• Согласно ЖК РФ <1> основанием возникновения жил...">
    Мудрый Юрист

    Договор найма служебного жилого помещения

    Шипунова Е.А., аспирантка кафедры гражданского и семейного права МГЮА.

    1. Согласно ЖК РФ <1> основанием возникновения жилищного правоотношения по найму служебного жилого помещения является договор найма служебного жилого помещения (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ).
    <1> См.: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ "Жилищный кодекс Российской Федерации" // Российская газета. 2005. 12 янв.; 2005. 31 дек.; 2006. 21 дек.; 2006. 31 дек.

    Однако договорное оформление отношений по найму служебного жилого помещения осуществлялось не всегда. Так, во время действия ЖК РСФСР в г. Москве Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы служебные жилые помещения предоставлялись гражданам по служебному ордеру без заключения договора найма <2>, а в некоторых случаях - и без оформления ордера, но на основании решения администрации города и общественной комиссии по жилищным вопросам или решения правления <3>.

    <2> Материалы, предоставленные Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по ЮЗАО.
    <3> См.: Судебная практика по жилищным делам (Особенности применения нового Жилищного кодекса). Судебный вестник. Июнь 2006 г. N 2(26) // http://www.scourt.vens.ru/vestnik/vestnik26/6_3 и дело N 2-1572/2002 // Архив Гагаринского районного суда г. Москвы.

    В г. Москве в период с 31 июля 2003 г. (от даты принятия распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 31 июля 2003 г. N 219 "О порядке работы по предоставлению жилой площади в аренду и заключению договоров аренды (субаренды)" <4>) до 1 августа 2006 г. служебные жилые помещения предоставлялись в соответствии с распоряжениями префектов г. Москвы Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы работодателям по договору аренды на 5-летний срок. При этом арендодателем выступал, как правило, ДЕЗ района.

    <4> Материалы, предоставленные Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по ЮЗАО.

    В свою очередь арендодатели предоставляли данные помещения в субаренду также на 5-летний срок своим работникам с возможностью перезаключения. Такая возможность закреплена, например, в распоряжении Управления в Юго-западном административном округе Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 25 июля 2005 г. N 05.56.00156 <5>.

    <5> Документ не был опубликован // Материалы, предоставленные Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по ЮЗАО.

    Фактически служебные жилые помещения предоставлялись по договору субаренды даже во время действия ЖК РФ, для того чтобы в случае отпадения оснований предоставления жилых помещений нанимателей можно было в кратчайшие сроки выселить из данных жилых помещений (что закреплено, например, в Определении Московского городского суда N 331 6642 <6>) и не применять в судебном порядке ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, устанавливающую категории нанимателей, которых нельзя выселить без предоставления других жилых помещений, т.е. выселить без предоставления другого жилого помещения.

    <6> См.: Определение Московского городского суда N 3316642 // Материалы, предоставленные Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по ЮЗАО.

    С 1 августа 2006 г. согласно распоряжению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 7 июля 2006 г. N 669 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Москвы от 2 мая 2006 года N 306-ПП "Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2005 году и о городских жилищных программах на 2006 год" <7> в г. Москве жилые помещения должны предоставляться сотрудникам предприятий (организаций) только по договорам найма служебных жилых помещений.

    <7> Материалы, предоставленные Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по ЮЗАО.

    Несмотря на прямое указание законодателя, в настоящее время на практике такое предоставление не происходит из-за отсутствия типового договора найма служебного жилого помещения, разработанного вышеуказанным органом. Вместе с тем данная позиция представляется спорной, поскольку и в г. Москве должен использоваться Типовой договор, утвержденный Постановлением Правительства РФ <8>.

    <8> См.: Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" // Российская газета. 2006. 17 фев.
    1. Представляется, что, учитывая определение договора найма специализированного жилого помещения, понятие договора найма служебного жилого помещения должно быть сформулировано следующим образом.

    По договору найма служебного жилого помещения одна сторона - наймодатель обязуется передать другой стороне - нанимателю (гражданину в связи с характером его трудовых отношений с наймодателем, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления) жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

    По общему правилу договор является срочным. Однако законодатель в ч. 3 ст. 104 ЖК РФ весьма специфично определяет срок данного договора: договор заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

    Срок имеет в договоре весьма важное значение еще и потому, что в зависимости от него можно классифицировать договоры найма на договоры, заключаемые на определенный срок (например, согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" <9> определенным категориям военнослужащих служебные жилые помещения предоставляются на первые пять лет военной службы) или срок, определенный периодом исполнения служебных обязанностей (например, почтальонам).

