Мудрый Юрист

Советский нотариат в середине 50-х годов XX века

Кодинцев А.Я., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доцент, кандидат исторических наук.

Смена режима, происходившая в середине 50-х годов XX в., вызвала к жизни новые проекты изменения системы нотариата. В феврале 1955 г. СМ РСФСР предложил Министерству юстиции (далее - МЮ) РСФСР разработать в месячный срок новое положение о государственном нотариате. Началось обсуждение проекта. В первом варианте проекта МЮ и Управления МЮ (далее - УМЮ) сохраняли все административные права в отношении нотариусов. Замечания на проект прислали: Магаданский облисполком (и еще пять облисполкомов), Министерство коммунального хозяйства РСФСР, Прокуратура РСФСР, Министерство финансов РСФСР, МИД СССР. Министр юстиции России А.Т. Рубичев предлагал внести следующие изменения в нотариальном праве:

  1. Предлагалось предоставить нотариусам право выдавать свидетельства о праве собственности на долю общего имущества супругов, нажитого во время брака. По Положению о нотариате РСФСР 1947 г. граждане могли получить такое свидетельство, только обратившись в суд.
  2. Расширялись права исполкомов советов. Во-первых, сельские советы получали право удостоверять завещания. По Положению 1947 г. они такого права не имели. Во-вторых, расширялись права исполкомов по удостоверению договоров на сумму 1000 рублей. По Положению 1947 г. они удостоверяли договоры на сумму до 500 рублей. В-третьих, все исполкомы в местностях, где не было нотариусов, могли совершать все нотариальные действия. До этого таким правом обладили только сельские исполкомы, а городские, поселковые исполкомы могли только свидетельствовать копии документов.
  3. Вводятся два свидетеля при составлении завещания, в тех случаях, когда завещатель сам не мог подписать документ. По Положению 1947 г. свидетели не требовались.
  4. Отменялась ст. 23 Положения 1947 г. То есть отменялась норма об обязательной выдаче заключения сельского совета при удостоверении договора купли-продажи строения. Применение этой нормы в 1947 - 1955 гг. вызывало массу проблем.
  5. Отменялась ст. 65, предусматривающая обязанность нотариуса требовать согласия кредитора при возврате из депозита сумм лицу, внесшему их в депозит.
  6. Отменялось свидетельствование тождественности лица с лицом, изображенным на фотографии.
  7. В проект было внесено много норм из инструкций по нотариату, принятых и действовавших в 30 - 40-е годы.

После согласования текста проекта с МЮ СССР новый текст был представлен 30 марта 1956 г. в СМ РСФСР. И... застрял.

Отражением общей тенденции к расширению нотариальных прав советских органов власти стала серия инструкций МЮ республик. Например, 10 марта 1956 г. вышла инструкция МЮ Туркменской ССР, утвержденная СМ ТССР, "О порядке выполнения нотариальных действий исполкомами рай/гор/посел/сельских Советов депутатов трудящихся". Допускалось совершение нотариальных действий в тех местностях, где не было нотариальных контор. Такие функции выполняли секретари исполкомов. Они могли проводить нотариальные действия по узкому перечню дел.

Новые положения о государственном нотариате были утверждены в октябре 1955 г. в Казахстане, Армении и Туркменистане, в ноябре 1955 г. - в Азербайджане, в декабре 1955 г. - в Грузии, Латвии и Киргизии, в январе 1956 г. - в Литве, в феврале 1956 г. - в Узбекистане, в марте 1956 г. - в Таджикистане и Эстонии, в апреле 1956 г. - в БССР и Молдавии, в декабре 1956 г. - на Украине. Положение о государственном нотариате РСФСР было утверждено только в 1965 г. <1>.

<1> См.: Сборник приказов, инструкций и писем МЮ Туркменской ССР. Ашхабад, 1957. С. 24 - 29; Юдельсон К.С. Советский нотариат. М., 1959. С. 32 - 34; ГАРФ, ф. А-259, оп. 7, д. 7866, л. 73 - 88.

