Мудрый Юрист

Межнациональный конфликт как одна из причин совершения массовых беспорядков (на примере ошского межнационального конфликта 1990 года)

Арипов Э.А., адъюнкт Академии управления МВД России.

Известно, что дисперсное расселение этносов создает дополнительные трудности в решении этнических вопросов для обществ переходного типа. Некоторые группы населения на территории самостоятельных государств претендуют на отделение и создание собственной государственности, когда в ходе выборов люди начинают использовать самое мощное политическое оружие - национализм, когда начинают раздаваться призывы к объединению по национальным и родоплеменным признакам. Хуже того, когда некоторые руководители властных структур разных звеньев сами начинают способствовать обострению ситуации. Примером этому может послужить Ошский этнический конфликт 1990 г., ставший одним из самых масштабных и жестоких на территории бывшего СССР.

Трагедия произошла в то время, когда в Кыргызстане обострилась социально-экономическая ситуация, выросла безработица. Только в Ошской области не имели постоянного места работы более 50 тысяч человек. Начинают возникать националистические формирования. Участниками конфликта оказались представители двух крупных этнических групп Центральной Азии - узбеки и кыргызы, и те и другие - представители титульных национальностей бывшего Советского Союза. Конфликт произошел на территории Республики Кыргызстан, в Ошской области, граничащей на западе с областями Ферганской долины Узбекистана. Сразу следует отметить, что Ошская область имеет полиэтнический состав населения: так, на момент конфликта из 1,3 млн. граждан кыргызы составляли 60%, узбеки - 26%, русские - 6,7%, помимо этого, там проживают многие меньшинства (таджики, татары, уйгуры, турки, немцы и др.). Причем расселение основных групп отражает до сих пор существовавшее ранее различие в традиционной хозяйственной ориентации кыргызов и узбеков: первые преимущественно занимают горы и предгорья, вторые - равнинные территории.

В административном центре области г. Ош (211 тыс. чел. на 1990 г.) узбеки составляли 46%, кыргызы - 24%, русские - около 20%. В районном центре г. Узгене узбеки также составляли большинство: из общей численности его населения - 34 тыс. человек узбеков - 27,5 тыс. человек; кыргызов - 4,2 тыс.; русских и украинцев - 1,4 тыс. человек. Сельское население узгенского административного района насчитывало 117,6 тыс. человек, из которых кыргызы составляли 89,9%, узбеки - 6,5%. А русские и украинцы - 2,6%.

Основными факторами, способствовавшими межэтнической напряженности, стали обострение социально-экономического кризиса и политическая нестабильность, среди которых были, прежде всего, возрастающая конкуренция за ресурсы (земельные участки) и за контроль властных структур, социальная дифференциация среди городского и сельского населения, нехватка жилья, безработица. Источником этнонационализма стала также конкуренция за рабочие места, особенно в органах государственной власти. Соперничество, доминирование и неравенство на индивидуальном и коллективном уровнях всегда были неизбежными социальными характеристиками общества. В многонациональном уровне всегда есть тенденция использовать групповую принадлежность, в том числе и этническую, для достижения социальных и политических преимуществ за счет представителей иной национальности. Когда социальная стратификация, этнополитическое неравенство и распределение власти проходят по этническим границам, возникает напряженность, и конфликт почти неизбежен.

Так, в Ошской области "перекосы в кадровой политике в пользу лиц кыргызской и русской национальностей привели к тому, что в структурах власти, среди руководителей облисполкома кыргызы составляли 85,7%, русские - 9,5%, а узбеки - только 4,5%. Аналогичное положение сложилось в составе руководящих кадров и аппарата профсоюзов и комсомола, а также правоохранительных органов".

Различия в условиях жизни городского и сельского населения также влияют на сферу межнациональных отношений, т.к. этнический состав города и села отличается даже в пределах республики, края, области и округа. Так, "по данным переписи населения, из кыргызов, составляющих почти 70% населения Ошской области, лишь 15,4% являются горожанами. В абсолютном большинстве кыргызское население занято в сельском хозяйстве, в животноводстве. В последние годы резко возрос миграционный поток кыргызской молодежи в город, где работа и жилье все больше становятся проблемой".

Открытый конфликт в форме массовых беспорядков и межобщинных столкновений начался 4 июня 1990 г. в г. Ош, который на следующий день распространился на Узгенский и другие районы области. Помимо г. Узген, массовые беспорядки произошли в ряде прилегающих к городу сел, где участники конфликта, главным образом кыргызы, совершили насильственные акты против узбеков и пытались проникнуть в г. Узген с целью расправы и изгнания из города узбеков. Следует отметить, что небольшие стычки между кыргызскими и узбекскими подростками имели место и раньше, особенно в праздничные дни, но в этот раз в массовые беспорядки были втянуты огромные массы людей.

