Мудрый Юрист

Судебная система татарской асср после принятия конституции тасср 1937 года

Мухамадеев А.Р., консультант Верховного суда Республики Татарстан.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов одобрил и утвердил Конституцию СССР. Суду и прокуратуре посвящена глава IX Конституции. В соответствии со ст. 102 правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Согласно ст. 104 Конституции Верховный Суд СССР являлся высшим судебным органом <1>.

<1> Конституция СССР. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. Государственное издательство юридической литературы. М., 1959. С. 14.

Верховные суды автономных республик избирались верховными советами автономных республик сроком на пять лет (ст. 107). Народные суды избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании - сроком на три года (ст. 109). Статья 110 Конституции гласила, что судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики с обеспечением лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать в суде на родном языке <2>.

<2> Там же. С. 15.

21 января 1937 г. XVII Всероссийским съездом Советов была утверждена Конституция РСФСР. Глава X Конституции РСФСР "Суд и прокуратура" полностью соответствовала главе IX Конституции СССР <3>.

<3> История государства и права России: Учебник / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев; под ред. Ю.П. Титова. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2006. С. 377.

Затем, 25 июня 1937 г., на XI Чрезвычайном съезде Советов Татарии была принята новая Конституция Татарской Республики. Свой посильный вклад в практическую разработку принципов советского правосудия, проведения в жизнь ленинских идей социалистического судопроизводства, которые получили закрепление в новой Конституции, внес и Главный суд ТАССР, предшественник Верховного суда ТАССР как высшего судебного органа республики. По свидетельству современников, Главный суд ТАССР не только твердо стоял на страже советских законов, но и по заслугам наказывал мошенников и растратчиков, тех, кто посягал на достоинство граждан, их жизнь и имущество <4>.

<4> Иоффе М. У истоков Советского правосудия // Советская Татария. 1977. N 222. 20 сент.

В главе VII Конституции ТАССР - "Суд и прокуратура" было предусмотрено, что правосудие в Татарской Автономной Советской Социалистической Республике осуществляется народными судами, Верховным судом Татарской АССР, а также специальными судами СССР, создаваемыми по Постановлению Верховного Совета СССР (ст. 73). Верховный суд Татарской АССР являлся высшим судебным органом Татарской АССР. На Верховный суд Татарской АССР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов Татарской АССР (ст. 75). Избирался Верховный суд ТАССР Верховным советом республики сроком на 5 лет (ст. 76). Народные судьи районных (городских) народных судов избирались гражданами района (города) на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет <5>.

<5> Конституция ТАССР от 25 июня 1937 г. Сборник законов Татарской АССР, указов Президиума Верховного Совета Татарской АССР и постановлений Совета министров Татарской АССР. Казань: Татарское книжное издательство, 1970. С. 18.

Судопроизводство в Татарской АССР, как это предусматривала ст. 78 Конституции, ведется в сельских районах, районах городов и поселках с большинством татарского населения - на татарском языке, в сельских районах, районах городов и поселках с большинством русского населения - на русском языке, а в центральных судебных учреждениях - на татарском и русском языках с обеспечением для лиц, не владеющих этими языками, полного ознакомления с материалами дела переводчика, а также права выступить на суде на родном языке <6>.

<6> Там же. С. 18 - 19.

Народные заседатели судов избирались на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих - по воинским частям сроком на два года (ст. 77). Судьи объявлялись независимыми и подчиняемыми только закону (ст. 80), а разбирательство во всех судах ТАССР открытыми, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту (ст. 79) <7>.

<7> Конституция ТАССР от 25 июня 1937 г. Сборник законов Татарской АССР, указов Президиума Верховного Совета Татарской АССР и постановлений Совета министров. Казань: Татарское кн. изд-во, 1970. С. 18 - 19.

Конституция Союза ССР, конституции союзных, автономных республик, кроме общих принципиальных положений, все же не могли должным образом конкретизировать организацию и деятельность суда. Основы организации и деятельности советской судебной системы Советского государства были развиты и закреплены в общесоюзном Законе о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, принятом Верховным Советом СССР 16 августа 1938 г. <8>.

<8> Саляхов Д.З. Казань и правосудие // Правосудие в Татарстане. 2005. N 2(23). С. 4.

