Мудрый Юрист

К вопросу о социально-исторических явлениях (аспектах) как содержательной части государственно-правовых явлений развития общества, государства

Ивайловский Д.А., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российского государственного гуманитарного университета (филиал РГГУ в г. Улан-Удэ), кандидат юридических наук, председатель избирательной комиссии Республики Бурятия.

Историческая реальность государственно-правовых явлений в обществе, государстве в своей основе исходит из их социологической интерпретации, согласно которой формирование исторического знания является социальным процессом. При этом знание социальной реальности одновременно конструирует саму эту реальность, включая ее прошлое, настоящее и будущее <1>. Наряду с этим само понятие "прошлого" и его отличие от "настоящего" до сих пор остаются не вполне определенными <2>.

<1> Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. Т. 1: Конструирование прошлого. СПб.: Наука, 2003. С. 5, 244.
<2> Савельева И.М., Полетаев А.В. Указ. соч. С. 190.

В этой связи "прошлая реальность" (во всем многообразии ее подсистем, элементов и связей) является предметом как исторической науки, так и науки истории государства и права России, теории государства и права, социальной философии и других видов научного и ненаучного знания.

Более того, эволюция представлений о прошлом и его роли в социальном мире тесно связана с категорией времени, а именно с понятиями "пространство" и "время". Это означает, что какие бы явления ни происходили в мире (социально-исторические и (или) государственно-правовые), они всегда совершаются в пространстве и времени... и развиваются только в одном направлении - от прошлого к будущему.

Люди своими совокупными усилиями творят историю. Определенные общественные отношения точно так же являются продуктом деятельности людей, как и средства производства, услуги. Поэтому законы общественного развития проявляются в сознательной совокупной деятельности людей и носят не субъективный, а объективный характер и характеризуют основную направленность социального развития <3>.

<3> Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарика, 1998. С. 555.

Общество в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из них действуют и общие законы, которые характеризуют именно повторяющееся, устойчивое в истории и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени и пространстве.

Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли и обусловливающими в основном характер и способ их деятельности, направление и формы их социальной активности. При этом формирование и развитие человека обеспечивается сложной, изменчивой материальной и духовной окружающей средой, в результате чего человек превращается в личность, в социальное существо <4>, а их разнообразная деятельность составляет сущность субъективного фактора истории <5>.

<4> Прохожев А.А., Карманова И.А. Регионы России: социальное развитие и безопасность. М., 2004. С. 10.
<5> Субъективный фактор потому и называется так, что раскрывает деятельность субъекта истории, каковыми являются массы, социальные группы и отдельные люди.

История человечества развивается так, что усиливается практическое значение субъективного фактора. Так, природные явления (катаклизмы), реакция и поведение (повадки) зверей, растений на их проявление осмысливаются через наблюдение человеческим сообществом. При этом использование и разрешение возникающих проблем при таких природных явлениях на пользу общества (род, племя) через традиции, обычаи становятся в жизни таких человеческих сообществ социальными явлениями, а их повторение во времени и пространстве - историческими явлениями.

Обществу исторически предшествовало сообщество, характерное для первобытных форм единения людей, в основе которого кровнородственные связи, совместный труд, общее ведение и потребление, низкий уровень развития производства, общественных отношений и культуры, получившее определение как догосударственный период общества <6>.

<6> См.: Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юрист, 2003. С. 44; Теория государства и права: Учебник / Кол. авт.; отв. ред. А.В. Малько. М.: КНОРУС, 2006. С. 23.

Усложнившаяся жизнь родоплеменного периода обусловила появление потребности думать о прошлом семьи, рода, племени (так, суровая реальность бытия заставляла заглядывать в недалекое будущее, например заготавливать продукты потребления впрок, и обращаться к опыту прошлого - преданиям и советам старших). Непреходящую роль в этом сыграл язык, в особенности зачатки письменности. Фиксируя опыт людей и передавая его из поколения в поколение, письменность вместе с орудиями труда и результатами труда создавала культурно-историческую традицию, преемственность, формировались обычаи и нравы.

Люди достигли осознания того, что у них есть не только настоящее, но и прошлое и будущее. Они стали осознавать, что новое поколение - лишь звено в общей цепи развития человечества, а общество представляет собой целостную систему жизнедеятельности людей. В этой связи понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе.

Поэтому складывающаяся социальная структура общества представляла собой уже исторически сложившуюся, упорядоченную, относительно устойчивую систему связей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами <7>.