    <9> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Российская газета. 1998. 2 июня; 2001. 31 дек.; 2007. 6 марта; 2007. 22 марта.

    Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 34 Закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <10> служебное жилое помещение предоставляется в виде квартиры с мебелью и телефоном. Из данной нормы с неизбежностью следует, что договор найма служебного жилого помещения является необходимым основанием для заключения договора, в соответствии с которым осуществляется предоставление мебели и телефона. Но, несмотря на явную взаимосвязь, это два самостоятельных гражданско-правовых договора.

    <10> См.: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Российская газета. 1994. 12 мая; 2003. 1 июля; 2005. 26 июля; 2007. 6 марта.
    1. Специфика договора найма служебного жилого помещения проявляется прежде всего в субъектном составе. И в первую очередь в определении круга нанимателей по договору найма служебного жилого помещения.

    В настоящее время к нанимателям, в частности, относятся:

    1. сотрудники милиции <11>;
    <11> См.: ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; Российская газета. 2007. 6 марта.
    1. сотрудники и работники органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов РФ военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск МВД РФ <12>;
    <12> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 "Об утверждении Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации" (п. 1 Типового положения) // Российская газета. 2002. 28 дек.; 2004. 12 окт.
    1. военнослужащие <13>. Следует отметить, что существуют две категории военнослужащих: одни обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы (например, военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения и получения офицерского звания (начиная с 1998 г.)); другие на определенный срок (например, военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), - на первые пять лет военной службы);
    <13> См.: ч. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Российская газета. 1998. 2 июня; 2001. 31 дек.
    1. члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы <14>;
    <14> См.: п. 1 ст. 34 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Российская газета. 1994. 12 мая; 2003. 1 июля; 2005. 26 июля.
    1. работники государственных природных заповедников и национальных природных парков <15>;
    <15> См.: п. 3 Постановления Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1027 "О мерах по усилению социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных природных парков" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 42. Ст. 4007.
    1. слесари, дворники, техники-смотрители <16>;
    <16> См.: подп. "в" п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 18 октября 1962 г. N 1390 "О повышении ответственности за сохранность и содержание в исправном состоянии жилищного фонда" // СП РСФСР. 1962. N 20. Ст. 102.
    1. почтальоны <17>;
    <17> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 5 ноября 1968 г. N 716 "О выделении в городе Москве служебных жилых помещений для почтальонов" // СП РСФСР. 1968. N 23. Ст. 113а.
    1. рабочие и служащие, занятые на работе по эксплуатации газовых систем <18>;
    <18> См.: п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 12 января 1970 г. N 15 "О мерах по повышению безопасности газоснабжения городов, поселков и других населенных пунктов" // Документ опубликован не был.
    1. работники специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением <19>;
    <19> См.: п. 91 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" // Российская газета. 1995. 11 мая.
    1. работники лесного хозяйства <20>.
    <20> См.: Постановление Правительства от 20 февраля 1995 г. N 161 "Об утверждении Перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст. 757.

    Проанализировав данный перечень, следует заключить, что категории нанимателей устанавливаются различными нормативно-правовыми актами, которые в настоящее время не приведены в единую систему и во многом устарели.

    В то же время ч. 2 ст. 104 ЖК РФ прямо не называет категории граждан, которые могут быть нанимателями, закрепляя отсылочную норму, согласно которой такие категории устанавливаются:

    1. органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации;
    2. органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;
    3. органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.

    С одной стороны, предоставление указанным субъектам права самим определять категории нанимателей позволяет им согласовывать свои потребности и ограниченные ресурсы, с другой стороны, на практике возможны злоупотребления в части расширения или сужения категории нанимателей <21>.

