Мудрый Юрист

Структура правосознания судьи

Чуйков Д., аспирант Российского государственного торгово-экономического университета, кафедра теории и истории государства и права.

Общеизвестно, что элементы любой системы, образующие структуру, предопределяют качество выполнения поставленных перед ней задач, а также эффективность ее функционирования в целом. Термин "структура" определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях <1>. Под структурой правосознания следует понимать "внутреннюю организацию этого сознания, выражающуюся в его строении, т.е. в расчлененности на составные элементы, а также во взаимосвязи и взаимодействии этих элементов" <2>. Изучение структуры, т.е. установление элементов и связей между ними, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Знание элементов и их взаимодействие позволяет целенаправленно на них воздействовать с целью внесения изменений в их функционирование. Правосознание, являясь структурным элементом общественного сознания, обладает свойствами, присущими всем его формам. Вместе с тем структура правосознания имеет ряд особенностей, связанных главным образом с предметом отражения и формами закрепления знаний.

<1> Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 1283.
<2> Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Киев: Изд. "Вища школа", 1976. С. 30.

Изучая структуру правосознания, необходимо учитывать следующее: во-первых, выделение какого-либо элемента правосознания носит условный характер и может вызвать затруднения ввиду того, что границы между элементами правосознания подвижные, а связь между ними непрочная. Во-вторых, процесс изучения осложнен тем, что элементы структуры представляют собой идеальные образования, выделение и изучение которых можно осуществить только умозрительным путем. Более того, не все элементы правосознания доступны эмпирическому исследованию ввиду отсутствия адекватных методов и процедур, позволяющих их выделить, описать и измерить. Это связано с тем, что большая часть явлений психики - сплав множества психических элементов. Так, правовые чувства и переживания не существуют сами по себе и не представлены исследователю в готовом виде, а входят в состав убеждений, оценочных отношений, установок и иных сложных образований, возникших в результате взаимодействия интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов <3>. В-третьих, строение правосознания во многом предопределено природой отражаемых общественных отношений и правовых явлений. В-четвертых, структура правосознания является неоднородной и состоит из множества элементов, представляющих собой не механическую сумму, а сложное целостное образование. В настоящее время проблемам структуры правосознания посвящено множество исследований. Однако до сих пор в юридической науке нет полного согласия относительно следующих вопросов.

<3> Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1981. С. 201 - 214.

Например, К.Т. Бельский, Г.С. Остроумов, В.А. Чефранов включают в структуру правосознания правовые нормы и рассматривают их как форму правосознания. Некоторые авторы идут еще дальше и утверждают, что "правосознание (наряду с юридическими текстами - источниками права в формальном смысле и правоотношениями) является одной из форм объективации, внешнего бытия права" <4>. Тем не менее такие ученые, как Д.А. Керимов и И.Е. Фарбер, отрицают возможность включения права в систему правосознания. Автор соглашается со второй точкой зрения и рассматривает нормы права и правосознание как различные, но взаимообусловленные элементы правовой системы по следующим причинам: во-первых, право - это объективное явление, которое существует независимо от внутренней оценки его со стороны конкретного индивида. Во-вторых, право и правосознание находятся в неразрывном диалектическом единстве, которое выражается в том, что право представляет собой своего рода материал для правосознания, в свою очередь, правосознание выступает средством реализации права. Право и правосознание подразумевают существование друг друга, и с исчезновением одного незамедлительно прервется существование другого.

<4> Варламова Н.В. Правосознание // Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрист, 2001. С. 819.

Не менее сложный вопрос составляет проблема включения в структуру правосознания помимо правовой психологии и правовой идеологии иных компонентов. В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения в юридической науке структура правосознания включает в себя правовую психологию и правовую идеологию. Согласно другой позиции в структуру правосознания помимо названных элементов входят правовые установки. Такого мнения придерживается А.Р. Ратинов, который на основе функций правосознания выделил основные его компоненты. "Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умений ими пользоваться, или правовая подготовка. Оценочной функции отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, т.е. оценочные отношения к праву, практике его исполнения и применения. Регулятивная функция осуществляется за счет правовых установок, организуемых в систему ценностных ориентации" <5>. Данного мнения придерживается Т.Л. Тенилова, полагающая, что "структура правосознания состоит из трех элементов - правовой идеологии, правовой психологии и правовых установок" <6>. Эту точку зрения разделяет также А.А. Кваша, считающий, что правовые установки являются важным составным элементом правосознания <7>.

<5> Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1981. С. 201 - 214.
<6> Тенилова Т.Л. Временные характеристики в сфере правосознания // "Черные дыры" в Российском законодательстве // Юридический журнал. 2005. N 4. С. 39 - 45.
<7> Кваша А.А. Правовые установки граждан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 24 с.

Под установкой понимается "состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации" <8>. Изучением установок занимался Д.Н. Узнадзе, который называл установку "главным психическим образованием, механизмом психики, интегральным по отношению ко всем ее уровням" <9>. Д.А. Керимов подразумевает под установкой такое состояние индивида, общности людей, общества в целом, которое непосредственно определяет заданность их устремлений, направленность интересов, целей и волевой деятельности, а тем самым также характер, форму и стиль этой деятельности <10>.

<8> Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 1394.
<9> Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. С. 192.
<10> Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. 3-е изд., перераб. и доп. М.: СГА, 2003. С. 416.

Социальной установке как общему понятию в целом соответствует понятие правовой установки, под которой следует понимать "предрасположенность личности к восприятию содержания нормы права, его оценке, готовность к совершению действия, поступка, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования" <11>. Совокупность правовых установок образует собой стереотип поведения и некую жизненную позицию личности. Однако сама по себе установка содержит в себе только потенциальную возможность заданного ее поведения. Реализация же потенциальной возможности происходит в процессе осуществления регулятивной функции правосознания, т.е. в процессе осуществления практической деятельности. В этой связи автор полагает, что правовые установки не входят ни в правовую идеологию, ни в правовую психологию, поскольку по сравнению со структурными элементами правовой психологии правовым установкам свойственна косность и устойчивость, а от правовой идеологии их отличают обыденность и стихийность формирования. Поэтому можно предположить, что в структуре правосознания правовые установки занимают промежуточное положение между правовой психологией и правовой идеологией.

<11> Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986. С. 8. Цитируется по: Абрамов А.И. Функции правосознания и их взаимосвязь с функциями права // Правоведение. 2006. N 5. С. 26.

Нет единства среди ученых по вопросу отождествления правовой идеологии с научным правосознанием, а правовой психологии с обыденным правосознанием. Позиции их отождествления придерживаются В.Н. Хропанюк <12> и Е.А. Лукашева <13>. Однако большинство ученых предпочитают их различать. Автор полагает, что объединять их не следует по следующим основаниям: во-первых, выделение в правосознании обыденного, практического и научного (теоретического) уровней предполагает построение вертикали, где каждый последующий уровень является более высокой ступенькой развития предыдущего уровня. Такая схема соответствует развитию человека, когда он до поступления в вуз обладает обыденным правосознанием, но по мере изучения юридических наук может достигнуть научного уровня. При этом важно отметить, что каждая последующая ступень развития не предполагает отрицания предыдущей, а наоборот, он выступает прочной основой для дальнейшего совершенствования. Во-вторых, правовая психология и правовая идеология, будучи структурными образованиями, взаимодействуют между собой на основе горизонтальных отношений. Более того, как можно будет убедиться далее, они находятся в диалектическом единстве, где правовая психология предполагает наличие правовой идеологии, и наоборот. В-третьих, содержанием идеологии являются взгляды и принципы, отражающие в системе идей коренные интересы, цели и потребности общества. Содержание научного правосознания неизмеримо шире правовой идеологии, поскольку включает в себя целый ряд понятий и категорий, которые не выражают сами по себе каких-либо взглядов и принципов. В свою очередь, правовая психология - не уровень познания правовых явлений, а наряду с правовой идеологией обязательный компонент обыденного, практического и теоретического правосознания. Иначе говоря, при любом уровне правосознания его необходимыми структурными образованиями будут правовая психология и правовая идеология. Таким образом, рассмотрев основные спорные вопросы, связанные со структурой правосознания, необходимо непосредственно перейти к определению правовой идеологии и правовой психологии.

<12> Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. С. 247.
<13> Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юрид. лит., 1973. С. 153.

Психология в самом общем виде - это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведения животных <14>. К правовой психологии следует относить взгляды, настроения, чувства, переживания, связанные с правовыми явлениями. Е.А. Лукашева отмечает, что это особая форма отражения общественного бытия и духовной деятельности, которая возникает у определенных социальных групп на основе общих условий их жизни, окружающей среды и характеризует их стихийно складывающиеся отношения к правовым явлениям <15>. Таким образом, правовая психология выступает как совокупность правовых переживаний (чувств, эмоций, настроений), установок, привычек, складывающихся под непосредственным влиянием правовой жизнедеятельности общества <16>.

<14> Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 4-е. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 1078.
<15> Лукашева Е.А. Указ. соч. С. 147.
<16> Чефранов В.А. Указ. соч. С. 38.

В содержании правовой психологии выделяют различные элементы, которые отличаются между собой главным образом по степени устойчивости. Так, наименее устойчивыми являются эмоции. Они возникают незамедлительно и имеют ярко выраженную субъективную окраску. Являясь реакцией человека на раздражители, они могут представлять собой целый комплекс отрицательных или положительных эмоций, побуждая людей к той или иной деятельности. Наиболее устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, называют чувствами. Правовые чувства связаны с отношением людей к праву, одобрением или несогласием с нормативными установлениями и другими правовыми явлениями. Они оказывают сильное влияние на поведение людей. По мнению К.Т. Бельского, имеют относительно самостоятельное значение и, связывая познавательную и волевую деятельность, тем самым влияют на активность сознания <17>. Самым устойчивым образованием правовой психологии следует признать настроение. Оно несравнимо слабее эмоций, но имеет массовый характер и может протекать в течение гораздо более долгого времени.

<17> Бельский К.Т. Указ. соч. С. 48.

Под идеологией в науке понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности <18>. В.А. Чефранов определяет правовую идеологию как систему правовых идей, отражающих общественное бытие с точки зрения необходимости и путей государственного регулирования социальных отношений в интересах того или иного класса или общества в целом <19>. Не менее интересное в научном плане определение было предложено Е.А. Лукашевой, которая под правовой идеологией понимает систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение потребностей и интересов общества в юридических понятиях и категориях <20>.

<18> Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 476.
<19> Чефранов В.А. Указ. соч. С. 32.
<20> Лукашева Е.А. Указ. соч. С. 133.

Характерными чертами правовой идеологии К.Т. Бельский называет следующее: во-первых, концептуальное осмысление, выражение коренных интересов и целей классов, социальных групп; во-вторых, выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами); в-третьих, целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности класса, народа <21>. Основное назначение правовой идеологии - обосновать с использованием научных идей, концепций и теорий роль права, а также необходимость установления режима законности и правопорядка. Однако следует отличать научность и обоснованность от догматизма и популизма. Правовая идеология должна содействовать социальному прогрессу и оказывать практическую пользу, а не нести в себе предрассудки и иллюзии.

<21> Бельский К.Т. Указ. соч. С. 51.

К настоящему времени в юридической литературе вопросы содержания и роли правовой психологии и правовой идеологии рассмотрены достаточно полно, но до сих пор остается актуальным вопрос об их соотношении. Будучи компонентами правосознания, правовая идеология и психология имеют единый объект отражения - совокупность общественных отношений, связанных с правом и правовым регулированием, т.е. правовую реальность, но тем не менее они имеют принципиальные отличия между собой. Их можно классифицировать на следующие группы: источники происхождения и пути формирования; форма отражения и способ закрепления правовой действительности; выполняемые функции.

Носителями правовой психологии являются отдельные индивиды, социальные и профессиональные группы, имеющие разное социальное положение и условия труда. В ней сильно выражена зависимость содержания психики от места, занимаемого индивидом или группой в конкретном общественном образовании. Носителями правовой идеологии являются более крупные социальные образования - классы. В ней отражается положение каждого из слоев общества и та роль, которую они играют в политике государства. Таким образом, источником правовой психологии являются конкретные условия жизни индивида, а правовой идеологии - его социальное и политическое место в обществе.

Далее отличия можно наблюдать в способе отражения правовой действительности. Правовая психология отражает правовые явления посредством эмоций, настроений, переживаний, складывающихся под непосредственным влиянием сигналов бытия, которые переживаются человеком сугубо индивидуально и формируют личное к ним отношение. Это дает основания полагать, что между общественным бытием и сознанием нет никаких промежуточных звеньев, т.е. правовая психология формируется непосредственно, спонтанно, стихийно и в целом неосознанно, поскольку полностью контролировать свои эмоции способны очень немногие. Это существенно осложняет возможность влияния на процесс ее формирования. В свою очередь, посредством системы идей, мыслей, понятий, категорий осуществляется формирование правовой идеологии, но осознание их идет уже через процесс познания или как минимум через их глубокое осознание. Таким образом, одно из основных различий правовой идеологии и правовой психологии заключается в уровнях и способах отражения. Отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне научного сознания, а правовой психологии - на уровне обыденного сознания.

Формы содержания правовой психологии, такие как настроения и чувства, более подвижны и кратковременны, чем формы правовой идеологии, поскольку они напрямую связаны с действительностью, но в то же время не системны. Они служат некой "первичной" основой для формирования правовой идеологии. Неразрывная связь с юридической практикой позволяет правовой психологии всегда быть на острее событий, адекватно и своевременно реагировать на изменившиеся обстоятельства. Тем не менее объективная опосредованность и зачастую оторванность правовой идеологии от правовых реалий не позволяют ей в связи с изменившимися обстоятельствами оперативно изменяться. В этом проявляется ее существенное отличие от правовой психологии, которое негативно сказывается на работе судей. Новые правовые идеи и концепции, в том числе закрепляемые в нормативных актах, могут не только не восприниматься судьями, но и вызывать со своей стороны активное противодействие их распространению. Например, косность и инертность правосознания некоторых судей, привычка ведения дел определенным образом, элементы крайнего формализма и бюрократизма создают препятствия на пути утверждения новых принципов правосудия и работы судебной системы. Наряду с этим правовая психология также не лишена недостатков. Быстрая смена настроений, игра на чувствах не добавляют стабильности и согласованности в профессиональной работе.

Рассматривая функции правовой идеологии и психологии, прежде всего необходимо отметить их сходство. К ним относятся функции познания правовых явлений, формирование убеждения при принятии решений и воздействие на правовую действительность в целях ее преобразования. Однако эти функции имеют различное содержание. Так, познание правовой действительности в психологической сфере осуществляется с помощью эмоций, настроений, переживаний, взглядов. Они постоянно сопровождают человека в его ежедневной практической деятельности, в какой бы области или форме она ни осуществлялась. Успешное решение каждодневных проблем формирует оптимистические настроения и уверенность в собственных силах, что положительно сказывается на дальнейшей работе.

Познание в идеологической сфере осуществляется через систему идей, понятий, концепций, теорий, формирующих более стойкие убеждения по сравнению с эмоциями и настроениями, сформированными в психологической сфере. Убеждения сопровождают их носителя в течение всей профессиональной деятельности, оказывая влияние на принимаемые решения. Например, убежденность в принятии верного решения является основой правоприменительной деятельности судей. Поэтому ученые-теоретики не случайно рассматривают проблемы, связанные с формированием внутреннего убеждения судей. Суммируя вышесказанное, можно отметить, что между правовой идеологией и правовой психологией на теоретическом уровне существуют различия, позволяющие между ними провести четкую границу, однако в реальной жизни явной границы между ними не существует, поскольку в правосознании они выступают единым сплавом.

Рассмотрев особенности взаимодействия правовой идеологии и правовой психологии, необходимо перейти к вопросу о структуре судейского правосознания. Выделение правосознания судьи в качестве вида профессионального правосознания свидетельствует о наличии специфики в его строении. Ю.М. Грошевой выделил следующие элементы:

<22> Грошевой Ю.М. Профессиональное правосознание судьи и социалистическое правосудие. Харьков: Вища школа; изд-во при Харьк. гос. ун-те, 1986. С. 31.

Каждый из этих компонентов не действует и не может действовать самостоятельно и изолированно, поскольку в совокупности они образуют собой систему. Все элементы так или иначе воздействуют на адекватность восприятия судьей правовой реальности и участвуют при осуществлении профессиональной деятельности. Собственное понимание судья соотносит с фактическими обстоятельствами конкретного дела, требованиями закона и нравственными нормами и на основе этого принимает соответствующее решение. Доминирование того или иного элемента структуры индивидуального правосознания судьи влияет на результаты его деятельности. Достаточность правовых знаний, основанных на глубоком осознании принципов, целей и задач правосудия, внутренняя убежденность в справедливости применяемых норм, в сочетании с сильными волевыми качествами и готовностью нести ответственность за принятое судебное решение, а также позитивный психологический настрой - все это необходимые компоненты правосознания судьи. Баланс перечисленных элементов - залог эффективной судебной деятельности, отвечающей потребностям и интересам общества и государства.