<7> См.: Спиркин А.Г. Указ. соч. С. 570 - 583.

Вместе с тем в результате совокупности социальных, исторических закономерностей развивающегося общества догосударственного периода произошло зарождение нового социального явления как государства, в котором стали концентрироваться самые разнообразные интересы различных общественных сил. В догосударственный период общества эти интересы реализовывались через особенность социальной власти <8> и социальных норм <9> и являлись, по сути, отражением самой жизнедеятельности людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени посредством самоуправления, где основные функции - организационные, распределительные, контроль за пользованием ресурсами, обменом и торговлей, военные - выполняли вожди.

<8> Особенность социальной власти проявлялась в том, что она имела общественный характер и строилась на началах самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали). Органами власти выступали родовые собрания, старейшины, жрецы, военачальники и т.п., их власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях.
<9> "Социальные нормы - это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы. Возникая на конкретном историческом этапе, социальные нормы становятся своеобразным показателем уровня культуры данного общества, олицетворяют собой степень его цивилизованности, особенности жизнедеятельности того или иного народа, нации" // См.: Теория государства и права. С. 112 - 113.

В этой связи проявление вождества <10> в рамках стадий развития социальной популяции уже непосредственно примыкает к понятию власти государственной и, следовательно, может считаться ее предшественником или предгосударственной формой власти <11>, а по своей совокупности представляет признаки трансформации власти вождей во власть государственную <12>.

<10> Термин "вождество" - англ. Chief - начальник, руководитель, шеф и dom - владение, господство обозначает тип социально-политической организации, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь).
<11> Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004. С. 23 - 29.
<12> Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 34 - 39.

Трансформация власти вождей во власть государственную также должна была сказаться и на правилах поведения людей. Дифференциация социальных групп и связанное с ней усложнение общественной жизни (появление разнообразных форм собственности, развитие производства и разделение труда, деление общества на классы) с настойчивой необходимостью требовали особого органа, который бы полномочно осуществлял регулирование и управление многообразными функциями общественного целого. В этой связи общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью <13>.

<13> Публичной властью в литературе нередко называют аппарат власти и управления вместе с аппаратом принуждения. Аппарат принуждения - это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, всякого рода принудительные учреждения, как тюрьмы, лагеря. См.: Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. С. 82.

Таким образом, появление разнообразных форм собственности через развитие производства и разделение труда, деление общества на классы, касты, сословия обусловили потребность общества в публичной власти, а следовательно, в возникновении права и государства <14>.

<14> Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М.: Интограф, 1999. С. 182.

С переходом к государственно-организованному обществу возникает все большая потребность и в изменении естественных норм правового поведения, но уже в рамках соответствующей государственности. При этом государственность проявляет себя уже как отражение социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами права. Понятие "право" получает свое уже конкретное определение, а именно как социальные нормы, которые принимают характер границ поведения человека в рамках данной государственности <15>. Таким образом, возникновение права в современном понимании стало следствием усложнения социальных связей, обострения противоречий, с регулированием которых социальные нормы в догосударственном обществе справлялись все меньше и меньше <16>.

<15> См.: Спиркин А.Г. Указ. соч. С. 659.
<16> В процессе возникновения права правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями: перерастание мононорм (обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства; правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов - нормативных актов (законов, указов и т.п.); прецедентное право, состоящее из конкретных решений, принимаемых судебными или административными органами и приобретающими характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел // Теория государства и права. С. 30 - 32.

В этой связи: если вопрос о закономерностях образования государства един для всех времен и народов, то, однако, причины возникновения государства имеют разную природу. Поэтому вопрос о путях происхождения государства до настоящего времени является дискуссионным <17>.

<17> См.: Теория государства и права. С. 24; Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 46; Кревельд Мартин ван. Расцвет и упадок государства. М.: ИРИСЭН, 2006. С. 11 - 12; Для каждого общества в отдельности государство не было неизбежным. См.: Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М.: КомКнига, 2007. С. 9.

Появление, образование государств, на наш взгляд, - это продукт проявлений социально-исторических закономерностей в развитии человеческой цивилизации в разных точках территории Земли, так как природные явления, соприкосновение с ними и сопоставление с результатами последствий от природных явлений в разных человеческих сообществах раскрывают особенности проявления социально-исторических закономерностей <18>.