    <21> Так, в юридической литературе некоторые авторы писали, что "правильное определение круга лиц, которым может быть предоставлено служебное жилое помещение, с одной стороны, дает возможность правильно использовать имеющиеся наличные служебные помещения в соответствии с их целевым назначением, с другой стороны, гарантирует трудящегося от поселения его в специальных жилых помещениях в тех случаях, когда работнику может быть предоставлено жилое помещение по договору жилищного найма" (см.: Аскназий С.И., Брауде И.Л., Пергамент А.И. Жилищное право. М.: Госюриздат, 1956. С. 207). Л.В. Васильченко критиковал установление права на поселение в служебное жилое помещение таких лиц, которые по характеру трудовых обязанностей не имеют ничего общего со специальным назначением жилищного фонда (см.: Васильченко Л.В. Договор жилищного найма в ведомственных домах. М.: Юрид. лит., 1973. С. 15). Г.С. Сиволобова, А.Е. Мушкин отмечали, что помещения "в нарушение закона предоставляются в качестве служебных тем работникам, которым по характеру их деятельности нет необходимости проживать по месту работы (бухгалтерам, счетоводам, экономистам и т.п.)" (см.: Сиволобова Г.С. Вопросы правового регулирования предоставления и пользования служебными жилыми помещениями // Проблемы совершенствования жилищного законодательства и практики его применения в свете положений Конституции СССР: Сборник материалов научно-практической конференции. М., 1980. С. 38 - 39; Мушкин А.Е. Право граждан на жилище. Л.: Лениздат, 1982. С. 112). Ю.Г. Басин писал, что "на практике встречаются нарушения Закона, когда служебные жилые помещения предоставляются работникам, занимающим должности, не внесенные в Перечень должностей, или когда режим служебного распространяется на жилое помещение, которое таковым не является" (см.: Комментарий к Жилищному кодексу Казахской ССР / Под ред. Ю.Г. Басина. Алма-Ата, Казахстан, 1987. С. 195).

    Для обеспечения правовой определенности в данном вопросе как для граждан-нанимателей, так и для юридических лиц, недопустимости необоснованного сужения или расширения категорий граждан, имеющих право на предоставление служебных жилых помещений, необходимо принятие нормативно-правовых актов соответственно на уровне Российской Федерации, каждого ее субъекта, муниципального образования, которые бы устанавливали исчерпывающий перечень категорий нанимателей, которым предоставляются служебные жилые помещения из жилищного фонда Российской Федерации; исчерпывающий перечень категорий нанимателей, которым предоставляются служебные жилые помещения из жилищного фонда определенного субъекта Российской Федерации (в г. Москве в настоящее время только разрабатывается список юридических лиц, работники которых имеют право на получение служебного жилого помещения); исчерпывающий перечень категорий нанимателей, которым предоставляются служебные жилые помещения из жилищного фонда определенного муниципального образования. Кроме того, из-за отсутствия перечня категорий нанимателей, утвержденного правовым актом законодательного органа г. Москвы, в настоящее время предоставление служебных жилых помещений в г. Москве приостановлено.

    1. Наймодателями по договору найма служебного жилого помещения могут быть в соответствии со ст. 93 ЖК РФ (и преамбулой Типового договора) собственник жилого помещения или действующие от его имени орган государственной власти РФ, субъектов РФ, орган местного самоуправления, в том числе в лице государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения, иное уполномоченное собственником лицо.

    Наймодателями служебных жилых помещений являются, в частности:

    1. подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ и внутренних войск МВД РФ <22>;
    <22> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 "Об утверждении Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации" (п. 4 Типового положения) // Российская газета. 2002. 28 дек.
    1. Министерство обороны или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей <23>.
    <23> См.: Постановление Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" (п. 3 Положения) // Российская газета. 1999. 18 мая.

    В г. Москве согласно п. 5 проекта распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы "О порядке предоставления жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы работникам организаций и предприятий в соответствии с жилищными программами города Москвы" <24> наймодателем является государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья", которое действует от имени г. Москвы.

    <24> Документ не был опубликован // Материалы, предоставленные Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по ЮЗАО.
    1. Договор найма служебного жилого помещения между нанимателем и наймодателем заключается в определенном порядке и с соблюдением основания и условий заключения рассматриваемого договора.

    Вместе с тем необходимо отметить, что порядок заключения договора не определен ни ЖК РФ, ни другими нормативными правовыми актами, не исследован он и в юридической литературе.