Закон о судоустройстве предусматривал некоторую перестройку деятельности судов, характеризовавшейся ограничением полномочий верховных судов автономных республик и областей. Если ранее областные (верховные суды автономных республик) суды могли сами отменить приговоры в порядке надзора, то теперь это право принадлежало верховным судам, прокурорам союзных республик и Верховному Суду и Прокурору СССР.

В соответствии с указанным Законом упразднялся и Президиум Верховного суда ТАССР. Работа по надзору возлагалась на одного из заместителей Верховного суда республики, который предварительно рассматривал надзорные дела и с представлениями и заключениями направлял Председателю Верховного Суда РСФСР.

К этому моменту в соответствии с Законом о судоустройстве четко определилось структурное построение Верховного суда ТАССР. Вместо 4 коллегий, как это требовалось по законодательству, оставлено 2 судебных коллегии по уголовным и гражданским делам. В целях улучшения качества и упорядочения работы члены Верховного суда ТАССР по 2-й (кассационной) инстанции были прикреплены к отдельным районам. Коллегия по гражданским делам была укреплена и увеличена количественно до 2 составов (6 человек). Спецколлегия была ликвидирована. Несмотря на это, указывалось на низкое качество рассмотрения дел <9>.

<9> НАРТ. Оп. 13, д. 16, л. 2.

В состав Верховного суда ТАССР были избраны 24 человека: председатель, два его заместителя и 21 член суда. К началу войны в Верховном суде было всего 4 члена суда с высшим юридическим образованием, которых можно перечислить по фамилиям: Аблакова, Баюшева, Новгородцева и Сабирзянова. Председателем Верховного суда ТАССР с 27 декабря 1937 г. по 1 июля 1941 г. был Шамсутдинов Гарафутдин Хуснутдинович, заместителем председателя Шумилин Николай Петрович.

После принятия новой Конституции и освобождения Главного суда от функций судебного управления Главный суд был переименован в Верховный суд Татарской АССР - в точном соответствии с Конституцией. Еще до принятия Закона о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик органы юстиции Татарской республики, как и всей Федерации, стали вести подготовку к выборам народных судов. Первым шагом в этом отношении являлась аттестация народных судей. В то время народные суды работали по участковой системе, всего в республике имелось 70 судебных участков <10>.

<10> Емекеев В. Доклад о развитии органов юстиции Татарской АССР за 50 лет (1917 - 1967). Из личного архива. С. 42.

Основная задача Верховного суда ТАССР заключалась в проверке законности и обоснованности приговоров и решений народных судов по жалобам и протестам, а также в разрешении по существу дел важнейших категорий, отнесенных к ведению Верховного суда ТАССР (о бандитизме, крупных хищениях государственной и общественной собственности, предусмотренные Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г., позднее - бракоразводные дела).

Во второй половине тридцатых годов XX в. была развернута борьба с так называемым вредительством. В Верховном суде ТАССР в целях ликвидации последствий вредительства были пересмотрены дела, рассмотренные народными судами, специально организованной комиссией, за период с 1934 по 1937 г. включительно. Было рассмотрено 29249 дел с участием 38982 человек. Были прекращены дела с освобождением 899 человек.

Проводилась чистка и внутри судебной системы. Как докладывал председатель Верховного суда ТАССР в отчете о деятельности за 1938 г., "враги народа, орудовавшие в судебных органах, проводили вредительство по линии кадров, по линии неправильного осуждения трудящихся, с одной стороны, и оправдания вражеских элементов - с другой, нами значительно обновлен аппарат Верхсуда. Взамен изгнанных влились новые, свежие кадры. Если раньше в аппарате Верховного суда, как правило, была большая залежь дел, насчитывающаяся тысячами, с этим создавалась волокита, напрасное хождение людей и т.д., то теперь такой залежи нет" <11>.

<11> НАРТ. Ф. Р-3870, оп. 13, д. 16, л. 9.

Верховный суд ТАССР регулярно отчитывался перед руководством республики о состоянии дел. Так, в докладной записке председателя Верховного суда ТАССР Г. Сагитова в Татарский обком ВКП(б) о состоянии рассмотрения судами г. Казани арестантских дел сообщается, что судами города намного превышен лимит арестованных. За следствием числилось 146 арестантов при лимите 75 и за прокуратурой 181 арестант при лимите 75 человек. Превышение лимита было вызвано срывом рассмотрения дел из-за недоставки конвойным дивизионом обвиняемых в суды г. Казани <12>.