В середине 50-х годов объем нотариальных действий, совершаемых нотариусами, сокращался (рост возобновился в 1956 г.). Прежде всего уменьшилось число действий, связанных с договорами отчуждения строений, договорами бессрочного пользования, удостоверения доверенностей и передоверий, выдачей исполнительных надписей, засвидетельствованием верности копий и подлинности подписей. Такое уменьшение было вызвано государственной политикой по передаче части нотариальных функций в Советы. Так, директивное письмо МЮ РСФСР от 9 февраля 1955 г. исключило обязательное удостоверение доверенностей и передоверий в нотариальных конторах. Уменьшается миграция населения и уменьшается количество засвидетельствований верности копий и подлинности подписей. Уменьшение удостоверения договоров отчуждения строения было проявлением экономии граждан. Так, совершив домашнюю сделку на строение, граждане обращались в суд с заявлением о признании права собственности на строение. Суд рассматривал заявление в рамках особого производства, и собственник строения вместо 3% (у нотариуса) платил 3 рубля пошлины в суде. Сельские нотариальные конторы совершали 5 - 8 нотариальных действий в день. В то же время в крупных городах число нотариальных действий могло превышать 70.

Проведенные ревизии выявляли традиционные нарушения, допускаемые нотариусами. Многие нотариусы нарушали п. 30 Инструкции о госнотариате 1948 г. Удостоверяли договоры отчуждения строений без истребования справок об отсутствии арестов и запрещений на отчуждаемые строения, без проверки принадлежности строения продавцу или удостоверяли договоры по справкам, срок действия которых истек. Нарушался п. 36 Инструкции. Удостоверялись договоры отчуждения строений без истребования заявления от другого супруга о том, что в браке не состоит, или заявления продавца строения об отсутствии у него супруга(и). Нарушался п. 38 Инструкции. Удостоверялись договоры отчуждения строения без истребования заявления совладельца о том, что ему известно о предстоящей продаже доли домовладения. Нарушался п. 42 Инструкции. При удостоверении договоров об отчуждении строений, расположенных в сельской местности, не истребовалась справка правления колхоза об отказе приобрести строение для надобностей колхоза и постановление общего собрания членов колхоза о предоставлении в пользование покупателя земельного участка, находящегося под строением. Истребовались лишние справки: от правления колхоза об отказе приобрести строение для надобностей колхоза, от сельского совета о невозражении против продажи строения и т.д. В нарушение п. 32 Инструкции удостоверялись договоры отчуждения строений, не зарегистрированных в коммунальном органе. В нарушение п. 75 Инструкции при удостоверении передоверий в конторе не оставлялась копия основной доверенности. В отдельных случаях нотариусы требовали явку лица, на имя которого выдавалась доверенность. Зачастую при удостоверении и засвидетельствовании тех или иных документов юридических лиц не проверялись правомочия должностных лиц.

По-прежнему нотариусы допускали большое количество нарушений при выдаче свидетельств о праве наследования. Они зачастую не требовали от наследников доказательств о месте открытия наследства, о факте своевременного принятия наследства. Не всегда истребовались доказательства о наличии родственной связи с наследодателем. Выдавались свидетельства о праве наследования без проверки принадлежности наследственного имущества наследодателю. Требовали дополнительные справки от наследников (об отсутствии арестов на строения, об отсутствии задолженности по налогам и т.д.). В нарушение ст. 420 ГК РСФСР иногда выдавались свидетельства о праве наследования по закону на строения в неравных долях <2>.

<2> См.: ГАКО, ф. Р-903, оп. 3, д. 14, л. 2 - 10.