    Порядок предоставления служебных жилых помещений в г. Москве в настоящее время только разрабатывается в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Фактически от даты вступления в силу ЖК РФ и вплоть до настоящего времени в г. Москве служебные жилые помещения по договору найма не предоставлялись и вряд ли будут предоставлены до утверждения соответствующего порядка Постановлением Правительства г. Москвы <25>.

    <25> Материалы, предоставленные Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по ЮЗАО.

    Исходя из норм жилищного законодательства, можно заключить, что в настоящее время устанавливаются следующие условия и основание заключение договора.

    Во-первых, необходимым условием является решение об отнесении жилого помещения к служебному (это следует из ч. 2 ст. 92 ЖК РФ и преамбулы Типового договора). Однако, как указывалось выше, в настоящее время еще не определен орган, в компетенцию которого входит принятие решения об отнесении и исключении жилого помещения, находящегося в муниципальном жилищном фонде, из числа служебных. Такая правовая неопределенность способствовала возникновению судебных споров.

    Так, истица Г. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просила обязать последнего исключить квартиру из числа служебных. Однако Управление Департамента по ЮЗАО начиная с 2003 г. прекратило рассматривать жилищные вопросы граждан, проживающих в квартирах, относящихся к федеральной собственности, как не входящие в его компетенцию.

    Данное решение суд обоснованно признал незаконным на основе ст. 101, 105 ЖК РСФСР, устанавливающих, что отнесение жилых помещений к числу служебных, их предоставление гражданам, а также и исключение этих жилых помещений из числа служебных возлагается на местные органы власти и управления. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, устанавливающей, что вышеуказанные действия осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом <26>.

    <26> См.: Дело N 2-1377/2005 // Архив Зюзинского районного суда г. Москвы.

    Во-вторых, к таким условиям относятся заключение трудового договора, или поступление на службу, или назначение на государственную должность РФ или субъекта РФ, или на выборную должность (данное положение конкретизируется в п. 2 Типового договора).

    Кроме того, для заключения всех видов договора найма специализированного жилого помещения, и договор найма служебного жилого помещения в данном случае также не является исключением, необходимо наличие основания для заключения, т.е. принятие решения собственником о предоставлении конкретного служебного жилого помещения. Данное правило воспроизводится в преамбуле Типового договора <27>.

    <27> Согласно законодательству Республики Беларусь только данное решение является основанием для заключения договора (см.: Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть: Практическое пособие. Мн.: Молодежное научное общество, 2000. С. 135).
    1. Предмет договора найма служебного жилого помещения можно определить исходя из ч. 1 ст. 104 ЖК РФ, устанавливающей, что жилое помещение предоставляется в виде отдельной квартиры.

    Однако данные правила соблюдались не всегда. Так, ранее допускалось предоставление в качестве служебного жилого помещения комнаты в коммунальной квартире <28>, и на практике даже существовал смешанный жилищный фонд, т.е. в квартире - одна комната являлась служебной, а другая принадлежала гражданину на праве частной собственности. В данной ситуации суд вполне обоснованно в решении признал недопустимым существование такого смешанного фонда <29>.

