Мудрый Юрист

Представление доказательств вне судебного заседания в гражданском и арбитражном судопроизводстве: процессуальный порядок и критерии допустимости

Юдин А.В., доцент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского государственного университета, кандидат юридических наук.

Принцип состязательности гражданского судопроизводства, как и всякий процессуальный принцип, находит свое воплощение в различных нормах гражданского процессуального права. Одним из наиболее рельефных проявлений принципа состязательности являются положения ст. 166 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК), требующие от суда, разрешающего ходатайства лиц, участвующих в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, заслушать мнения других лиц, участвующих в деле. Это важное правило позволяет участникам процесса возражать против заявленных ходатайств, оказывая влияние на ход судебного разбирательства. Без преувеличения можно сказать, что наиболее часто заявляемые лицами ходатайства относятся к сфере доказательственной деятельности и направлены на приобщение к материалам дела или на истребование различных доказательств. С учетом критериев относимости (ст. 59 ГПК) и допустимости (ст. 60 ГПК) доказательств другие лица, участвующие в деле, могут в состязательном порядке возражать против заявленных ходатайств о приобщении или истребовании доказательств.

Однако анализ процессуальных норм и практики их применения показывает, что доказательства могут попадать в материалы дела не только по определению суда в связи с удовлетворением ходатайства лица, участвующего в деле, о приобщении или истребовании определенного доказательства. Критическому анализу таких путей проникновения доказательств в гражданский или арбитражный процесс и посвящена данная статья.

Прежде всего, не всякий путь проникновения доказательств в материалы гражданского дела является заведомо незаконным. Отдельные процессуальные нормы способствуют или даже требуют от лиц представления доказательств в материалы дела вне общего порядка судебного заседания. Такие исключения, наоборот, могут способствовать защите интересов противоположной стороны спора и скорейшему рассмотрению дела.

Характерно, что рассматриваемые нами ниже способы, при помощи которых лицо может добиться приобщения доказательств к материалам дела, имеют не только процессуальный, но и делопроизводственный характер.

По нашему мнению, все способы проникновения доказательств в материалы дела целесообразно рассмотреть совместно, увязав их с соответствующими стадиями и этапами гражданского и арбитражного процесса:

  1. Представление доказательств совместно с исковым заявлением (заявлением). В гражданском и арбитражном процессе истец обязывается к приложению к исковому заявлению документов, подтверждающих обстоятельства, на которых он основывает исковые требования (ст. 132 ГПК, ст. 126 АПК). Бесспорно, что такие документы имеют статус доказательств по делу, и их представление в суд на начальном этапе производства по делу направлено на обеспечение возможности ответчика максимально эффективно защищаться от предъявленного иска.
  2. Представление доказательств совместно с возражениями (отзывом) против искового заявления (заявления). Ответчик, представляя свои возражения против иска, чтобы не быть голословным, подкрепляет их необходимыми доказательствами. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 149 ГПК ответчик или его представитель передает истцу или его представителю и судье доказательства, обосновывающие возражения относительно иска. Формы и способы такой передачи в законе не конкретизированы, однако системный анализ норм, посвященных подготовке дела к судебному разбирательству, позволяет предположить, что происходить это может в том числе вне судебного заседания. Действительно, в предварительном судебном заседании стороны не лишены права представлять доказательства (ч. 2 ст. 152 ГПК), однако основной целью предварительного судебного заседания является "определение достаточности (уже представленных. - А.Ю.) доказательств по делу" (ч. 1 ст. 152 ГПК). Таким образом, не исключено представление доказательств при т.н. собеседовании суда со сторонами (п. 2 ч. 1 ст. 150 ГПК) или представление вне процессуального порядка, через канцелярию суда (этот способ проникновения доказательств будет рассмотрен ниже).

Прочтение соответствующей нормы в АПК вообще не оставляет сомнений в возможности лиц представить доказательства вне процедуры судебного заседания. На основании ч. 1 ст. 131 АПК РФ "ОТВЕТЧИК НАПРАВЛЯЕТ (выделено мной. - А.Ю.) или представляет в арбитражный суд отзыв на исковое заявление с приложением документов..."

  1. Представление доказательств совместно с доводами по существу дела или в отдельном порядке. Лица, участвующие в деле, как в гражданском, так и в арбитражном процессе не лишены права в любой момент производства по делу в суде первой инстанции представить совместно с доводами по существу дела либо отдельно доказательства путем направления их в адрес суда по почте, сдачи письменных документов в канцелярию суда или работникам аппарата суда.

