Мудрый Юрист

Мошенничество при выдаче необеспеченных векселей м. Кадыралы уулу

Кадыралы уулу М., адъюнкт Академии управления МВД России.

Активное использование векселя в экономической жизни Кыргызстана объясняется широкими возможностями применения этой ценной бумаги в различных сферах бизнеса в качестве средства финансирования и удобного расчетного средства. Дополнительную привлекательность вексельным операциям придают их доходность и широкая доступность. При этом выдачу векселя можно произвести без сложных подготовительных процедур и формальных ограничений со стороны контролирующих и надзирающих органов <1>.

<1> См.: Гамза В.А., Ткачук И.Б. Преступления в сфере вексельного обращения: криминалистическая характеристика и меры предупреждения: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2004. С. 9.

В отличие от других видов ценных бумаг лицензирование векселей действующим законодательством <2> не предусмотрено, так как вексель является долговой ценной бумагой, выдаваемой в оплату каких-либо услуг или товара взамен денежных средств с обязательством обмена векселя на деньги в определенное время и по установленным условиям. Это означает, что лицо, выпускающее векселя, не обязано сообщать о себе данные, которые позволили бы оценить реальное исполнение обязательств перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими <3>.

<2> См.: Закон КР от 3 марта 1997 г. N 12 "О лицензировании" // Наша газета. 1997. 11 марта; Ведомости Жогорку Кенеша КР. 1997. N 3. Ст. 126.
<3> См.: Чистяков А.А. Предупреждение мошеннических действий, присвоений и растрат в исправительных учреждениях ФСИН: Монография / А.А. Чистяков, Н.Д. Эриашвили, А.И. Григорьев. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. С. 56.

В основе вексельных правоотношений должно быть товарное прикрытие, т.е. сделка на поставку или куплю-продажу товара, и в этом значении вексель по содержанию является долговым обязательством и не может выпускаться серийно на какую-либо заранее обговоренную общую сумму, а является разовым документом.

Законом Кыргызской Республики от 15 января 2003 г. N 7 "О присоединении КР к Конвенции, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях" (приложения к названному закону) предусмотрено, что физические и юридические лица вправе брать на себя обязательства по переводному и простому векселю <4>.

<4> См.: "Эркин-Тоо" N 5 от 22 января 2003 г. // Ведомости Жогорку Кенеша КР. 2003. N 2. Ст. 73.

В свою очередь, государство, разрешив открытый финансовый рынок, не предусмотрело соответствующих механизмов контроля, который обеспечивал бы надлежащую правовую защиту участников вексельного рынка от криминальных рисков. Преступления, совершаемые на вексельном рынке, разнообразны. Значительную часть преступлений, совершаемых на вексельном рынке, составляет мошенничество при выдаче необеспеченных векселей.

Способ обмана при выдаче векселя заключается в том, что взамен ценной бумаги приобретателю выдается документ, в котором содержатся заведомо ложные сведения либо иной умышленный дефект формы векселя, т.е. заранее задуманные нарушения правил выдачи векселя, лишающие ценную бумагу вексельной силы. Ложной, применительно к описываемой ситуации, является запись в векселе "Обязуюсь уплатить". "Векселедатель" в большинстве случаев просто не располагает средствами для оплаты по векселю и изначально не имеет намерения его оплатить. Мошенник использует специальные приемы с целью создать видимость надежности своей организации и высокой ликвидности ценных бумаг <5>.

<5> См.: Гамза В.А. Аферы в кредитно-финансовой сфере. Меры предупреждения и борьбы / В.А. Гамза, И.Б. Ткачук. М.: Вершина, 2007. С. 65.