<18> Климатические, географические, природные условия проживания у разных народов могут существенно разниться и зачастую являются одной из причин разновременности их перехода к государственности. Имеет также место возникновение государственности, передача опыта государственно-правовой жизни определенным народам, через колонизацию как колонизация народов, проводимая Англией, Францией, Испанией, а позднее и Россией (переселение русских в Сибирь, на Дальний Восток).

В дальнейшем развитие общества шло в тесном взаимодействии права и государства, социальных структур, экономических основ различных обществ (государств), образуя все более сложные связи и отношения. В этой связи повторение социально-исторических явлений, их закономерность в пределах определенной территории и принятие органами власти по их проявлениям соответствующих нормативных правовых документов для общества и государства становятся уже государственно-правовыми явлениями.

Таким образом, проявление социально-исторических закономерностей в государстве, отраженных в соответствующих нормативных правовых документах, становится содержательной частью государственно-правовых явлений в обществе.

Наряду с существованием множества теорий возникновения государства мнение ученых о возникновении права практически одно - право как социальный институт возникает практически вместе с государством, так как во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы), тем самым в данном понимании право и государство неразрывны в своем генезисе <19>.

<19> Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. С. 44, 327.

Вместе с тем следует отметить, что всеобщая история права акцентирует сегодня внимание на возникновении правовых обычаев и законов в жизни отдельных народов и стран на всем протяжении истории - от древней и средневековой до современной истории. Она включает в себя обзор нескольких направлений эволюции возникающих правовых и организационно-властных учреждений и правил, к которым может быть отнесена и эволюция обычая в закон. В этой связи регулирующая сила обычая и закона определяется главным образом как упорядочивающая (процедурная) и дисциплинирующая (запрещающая и дозволяющая власть нормативных требований того и другого вида регулирования) <20>.

<20> Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 42 - 44.

Так, существенными моментами в понимании и истолковании эволюции правового регулирования являются, с одной стороны, древность обычая по сравнению с законом, с другой стороны, одинаковая сила их действия в том случае, если они отвечают критерию разумности.

Между обычаем и законом есть то общее, что, как правило, называют дисциплинирующим воздействием. И тот и другой непременно что-то запрещают, что-то дозволяют. Обычай может запрещать определенные поступки, продукты питания, ношение определенной одежды или употребление некоторых слов. Однако юридически значимыми можно считать лишь определенный круг из этого набора запретов, и в их числе те, что относятся к брачно-семейным узам, к пользованию землей и водоемом, охотничьими угодьями либо к способам возмещения вреда (кровная месть, тарифы поражений) и типическим преступлениям (вредное колдование или святотатственное нарушение).

Таким образом, обычай в своей совокупности во времени и пространстве также становится проявлением и отражением социально-исторической закономерности.

Сходную функцию меры дозволения и запрета, мы видим, выполняет и закон в государственно-организованном обществе. Однако закон, как и долговременный обычай, не сводится только к повелению - в нем прослеживается также элемент общего согласия с таким повелением и элемент разумности, нацеленный на обеспечение в первую очередь справедливости и благополучия для людей законопослушных.

Дальнейшая эволюция дисциплинарной власти и целеполагаемой направленности закона и обычая во многом предопределяется радикальностью и основательностью происходящих в обществе перемен, а также самой формой организации и распределения центров власти в обществе и государстве.

Так, в стадии перехода от родо-общинного строя к государству власть концентрируется в новообразованных учреждениях, профессиональных и сословных группах, а также в политико-территориальном центре (город-государство, храм с различными категориями служителей культа) и на периферии. Власть - авторитет старейшины рода, опиравшаяся до этого на обычай и общественное мнение, сменяется публичной властью государства, которая становится новой совокупностью принуждающих к подчинению учреждений, неизвестных родо-общинному быту.

Вместе с изменением организационных форм распределения власти изменяются и формы принуждения. В родо-общинных коллективах оно опиралось на моральные санкции, поддержанные обычаем и ритуалом (высмеивание, предостережение и угрозы сверхъестественными карами, общественное осуждение и нередко изгнание из племени), в государственно-организованном обществе - на жесткое следствие - обвинительное и розыскное, письменно оформленное и тайное.

Таким образом, социально-исторические явления (аспекты) в развитии общества в своей совокупности проявляют себя как закономерности и как содержательная часть государственно-правовых явлений государства. При этом необходимо также учитывать и то, что государство и право развиваются в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория "тип государства и права" абстрагируется от них и включает наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания <21>.

<21> Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. С. 95.