Мудрый Юрист

Место и роль массового правосознания в информационной сфере

Бреднева В.С., старший преподаватель кафедры теории, истории, философии права и государственно-правовых дисциплин Юридического института Сахалинского государственного университета.

С развитием общественных отношений, усилением информационного обмена появляются новые явления правовой действительности: электронная цифровая подпись, средства электронной цифровой подписи, информационная система, информационно-телекоммуникационная сеть.

В результате глобализации все более распространенным становится восприятие правовой ситуации на уровне обыденного правового сознания. Любые правовые явления отражаются в правосознании граждан, к таким явлениям складывается определенное отношение. Правовые представления воздействуют на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Массовое (обыденное) правосознание свойственно основной массе людей, оно формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Р.С. Байниязов называет обыденное правосознание народным и считает, что сущность данного типа сознания находится в глубинных источниках сознательного и бессознательного <1>. Уровень массового правосознания является важным показателем правовой культуры <2>.

<1> Байниязов Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. 163 с.
<2> Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т. 1. М.: Юридическая литература, 1981. С. 213.

Массовое сознание очень ограниченно. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника - индивидуального опыта. Основными чертами такого правосознания являются: массовость, эмпирический характер и не всегда достаточная компетентность. Обыденное правосознание означает повседневное познание правовой действительности самыми широкими народными массами, коллективами и конкретными людьми. Это наиболее распространенные и первичные правовые воззрения людей на состояние законодательства, правосудия, законности, выражающие их оценочное отношение к правовой сфере общества.

В этих представлениях о праве содержится как непосредственный правовой опыт народа, так и его иллюзии (мифы, легенды, предрассудки) и, следовательно, наблюдается переплетение рациональных и психологических компонентов правосознания при преобладании роли последних. Именно здесь складываются и приобретают свою живучесть народные пословицы, выражающие повседневное отношение людей к праву. Художественное и народное творчество в массовом правосознании может демонстрировать как меткость и глубину народного прозрения, так и ограниченность и некомпетентность суждений по вопросам правовой жизни <3>.

<3> Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учеб. пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. 52 с.

В то же время было бы ошибочным рассматривать массовое правосознание в качестве явления низшего порядка. И не только потому, что в него могут внедряться элементы научного и даже профессионального правосознания <4>. Значение массового правосознания заключается в его собственной ценности, в том, что оно внешне выражает потребности социальной жизни, является носителем господствующего в обществе чувства права и законности.

<4> Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 212.

Массовое правосознание, будучи в системном выражении компонентом массовой культуры, может формироваться под внешним воздействием: "Массовая культура - это культура, которая создается по законам рыночной экономики специализированной группой лиц, тесно связанных со средствами массовой коммуникации, которые рассматривают сферу культуры как сферу услуг... Ее творцами широко используется знание законов социальной, возрастной и патопсихологии, закономерностей формирования и функционирования, по выражению К.-Г. Юнга, "архетипов коллективного бессознательного" <5>.

<5> Хорина Г.П. Идеология в системе культуры: Монография. Изд-во национального ин-та бизнеса, 2007. С. 18 - 31. См. также о взаимодействии социально-политического и духовного формирования российского менталитета: Солманидина Н.В. Ключевский как историк российской ментальности. Пенза: ПГУАС, 2007. С. 57 - 77.

Таким образом, на формирование представлений о сущности и ценности правовых информационных явлений воздействуют внешние факторы и подсознательная информация.

Ученые неоднократно предпринимали попытки социологического исследования правосознания. Некоторые авторы полагают, что уровень правосознания российских граждан часто занижают <6>. Однако большинство исследователей считают, что общий объем осведомленности граждан о праве и государстве недостаточно высок, приводя результаты собственных социологических исследований <7>.

<6> Климов И. Есть и принципы, и цели // Первое сентября. 2004. N 84.
<7> Боровской Г.В. Знание Основного Закона РФ молодежью Сахалинской области. 2006; Михайловская И. Права и свободы личности в массовом сознании населения России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995. N 1. С. 32 - 37; Чинчиков А.М. Правовая культура: проблемы социологического анализа // Государство и право. 1997. N 7. С. 169; Мазаев Ю.Н. Как изменяется отношение населения к милиции? // Социологические исследования. 1997. N 11. С. 68; Максимова И.М. Правосознание как источник правового поведения личности: Дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2005; А.И. Верецкая, А.И. Стеценко. О некоторых особенностях правосознания студентов Воронежского государственного университета // Вестник ВГУ. Серия 1. Гуманитарные науки. 1999. N 1. С. 190 - 194.