    <28> См.: решение от 24 апреля 2006 г. по делу N 2-315/2006 (2-3760/2005; М-3589/2005) и решение от 13 февраля 2006 г. по делу N 2-751/2-06 // Архив Гагаринского районного суда г. Москвы. В юридической литературе об ограничении возможности существования такового смешанного фонда писали П.И. Седугин (Седугин П.И. Право на жилище в СССР. М.: Юрид. лит., 1983. С. 172), Ю.Г. Басин (Комментарий к Жилищному кодексу Казахской ССР / Под ред. Ю.Г. Басина. Алма-Ата, Казахстан, 1987. С. 197). В.Н. Литовкин считал, что "под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры, так как на режим их использования влияет характер выполнения трудовых обязанностей проживающих лиц" (Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: Справочное пособие. М.: Профиздат, 1988. С. 231). Данной позиции придерживались также Е.С. Гетман (см.: Гетман Е.С. О жилищных правах и обязанностях: Пособие для слушателей народных университетов. М.: Знание, 1992. С. 54), Е.В. Остапенко (см.: Остапенко Е.В. Расторжение договора найма жилого помещения в связи с прекращением трудовых (служебных) отношений // Вопросы права и социологии: Межрегиональное научное издание. Волгоград: Изд-во ВРО МСЮ, 2003. С. 53).
    <29> См.: решение от 13 февраля 2006 г. по делу N 2-751/2-06 // Архив Гагаринского районного суда г. Москвы.
    1. В юридической литературе относительно прав и обязанностей сторон по договору найма служебного жилого помещения П.П. Васильевым было высказано мнение, что наниматели "наделены только обязанностями, но не правами", поскольку нормы ЖК РФ не содержат специальных положений о правах нанимателя, правила ст. 66 ЖК РФ на них не распространяются, Правительство РФ не может включать в Типовой договор иные решения, кроме тех, что содержатся в ЖК РФ <30>.
    <30> См.: Васильев П.П. Права и обязанности нанимателя служебного жилого помещения // Проблемы теории и юридической практики в России: Материалы международной научно-практической конференции 28 - 29 апреля 2005 г. Самара: Изд-во Самарской государственной экономической академии, 2005. С. 50 - 52.

    Некоторые ученые заключают, что у нанимателя есть только право пользоваться жилым помещением <31>.

    <31> См.: Жилищное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2006. С. 87.

    Действительно, нормы ЖК РФ не конкретизируют права нанимателя служебного жилого помещения. Однако из этого с необходимостью не следует, что наниматель не обладает правами, присущими всем нанимателям по договору найма специализированного жилого помещения. Поскольку, во-первых, это прямо противоречило бы ч. 3 ст. 100 ЖК РФ, устанавливающей, что в договоре должны быть закреплены права и обязанности сторон. Во-вторых, Постановление Правительства РФ, утверждающее Типовой договор, как указал П.П. Васильев, не должно противоречить ЖК РФ. Однако положения Типового договора дополняют и конкретизируют нормы ЖК РФ. Это обусловлено прежде всего тем, что ЖК РФ представляет собой основополагающий нормативно-правовой акт, который не может, да и не должен охватывать все аспекты регулирования отношения по найму служебного жилого помещения.

    Кроме того, ст. 65 ЖК РФ закрепляет обязанности наймодателя, а исходя из общих положений науки гражданского права, любым обязанностям по договору, как правило, корреспондируют соответствующие права другой стороны, в данном случае нанимателя по договору найма <32>.

    <32> Так, В.Ф. Чигир отмечал, что "жилищные правоотношения, независимо от оснований их возникновения, являются сложными, двусторонними. Каждая из сторон имеет несколько субъективных прав и несет столько же субъективных обязанностей. Праву одной из них корреспондирует обязанность другой. Характеристика прав одной означает и рассмотрение корреспондирующих им обязанностей другой стороны" (см.: Чигир В.Ф. Жилищное право. Мн.: Выш. шк., 1986. С. 89).

    Отличительной особенностью правового статуса нанимателя по договору найма служебного жилого помещения является то, что согласно ч. 5 ст. 100, п. 6 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ он наделен такой специфической обязанностью, как информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору. Наличие данной обязанности следует признать оправданным, поскольку изменение оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору, означает изменение самого правоотношения по найму служебного жилого помещения, о чем должна быть проинформирована другая сторона, и такое изменение также должно быть оформлено соответствующим образом.

    Наймодателю по договору найма служебного жилого помещения в соответствии с п. 13 Типового договора предоставлено специфическое право принятия решения о приватизации жилого помещения.

    Однако согласно п. 16 Типового положения <33> служебное жилое помещение не подлежит приватизации, т.е. налицо противоречие между нормами Типового договора и Типового положения.

    <33> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 "Об утверждении Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации" (п. 1 Типового положения) // Российская газета. 2002. 28 дек.

    Учитывая то, что Типовой договор принят во исполнение ЖК РФ значительно позднее, нежели Типовое положение, оба акта равны по юридической силе, следует руководствоваться именно положением Типового договора.

    Соответственно само Типовое положение должно быть приведено в соответствие с Типовым договором путем исключения из п. 16 Типового положения нормы о запрете приватизации служебного жилого помещения.