Мудрый Юрист

Международные стандарты в области ограничения прав и свобод личности

Агеев В.Н., доцент кафедры публичного права филиала Казанского государственного университета в г. Набережные Челны, кандидат юридических наук.

В современном мире все большее значение приобретает международное сотрудничество государств в области прав человека. Уважение прав человека и основных свобод стало содержанием одного из общепризнанных принципов современного международного права, определяющего основы взаимоотношения государств <1>. Обеспечение этих прав, несомненно, является важнейшим условием достижения стабильности и устойчивости развития межгосударственных отношений, а в конечном счете - жизнедеятельности каждого человека.

<1> См.: Шамсон Р.Т. Права человека и внутренняя компетенция государства // Московский журнал международного права. 2003. N 2. С. 59.

Международно-правовая защита человека есть результат реализации на практике международным сообществом государств одного из основных принципов международного права - принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех. Его становление в международном праве происходило в современную эпоху, а утверждение - после разгрома фашизма в 1945 г. <2>.

<2> См.: Мовчан А.П. Принципы всеобщего уважения прав человека и основных свобод // Курс международного права: В 7 т. Т. 2. Основные принципы международного права / Отв. ред. И.И. Лукашук. М.: Наука, 1989. С. 148.

Создание ООН и принятие ее Устава <3> положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в области прав человека. Устав ООН явился "первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека" <4>.

<3> См.: Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 17.
<4> Карташкин В.А. Права человека и развитие международного права // Права человека: Учеб. для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 464.

Следующим важным шагом на пути формирования единой межгосударственной концепции прав и свобод человека явилось принятие ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека <5>. Данная Декларация, по мнению А.Х. Саидова, стала первым международным документом, провозглашавшим социальную справедливость для всех, без дискриминации, на свободных и достойных человека условиях, явилась "совестью мира, нравственным эталоном человечества" <6>. Благодаря Декларации, на которую опирались государства в нормотворческой деятельности в области прав человека <7>, появился "уникальный комплекс международных и международно-правовых стандартов и норм" <8>, который нередко обозначают образным выражением "Международный билль о правах". Это символическое название в первую очередь охватывает Всеобщую декларацию прав человека и универсальные международно-правовые акты - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) <9> и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) <10>.

<5> См.: Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апр.
<6> Саидов А.Х. Общепризнанные права человека: Учеб. пособ. / Под ред. И.И. Лукашука. М.: МЗ Пресс, 2002. С. 3.
<7> См.: Права человека: Спецкурс / Под ред. Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.Г. Вагизова. Казань: Правозащитный Центр г. Казани, 2004. С. 101.
<8> Тиунов О.И. Конституционные права и свободы в свете требований общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ // Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Тиунова. М.: Норма, 2005. С. 531.
<9> См.: Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 12.
<10> См.: О гражданских и политических правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 12.

Каждый из международно-правовых документов универсального и регионального характера по вопросам прав и основных свобод человека и гражданина включает в себя определенный, в основном повторяющийся, но тем не менее постоянно расширяющийся набор таких прав и свобод, ставших в силу этого международно-правовым стандартом <11>. И в каждом из этих документов конкретный перечень прав и основных свобод человека исключает, как правило, близкие к внутренней компетенции государства, сфере его суверенных правомочий специфические права гражданина. И здесь очень важно разумное взаимодействие международного и внутригосударственного права.

<11> См.: Бурьянов С.А. Правовые основы, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. 2001. N 2. С. 22.

В международном праве можно выделить два направления, связанных с правовыми ограничениями. К первому относятся договоры между странами, регламентирующие отношения на уровне государств, правительств или отдельных органов и организаций, в которых используются ограничения конкретного плана - обязанности, пошлины, квоты, пределы и т.д. А ко второму - общие принципы права, которые определяют отношения между государством и человеком <12>. В международных соглашениях зафиксированы положения, напрямую касающиеся правовых ограничений. Поскольку нельзя установить конкретные предельные возможности государств в области ограничений на все случаи жизни, то они "должны придерживаться стандартов, которыми можно оправдать введение ограничений" <13>.

<12> См. подробнее: Приходько И.М. Ограничения в российском праве (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 18.
<13> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юристъ, 2004. С. 89.

В науке сложилась точка зрения, согласно которой международные стандарты основных прав человека - это нормы современного международного права <14>, предусматривающие такие общедемократические требования и обязанности государств по признанию, соблюдению и защите прав человека, которые они должны с учетом особенностей своего общественного строя, национального развития и т.п. воплотить и конкретизировать в своих системах <15>.

<14> См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.: Юрид. лит-ра, 1991. С. 13.
<15> См.: Мовчан А.П. Указ. соч. С. 164.

Международные стандарты содержат как перечень стандартов основных прав человека, так и перечень стандартов их ограничений.

Так, например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. содержит четыре статьи, непосредственно регулирующие ограничение прав человека: отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях (ст. 15); ограничение на политическую деятельность иностранцев (ст. 16); запрещение злоупотреблений правами (ст. 17); пределы использования ограничений в отношении прав (ст. 18) <16>, а также основания для введения ограничений в пользовании правами, гарантируемых Конвенцией, во вторых пунктах ст. ст. 8, 9, 10, 11 и п. п. 3 и 4 ст. 2 Протокола N 4 <17>. Обоснованием для введения ограничений служат схожие требования Конвенции, содержащиеся в перечисленных статьях.

<16> См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 20. Ст. 2143.
<17> См.: Протокол N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию, и первый дополнительный протокол к ней от 16 сентября 1963 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. N 7. С. 41 - 45.

Единственным основанием ограничения прав человека международно-правовые акты называют закон. Впервые данное положение закрепила Всеобщая декларация прав человека: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом..." (п. 2 ст. 29). Приведенное положение Декларации юридически закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах: "...государство может устанавливать только такие ограничения... прав, которые определяются законом...".

Однако рост взаимопонимания между государствами и развитие международно-правовой защиты вызвали необходимость дальнейшего развития международно-правовой базы ограничений. Эта необходимость была реализована государствами - участниками СБСЕ в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. Документ в качестве правовой основы ограничений кроме закона определяет еще и соответствующие международные стандарты (ст. ст. 9.1 - 9.4) <18>.

<18> См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 653 - 663.

Цели ограничений основных прав также определены глобальными универсальными международными актами. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека целями ограничений прав человека являются (п. 2 ст. 29): 1) обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; 2) удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе.

Указанные цели ограничений юридически закреплены в Пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 12; п. 3 ст. 18; п. 3 ст. 19; ст. 21; п. 2 ст. 22).

По сравнению со Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом о гражданских и политических правах, цели ограничений прав человека значительно расширены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. По этому документу ограничения, кроме того, вводятся с целью: поддержания государственной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст. ст. 8 - 9); охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов (ст. 10).

Цели ограничений, которые закреплены в глобальных и региональных универсальных соглашениях о правах человека, закреплены и в действующей Конституции РФ.

Обстоятельства, при которых вводятся ограничения прав человека с указанными выше целями, в международно-правовых документах носят названия чрезвычайных обстоятельств. К ним относятся: чрезвычайное положение в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявлено <19>; война, общественная опасность или другие чрезвычайные обстоятельства, которые угрожают независимости и безопасности государства <20>; бедствие или угроза бедствием, как то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений <21>.

<19> См.: п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 12.
<20> См.: п. 1 ст. 27 Американской конвенции о правах человека от 23 ноября 1969 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. С. 867 - 886.
<21> См.: п. "d" ст. 2 Конвенции от 28 июня 1930 г. N 29 Международной организации труда "Относительно принудительного или обязательного труда" // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. N 13. Ст. 279.

Международные договоры о правах человека разрешают государствам-участникам вводить при определенных условиях правовые нормы, ограничивающие применение некоторых прав, а также в случае возникновения на их территории чрезвычайных обстоятельств отступать от выполнения взятых на себя международных обязательств по защите прав человека и основных свобод и приостанавливать действие национального законодательства в этой области. Отступление от выполнения взятых на себя обязательств при наступлении определенных условий в международно-правовой практике принято называть дерогацией (от лат. derogatio - частичная отмена старого закона <22>.

<22> См.: Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1988. С. 156.

"Следует признать, однако, - указывает член Европейской комиссии по правам человека Дж. Э.С. Фоссет, - что часто именно эти отступления ведут к нарушению прав человека" <23>.

<23> Цит. по: Домрин А. Институт чрезвычайного положения в зарубежных странах // Международная жизнь. 1993. N 5/6. С. 154.

Во избежание со стороны государств злоупотреблений полномочиями в области применения ограничений прав человека, которые основывались бы на широком объяснении, Европейская комиссия по правам человека установила правило "строгого толкования". "Строгое толкование означает, что никакие другие критерии, помимо тех, что упомянуты... не могут быть основанием для каких-либо ограничений, и что эти критерии, в свою очередь, должны быть истолкованы таким образом, чтобы смысл слов не был расширен по сравнению с общепринятым значением" <24>.

<24> См.: European Court of Human Rights: Judgments and decisions. Strasbourg, 26 April 1979 (Sunday Times/UK). Series A. N 30. P. 31. Para. 49.

В глобальном масштабе попытка устранения этого недочета в практике международно-правовой защиты была предпринята с принятием в 1990 г. Восьмым конгрессом ООН Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, а в региональном масштабе - Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (принят 3 октября 1991 г.). Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия устанавливают пределы применения силы и оружия, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах. В документе, в частности, указывается, что чрезвычайные обстоятельства, такие как внутренняя политическая нестабильность или любые другие чрезвычайные общественные явления, не могут служить оправданием для любого отхода от Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия.

Проанализировав международные стандарты в области прав человека и ограничений прав, можно сказать, что они вырабатываются на межгосударственном уровне, предназначаются для регулирования межгосударственного сотрудничества и адресуются государствам, которые обязаны в пределах своей юрисдикции обеспечить защиту основных прав своих граждан и несут ответственность перед своим народом, перед международным сообществом за соблюдение основных прав человека.

Ограничения прав человека являются приемлемыми для демократического общества и принимаются в целях защиты государственной и общественной безопасности и порядка в интересах защиты прав и свобод других граждан на основании, признанном законом.

Нормы и принципы в области соблюдения и конституционно-правовой защиты основных прав человека не могут опускаться ниже уровня международных стандартов <25>. Необходимо подчеркнуть, что являющиеся обязательными для государства общепризнанные международно-правовые принципы и нормы, касающиеся возможного ограничения этим государством прав и свобод личности, распространяются и на те из них, которые могут вообще не содержаться в международно-правовых актах, а порождены непосредственно законодательной и иной деятельностью государства. И наоборот, нормы, предусматривающие возможность ограничения прав человека, могут отсутствовать в правовой системе общества, однако регламентироваться международным правом <26>.

<25> См.: Верещетин В.С., Даниленко Г.М., Мюллерсон Р.А. Конституционная реформа в СССР и международное право // Советское государство и право. 1990. N 5. С. 14.
<26> См.: Игнатенко Г.В. Международно признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности // Правоведение. 2001. N 2. С. 22.

Международные стандарты выполнимы только там и тогда, где и когда отношения между человеком и государством максимально способствуют реализации конституционных норм. Если государством не обеспечиваются такие права, как право на жизнь, на неприкосновенность и личную безопасность, то нельзя говорить о выполнении таким государством международных стандартов.