В рамках научной работы автором при содействии Социологической лаборатории Сахалинского государственного университета проведен социологический опрос среди различных социально-демографических групп населения г. Южно-Сахалинска <8>. Опрос в целом направлен на изучение рационально-идеологических, социально-психологических и поведенческих компонентов массового правосознания сахалинцев <9>.

<8> При погрешности 5%, опрашивалось 380 респондентов: из них студенты составляют 150, специалисты со среднеспециальным образованием - 140 человек и специалисты с высшим образованием - 90.
<9> В научной работе также использованы материалы Социологической лаборатории Сахалинского государственного университета, заведующий лабораторией Г.В. Боровской.

Само исследование показало, что в общем сахалинцы (около 60% респондентов) могут ответить на вопросы по содержанию Конституции Российской Федерации. В процессе преподавательской деятельности выяснилось, что студенты неюридических специальностей (как дневного, так и заочного отделений) неплохо ориентируются в нормах семейного права, гражданского права, уголовного права, но практически ничего не знают об информационных правовых явлениях, таких как: электронная цифровая подпись, средства электронной цифровой подписи, информационная система, информационно-телекоммуникационная сеть.

Студенты практически ничего не знают о Федеральных законах "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (от 27.07.2006 N 149-ФЗ) <10>, "Об электронной цифровой подписи" (от 10.01.2002 N 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007)) <11>.

<10> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
<11> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

Таким образом, информационные правовые явления пока не нашли должного отражения в правовом сознании островитян.

В рамках социологического исследования сахалинских респондентов попросили указать, каким способом они узнают о принимаемых и действующих законах России.

Большинство респондентов (75%) ответили, что из "СМИ, преимущественно из теле- и радионовостей"; 5% получают информацию "от знакомых, родственников". Лишь 7% опрошенных читают официальные источники опубликования; 13% используют для этих целей справочные правовые системы.

Получается, что основным источником получения информации о существующих законах являются теле- и радионовости; а достоверность, объем и качество такой информации, в свою очередь, определяется правосознанием журналистов. Таким образом, можно сделать вывод, что содержание массового правосознания, в том числе запас знаний о правовых информационных явлениях, находится в определенной зависимости от правосознания особой социальной группы - журналистов.

Удивительно, но 51% сахалинских респондентов считают, что использование нелицензионного программного обеспечения "в целом приносит пользу обществу". Такие результаты совпадают с результатами аналогичных исследований, проводимых в других регионах <12>. В 2001 г. агентство политического мониторинга "Власть" провело социологический опрос, "посвященный изучению правосознания россиян и их отношения к нарушению авторских прав на программное обеспечение". Всего опрошен 401 человек (301 в Москве и 100 в Петербурге). Опрос проводился среди руководителей и специалистов предприятий. Большинство опрошенных (62,5%) сообщили, что использование пиратского программного обеспечения приносит пользу <13>.

<12> Краткий экскурс в историю борьбы с пиратством (по материалам документальных отчетов подкомиссии по безопасности информационного рынка Совета предпринимателей при мэре и правительстве Москвы) // Все окна. 2006. N 2 - 3 (14 - 15). См. также: Власть, бизнес и гражданское общество. Материалы дискуссий. М., 2003. С. 12 - 15.
<13> Там же.

Антиправовая форма массового правосознания порождает и соответствующее поведение в сфере права. И такое поведение (если позволяет индивиду достичь его целей) укрепляет антиправовые ориентации правосознания. Их изменение может быть достигнуто направленностью непосредственной правореализующей деятельности не только на соблюдение обязанностей, но и преимущественно на осуществление прав. Побуждение граждан к активному пользованию своими правами способствует осознанию ими ценности права, пусть сначала и сугубо утилитарной <14>.

<14> Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений / Под ред. С.Э. Крапивенского. Волгоград: ВолГУ, 1998. 240 с.