Так, например, президент ОсОО компании "Рентон Групп" гражданин П. с целью хищения чужого имущества в особо крупных размерах путем обмана и злоупотребления доверием с 1999 г. по август 2003 г. произвел незаконную эмиссию ценных бумаг - простых векселей номинальной стоимостью 1000 сомов, 5000 сомов и 10000 сомов (сом - денежная единица КР). При этом достоверно зная, что вексель не может быть выпущен для его масштабного и публичного размещения. С целью получения материальной выгоды, якобы для пополнения основных средств ОсОО компании "Рентон Групп", он путем обмана, злоупотребления доверием и продажи под проценты простых векселей, якобы обеспеченных продукцией компании, стал распространять их среди населения КР, заключая с каждым гражданином договор о купле-продаже товара, принадлежащего ОсОО "Рентон Групп", при этом рекламируя ОсОО "Рентон Групп" через СМИ как преуспевающую компанию, тогда как на самом деле все денежные средства им растрачивались и присваивались и компания имела большие убытки, о чем свидетельствуют отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности, в которых указаны убытки в размере 14728377 сомов за 2001 г. и 34918484 сомов за 2002 г. Кроме того, с целью введения в заблуждение граждан КР для того, чтобы они вкладывали денежные средства, в ОсОО компании "Рентон Групп" были выпущены рекламные буклеты, в которых указывалось, что компания имеет золоторудное месторождение "Джамгыр", откуда планируется добыча золота на сумму более 5 млн. долларов США, хотя месторождение "Джамгыр" принадлежало ОсОО "Джамгыр Ресурс". С целью введения в заблуждение жителей КР им были изготовлены макеты золотых слитков, которые якобы добывались на золоторудном месторождении "Джамгыр". Всего с 1999 г. по август 2003 г. ими не были возвращены 1587 гражданам КР денежные средства в сумме 129728000 сомов <6>. Своими преступными действиями гражданин П. причинил материальный ущерб вкладчикам в особо крупном размере, в результате государство получило 1587 обманутых держателей ценных бумаг. Более того, такие действия резко отрицательно влияют на инвестиционный климат страны, подрывают доверие иностранных инвесторов в правосудие и законность на территории Кыргызской Республики.

<6> См.: Архив суда Первомайского района г. Бишкека Кыргызской Республики. Уголовное дело N 082-03-0029.

Следовательно, чтобы предотвратить преступления, регулирующие органы обязаны были своевременно принять меры и информировать уполномоченные органы и население о возникающих рисках невозврата денежных средств по причине рекламирования и выпуска ОсОО "Рентон Групп" ценных бумаг - векселей, не соответствующих законодательству КР.

В отдельных случаях мошенники, убеждая приобретателя векселя в надежности выданной ими ценной бумаги, ссылаются на внесенную в вексель запись, согласно которой векселедатель поручает обслуживающему его банку производить платежи по выданным им векселям за счет средств на его расчетном счете. Из содержания указанной записи следует, что платеж должен быть произведен в банке по месту нахождения расчетного счета векселедателя. При этом банк в случае необходимости подтверждает свою готовность выполнить поручение. Таким образом, недостаточно искушенный в вексельном и финансовом праве приобретатель векселя полагает, что банк берет на себя и обязательства об оплате векселя. В свою очередь, при наступлении срока платежа векселедержатель обращается в указанный банк с требованием об оплате векселя и узнает, что ценная бумага оплате не подлежит в связи с отсутствием средств на расчетном счете векселедателя, а сам банк никаких обязательств по векселям не несет. Дело в том, что банк, на который векселедатель возлагает обязанность платить по векселю, не является лицом, несущим в силу ст. 47 Конвенции о Единообразном законе о переводном и простом векселе ответственность за оплату векселя перед векселедержателем. Такую ответственность несет сам векселедатель, назначивший уполномоченное лицо для платежа. Прямое указание векселедателем на банк (либо иную организацию) как плательщика (а не посредника в оплате) по векселю также не является гарантией будущей оплаты ценной бумаги. Такое указание подлежит выполнению лишь в тех случаях, когда предполагаемый плательщик акцептирует ценную бумагу <7>.

<7> См.: Гамза В.А., Ткачук И.Б. Преступления в сфере вексельного обращения: криминалистическая характеристика и меры предупреждения: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2004. С. 59 - 60.

Отсюда следует, что контролировать риски в сфере вексельных правоотношений исключительно усилиями соответствующих государственных структур, как показала практика, невозможно в принципе. А лишь работа - взаимодействие государства с негосударственными участниками вексельного рынка касательно следующих вопросов - положительно скажется на повышении стабильности и надежности вексельных операций: правовые и организационные условия защиты интересов участников вексельного рынка; предупреждения и выявления негативных событий и процессов в вексельном рынке; обнародования этих негативных событий и сведений о недобросовестных участниках вексельного рынка; и особо ответственно отнестись к новым проектам в вексельном рынке и т.д.