Мудрый Юрист

Церковная политика российского государства в XVIII веке: предпосылки и реализация (историко-правовой аспект)

Иванов И.А., аспирант кафедры истории России ПСТГУ.

История взаимоотношений Российского государства и Русской Православной Церкви в XVIII в. связана с процессом подчинения духовной власти светской и вовлечения Церкви в структуру государственного управления обществом.

В 1700 г. Петром I было упразднено патриаршество, и органом, возглавившим Церковь, стал Святейший Правительствующий Синод, который принадлежал к высшим органам государственного управления. В начале XVIII в. монарх был объявлен единой главой как светской, так и духовной власти, что послужило началом окончательного подчинения Церкви государству. С развитием абсолютистского государства претворение в жизнь идеи "симфонии" светской и духовной власти становилось неосуществимым. Процесс подчинения Церкви государству был однонаправленным, поэтому вопрос о возвращении к независимому состоянию Церкви самим государством серьезно не рассматривался.

В эпоху развития российского абсолютизма в XVIII в. единственным вариантом складывания государственно-церковных отношений оставалось существование лишь одного источника власти - государства. Исторически Православная Церковь была главной духовной опорой Российского государства, а складывавшиеся между ними взаимоотношения были основой государственной церковной политики.

Уже при Алексее Михайловиче (1645 - 1676) государство взяло под свой контроль церковное хозяйство, организовав в 1649 г. Монастырский приказ. В теории право собственности Церкви имелось и признавалось - на практике оно постоянно ущемлялось, так как фактическое использование земель ограничивалось, а часть доходов отчислялась в казну. В 1677 г. Церковь добилась упразднения Монастырского приказа, однако в начале правления Петра I (1689 - 1725) финансовые нужды, вызванные Северной войной, вновь выдвинули проблему церковного землевладения на повестку дня <1>. Начиная с 1700 г. государство берет под жесткий контроль Русскую Православную Церковь с ее имуществами. Немедленно по смерти последнего патриарха Адриана возрождается Монастырский приказ (Указ от 24 января 1701 г.), назначенный помимо патриарших приказов в рамках общего порядка государственной администрации для управления церковными вотчинами <2>. В обязанности приказа, как и в XVII в., входила регистрация крестьянских дворов на церковных землях, а также доходной недвижимости и таких промышленных строений, как мельницы и т.п. <3>. Особенно пострадало церковное управление после передачи судопроизводства Монастырскому приказу 24 января 1701 г. <4>. Чуть раньше, в 1699 г., все привилегии церковных вотчин были объявлены недействительными <5>, и сразу после этого были введены новые оброки, например на пчелиные улья <6>. Рыбные тони были конфискованы в пользу государства, частные монастырские солеварни превратились в государственные, монастырские мельницы обязаны были отдавать 25% своих доходов в пользу новой армии <7>. В 1701 г. в ведении Монастырского приказа находилось 137823 крестьянских двора <8>.

<1> Горчаков М. Монастырский приказ: Опыт историко-юридического исследования. СПб., 1868. С. 118.
<2> Полное собрание законов Российской империи: Собр. 1-е. С 1649 г. по 12 декабря 1825 г. СПб., 1830. ПСЗ. 4. N 1818, 1829.
<3> Горчаков М. Указ. соч. С. 102; ПСЗ. 4. N 1876, 2108; 5. N 3182; 6. N 3954, 4081.
<4> ПСЗ. 4. N 1834.
<5> ПСЗ. 3. N 1711.
<6> ПСЗ. 4. N 1956, 1958, 1995, 2007.
<7> ПСЗ. 4. N 1965, 1966, 1981, 1983.
<8> ПСЗ. 4. N 1834.

В целом курсы церковной политики всех правительств эпохи дворцовых переворотов (1725 - 1762) близки по духу реформам Петра I: подчинение церковного управления государству, управление и контроль над церковным имуществом. Однако смены правительств и условия прихода к власти царствующих особ наложили свой отпечаток и на характер отношения верховной власти к Церкви.

Воцарение Екатерины I (1725 - 1727) было ознаменовано созданием Верховного Тайного Совета, который фактически сосредоточил у себя в руках всю государственную власть. Св. Синод и Сенат теперь стали подотчетны Тайному Совету, а не монарху. Так, при Екатерине I зависимость Церкви от государственной власти еще больше усилилась, но, несмотря на это, светская власть не решилась радикально разрешить вопрос неэффективности хозяйственной власти Синода.

