Мудрый Юрист

Налоговые доходы федерального бюджета

Р.С. ИНШИНА

Иншина Р.С., юрисконсульт. В 2003 году окончила Саратовскую государственную академию права.

Трудно переоценить значение бюджета в жизни общества и государства. Бюджет каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации состоит из доходов и расходов. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

С 1 января 2008 года вступили в силу изменения, внесенные в БК РФ Федеральным законом N 63-ФЗ от 26.04.2007. Так, одним из нововведений стала норма, установленная п. 3 ст. 169 БК РФ, согласно которой проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

При формировании проекта бюджета на 2008 год и на период до 2010 года учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающие в действие с 2008 года.

Формирование доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 и на период до 2010 года, Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства РФ. Кроме того, учитывалось преобразование Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд будущих поколений исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.

Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета. Еще одним нововведением в действующем БК РФ стало деление доходов на нефтегазовые и не нефтегазовые.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета в соответствии со ст. 96.6 БК РФ относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Так, например, ст. 1, 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2008 год: прогнозируемый общий объем доходов в сумме 8056875884,0 тыс. рублей, в том числе, прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3470666732,0 тыс. рублей.

При этом нефтегазовые доходы федерального бюджета могут использоваться для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Состав доходов бюджета определяется в соответствии со ст. 41 БК РФ, согласно которой к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Основным доходным источником являются налоги. Приоритетность данного источника обусловлена тем, что налоговые доходы обеспечивают стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. Доля неналоговых доходов составляет всего несколько процентов от общего объема доходов федерального бюджета.

Учитывая долю налоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, грамотная налоговая политика государства во многом определяет успех общей экономической политики, так как она является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования экономики. Эффективной может считаться лишь та налоговая политика, которая способствует экономическому росту.

Рассмотрим состав налоговых доходов федерального бюджета. В федеральный бюджет в соответствии со ст. 50 БК РФ зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 20 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 БК РФ) - по нормативу 100 процентов.

Таким образом, в доход федерального бюджета зачисляются поступления от следующих восьми видов федеральных налогов (сборов) и одного вида специального налогового режима: 1) налог на прибыль организаций; 2) налог на добавленную стоимость (далее - НДС); 3) акцизы; 4) налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ); 5) водный налог; 6) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов; 7) единый социальный налог (далее - ЕСН); 8) государственная пошлина; 9) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

Для того чтобы проанализировать структуру налоговых доходов федерального бюджета, целесообразно рассмотреть официальные данные Федеральной налоговой службы России за последние несколько лет.

Так, в 2005 году в федеральный бюджет страны поступило налоговых доходов 2668,4 млрд. рублей (без учета данных по крупным налогоплательщикам), что на 710,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза больше, чем в 2004 году. При этом структура налоговых доходов федерального бюджета за 2005 год выглядела следующим образом: НДС - 38,4%, НДПИ - 32,0%, налог на прибыль 14,1%, ЕСН - 10,0%, акцизы 3,4%, остальные налоги и сборы - 2,1%.

В 2006 году в федеральный бюджет поступило администрируемых ФНС России доходов 3000,7 млрд. рублей, что на 19,7% больше, чем за 2005 год; из них: НДПИ - 36,5%, НДС - 30,8%, налог на прибыль - 17,0%, ЕСН - 10,5%, акцизы - 3,1%, остальные налоги и сборы - 2,1%.

В 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации всего поступило 3747,6 млрд. рублей налоговых доходов, что на 24,9% больше, чем в 2006 году; из них: НДС - 37,0%, НДПИ - 30,0%, налог на прибыль - 17,0%, ЕСН - 11,0%, акцизы - 3,0%, остальные налоги и сборы - 2,0%.

Анализ структуры налоговых доходов федерального бюджета позволяет сделать вывод о том, что в их общей массе наибольший удельный вес имеют НДС и НДПИ. Целесообразно рассмотреть динамику указанных налоговых доходов федерального бюджета путем проведения анализа налоговых поступлений в бюджет в 2006 и 2007 гг.

Налог на добавленную стоимость установлен главой 21 Налогового кодекса РФ. НДС является самым крупным доходным источником для федерального бюджета и начиная с 2001 года зачисляется в федеральный бюджет полностью.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2006 году составили 924,2 млрд. рублей и по сравнению с 2005 годом выросли на 36,2 млрд. рублей, или на 4,1%; в 2007 году составили 1390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в 1,5 раза.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2006 году 27,2 млрд. рублей, что на 6,3 млрд. рублей, или в 1,3 раза больше, чем в 2005 году; а в 2007 году поступило 34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году.

Налог на добычу полезных ископаемых установлен главой 26 Налогового кодекса РФ. Нормативы распределения НДПИ по уровням бюджетной системы установлены в ст. ст. 50, 56 Бюджетного кодекса РФ и различаются в зависимости от вида полезного ископаемого, подлежащего обложению данным налогом, а также от места его добычи, при этом основная масса поступлений от НДПИ идет в доход федерального бюджета.

Налога на добычу полезных ископаемых в 2006 году поступило в федеральный бюджет 1094,3 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 986,5 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного - 89,9 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений - 7,2 млрд. рублей. По сравнению с 2005 годом поступления НДПИ выросли в 1,3 раза. В 2007 году НДПИ поступило в федеральный бюджет 1122,9 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 1017,3 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного - 88,3 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений - 7,2 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления НДПИ выросли на 2,6%.

Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета показывает, что значительный доход в федеральный бюджет дают поступления от НДС, например, в 2007 году они составляют около 30% от общего объема доходов федерального бюджета. Названные цифры являются весьма внушительными.

Необходимо также обратить особое внимание на то, что НДС является косвенным налогом, следовательно, значительная часть российского бюджета в отличие от европейских стран формируется именно за счет косвенного, а не прямого налогообложения, то есть за счет оборота (реализации) товаров, работ, услуг, а не за счет роста прибыли организаций и доходов физических лиц.

Для более полного рассмотрения налоговой политики в нашей стране на современном этапе следует уделить особое внимание ее главным направлениям развития и остановиться на основных направлениях налоговой политики в РФ на 2008 - 2010 гг., одобренных на заседании Правительства РФ Протоколом N 8 от 2 марта 2007 года, в части совершенствования НДС.

Вопросу исчисления и взимания НДС всегда уделялось повышенное внимание в процессе выработки налоговой политики государства. При начале налоговой реформы этот налог являлся основным и наиболее стабильным источником поступлений федерального бюджета, в связи с чем было признано, что любые резкие изменения в НДС вряд ли будут оправданы, поэтому из серьезных нововведений ограничились только приближением российского НДС к международным стандартам. В рамках этой задачи модернизация НДС была проведена по следующим направлениям: введение понятий места реализации товаров и услуг, нулевой ставки, прочих технических понятий; введение режима освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС; переход к взиманию НДС на основании единой налоговой ставки; переход к заявительному порядку возмещения НДС и единой декларации по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов; детальная регламентация в налоговом законодательстве порядка возмещения НДС и т.д.

Вместе с тем существующие в настоящее время проблемы с администрированием НДС во многом связаны не с проблемами налогового законодательства, а с необходимостью совершенствования методов налогового администрирования. Поскольку НДС один из главных источников доходов федерального бюджета, то проблемы с его администрированием чрезвычайно чувствительны как для государства, так и для налогоплательщиков.

С 2006 г. вступили в действие такие важные нормы, как переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления; принятие к вычету налога, уплаченного поставщикам при осуществлении капитального строительства по мере осуществления затрат до завершения строительства, освобождение от налогообложения авансовых платежей при экспорте товаров и др.

С 2007 г. несколько изменен порядок возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерам, при налогообложении по нулевой ставке. В частности, введен единый порядок начисления и принятия к вычету НДС как при операциях по реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, так и при реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке, при этом отменено требование о предоставлении отдельной налоговой декларации по операциям, облагаемым по нулевой ставке.

Кроме того, среди важнейших изменений налогового законодательства, связанных с НДС, необходимо отметить следующие: с 2007 г. при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг уплата НДС производится платежным поручением на перечисление денежных средств; с 2008 г. увеличена до I квартала продолжительность налогового периода по НДС, что приведет не только к разовому увеличению финансовых ресурсов предприятий (на сумму 260 млрд. рублей в 2008 году), но и позволит несколько облегчить администрирование НДС.

Все вышеназванные изменения в налоговом законодательстве направлены на повышение эффективности НДС. В среднесрочной перспективе в Основных направлениях налоговой политики определена необходимость решения следующих важных задач.

Во-первых, упорядочение ситуации с возмещением НДС из бюджета при применении нулевой налоговой ставки. С 1 января 2007 г. был осуществлен переход к единой декларации по НДС. Однако, как указывается в Основных направлениях налоговой политики, при изменении применяющейся системы возмещения НДС необходимо иметь в виду, что основные способы уклонения от налогообложения при возмещении налога связаны с неправомерным неначислением налога одним или несколькими поставщиками. В этой связи предлагается рассмотреть вопрос об уточнении состава документов, которые подтверждают право на применение нулевой ставки НДС, учитывая при этом, что такое право дает факт потребления товаров за пределами Российской Федерации.

Во-вторых, введение обязательной системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС. Всем зарегистрированным в системе планируется с 2008 г. присваивать особые идентификационные номера, которые необходимо будет указывать в счетах-фактурах. Регистрация станет обязательной для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых выручка от реализации услуг превысит некоторую законодательно установленную величину. При этом предлагается установить срок, в течение которого налогоплательщик должен достигнуть этот объем выручки, чтобы регистрация в качестве налогоплательщика НДС стала для него обязательной. Для тех налогоплательщиков, чей объем выручки не превышает предельно установленную величину, такая регистрация будет являться добровольной.

В-третьих, внедрение с 2009 г. современных автоматизированных методов налогового контроля и отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, обеспечивающий мониторинг и анализ операций по реализации налогооблагаемых товаров (работ, услуг) зарегистрированными налогоплательщиками НДС, что позволит значительно снизить нагрузку на налогоплательщиков с точки зрения представляемых им документов в обоснование права на применение 0 ставки.

Изменения, предлагаемые в налоговой сфере, большей частью касаются совершенствования налогового администрирования и, по сути, не влияют на уровень доходной базы федерального бюджета. В перспективе на ближайшие три года не предусматривается уменьшение видов федеральных налогов, сборов, специальных налоговых режимов, которые являются источниками налоговых поступлений в федеральный бюджет. Снижение ставок по федеральным налогам, сборам, специальным налоговым режимам также не предусмотрено, что свидетельствует о наметившейся тенденции стабильности налогового законодательства, которая, в свою очередь, является важным фактором для осуществления эффективной бюджетной деятельности.

Существующая налоговая система имеет ряд недостатков, которые способствуют сокрытию налогов, незаконному использованию льготных налоговых режимов и не позволяют обеспечить поступление налоговых доходов в федеральный бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Однако за последние годы в результате налоговых реформ были достигнуты определенные положительные результаты и в части собираемости налогов, и в сфере унификации налогов и сборов и их законодательного регулирования. Предпринятые по данным вопросам меры в отношении налогообложения добычи полезных ископаемых, порядка применения налога на добавленную стоимость и акцизов в некоторой степени разрешили комплекс существовавших проблем.