<12> ЦГА ИПД РТ. Ф. 15, оп. 3, д. 1454, л. 30.

Определенное представление об объеме работы народных судов можно сделать из следующих данных. В IV квартале 1937 г. судами рассмотрено 3743 уголовных дела, из них в 10 дней - 1089, до месяца - 1490, свыше 1 месяца - 1167. За это же время рассмотрено - 13153 гражданских дела, из них - до 10 дней - 1577. До 1 месяца - 4431, до 3 месяцев - 2800 и свыше 3 месяцев - 1345 дел.

Значительная нагрузка и неукомплектованность ряда судебных участков судьями явились основными причинами медленного рассмотрения дел. В работе судов допускались ошибки и в разрешении дел по существу. Неудовлетворительными темпами шло и предварительное следствие. В 1937 г. число оправдательных приговоров, вынесенных народными судами РСФСР (в том числе и ТАССР), составляло 10,3% к общему количеству привлеченных к уголовной ответственности. Значительной была отмена приговоров в кассационном порядке с возвращением дел на доследование и прекращение дел производством.

Штат численности Верховного суда ТАССР в 1938 г. составлял 25 человек вместе с председателем. Среди них 17 членов и кандидатов в ВКП(б), ВЛКСМ, 7 судей с высшим юридическим образованием.

За 1938 г. рассмотрено в порядке надзора 50 гражданских дел, из них трудовых 23, жилищных 23 и прочих 4 дела. С представлениями в Верховный Суд РСФСР направлено 5, с заключениями об отказе 35 гражданских дел. Представления по всем 23 уголовным делам удовлетворены, по гражданским делам 1 представление удовлетворено, другое отклонено. Согласно докладу председателя Верховного суда республики нарушений сроков рассмотрения дел в 1938 г. не было, кроме 60 вновь поступивших дел <13>.

<13> НАРТ. Ф. Р-3870, оп. 13, д. 16, л. 2, 9.

Нередко перед судебными органами ставили политизированные задачи, и высшие органы власти контролировали их деятельность, давали указания и директивы о решении той или иной категории дел. Суды часто исполняли роль правоохранительных органов. Так, Приказом народного комиссара юстиции от 22 февраля 1938 г. в связи с выборами в Верховный Совет СССР на судебные органы была возложена задача обеспечения выборов и предотвращения их срыва.

Было отмечено, что при выполнении этих задач судами допущен ряд серьезных политических ошибок, недостатки в медлительности рассмотрения дел указанной категории. Например, народный суд Ново-Письмянского района квалифицировал как простое хулиганство дело по обвинению Быстрякова, который на занятиях кружка по изучению сталинской конституции выражался нецензурной бранью в адрес конституции. Народный суд Бугульминского района квалифицировал как простое хулиганство дело по отношению Хуснуллина, который на занятиях того же кружка выражался нецензурной бранью в отношении кандидата в депутаты в Верховный Совет. Суд Азнакаевского района квалифицировал как хулиганство дело Садыкова, ведшего на кружке открытую контрреволюционную агитацию <14>. Подобная квалификация была недопустима в годы сталинских репрессий.

<14> НАРТ. Ф. Р-3622, оп. 3, д. 41, л. 5.

В 1937 - 1938 гг. в Татарии, как и по всей стране, продолжались массовые репрессии. В конце августа 1937 г. в Казань прибыла комиссия ЦК ВКП(б) во главе с Г.М. Маленковым. Руководителей республики обвиняли в попустительстве врагам народа, от работников НКВД требовали очистить республику от террористов, троцкистов, бухаринцев, шпионов. Были арестованы сотни партийных, советских работников, директоров предприятий, колхозов и совхозов <15>.

<15> Елизарова С., Фаезова Г., Шарафутдинов Д. Устроить в Буинске показательный процесс над врагами народа // Эхо веков. Казань, 2007. N 1. С. 86.