В данное время не была проведена секуляризация церковных владений, но сделана попытка отстранить Синод от хозяйственных дел Церкви. В июле 1726 г. Синод был разделен на два департамента. Один департамент, который, собственно, и назван был Синодом, ведал сугубо духовными делами. Второй - Коллегия экономии синодального правления <9> - занимался администрацией, хозяйством и судом с прямым отчетом перед Сенатом, минуя Синод <10>. Гарантом прав Синода являлся не закон, а дееспособный монарх. Отсутствие же такового вело к сильному давлению светской власти на церковную. В данное время секуляризация была невозможна, так как существующая власть не всегда пользовалась доверием и симпатией населения страны.

<9> ПСЗ. 7. N 4919.
<10> Там же.

С восшествием на престол Анны Иоанновны (1730 - 1740) был создан так называемый Кабинет Министров, которому непосредственно подчинялись все государственные учреждения, в том числе Сенат и Синод. Именно Кабинет в приказном порядке назначал епископов и других духовных сановников на должности, не учитывая мнение Св. Синода, который все больше оттеснялся от реальной власти <11>. Секуляризационной курс в правлении Анны Иоанновны практически воплощается в жизнь: в 1738 г. Коллегия экономии была передана из Синодального ведомства в подчинение Сенату, а Синод лишился доходов с церковных владений. Церковная политика императрицы, которая вызывала крайне негативное отношение духовенства, была логическим продолжением реформ Петра I.

<11> Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи (ПСПиР). СПб., 1910. 7. N 2334, 2355.

Воцарение Елизаветы Петровны (1741 - 1761) было восторженно встречено населением страны, особенно духовенством. Набожность новой императрицы и активная поддержка ее воцарения Синодом давали духовенству серьезный повод для надежд на то, что государство пойдет на определенные уступки Церкви. Поэтому, хотя формально Елизавета в своей церковной политике руководствовалась идеями Петра I, фактически ее личное отношение к Церкви и духовенству способствовало усилению позиций Церкви. В июле 1744 г. Синод добивается ликвидации Коллегии экономии, а для управления хозяйством в Синоде создается Канцелярия синодального экономического правления <12>. В сентябре 1757 г. Елизавета приказала лишить монастыри и архиерейские дома права управления своими вотчинами, а духовенство перевести на государственное содержание <13>. Другими словами, объявлялась секуляризация всех духовных владений. Но духовенству удалось воздействовать на императрицу в пользу задержки этой реформы.

<12> ПСПиР (при Елизавете Петровне). 2. N 691, 768, 775, 714.
<13> ПСЗ. 7. N 4151, 4511, 4608, 5005; 10. N 7791; 11. N 8232.

Петр III (1761 - 1762), не любивший православие, иерархию и монашество <14>, сразу после своего воцарения подписывает ряд распоряжений: об усилении государственного надзора за управлением церковными вотчинами; об исполнении всех проектов елизаветинского царствования по ограничению земельных прав духовенства <15>. 21 марта 1762 г. он визирует указ о полной секуляризации недвижимых церковных имуществ <16>. Синодальная коллегия экономии, ведавшая церковными землями, передавалась в ведомство Сената. Но через три месяца после этого Екатерина II совершила очередной дворцовый переворот и, стремясь завоевать поддержку духовенства, отменила секуляризацию <17>.

<14> Русская старина. 1879. N 25. С. 587.
<15> ПСЗ. 15. N 11441, 11480, 11481. Сборник Императорского Русского исторического общества. N 18. С. 210; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1851 - 1879. Т. 25. С. 11.
<16> ПСЗ. 15. N 11498.
<17> ПСЗ. 16. N 11582.

В эпоху дворцовых переворотов было две попытки фактической секуляризации церковного имущества. Но в первый раз, при Елизавете Петровне, этого не произошло под давлением окружения императрицы, а второй раз Церкви удалось сохранить свои владения в связи с дворцовым переворотом. За это время Св. Синод уже вполне сжился с положением государственного учреждения по делам Церкви, и борьба его с государством протекала в основном только в русле экономических отношений.

В период усиления российского абсолютизма (конец XVII - XVIII в.) тенденция подчинения церковной власти светской определила отношение государства к Церкви и при Екатерине II (1762 - 1796). Вопрос о церковном землевладении безуспешно пытались решить предшественники Екатерины II <18>. Петр I своими церковными реформами установил относительную подчиненность Церкви верховной власти в политико-идеологической сфере, но император, как и его преемники, не смог устроить выгодно для государства хозяйство Церкви. Поэтому и перед Екатериной II встала проблема. Императрица решила ее в пользу государства, проведя секуляризацию.

