Мудрый Юрист

Административная процедура предоставления информации о положении на рынке труда в субъектах Российской Федерации

Филатова А.В., адвокат, кандидат юридических наук, доцент, руководитель Центра независимой правовой экспертизы, доцент кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (г. Саратов).

Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июня 2007 года (регистрационный номер 9827) <1>.

<1> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2007 года N 415 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации", зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационный номер 9827) // КонсультантПлюс.

Соответствующий Административный регламент определил условия и порядок предоставления информации о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в целях повышения качества предоставления и доступности, с учетом которого создаются комфортные условия реализации и определяются сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Данный вопрос напрямую согласуется с проблемой предоставления полной и объективной информации в рамках деятельности органов исполнительной власти, который, на наш взгляд, не нашел должного освещения и публичного обсуждения. Что влечет за собой проблемы и практического применения в указанной сфере правоотношений.

Конституция Российской Федерации <2> в статье 2 рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым декларируется восприятие взаимоотношений государства и личности при выдвижении на первый план именно личности. Уважение к личности и защита прав являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, а его обязанностью выступает: "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина".

<2> Конституция Российской Федерации. Принята на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

В свою очередь, пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Условия установления и реализации соответствующей гарантии подтверждены принципами правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, что обеспечивает осуществление права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применение информационных технологий; обеспечении защиты информации.

К таким принципам на основании действующего законодательства относятся <3>:

<3> Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3448.
  1. свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  2. установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  4. равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
  5. обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  6. достоверность информации и своевременность ее предоставления;
  7. неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  8. недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Однако все чаще в рамках проводимой административной реформы наблюдается тенденция, примером которой может являться следующее мнение: "гражданин правового государства должен обладать правовым механизмом самостоятельного поиска нужной ему информации без посредников в виде СМИ" <4>.

<4> Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006. С. 91.

Не анализируя объективность данной позиции, необходимо отметить, что такой правовой механизм, в частности, содержится в Административном регламенте предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации.

Действительно, каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Гражданин вправе обжаловать как действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

Под "действием" понимаются любые действия уполномоченных органов или должностных лиц, которые повлекли за собой определенные правовые последствия (как позитивного, так и негативного характера) для гражданина. Действиями может быть причинен вред материальным и нематериальным благам гражданина - его чести, достоинству, деловой репутации, а также незаконными отказами в предоставлении информации или принятии обращений граждан без объяснения причин, непредоставление ответа на данное обращение в установленный срок и т.д. В свою очередь, под "решениями", подлежащими обжалованию, воспринимаются действия, которые облечены в определенную официальную форму путем издания письменного документа, обладающего соответствующими реквизитами и имеющего определенную юридическую силу, однако они могут оформляться в виде только определенных действующим законодательством форм.

По вопросу определения форм нормативных правовых актов необходимо обратиться к Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" <5>, определяющему, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, распоряжений, приказов, правил, инструкций и положений. Не допускается издание нормативных правовых актов в виде писем, телеграмм и других неопределенных законодательством форм документов.

<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

Если же на основании решения суда совершенное действие или решение признано незаконным, то гражданин вправе требовать возмещения причиненных убытков и компенсацию морального вреда. Урегулировано данное право гражданина в совокупности с наступлением юридической ответственности в статьях 16, 1069, части 3 статьи 1081, § 2 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <6>.

<6> Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // Российская газета. 1993. 12 мая.

Также определяет возможность наступления юридических последствий административно-правового характера и Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <7>.

<7> Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 5 мая; Парламентская газета. 2006. 11 мая; СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 года N 452 "О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" детализируется порядок обеспечения доступа к информации в рамках деятельности федерального органа исполнительной власти, его территориального органа, за исключением информации ограниченного доступа, то есть речь идет о формировании информационного ресурса <8>.

<8> Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 года N 452 "О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2005. 5 августа.

Информационный ресурс - это состав сведений в рамках деятельности федерального органа исполнительной власти, открытый для доступа граждан и организаций, включающий в себя:

а) информацию справочного характера о федеральном органе исполнительной власти (в том числе его почтовый адрес, номера телефонов для справок, фамилии, имена и отчества руководителя, заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений по основным направлениям деятельности);

б) информацию о территориальных органах федерального органа исполнительной власти (почтовые адреса, номера телефонов для справок) и перечень подведомственных организаций;

в) адреса мест приема и часы приема граждан и представителей организаций с целью исполнения федеральным органом исполнительной власти государственных функций и предоставления государственных услуг, сведения о проезде к указанным местам приема;

г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов для справок структурного подразделения федерального органа исполнительной власти по работе с обращениями граждан и организаций, режим его работы и приема граждан и представителей организаций, сведения о проезде к месту приема;

д) график приема руководящими должностными лицами федерального органа исполнительной власти граждан и представителей организаций с обращениями, сведения о порядке записи на прием и о проезде к месту приема;

е) наименование, почтовый адрес и номер телефона вышестоящего органа государственной власти;

ж) нормативные правовые акты, которыми регулируется деятельность федерального органа исполнительной власти;

з) перечни исполняемых федеральным органом исполнительной власти государственных функций и предоставляемых государственных услуг, стандарты государственных услуг;

и) перечень и формы документов (заявлений, справок и др.), которые необходимо представить в федеральный орган исполнительной власти для реализации прав и обязанностей граждан и организаций, а также перечень документов, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти;

к) сведения о принятии федеральным органом исполнительной власти решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, тексты актов федерального органа исполнительной власти, зарегистрированных в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации;

л) ответы на часто задаваемые вопросы о деятельности федерального органа исполнительной власти (федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства), а также подведомственных организаций (при наличии).

В этой связи необходимо отметить, что обязанность по предоставлению информации о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации возложена на:

Именно центры занятости населения предоставляют государственную услугу по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, на территории соответствующих муниципальных образований. Соответствующая информация о положении на рынке труда включает в себя:

Данная информация является общедоступной, предоставляется и распространяется свободно и должна обновляться систематически, не реже одного раза в течение календарного месяца, кроме того, отказ в предоставлении государственной услуги противозаконен.

Особое внимание хотелось бы обратить на тот факт, что государственная услуга по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации предоставляется только бесплатно.

Для получения информации о государственной услуге необходимо обратиться в органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо центры занятости населения, например в главное управление государственной службы занятости населения Московской области (г. Москва) или государственные учреждения Московской области - центры занятости населения (Московская область). Также возможно получить информацию с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, вычислительной и электронной техники, посредством размещения на интернет-ресурсах органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.). Публичное информирование осуществляется ежемесячно.

При личном обращении и написании заявления-анкеты максимально в течение тридцати минут запрашиваемая информация о положении на рынке труда должна быть предоставлена работником органа и учреждения, участвующего в предоставлении государственной услуги, а ответ на письменное обращение, в том числе и обращение, полученное с использованием средств электронной почты, факсимильной связи, не должен превышать тридцати дней с момента регистрации обращения.

Вся информация формируется на основании анализа состояния рынка труда, совокупного спроса и общей потребности экономики в наемной рабочей силе, совокупного предложения, включающего всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения, отдельных категорий населения, напряженности на рынке труда, численности, составе и структуре незанятого населения, уровня занятости, уровня общей и регистрируемой безработицы, включая сельскую безработицу, процессов внутренней и внешней миграции, привлечения иностранной рабочей силы, переселения соотечественников, проживающих за рубежом, стоимости рабочей силы и иных показателей, отражающих факторы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, о положении на рынке труда.

Однако в рамках предоставления информации должны соблюдаться условия конфиденциальности и ограниченный доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации, если речь идет о государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой тайне.

Важная роль при рассмотрении данной проблематики отводится текущему контролю за соблюдением последовательности действий, который осуществляется директором центра занятости населения или его заместителем, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, а также должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения положений анализируемого Административного регламента, инструкций по порядку формирования и ведения регистра, требований к заполнению, ведению и хранению бланков учетной документации и других документов, регламентирующих деятельность по предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения. Проверки производятся на основании планов проведения проверок (плановые проверки), не реже одного раза в течение календарного года или по факту обращения получателя государственной услуги (внеплановые проверки).

На основании Административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации именно Федеральная служба по труду и занятости осуществляет надзор и контроль за полнотой и качеством исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, на основании индивидуальных правовых актов (приказов), содержащих порядок:

Так как работники органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, несут персональную ответственность за исполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных данным Административным регламентом, соответственно, их действия (решения) могут быть обжалованы в установленном законом порядке <9>.

<9> См., например: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // Российская газета. 1993. 12 мая; Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 5 мая; Парламентская газета. 2006. 11 мая; СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

Так, получатели государственной услуги по предоставлению информации о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие:

С учетом вышеизложенного к объектам гарантий предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации можно отнести не только соблюдение, охрану и защиту прав и свобод граждан, заинтересованных в получении информации, но и интересы публичной власти и общества, состоящие во всестороннем, полном, объективном и своевременном формировании соответствующего информационного ресурса.