В справедливости этого вывода убеждает необходимый здесь анализ делопроизводственных норм, в этой части слабо коррелирующих нормам процессуального регламента. Так, п. п. 2.1 - 2.2 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36 "Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" <1>, устанавливает, что "все судебные дела и корреспонденция, поступающие как по почте, так и поданные (доставленные) непосредственно в суд, принимаются, а также отправляются по назначению работником отдела делопроизводства. Работник отдела делопроизводства вскрывает пакеты, проверяет соответствие присланных судебных дел и других материалов описи, а затем ставит на первой странице обложки дела (письма и т.п.) штамп, где указывается дата поступления материала в суд, регистрационный номер документа по журналу учета входящей корреспонденции".

<1> Российская газета. 2004. 5 ноября.

В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанциях), утвержденной Приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2004 г. N 27 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации" (далее - Инструкция) <2>, на "специалиста по делопроизводству судебного состава, подразделения возлагаются следующие обязанности... прием, регистрация, учет и передача исполнителям по указанию руководителей по журналу учета входящей корреспонденции и документов... дополнительных материалов к поступившим заявлениям, писем, жалоб и иных обращений, а также другой документации" (п. 1.9). Инструкцией установлено, что поступившая корреспонденция подбирается (сортируется) по категориям, в числе которых отдельно упомянуты "дополнительные материалы к судебным делам" (п. 2.5); "регистрация дополнительно поступающих документов по делу (отзывы на исковое заявление (заявление), дополнительные материалы, письменные ходатайства и т.п.) производится как дополнения к делу. Всем дополнительным материалам присваивается тот же регистрационный номер, что и исковому заявлению (заявлению), т.е. делу" (п. 3.11); "дополнительные материалы после регистрации передаются под расписку в реестре (журнале, карточке) специалисту судебного состава, который незамедлительно передает их судье, в производстве которого находится исковое заявление (заявление)" (п. 3.12). Содержание отдельных делопроизводственных норм, принятых в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах, убеждает нас в том, что дополнительные материалы-доказательства могут попасть в дело не только по результатам удовлетворенных судом (арбитражным судом) ходатайств об их приобщении к материалам дела, но и посредством поступления таких документов через аппарат соответствующего суда на основе односторонне выраженного волеизъявления участника процесса.

<2> Документ опубликован не был. Доступен в СПС "КонсультантПлюс".
  1. Представление доказательств совместно с апелляционной или кассационной жалобой. Общее для гражданского и арбитражного процесса правило в отношении новых доказательств, представляемых в суд вышестоящей инстанции (за исключением апелляционной инстанции в гражданском процессе <3>), сводится к тому, что такие доказательства допускаются лишь при условии невозможности их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от воли лица.
<3> Проблема целесообразности сохранения правила о возможности безграничного представления новых доказательств в суд апелляционной инстанции в гражданском процессе может претендовать на роль самостоятельного исследования и в рамках настоящей статьи не рассматривается. Наша позиция сводится к тому, что в отношении новых доказательств в суде апелляционной инстанции в гражданском судопроизводстве должны быть установлены ограничения, аналогичные ограничениям, существующим в кассационном производстве. См.: Юдин А.В. Ограничение процессуальных прав сторон при пересмотре судебных постановлений в гражданском судопроизводстве // Актуальные проблемы унификации процессуальных норм, регулирующих производство по пересмотру судебных постановлений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тверь, 26 мая 2007 г. / Под общ. ред. Л.В. Тумановой. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 2007. С. 74 - 75.

Вместе с тем существует практически бесконтрольная возможность проникновения доказательств в суд вышестоящей инстанции совместно с подаваемой апелляционной или кассационной жалобой. Так, на основании п. 5 ч. 1 ст. 339 ГПК кассационные жалоба, представление должны содержать ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛАГАЕМЫХ К ЖАЛОБЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. При этом часть 2 приведенной нормы говорит о том, что "ССЫЛКА (выделено мной. - А.Ю.) лица, подающего кассационную жалобу, или прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции". Заметим, что выражение "ссылка на новые доказательства" по семантическому и смысловому содержанию не тождественно понятию "представление новых доказательств". Очевидно, что представление новых доказательств может состояться и без ссылки на них в тексте жалобы.