Соответственно, под "кровавую мясорубку" сталинских репрессий попали и сами работники юстиции, правоохранительных органов, судов. 9 - 11 мая 1938 г. по приговору выездной сессии Верховного Суда СССР во главе прокурора страны И. Матулевичем за три дня были поставлены к стенке более ста человек из политической элиты республики. Среди них были и много сделавшие для развития органов юстиции республики Г.Б. Богаутдинов, другие наркомы юстиции: Х.Р. Палютин, Ш.Г. Башкиров, В.Н. Филиппов, М.У. Усманов, которые впоследствии были реабилитированы посмертно <16>.

<16> Курманов М.М. На страже закона и справедливости // Право и жизнь. 2005. N 4(33). С. 10.

По некоторым сведениям, под репрессии попали более шестидесяти представителей татарской интеллигенции: писатели, литературные критики, драматурги, литературоведы, журналисты, работники редакций и издательств. В числе двадцати расстрелянных и не вернувшихся из заключения были классик татарской литературы Галимджан Ибрагимов, драматурги: Карим Тинчурин, Фатхи Бурнаш, писатели: Шамиль Усманов, Галимджан Нигмати, Гумар Гали, Крымов, Ф. Сайфи, Лябиб Гильми, Мухаметзянов и другие <17>.

<17> Нежметдинов Т. Мертвым не больно. Больно живым // Сборник очерков и статей. Казань, 2000. С. 34

Многие из дел в отношении более или менее известных людей рассматривала выездная сессия Верховного Суда СССР, однако некоторые процессы проходили и в Верховном суде ТАССР. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда ТАССР судила по Уголовному кодексу, так как власти не могли допустить наличия в стране политических преступлений <18>.

<18> Литвин А.Л. Запрет на жизнь. Казань: Татарское кн. изд-во, 1993. С. 70 - 72.

Таким образом, в 1937 г. Главный суд ТАССР, после принятия конституций СССР, РСФСР и ТАССР, был переименован в Верховный суд ТАССР, в точном соответствии с Основным Законом. Несмотря на то что цели и задачи работы, принципы осуществления правосудия, подсудность и подведомственность дел оставались практически такими же, как и в Главном суде ТАССР, факт создания Верховного суда ТАССР имел к тому времени огромное значение. Впервые высший орган республиканской судебной власти был зафиксирован в конституциях разных уровней как верховный суд, тогда как название верховных судов СССР и РСФСР фигурировало еще в Основных Законах 1924, 1925 гг. соответственно.

Фактически Верховный суд ТАССР на территории своей республики был признан равным по статусу союзному и российскому верховным судам, по отношению к СССР и РСФСР. Идеи широкомасштабной кампании партийных и общественных деятелей, ведущих работников юстиции начала 20-х годов по учреждению республиканского верховного суда, закончившиеся в те годы запретом со стороны центральных властей, были претворены в жизнь.

Несмотря на некоторое ограничение полномочий Верховного суда ТАССР, учрежденного после принятия Конституции ТАССР 1937 г., в целом его предназначение и функции оставались такими же, как и у Главного суда ТАССР.

После принятия Закона о судоустройстве 16 августа 1938 г. судебное управление было целиком сосредоточено в Народном комиссариате юстиции СССР, наркоматах союзных и автономных республик. К началу 1941 г. в Народном комиссариате юстиции ТАССР работало 43 человека, из них 20 - оперативных работников. В составе Наркомата юстиции имелось 5 отделов и 4 сектора: отдел народных судов, отдел кадров, финансово-хозяйственный отдел, спецотдел и секретариат на правах отдела, сектор статистики, сектор кодификации, сектор нотариата, сектор адвокатуры и сектор судебных исполнителей, который к 1941 г. был упразднен.

Одновременно шла повседневная работа, связанная с подготовкой выборов народных судей и народных заседателей, которая была полностью завершена в 1941 г. 12 июня 1941 г. Совет народных комиссаров Союза ССР рассмотрел и одобрил представленное Народным комиссариатом юстиции СССР Типовое положение о выборах народных судей и народных заседателей и установил, что выборы народных судов в союзных республиках должны быть проведены не позднее зимы 1941 - 1942 гг. Однако начавшаяся Великая Отечественная война задержала проведение выборов <19>.

<19> Емекеев В. Доклад о развитии органов юстиции Татарской АССР за 50 лет (1917 - 1967). Из личного архива. С. 44.