<18> Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII веке. Очерк истории секуляризационной реформы 1764 г. М., 1990; Комиссаренко А.И. Хозяйство монастырских вотчин и секуляризационная реформа в России. 20 - 60-е гг. XVIII в. М., 1985.

В первые месяцы своего правления Екатерина была очень нерешительна и осторожна в отношениях с духовенством. Она удовлетворила просьбу духовенства вернуть ему секуляризованные Петром III земли, но вместе с тем императрица учредила комиссию по составлению штатов для духовенства, которая занялась переписью имущества Церкви <19>.

<19> ПСЗ. 16. N 11716; ПСПиР. 1. N 76.

Указ от 26 февраля 1764 г. положил конец старому спору между государством и Церковью. Все имения Синода, архиерейских домов и монастырей, во владении которых, по данным ревизии 1763 г., числилось 911 тыс. душ мужского пола податных крестьян и 8,5 млн. десятин земельных угодий, поступали в казну и передавались Коллегии экономии <20>. Монастырям были оставлены только небольшие сады, огороды и пастбища в размере 6 - 9 десятин каждому. Бывшие монастырские крестьяне отныне обязаны были платить в казну оброк в размере полтора рубля с мужской души. Из оброка государство выплачивало определенную сумму на содержание монастырей и архиерейских домов <21>.

<20> ПСЗ. 16. N 12060; ПСПиР. 1. N 167.
<21> ПСЗ. 24. N 18273, 18950; 25. N 18090; 26. N 19370; 28. N 22785; 31. N 24246; 36. N 27622; 30. N 22894; 31. N 24627; 37. N 28611; N 3323 // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе (12 декабря 1825 г. - 1 марта 1881 г.). Т. 3. СПб., 1830 - 1884 (далее - 2 СЗ); 2 СЗ. 13. N 11518; 14. N 12458.

Резко было сокращено число монастырей и монашествующих, о чем свидетельствуют ведомости упраздненных монастырей за 1764 - 1770 гг. <22>. В Малороссии, Польше и Закавказье также была проведена секуляризация, но позже - с 1786 по 1788 г.

<22> РГИА. Ф. 796. Оп. 45. Д. 391.

Государство действительно получило от этого мероприятия доход почти в 1 миллион рублей, который потом все больше увеличивался. Крестьянам бывших церковных вотчин была передана в руки земля, а отмена барщины, введение полуторарублевого оброка и перевод их из лично зависимого состояния в положение особой категории экономических крестьян благотворно сказались на хозяйстве и ликвидировали почву для конфликтов между духовенством и крестьянами.

Логика действий церковной политики Екатерины II была определена деятельностью в этой сфере ее предшественников. Направления и цели ее церковной политики повторяли (в разной мере) отношение к Церкви предшествующих монархов. Однако она использовала новые методы в проведении некоторых своих мероприятий. Также борьба с оппозиционным духовенством проводится уже не только чисто репрессивными мерами. В большей мере используются для этой цели кадровые перестановки в среде высшего духовенства и предоставление привилегий. В общем, отношение Екатерины к Церкви и духовенству не было таким чисто утилитарным, как у некоторых предшествующих правительств. Искренне веря в необходимость и полезность просвещения для народа, императрица пыталась привлечь Церковь к этой важной деятельности. И разборы духовенства, и введение новых штатов, и предоставление привилегий, и даже отчасти секуляризация были призваны усилить воспитательную функцию Церкви и поднять авторитет духовенства. Этой идеей были связаны все эти реформы.

Правительственная политика периода секуляризации исходила из идеи Петра I о необходимости максимально рационального использования церковных вотчин в интересах казны, не считаясь с фактическим правом собственности Церкви, но и не затрагивая его юридически <23>. Колебания правительственной политики зависели от состояния государственной казны в тот или иной момент и от решения, что в данный момент выгоднее - светское или духовное управление. При таких обстоятельствах Святейший Синод мог лавировать и, настаивая на своем праве собственности, бороться за частичное или полное управление церковными имениями.

<23> Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II. СПб., 1900.

В XVIII в. Русская Православная Церковь превратилась в одно из ведомств государственного аппарата. Она лишилась своих владений и оказалась полностью зависимой от средств, выделяемых на ее содержание государством. Из независимого проповедника христианских идеалов она превращается в послушного государственного проводника официальной государственной идеологии. Такая действительность горько переживалась частью духовенства и общества. Начинается глубокий кризис русского православия, кульминацией которого стал XX в.