Мудрый Юрист

Правовая характеристика банковского надзора в Украине

Диденко И.В., соискатель кафедры управления и административной деятельности Национального университета государственной налоговой службы Украины.

Кредитно-банковская система является неотъемлемой частью государства, его процветания и развития всех его институций, в первую очередь экономики.

Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ.

Это явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом, которое вызывает естественную необходимость в тщательном его регулировании и государственном надзоре.

В каждой стране имеются свои специфические особенности контроля за деятельностью банковских институтов, что обусловлено особенностями исторического развития и действием различных политико-экономических факторов.

Государственное регулирование деятельности банков в Украине осуществляется Национальным банком - центральным банком Украины, особенным центральным органом государственного управления, юридический статус, задание, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины, Законом Украины "О Национальном банке Украины" и другими законами Украины.

В соответствии с Конституцией Украины основной функцией Национального банка Украины является обеспечение стабильности денежной единицы Украины.

Выполнение Национальным банком своей основной функции способствует соблюдению стабильности банковской системы, а также, в пределах своих полномочий, - ценовой стабильности [1].

Функции и правовой статус Национального банка Украины имеют характеристики, схожие с Центральным банком РФ, деятельность которого определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы [5].

Помимо вышеизложенных общих характеристик Центральных банков Украины и Российской Федерации общее для них также то, что получение прибыли не является целью их деятельности.

Статус и правовая характеристика функций центрального банка определяют банковский надзор в Украине как систему контроля и активных упорядоченных действий Национального банка Украины, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими лицами, относительно которых Национальный банк Украины осуществляет наблюдательную деятельность, законодательства Украины и установленных нормативов, с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банка.

Согласно ст. 67 Закона Украины "О Национальном банке Украины" целью банковского надзора является стабильность банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов банка относительно безопасности хранения средств клиентов на банковских счетах [2].

В банковском законодательстве Украины встречаются два понятия - "банковский надзор" и "банковское регулирование". Последнее рассматривается также как одна из функций Национального банка Украины, которая заключается в создании системы норм, которые регулируют деятельность банков, определяют общие принципы банковской деятельности, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушение банковского законодательства.

Объединяет эти два понятия одна цель - безопасность и финансовая стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Под стабильностью банковской системы следует понимать такое ее состояние, которое характеризируется эффективным противодействием разного рода финансовым неурядицам, как-то: банкротство и несостоятельность банков, что может подорвать доверие физических и юридических лиц как к конкретному банку, так и к банковской системе в целом. Как следствие - это может привести к оттоку капитала из банковского сектора, что негативно повлияет на объемы и эффективность расчетов, объемы и условия кредитования и общее благосостояние населения страны.

Интерес вкладчика заключается в уверенности в том, что поставленная им перед вступлением в отношения с банком цель (любая) будет реализована, а в случае возникновения в банке любых финансовых проблем он сможет вернуть свои сбережения. Это же касается и интересов кредиторов банков [4].

Надзорная деятельность Национального банка Украины охватывает все банки, их подразделения, аффилированных и родственных лиц банков на территории Украины и за границей, учреждения иностранных банков в Украине, а также других юридических и физических лиц в части соблюдения требований настоящего Закона по осуществлению банковской деятельности. При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей устранения нарушений банковского законодательства, исполнения нормативно-правовых актов Национального банка Украины для избегания или преодоления нежелательных последствий, которые могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или причинить вред надлежащему ведению банковской деятельности [3].

Понятие "банковский надзор" согласно действующему законодательству Украины используется в разных значениях.

Во-первых, банковский надзор входит в группу способов административного регулирования банковской деятельности. В этом случае законодатель подчеркивает, что банковский надзор опосредуется административно-правовыми отношениями, которые характеризируются императивностью предписаний и так называемыми отношениями по вертикали. Иначе говоря, в таких правоотношениях Национальный банк выступает как орган, наделенный властными полномочиями, а банки в своей повседневной работе должны неуклонно придерживаться как соответствующих норм законодательства Украины, так и выполнять законные предписания Национального банка в процессе проведения мероприятий по совершению банковского надзора.

Во-вторых, банковский надзор есть одна из функций Национального банка (п. 8 ст. 7 Закона Украины "О Национальном банке Украины"), что, в свою очередь, направлено на обеспечение основной конституционной функции Национального банка - стабильности денежной единицы Украины [4].

При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины может пользоваться услугами других учреждений по отдельным соглашениям. При отзыве у банка банковской лицензии Национальный банк Украины уведомляет об этом соответствующие органы других государств, в которых банк имел филиалы или корреспондентские и иные счета. Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор на индивидуальной и консолидированной основах и применяет меры воздействия за нарушение требований законодательства о банковской деятельности. При рассмотрении Национальным банком Украины вопросов о применении мер воздействия к конкретному банку для дачи объяснений приглашается председатель правления (совета директоров) или председатель наблюдательного совета этого банка, за исключением случаев назначения временного администратора или отзыва лицензии банка и назначения ликвидатора.

При осуществлении надзора за учреждениями, которые ведут банковскую деятельность в других государствах, Национальный банк Украины сотрудничает с соответствующими органами этих государств. Уведомление, направленное соответствующими органами других государств, может использоваться только в следующих целях: для проверки лицензии учреждения на право ведения деятельности; для проверки права на осуществление банковской деятельности [3].

Предметом банковского надзора является информация о деятельности банка, которая получается органом банковского надзора с соблюдением установленного порядка из определенных источников. Так, согласно ст. 57 Закона Украины "О Национальном банке Украины" для осуществления своих функций Национальный банк имеет право безвозмездно получать от банков, банковских объединений и юридических лиц, которые получили лицензию Национального банка на осуществление отдельных банковских операций, а также от лиц, относительно которых Национальный банк осуществляет наблюдательную деятельность в соответствии с Законом Украины "О банках и банковской деятельности", информацию об их деятельности и объяснения относительно полученной информации и проведенных операций.

Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Национальный банк имеет право безвозмездно получать необходимую информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления и субъектов ведения хозяйства всех форм собственности.

Полученная информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины [2].

Следует отметить, что банковский надзор все же имеет ограниченный характер, обусловленный законодательно определенной экономической независимостью банков. Согласно ст. 5 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается любым образом влиять на руководство или работников банков в ходе выполнения ими служебных обязанностей или вмешиваться в деятельность банка, за исключением случаев, предусмотренных законом. Вред, причиненный банку в результате такого вмешательства, подлежит возмещению в порядке, определенном законом [3].

Таким образом, банковский надзор в Украине осуществляется в законодательно установленных рамках с четкой нормативно-правовой регламентацией его порядка проведения. Однако, учитывая темпы государственного развития и его банковской индустрии, следует отметить, что банковский надзор также находится в непрерывном развитии. Это, в свою очередь, обязывает законодателя своевременно вносить изменения в соответственные нормативно-правовые акты, учитывая при этом сложившуюся международную практику.

Гарантировать достижение основной цели банковского надзора - стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов - можно, только полагаясь на высокий уровень законодательного процесса в государстве и применение тенденций развития мировой банковской системы.

Литература

  1. Конституция Украины от 28 июня 1996 г. N 254к/96-ВР.
  2. Закон Украины от 20 мая 1999 г. N 679-XIV "О Национальном банке Украины".
  3. Закон Украины от 7 декабря 2000 г. N 2121-III "О банках и банковской деятельности".
  4. Закон Украины "О банках и банковской деятельности": Научно-практический комментарий / Под ред. В.С. Стельмаха. К.: Концерн "Издательский дом "Ин Юре", 2006.
  5. Федеральный закон от 27 июня 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".