В арбитражном процессе имеется указание лишь на необходимость включить в текст апелляционной или кассационной жалобы перечень прилагаемых к жалобе документов (п. 5 ч. 2 ст. 260, п. 5 ч. 2 ст. 277 АПК), в числе которых дополнительные доказательства (документы) не указаны. Однако в дальнейшем законодатель требует от лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной (кассационной) жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют (ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 277 АПК). Полагаем, что вряд ли здесь идет речь о таких прилагаемых к жалобе документах, как копия судебного акта (которая, как правило, имеется у других лиц, участвующих в деле); документах, подтверждающих направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий жалобы и документов (которых не должно быть у других лиц, участвующих в деле, просто по определению); доверенность на подписание жалобы, документ об оплате государственной пошлины.

Таким образом, всегда имеется гипотетическая возможность представления доказательств в суд вышестоящей инстанции совместно с подаваемой жалобой на судебный акт.

  1. Представление доказательств совместно с возражениями против апелляционной или кассационной жалобы. Не меньше возможностей по попаданию новых доказательств в процесс в суде вышестоящей инстанции таит в себе такой институт, как возражения лица, участвующего в деле, против жалобы. В соответствии с ч. 2 ст. 235 ГПК лица, участвующие в деле, вправе представить мировому судье возражения в письменной форме относительно апелляционных жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения. И если признать такое право "симметричным" праву заявителя жалобы на представление новых доказательств в суд апелляционной инстанции, то в суде кассационной инстанции право лиц, участвующих в деле, представить возражения в письменной форме относительно кассационных жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения (ч. 1 ст. 344 ГПК), не имеет аналогичного, уравновешивающего права кассатора. В арбитражном процессе право лиц приложить к отзыву документы, подтверждающие возражения против апелляционной или кассационной жалобы (ч. 1 ст. 262, ч. 1 ст. 279 АПК), каких-либо ограничений не содержит. Более того, на основании абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ прилагаемые к отзыву документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу. Как верно замечала Л.А. Терехова, такое положение, сложившееся как в гражданском, так и в арбитражном процессе, противоречит принципу равноправия сторон, поскольку в этом случае суд вынужден будет обосновать конкретное обстоятельство дела доводами только одной стороны; кроме того, "поданные на жалобу возражения - это тоже объект критики, и следовательно, лицо, подавшее жалобу, тоже может, в свою очередь, возражать. Закон не оговаривает возможность представления дополнительных доказательств для обоснования возражений на возражения" <4>.
<4> Терехова Л.А. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 192 - 193.

Все изложенное призвано было показать, что в гражданском и арбитражном судопроизводстве появление в материалах дела доказательств, оказавшихся там вне установленного процессуального порядка их приобщения и истребования, сопряженного с публичным обсуждением ходатайств лиц о представлении доказательств, весьма вероятно. Однако, как уже было отмечено, само по себе появление в материалах дела доказательств, полученных без обсуждения ходатайств лиц о целесообразности их приобщения, не является негативным явлением и даже может способствовать ускорению защиты прав других лиц. Основное здесь - реакция суда на появление в деле доказательств, полученных в результате одностороннего волеизъявления субъекта.

Действующее гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство не предусматривают специального правового режима для принятия, исследования или оценки доказательств, полученных рассматриваемым нами способом. В условиях отсутствия специального правового регулирования данных отношений в практике сложился негативный, по нашему мнению, алгоритм действий суда при получении им доказательств непроцессуальным путем, сводящийся к принятию доказательств без какого-либо специального обсуждения данного вопроса. Нередко при этом аргументация судьи, оставляющего в деле доказательства, поступившие подобным способом, и приводимая им в ответ на возражения лиц, сводится к тому, что:

Полагаем, что наиболее правильным является поведение суда, включающее обсуждение в судебном заседании вопроса о приобщении доказательств, поступивших внепроцессуальным путем. Иное означало бы, что лица, по тем или иным причинам желающие избежать обсуждения вопросов, касающихся доброкачественности представленных доказательств, могли бы осуществить это путем направления документов через канцелярию суда.

Лица, участвующие в деле, не должны быть лишены права привести свои доводы, касающиеся относимости и допустимости доказательств, представляемых вне судебного заседания. По результатам публичного обсуждения вопроса о необходимости приобщения таких доказательств к материалам дела суд решает вопрос о приобщении, точнее, о сохранении их в материалах дела либо об отказе в приобщении (сохранении) к материалам дела. Во втором случае доказательства должны быть возвращены представившим их сторонам. При этом речь идет не столько о физическом возвращении в виде вручения доказательства лицам, участвующим в деле (их представителям), сколько о юридическом оформлении такого возвращения путем принятии соответствующего протокольного определения.