Правомерное или неправомерное поведение зависит от психологического самоконтроля личности и от внешнего самоконтроля - социального, этического и юридического. В современной России отсутствуют какие-либо приоритеты, ценности, нормы поведения, позволяющие индивиду производить психологический и внешний самоконтроль <15>. Н.В. Самарина отмечает: "Народ растерялся и не знает, в каком направлении двигаться. Психологический самоконтроль личности и внешний самоконтроль находятся на чрезвычайно низком уровне" <16>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Н.В. Самариной "Дуализм современного российского правопонимания" включена в информационный банк согласно публикации - "История государства и права", 2006, N 3.

<15> Самарина Н.В. Дуализм современного российского правопонимания // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. 2006. N 3. С. 4 - 5.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Н.В. Самариной "Дуализм современного российского правопонимания" включена в информационный банк согласно публикации - "История государства и права", 2006, N 3.

<16> Там же. С. 4 - 5.

В результате выявления деформации в структурных компонентах массового правосознания возникает закономерный вопрос: что необходимо в первую очередь предпринять, чтобы каждый член общества соблюдал абсолютно все законы, в том числе и в сфере информации?

34% сахалинских респондентов считают, что "такого невозможно добиться в принципе", 20% предлагают "повысить качество и ясность принимаемых законов", 10% - "ужесточить наказания за совершение правонарушений". 36% опрошенных считают, что "необходимо обеспечить механизм реализации законов, чтобы все права человека гарантировались, а уклониться от юридической ответственности было невозможно".

Нормальное правосознание можно изобразить как особый способ жизни, которым живет душа, предметно и верно переживающая право в его основной идее и в его единичных видоизменениях (институтах) <17>.

<17> См.: Ильин И.А. О сущности правосознания / Сост. и авт. вступ. ст. И.Н. Смирнов. М., 1993. С. 13.

Вместе с тем процесс познания информационных правовых явлений и в целом формирование правосознания жителей Сахалинской области происходит в сложнейшей ситуации, дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых одним из основных является социальная нестабильность в обществе.

Миграционное сальдо с 1990 г. носит устойчивый отрицательный характер. Если в 1990 г. численность населения Сахалинской области составляла 718,1 тыс. чел. <18>, то в 2007 г. - уже 519,6 тыс. чел. <19>. То есть за 17 лет численность жителей Сахалинской области уменьшилась приблизительно на 200 тыс. чел., что равняется примерно 28% от численности населения в 1990 г. На территории Сахалинской области все больше обосновываются представители азиатских стран.

<18> Кузьмин А.Г. Концептуальная программа развития человеческого потенциала в Сахалинской области в 2007 - 2030 гг. // http://www.sato.ru/kuzmin/collec7/index3_3_1.htm.
<19> Численность населения Сахалинской области продолжает снижаться // Интерфакс. 2007. 12 ноября. http://interfax.ru/r/B/uralFin/475.html?id_issue=1.

Островитянам непросто формировать в себе уважение к законам, в том числе и в сфере информации, в условиях, когда криминальная обстановка в области по-прежнему остается сложной <20>, когда официально признано, что в России уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52 процентов <21>.

<20> УВД Сахалинской области сообщает. Криминальная обстановка на Сахалине остается сложной // ИА SAKH.COM. 30 января 2008 // http://www.sakhalin.info/uvd/47951.
<21> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" // Российская газета. Федеральный выпуск. N 4211. 1 ноября 2006 г. // http://www.rg.ru/2006/11/01/programa-dok.html.

В результате правосознание сахалинцев оказывается деформированным, островитяне начинают принижать роль права в жизни общества, в том числе и в сфере информации, что в конечном счете порождает соответствующее поведение.

Познание информационно-правовых явлений необходимо и с практической точки зрения. Проведя несложный мониторинг объявлений о вакансиях на различные должности, можно увидеть, что современные работодатели предъявляют к потенциальному работнику требование - "владение компьютером на уровне уверенного пользователя".

В современных компаниях активно внедряются и используются системы электронного документооборота, а значит, потенциальному работнику необходимо знать, как работать с электронными юридическими документами. Кроме этого, все больше используется электронная цифровая подпись, позволяющая придавать юридический статус электронным документам, а следовательно, необходимо знать основы правового регулирования в этой сфере.

Таким образом, информационно-правовые явления пока еще не нашли должного отражения в массовом правосознании граждан. Представления о правах и обязанностях в сфере информации находятся в зависимости от развитости и сформированности компонентов массового правосознания. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем.