Мудрый Юрист

Коллизионный и материально-правовой методы регулирования юридических лиц в международном частном праве

Кулешова И.А., преподаватель кафедры предпринимательского права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".

Расширение экономических связей приводит к тому, что юридические лица уже не могут осуществлять свою хозяйственную деятельность только на территории одного государства. Юридические лица активно осуществляют торговую и иную хозяйственную деятельность как в том государстве, где они были созданы, так и за его пределами.

Пока речь идет о юридических лицах, созданных и действующих на территории одного государства, не возникает вопросов о порядке допуска к хозяйственной деятельности на территории этого государства, о правоспособности этих юридических лиц и т.д. Все эти вопросы регулируются законодательством страны, в котором создано и действует это юридическое лицо.

Когда же субъектом является иностранное юридическое лицо, то встает вопрос, какому государству оно принадлежит и нормами права какого государства регулируется его деятельность, а именно нормы какого государства должны регулировать порядок его создания и ликвидации, объем его правоспособности.

Правовое положение иностранных юридических лиц регулируется в государствах различным образом. Характер этого регулирования определяется хозяйственным положением данного государства, степенью его экономической независимости, ролью иностранного капитала в экономике страны, условиями внутренней и внешней торговли <1>.

<1> См.: Перетерский И.С., Крылов С.Б. Международное частное право. М., 1959. С. 86.

Правовое регулирование юридических лиц как субъектов международного частного права осуществляется посредством двух методов: коллизионного и материально-правового.

Традиционным методом правового регулирования международного частного права, без которого трудно обойтись и в отношениях с участием иностранных юридических лиц, является коллизионный метод <2>.

<2> По вопросу о природе коллизионных норм см.: Кичигина И.Л. Коллизионный и материально-правовой методы регулирования в международном частном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. С. 108.

Задача коллизионного метода сводится к отысканию того правопорядка, который является компетентным для регулирования вопросов правового статуса иностранного юридического лица <3>.

<3> См.: Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М.: Статут, 2003. С. 21.

Л.А. Лунц отмечал: "...коллизионная норма вместе с той материально-правовой нормой, к которой она отсылает, образует настоящее правило для участников гражданского оборота" <4>.

<4> Лунц Л.А. Курс международного частного права: Общая часть. М., 1973. С. 188.

Коллизионно-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в РФ, имеют трехуровневую структуру. Во-первых, в их число входят коллизионные нормы российского гражданского законодательства, например нормы раздела VI части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1202 ГК РФ, в соответствии с которой правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо).

Во-вторых, правосубъектность иностранных юридических лиц регулируется коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних договорах о правовой помощи. Так, например, согласно договору между РФ и Республикой Албанией правоспособность юридического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой оно учреждено (п. 2 ст. 22).

В-третьих, большую группу коллизионных норм составляют нормы многосторонних договоров о правовой помощи. Например, в соответствии с Минской конвенцией СНГ правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено (п. 3 ст. 23) <5>.

<5> См.: Ерпылева Н.Ю. Субъекты международного частного права // Международное публичное и частное право. 2002. N 2(6). С. 52.

Однако в ряде случаев государство вынуждено принимать правовые нормы прямого действия, специально направленные на регулирование порядка допуска и осуществления последующей предпринимательской деятельности иностранных компаний на территории данного государства <6>.

<6> См.: Асосков А.В. Указ. соч. С. 83.

Это нормы законодательства об иностранных инвестициях, которые и являются внешним выражением применения материально-правового метода регулирования.

Кроме того, также выражением применения этого метода являются унифицированные материальные нормы международных договоров.

Такой позиции придерживается М.М. Богуславский, который объединяет в единую категорию прямых норм материально-правовые нормы, унифицированные путем заключения международных соглашений, и внутринациональные нормы, в которых содержится материально-правовое урегулирование прав и обязанностей сторон, и применение этих норм происходит без предварительного применения других норм, в частности коллизионных.

Критику этой точки зрения высказывает А.В. Асосков. Он отмечает, что "объединение материальных норм, унифицированных на межгосударственном уровне, а также внутринациональных норм является сомнительным, поскольку эти два вида норм обладают больше различиями, нежели объединяющими чертами. Унифицированные материально-правовые нормы имеют качественно иную природу, отличное место в национальных правовых системах и выполняют различные функции и задачи в правовом регулировании складывающихся отношений" <7>.

<7> Асосков А.В. Указ. соч. С. 85.

Другие авторы отмечают, что "внутринациональные нормы по механизму их введения в действие и порядку применения существенно отличаются как от унифицированных норм международных договоров, так и от коллизионных норм. Поэтому нормы прямого действия - особый, третий метод регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом наряду с коллизионными и унифицированными материальными нормами" <8>.

<8> Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право: Учебник. М., 1984. С. 9.

Да, действительно, внутринациональные нормы и унифицированные нормы международных договоров имеют различную природу, однако мы и не пытаемся сказать, что эти нормы - одно и то же. Но ведь и те и другие нормы являются материально-правовыми, отличными от коллизионных норм. Только поэтому проведена такая классификация. Однако их различная природа и функции не мешают объединить их при классификации.

Эти нормы объединены, поскольку исключают возможность применения коллизионных норм и прямо, непосредственно регулируют отношения.

В данном случае проявляется воля государства, которое считает необходимым в данной группе отношений применить свое собственное право, исключить возможность применения права иностранного государства.

Итак, материально-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в РФ, включают внутринациональное законодательство и унифицированные нормы международных соглашений.

Внутринациональное российское законодательство об иностранных инвестициях представлено Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в РФ" 1999 г., в котором определяется, что такое иностранное юридическое лицо, каков порядок и форма деятельности таких лиц на территории РФ.

Иностранное юридическое лицо - это лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено (ст. 2 Федерального закона об иностранных инвестициях).

Таким образом, юридические лица, организованные в соответствии с законодательством иного, нежели Российская Федерация, государства, являются иностранными юридическими лицами.

Все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность: заключать сделки, создавать с участием российских юридических и физических лиц либо физических и юридических лиц третьих государств или без таковых новые общества в соответствии с предусмотренными законодательством РФ организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица; совершать связанные с такими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые, обеспечительные и другие операции.

В настоящее время в РФ не требуется никаких специальных разрешений для допуска иностранных юридических лиц на территорию России.

Однако исторически формы участия иностранного капитала в экономике РФ не оставались неизменными. С начала 20-х годов прошлого столетия в России допускались иностранные концессии, которые не сыграли большой роли в развитии экономики страны. Условия концессий определялись договором, заключаемым концессионером с государством. В конце 20-х годов появилась другая форма допущения в СССР иностранных фирм. В годы первой пятилетки стал осуществляться ввоз иностранного оборудования для строительства и оснащения предприятий. С целью организации монтажа оборудования, образования складов запасных частей в СССР стали создаваться представительства некоторых иностранных фирм <9>.

<9> См.: Нешатаева Т.Н. Международное частное право и международный гражданский процесс. М., 2004. С. 137.

Иностранные юридические лица допускались к хозяйственным операциям в СССР на основе особого каждый раз разрешения (§ 29 о порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций и о заключении отдельных сделок по внешней торговле) <10>.

<10> См.: Перетерский И.С., Крылов С.Б. Указ. соч. С. 82.

Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в РФ" 1999 г. предоставил право иностранным юридически лицам создавать на территории РФ свои филиалы: предприятия с долевым участием российских и иностранных инвестиций (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

Современной формой деятельности иностранных юридических лиц является их участие в соглашениях и разделе продукции согласно Закону РФ "О разделе продукции" 1995 г. Соглашения о разделе продукции действуют по типу консорциумов временного характера, создаваемых на конкретный период для решения определенной хозяйственной задачи. Наиболее известные современные консорциумы "Сахалин-1" и "Сахалин-2", созданные российским правительством и рядом ТНК в целях разработки нефти на сахалинском шельфе.

Что касается унифицированных норм международных договоров, то до последнего времени подавляющим большинством отечественных исследователей вопрос о возможности унификации материально-правовых норм, относящихся к институту юридического лица, вообще не ставился. Объяснялось это, по-видимому, тем, что нормы о юридических лицах имеют существенную специфику в различных государствах мира и их унификация представляет значительную сложность <11>.

<11> См.: Асосков А.В. Указ. соч. С. 188.

Однако попытки унификации норм о юридических лицах осуществлялись начиная с 30-х годов XX в. Примером подобной унификации является Гаагская конвенция о признании иностранных компаний 1956 г. Однако эта конвенция так и не вступила в силу по причине отсутствия достаточного числа ратификаций. Конвенция стран ЕС о взаимном признании товариществ и юридических лиц 1968 г. также не вступила в силу, так как Нидерланды в свое время не ратифицировали ее, а сейчас к ней добавились те страны, которые впоследствии вступили в ЕС.

Таким образом, значительных успехов в области унификации норм о юридических лицах на международном уровне достигнуто не было.

Примером региональной унификации является Минская конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Таким образом, правовое регулирование юридических лиц как субъектов международного частного права осуществляется при помощи двух методов - коллизионного и материально-правового.

Материально-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в РФ, включают внутринациональное законодательство и унифицированные нормы международных соглашений.

Коллизионные нормы включают нормы российского законодательства, нормы, содержащиеся в двусторонних договорах о правовой помощи, и нормы многосторонних договоров.

Оба метода являются в равной степени важными и необходимыми для правового регулирования юридических лиц в международном частном праве и должны существовать параллельно. Материально-правовой метод используется, когда государство хочет исключить возможность отсылки к иностранному праву.