреда. Что касается специального Закона, то он значительно расширил круг очередников первой очереди. Расширение круга произошло за счет требований вкладчиков и требований, перешедших к Агентству по страхованию вкладов, а также к Банку России от вкладчиков, получивших от этих органов страховые (компенсационные) выплаты, предусмотренные федеральными законами <7>.

<7> См.: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Есть еще одна существенная особенность. Требования кредиторов первой очереди, а также второй очереди, к которой относятся требования работников должника по оплате труда, удовлетворяются преимущество перед требованиями по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. По общему правилу такое преимущество наступает в том случае, если требования к должнику возникли у кредиторов первой и второй очередей до принятия должником на себя обязательств, обеспеченных залогом его имущества. Между тем как для кредиторов первой и второй очередей несостоятельного банка не имеет значения, когда возникли у них права требования к должнику - до или после принятия должником указанных обязательств.

Названные и иные особенности ведения конкурсного производства при банкротстве банков, предусмотренные специальным конкурсным Законом, позволили создать в Российской Федерации достаточно успешную систему урегулирования несостоятельности банков. Однако в связи с изменением экономических, юридических и иных условий ее функционирования, которые произошли за последние 10 - 15 лет, данная система объективно требует перестройки и усовершенствования.

С начала 90-х годов XX в. значительные изменения произошли непосредственно в самой банковской системе страны. Сегодня это вполне сложившийся финансовый институт, интегрированный в мировую экономику. Накоплен также положительный опыт проведения процедур финансового оздоровления и ликвидации банков. Свою эффективность доказало, в частности, Агентство по реструктуризации кредитных организаций, учрежденное Российской Федерацией в 1999 г. для урегулирования последствий системного банковского кризиса 1998 г. Теперь ушло в прошлое время, когда Россия механически заимствовала конкурсное законодательство других стран. В настоящее время зарубежный опыт можно и нужно использовать избирательно, с учетом собственных потребностей и практики работы с несостоятельными банками.

Как представляется, на данном этапе совершенствование системы урегулирования несостоятельности банков в Российской Федерации можно и нужно осуществлять по следующим направлениям:

По этим направлениям в Агентстве по страхованию вкладов проводится определенная работа. Имеются конкретные предложения, которые направлены по подведомственности. На наш взгляд, их принятие будет способствовать повышению эффективности конкурсного производства при банкротстве банков.