Итоги межнационального конфликта были разрушительными: за первую неделю (4 - 10 июня) массовых беспорядков погибло 120 узбеков, 50 кыргызов и несколько русских. Согласно справке органов следствия, было совершено более 5000 преступлений (убийства, причинение вреда здоровью разной степени тяжести, изнасилования, погромы и грабежи). Насилие было остановлено объявлением чрезвычайного положения и вводом армейских подразделений в зону конфликта.

В бывшем Советском Союзе происходило несколько крупных межэтнических конфликтов, в частности: в Сумгаите, Фергане, Новом Узене (Казахстан), Нагорном Карабахе, осетино-ингушский конфликт, Приднестровье. Ошский конфликт имеет свои общие черты с данными конфликтами, но в то же время ошская трагедия среди этих конфликтов отличается своими формами и методами насилия.

Среди конфликтов Ошская трагедия отличается кровавыми методами насилия между двумя братскими народами - кыргызами и узбеками.

Как и в других местах СНГ, в самогеноциде поднимались этнотерриториальные интересы народов.

Эта трагедия происходила на почве наиболее тяжелой социально-экономической жизни и избыточности трудовых ресурсов населения области.

Конфликт связан с борьбой за доступ к власти обогащающегося населения. Этот конфликт типичен со своими жестокими формами: здесь убийства, изнасилования, поджоги, погромы, мародерство и т.п.

Убийства как в Оше, Узгене, так и в других районах и городах Ошской области происходили в следующих формах:

Нередки были такие случаи, когда после убийства человека сжигали, чтобы он не был узнаваем. Изнасилование женщин и малолетних было характерно для обеих сторон. Они совершались нередко в извращенной форме и группой лиц. Получили широкое распространение разные формы издевательств (раздевание женщин догола и выведение их на улицу) и истязаний как со стороны кыргызов, так и со стороны узбеков.

В ходе массовых беспорядков более 300 человек погибло, сожжено 411 домов, 54 магазина и госучреждения, 89 автомобилей. Ущерб составил 85 миллионов рублей.

Ошский конфликт пока остается единственным на территории бывшего СССР, по итогам которого были проведены серьезные судебные разбирательства, выявлены некоторые активные участники массовых беспорядков, и лицам, совершившим преступления, вынесены судебные приговоры с различными мерами наказания. Большое влияние на стабилизацию межнациональной обстановки в регионе оказало заключение в 1991 г. Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Кыргызстан и Узбекистаном. Совет национальностей Верховного Совета СССР принял Постановление "О событиях в Ошской области Киргизской ССР". В нем отмечается, что трагические события, сопровождавшиеся массовыми беспорядками, бесчинствами, фактами вандализма и повлекшие тяжелые последствия, явились следствием крупных просчетов в национальной и кадровой политике, нерешенности острых экономических и социальных проблем, многочисленных фактов нарушения принципов социальной справедливости. Руководители области и Киргизской ССР не извлекли уроков из ранее происшедших в республике межнациональных столкновений, проявили беспечность и недальновидность в оценке ситуации в регионе, игнорировали поступавшую информацию об активизации националистических элементов и назревшем конфликте.

Межнациональные конфликты в конечном счете порождены общими противоречиями социально-экономического, политического и духовного характера, но наряду с ними необходимо различать собственно национальные факторы, связанные с извращениями национальной политики, пренебрежительным отношением к национальным культурным ценностям, родному языку, ущемлением национальных чувств и т.д. Социально-экономические и другие факторы долговременного характера, являясь благоприятной основой для возникновения межнациональных конфликтов, которые нередко бывают основой возникновения массовых беспорядков, способны длительное время находиться в латентном состоянии. Современное состояние нашего общества содержит в себе потенциальную возможность возникновения на той или иной почве массовых беспорядков. Массовые беспорядки - деяния, совершаемые большим количеством людей, выражающие протест против общественной безопасности и общественного порядка. Характерная особенность массовых беспорядков состоит в их политизации и в том, что они могут быть спровоцированы экстремистки и националистически настроенными элементами и использованы ими в борьбе за власть. Массовые беспорядки, представляя собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов, в настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста и представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций. В целях повышения эффективности борьбы с массовыми беспорядками и смежными с ними преступлениями важно не только устранять пробелы законодательства, но и находить пути оптимального применения его действующих норм. Таким образом, этнонационализм - это реакция этнических групп на неспособность бывших и новых государственных образований, их политических элит найти демократическую формулу совместного существования граждан различного этнического происхождения. В этих условиях управление и функционирование государственности в полиэтнических обществах требуют особой компетенции, творческих подходов, политической воли и существенных материальных ресурсов. В многонациональных государствах политика в отношении национальностей должна иметь своим субъектом все народы и охватывать всю территорию того или иного государства. Ее цель - создавать наиболее благоприятные условия для этнокультурных общностей в сохранении прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью.