Мудрый Юрист

К вопросу о поступлении на государственную гражданскую службу в аппарат полномочного представителя президента Российской Федерации в федеральном округе

Черкасов К.В., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Поволжского филиала ГОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации".

Рождествина А.А., преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Поволжского филиала ГОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации".

Как известно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" <1> в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации преобразован в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее - полномочные представители). Непосредственное обеспечение деятельности полномочных представителей осуществляют аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее - аппараты полномочных представителей), главное назначение которых состоит в практической реализации полномочий полномочных представителей, в содействии исполнению поставленных главой государства перед ними задач. Роль аппаратов полномочных представителей в обеспечении реализации полномочий Президента Российской Федерации на местах огромна. Очевидно, что сами по себе полномочные представители в силу объективных причин не способны полноценно реализовывать возложенные на них функции. Им нужно опираться на мнение специалистов в соответствующих отраслях знаний, давать необходимые поручения и контролировать их исполнение, получать объемную и достоверную информацию.

<1> СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112; N 26. Ст. 2748; N 38. Ст. 3781; 2001. N 6. Ст. 551; 2004. N 15. Ст. 1395; N 41. Ст. 4021; 2005. N 13. Ст. 1135.

Среди основных функций аппаратов полномочных представителей можно выделить: обеспечение осуществления полномочий полномочных представителей и их заместителей; подготовка аналитических, справочных и информационных материалов по поручению полномочных представителей и их заместителей; обеспечение связей полномочных представителей и их заместителей с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и общественными объединениями, средствами массовой информации; осуществление по поручению полномочных представителей иных функций. В действительности их компетенция охватывает практически все традиционные сферы исполнительно-распорядительной деятельности.

Сегодня вопросы поступления граждан на федеральную государственную гражданскую службу в аппараты полномочных представителей в целом регламентированы как Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2>, так и детализирующими его нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации <3>, конкретными правовыми положениями, непосредственно обусловленными занимаемой государственной должностью. В соответствии с распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 31 августа 2007 г. N 1036 "О комиссиях по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента Российской Федерации" <4> назначение на должность в аппарат полномочного представителя осуществляется только по результатам конкурса (за исключением должностей, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну), заключающегося в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, их соответствия установленным требованиям к должности федеральной государственной гражданской службы.

<2> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636; 2007. N 10. Ст. 1151; N 16. Ст. 1828; N 49. Ст. 6070.
<3> См., например: Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 438; Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 439; Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" // СЗ РФ. 2005. N 40. Ст. 4017; Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" // СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 38. Ст. 3975; N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст. 4712; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825.
<4> Интернет. Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://president.kremlin.ru.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы высшей, главной, ведущей и старшей групп в аппарате полномочного представителя (за исключением заместителей и помощников полномочных представителей, которые проходят конкурс непосредственно в Администрации Президента России) распоряжением полномочного представителя образуется конкурсная комиссия и одновременно с принятием решения о проведении конкурса утверждается ее персональный состав (председатель, заместитель председателя, секретарь, члены <5>). Организационно-техническое обеспечение деятельности такой комиссии возложено на заместителя (помощника) полномочного представителя, отвечающего за кадровые вопросы, а также на кадровую службу в составе аппарата полномочного представителя.

<5> См., например: распоряжение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе от 6 апреля 2006 г. N 80/1 "Об утверждении состава конкурсной комиссии в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе". Интернет. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе: http://www.dfo.gov.ru.

Конкурс объявляется по решению полномочного представителя на основании письменного обращения (должно содержать просьбу об объявлении конкурса и иную информацию, необходимую для его проведения) руководителя соответствующего департамента аппарата полномочного представителя, в котором имеется вакантная должность федеральной государственной гражданской службы, согласованного с Управлением Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам, а также с кадровой службой аппарата полномочного представителя.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе кадровой службой аппарата полномочного представителя организуются публикация объявления о приеме документов для участия в конкурсе, проверка достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности (только для замещения должности, относящейся к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы), проверка соответствия претендента квалификационным требованиям к вакантной должности, проверка на наличие ограничений для поступления претендента на государственную гражданскую службу и ее прохождения, проведение процедуры оформления допуска гражданина к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну (только с его согласия и если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений). Государственный гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя полномочного представителя. Данный этап завершается принятием последним решения о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса.

Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса кадровая служба аппарата полномочного представителя направляет сообщение о дате, месте и времени его проведения гражданам, допущенным к участию в конкурсе. На втором этапе конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими материалов, проводит сравнительный анализ их документов, а также определяет методы проведения конкурса. Конкурсная комиссия вправе с учетом предложения департамента аппарата полномочного представителя, вакантная должность в котором замещается по конкурсу, выбрать один или несколько из таких методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, как индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия должна исходить из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности, определенных распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 18 марта 2007 г. N 291 "Об утверждении Квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской Федерации для исполнения должностных обязанностей" <6>, других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

<6> Интернет. Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://president.kremlin.ru.

Так, в частности, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе и федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе (далее - главный федеральный инспектор и федеральный инспектор соответственно) должны показать профессиональные знания Конституции России; федеральных конституционных законов; федеральных законов; международных договоров Российской Федерации; указов и распоряжений Президента Российской Федерации; постановлений Правительства России; распоряжений Администрации Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; структуры и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований; законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации; служебного распорядка Администрации Президента Российской Федерации; порядка работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

При этом главный федеральный инспектор должен иметь профессиональные навыки в сфере деятельности, позволяющей исполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на аппарат полномочного представителя; организации оперативного и качественного исполнения поручений; ответственного, инициативного и творческого подхода к исполнению поручений; анализа, прогнозирования и планирования служебной деятельности; осуществления контрольных мероприятий; взаимодействия с должностными лицами органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; исполнительской дисциплины; подготовки проектов нормативных правовых актов и служебных документов, проведения экспертизы (оценки) их качества; оказания консультационных услуг гражданам (организациям) и публичных выступлений; пользования компьютерной техникой и оргтехникой.

Требования же к профессиональным навыкам федерального инспектора несколько иные. Наряду с общими, предъявляемыми как к главному федеральному инспектору, так и к федеральному инспектору, последний, в отличие от первого, должен обладать навыками оперативного и качественного исполнения поручений, а не организации оперативного и качественного исполнения поручений; участия в контрольных мероприятиях, а не их осуществления; анализа и планирования служебной деятельности, но без прогнозирования. Кроме того, от федерального инспектора не требуются навыки ответственного, инициативного и творческого подхода к исполнению поручений, а также публичных выступлений. Таким образом, очевидно, что требования к профессиональным навыкам главного федерального инспектора указывают на совмещение (соединение) в данной должности организаторско-исполнительских функций. В свою очередь, требования к профессиональным навыкам федерального инспектора ориентированы на его в большей степени исполнительскую роль.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов и считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего количества ее членов. Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании (при равенстве голосов решающим является голос ее председателя), в отсутствие кандидата и являются основанием для назначения его на вакантную должность либо отказа в таком назначении. Результаты голосования оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании. По результатам конкурса и согласования с Управлением Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам издается распоряжение полномочного представителя о назначении победителя конкурса на должность федеральной государственной гражданской службы в аппарате полномочного представителя, и с ним заключается служебный контракт. В случае отказа кандидату в назначении его на вакантную должность ему может быть предложена соответствующая должность в кадровом резерве.