Мудрый Юрист

К вопросу о типологии несовершеннолетних насильственных преступников с психическими аномалиями, совершивших насильственные преступления

Липский В.Н., следователь 2-го отдела УРППБД ГСУ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, старший лейтенант юстиции.

Основными компонентами личности любого человека являются особенности темперамента, характера, интеллекта. Потребности личности, определяющие ее направленность, бывают биологические (органические), личные (психологические) и сверхличные (общественные). В структуре каждой нормальной личности разные потребности находятся во взаимозависимости и взаимогармонии, которые определяются общественными обстоятельствами, сопутствующими проявлению личности. В связи с этим направленность личности подростка и зависит в первую очередь от особенностей преобладающих отношений к жизненным обстоятельствам <1>.

<1> См.: Антонян Ю.М. Криминальная психиатрия как частная криминологическая теория // Сов. государство и право. 1990. N 10. С. 44 - 51; Перцова Л.В., Саблина Л.С. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними наркоманами. М., 1990.

Уровень развития личности несовершеннолетнего раскрывается в способностях, функциональных возможностях психической деятельности (состояние эмоциональности, направленности интересов, интеллекта) и определяет степень простоты или сложности, общности или дифференцированности. Преобладание общественных интересов над личными является одним из ведущих критериев социальной ценности личности, ее общественной дифференцированности. Общая структура личности подростка раскрывается в типичной для нее взаимосвязи основных компонентов. Принципиальная цельная личность всегда отличается единством формы выражения (поведения) и содержания (решительность, постоянство). Адаптированная личность несовершеннолетнего обеспечивает высокую степень приспособляемости к многообразным условиям социальной действительности и адекватного поведения в них. Аномальные, деструктивные личности, напротив, обычно в такой степени отклоняются от условной средней нормы, что даже в благоприятных внешних общественных обстоятельствах испытывают субъективные трудности или отличаются дисгармоничным поведением в ходе приспособления к жизни <2>.

<2> См.: Королев В.В. Психические нарушения у подростков-правонарушителей. М., 1992.

Академик В.Н. Кудрявцев указывает, что первое, важнейшее звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления, под которыми обычно понимаются внутренние побуждения. "Изучение мотива отвечает на вопрос, почему человек поступает так, а не иначе".

Л.М. Балабанова абсолютно правильно указывает, что мотивация поведения является ключевым понятием, на основе которого могут быть объединены усилия криминологов, психологов, судебных психиатров по изучению преступных и общественно опасных действий, а также по разработке мер по их предупреждению <3>.

<3> Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). Донецк: Сталкер, 1998. С. 128 - 129.

По мнению указанного автора, в отечественной патопсихологии сложилось целое направление - школа Б.В. Зейгарника, в центре внимания которой находится анализ мотивационных изменений в зависимости от различных форм психических заболеваний и психической патологии. Многочисленные исследования показали, что патология личности представляет собой в основном нарушения в сфере мотивов. В одних случаях заболевание меняет строение мотивов, нарушает их иерархию, опосредованность, в других - смыслообразующая функция мотива превращается лишь в знаемую. Установлено, что патологические изменения личности (особенно у подростков) состоят в утрате критичности и подконтрольности поведения, в появлении новой ведущей деятельности или изменении прежней (при алкоголизме, наркоманиях, психопатии, шизофрении, анорексии и т.д.) <4>.

<4> Там же.

Т.П. Печерникова, Б.В. Шостакович, В.В. Гульдан высказали предположение о том, что за внешне схожими противоправными действиями психопатических личностей и психически здоровых лиц (в том числе и подростков) могут лежать совершенно различные механизмы мотивообразования <5>.

<5> Печерникова Т.П., Шостакович Б.В., Гульдан В.В. К вопросу о мотивации противоправных поступков у психопатических личностей // Судебно-психиатрическая экспертиза. М., 1978. Вып. 31. С. 11 - 21.

Рассматривая вопросы типологии и мотивации насилия в рамках криминальной агрессии подростков, Э.Е. Чистова сообщает, что типология агрессивных несовершеннолетних преступников конструируется "с учетом характера и степени выраженности личностных качеств, определяющих индивидуальную предрасположенность к криминальному агрессивному поведению, его (поведения) мотивационного разнообразия и различий в ситуациях реализации криминальной агрессивности" <6>.

<6> Чистова Э.Е. Криминальная агрессия и ее предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 17.

Совместно с психологами ГУФСИН нами было проведено комплексное криминологическое исследование подростков с психическим аномалиями, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Учитывались личностно-мотивационные свойства, выраженность криминогенных искажений, социальная направленность, факторы становления личности. На основании полученных данных были сформулированы следующие типы несовершеннолетних насильственных преступников-психоаномалов:

  1. "устойчивый" тип - характеризуется стойкими эмоционально-волевыми деформациями, злобой, несдержанностью, открытой неприязнью к окружающим людям, государственным и общественным институтам. Невысокий интеллектуальный уровень, неспособность адаптироваться к внешней среде, изъяны воспитания "компенсируются" агрессивными реакциями. Насильственные действия преступников отличаются продуманностью, жестокостью. Сами же несовершеннолетние признают лишь культ грубой силы и "кодекс" криминальной субкультуры. Индивидуальные особенности определяются акцентуациями характера эксплозивного круга, аффективными нарушениями. Агрессивное поведение может быть спровоцировано употреблением алкоголя, психоактивных веществ;
  2. "профессионально-ролевой" ("лидерский", "субкультуральный") тип - к данной категории относятся преступники-рецидивисты (психопатизированные личности), с выраженными общественно опасными формами поведения, которые стали их образом жизни. Как правило, это организаторы и участники групповых преступлений строго определенной направленности (квалификации). Потребность в самоутверждении нередко приобретает у данных подростков гипертрофированные формы. Стандарты поведения продиктованы преступными обычаями и традициями;
  3. "ситуативный" тип - у несовершеннолетних наблюдаются отчетливые искажения в ценностно-нормативных ориентациях личности. В определенных ситуациях у подростков начинают доминировать лишь насильственные тенденции. Они отвергают любую мысль об использовании законных методов достижения цели. В ряде случаев несовершеннолетние сами провоцируют окружающих, стремятся искусственно создать условия для совершения преступления. Данные подростки состояли на учете у врача-психиатра по поводу органического расстройства личности, эпилепсии;
  4. "асоциально-гедонистический" тип - объединяет психопатизированных лиц с выраженными эгоистическими установками, повышенной тягой к удовольствиям, развлечениям, безделью. Личность преступника характеризуется ранней половой инициацией, аморальностью, наличием психосексуальных девиаций. Подростки уделяют значительное (утрированное) внимание своей внешности, физической подготовке, а также освоению перверсных (извращенных) способов половой активности. Представители данного типа склонны к гомосексуальным, бисексуальным, педофильным контактам. Криминальная агрессия проявляется в совершении изнасилований или насильственных действий сексуального характера;
  5. "инфантильно-игровой" тип - совершение преступных действий насильственного характера происходит по игровым мотивам, из чувства групповой солидарности ("мы как все"). Сами подростки не задумываются над тяжестью возможных последствий. Игровые мотивы вообще характерны для несовершеннолетних, но в данном случае речь идет об особой категории подростков-инфантилов, которые даже среди сверстников выделяются детскостью, впечатлительностью, обидчивостью. Их суждения незрелы, мышление конкретно, эмоциональная сфера крайне неустойчива. Волевые функции длительное время задерживаются в своем развитии. Несформированность познавательной деятельности сочетается с истощаемостью, взрывчатостью, злопамятностью;
  6. "суггестивный" ("зависимый", "внушаемый") тип - характеризуется наличием в своем составе слабовольных, нерешительных, тревожно-мнительных и внушаемых подростков. Они совершают преступления не в силу стойких криминальных установок, а в связи с "давлением" лидеров, членов группы. Чтобы избавиться от дискомфорта и повысить собственную агрессивность, принимают алкоголь или наркотики. Трусость и безынициативность обеспечивают им второстепенные роли в подростковой иерархии. В положительном окружении они быстро адаптируются и становятся на социально одобряемые позиции. Ценностные ориентации содержат элементы как позитивной, так и негативной направленности;
  7. "деструктивный" тип - в связи с наличием выраженных, стойких психических аномалий (эндогенных заболеваний, ядерной психопатии) и антисоциальных установок у подростков формируются искажения в мотивационной сфере, поведение становится менее опосредованным, заметно снижается поведенческий контроль. Несовершеннолетние уклоняются от учебы, любого труда, не испытывают привязанности к родственникам, знакомым. У них выражены инстинктивные влечения, особенно гиперсексуальность. Спектр расстройств очень широкий (в рамках вменяемости). Расстройства личности и поведения часто отягощены хроническим алкоголизмом и полинаркоманией;
  8. "смешанный" тип - самый распространенный. Несмотря на сложные сочетания различных черт, качеств, один из типологических комплексов обязательно является доминирующим. Так, например деструктивные проявления встречаются у всех насильственных преступников, что способствует образованию таких групп, как "ситуативно-деструктивный тип", "деструктивно-суггестивный" и т.п.

Таким образом, все сказанное в данной работе позволяет заключить, что насильственные действия являются результатом взаимодействия личности и среды, причем влияние социальной среды носит неоднозначный характер. Криминологическая значимость феномена личности несовершеннолетнего насильственного преступника обусловлена тем, что она является активной стороной взаимодействия, для нее характерна сознательная целенаправленная деятельность.

Для агрессивных девиантных подростков, насильственных преступников характерно дисгармоничное формирование личностных ориентаций с выраженными деструктивными тенденциями, носящими полифакторный характер (агрессивный, жестокий, самоутверждающийся, аддиктивный и т.д.).

Психические аномалии оказывают существенное влияние на индивидуальное преступное поведение, могут выступать в качестве криминогенного фактора и проявляются в виде стойких эмоционально-волевых, характерологических, невротических, поведенческих, психосексуальных нарушений.

В основе насильственных преступлений несовершеннолетних лежат следующие мотивы: статусные, замещающие, игровые, защитные, самооправдания. Для насильственной мотивации несовершеннолетних характерны: ситуативность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость. В целом же данная категория лиц характеризуется аморальными и антисоциальными установками, эгоцентризмом, конфликтностью.