В середине 50-х годов функции министерств юстиции по управлению нотариатом постепенно сужались. Уменьшалось количество выпускаемых приказов, уменьшалось число ревизий. В малых республиках были ликвидированы отделы нотариата в 1954 г., и остался один ревизор по нотариату. Отделы нотариата сохранились только в РСФСР и УССР. Летом 1956 г. в МЮ РСФСР отдел составлял девять человек. В мае 1956 г. в МЮ СССР отдел состоял из семи человек. В феврале 1954 г. в большинстве УМЮ были сокращены должности ревизоров по нотариату. В 1955 г. в УМЮ РСФСР не хватало 78 ревизоров по нотариату. То есть в большинстве управлений не было не только секторов, но даже ревизоров по нотариату, и управление осуществляли случайные люди, назначенные начальником УМЮ. В 1954 г. Курганское УМЮ обревизовало девять контор (из 13) и проверило три. Связь с нотариусами уменьшилась до такой степени, что они перестали посылать отчеты о своей деятельности в Управление МЮ. В 1955 г. УМЮ по Курганской области провело 11 ревизий и три проверки нотариальных контор. После ликвидации МЮ СССР и УМЮ СССР все управление нотариусами сосредоточилось в МЮ республик. В республиках с областным делением управление на местах стали осуществлять председатели областных судов. Как правило, в областном суде работал один ревизор, который наблюдал за нотариусами. Бывший заместитель министра юстиции РСФСР И.Д. Перлов предупреждал, что суды не обладали достаточными знаниями, чтобы управлять нотариусами. Реальное управление сосредоточилось в руках ревизоров. Перлов предлагал освободить суды от этих функций и передать руководство нотариатом областным конторам. А общее руководство пусть осуществляет МЮ республики. С Перловым соглашались юристы Л.А. Громов, Е.И. Згурская, А. Досанов (председатель ВС КазССР). Например, согласно приказу от 6 сентября 1956 г. МЮ ТССР назначал старших нотариусов. Председатели областных судов назначали нотариусов. Такая система просуществовала несколько лет до ликвидации МЮ республик. После этого управление нотариатом перешло под контроль верховных судов республик <3>.

<3> См.: К вопросу о реформе судебного управления в СССР // Советское государство и право. 1957. N 10. С. 129 - 130; Перлов И.Д. До конца завершить реформу судебного управления в СССР // Советское государство и право. 1957. N 1. С. 24; Сборник приказов, инструкций и писем МЮ Туркменской ССР. Ашхабад, 1957. С. 50; ГАКО, ф. Р-903, оп. 3, д. 11, л. 9; д. 14, л. 6; д. 15, л. 3; ГАРФ, ф. А-259, оп. 7, д. 7869, л. 12; ф. А-353, оп. 15, д. 24, л. 11; ф. Р-5446, оп. 90, д. 972, л. 10, 13.

На 1 июля 1953 г. штат нотариальных контор в СССР составлял 2954 человека. Работало 2884 нотариуса. Из них высшее юридическое образование имели 878 человек (30,4%), среднее (включая курсы) - 1423 (49,3%). Не имели юридического образования 583 нотариуса. Образовательный уровень нотариусов постепенно повышался. В 1955 г. 32% нотариусов РСФСР имели высшее юридическое образование, 34% - среднее. Почти прекратилась текучесть кадров. В 1954 г. был уволен 21 нотариус. На 1 января 1955 г. в РСФСР работало 158 старших нотариусов и 1436 нотариусов (фактически 1415). Как правило, нотариальная контора областного центра считалась главной конторой в регионе. Ее штат состоял из одного старшего нотариуса и его заместителя, а также нескольких технических работников. Остальные конторы, как правило, состояли из одного нотариуса, который выполнял все виды работ. Заработная плата старшего нотариуса в середине 50-х годов составляла 1000 рублей, нотариуса - 685 - 770 рублей.

Функции управления все чаще стали осуществлять сами нотариусы. Так, в Курганской области в 1954 - 1956 гг. нотариусы провели 175 бесед и докладов среди населения, проверили работу 87 сельских советов по совершению ими нотариальных действий, провели 62 инструктажа с секретарями и председателями сельских советов, провели 31 обобщение нотариальной практики по отдельным видам действий <4>.

<4> См.: ГАКО, ф. Р-903, оп. 3, д. 14, л. 4; д. 15, л. 3; д. 17, л. 13; ф. Р-1519, оп. 4, д. 62, л. 2 - 6; ГАРФ, ф. А-353, оп. 15, д. 24, л. 11, 49; ф. Р-9492, оп. 1 а, д. 749, л. 77.

В середине 50-х годов изменилась система управления нотариатом. После ликвидации министерств и управлений юстиции контроль над нотариусами вновь переходит к судебной системе. В какой-то степени это привело к ослаблению управления. В то же время именно в этот период нотариат становится стабильной структурой в системе органов советской юстиции. Повышается качественный уровень нотариусов, постепенно уменьшается количество правонарушений в нотариальной сфере.