Мудрый Юрист

Понятие арбитражного процессуального регулирования, его задачи и механизм

Сидоров М.А., аспирант кафедры арбитражного процесса ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".

Правовое регулирование в общей теории государства и права определяют как осуществляемое всей системой юридических средств специально-юридическое воздействие на общественные отношения в целях упорядочения <1>. Арбитражно-процессуальное регулирование определяется как "осуществляемое при помощи арбитражного процессуального права и всей совокупности процессуальных средств, образующих механизм, юридическое воздействие государства на общественные отношения в сфере арбитражного судопроизводства" <2>. Правовое регулирование должно отвечать, в частности, требованиям обоснованности и формальной определенности, ясности, точности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования с тем, чтобы не допускать возможности их неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения <3>.

<1> См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 622.
<2> См.: Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. Т.А. Григорьевой. М.: Норма, 2007. С. 44 - 45.
<3> Пункт 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" // СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3200.

Посредством арбитражного процессуального регулирования осуществляется государственное управление деятельностью арбитражных судов по возбуждению производства по делу в арбитражных судах, рассмотрению и разрешению дел и принятию законного и обоснованного решения.

Правовое регулирование арбитражной процессуальной деятельности осуществляется с помощью специфического метода и механизма правового регулирования, это объясняется правовой природой арбитражного процессуального права. Под механизмом правового регулирования понимается взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается "результативное правовое воздействие на общественные отношения" <4>, "комплексное регулятивное воздействие на поведение людей и их объединения с целью достижения общественно полезных целей" <5>. "Процессуально-правовой механизм - это динамическая система правовых средств, при помощи которой упорядочивается охранительная деятельность уполномоченных органов в области юрисдикционного правоприменения" <6>.

<4> Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 9.
<5> Кулапов В.Л. Теория государства и права. Саратов, 2005. С. 283.
<6> Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2005. С. 163.

Правовые средства в теории права определяются как: 1) институционные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров <7>; 2) все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей, а в конечном счете - справедливая упорядоченность общественных отношений <8>; 3) совокупность правовых установлений (инструментов) и форм правореализационной практики, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей <9>.

<7> См.: Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. N 6. С. 14.
<8> См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. С. 621.
<9> Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2006. С. 67.

По мнению указанных авторов, структура механизма правового регулирования складывается из следующих звеньев: юридических средств нормативного характера, т.е. юридических норм, юридических фактов, правовых отношений, актов реализации прав и обязанностей <10>.

<10> Малько А.В., Шундиков К.В. Указ. соч. С. 102 - 114.

Механизм судебной защиты начинается с обращения заинтересованного лица в суд с требованием о судебной защите и оканчивается с момента вынесения судебного акта и вступления его в законную силу <11>.

<11> Загайнова С.К. Судебные акты в механизме реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессе. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 83.

Механизм арбитражного процессуального регулирования представляет собой систему содержащихся в нормах арбитражного процессуального права правовых средств регулирования деятельности, характеризующихся своими способами воздействия на деятельность и общественные отношения, возникающие в процессе рассмотрения дела в арбитражных судах. В механизм арбитражного процессуального регулирования входят следующие определяемые АПК процессуальные средства регулирования: задачи судопроизводства в арбитражных судах; права и обязанности участников процесса, юридические факты, арбитражная процессуальная форма; ответственность. Для механизма правового регулирования характерно не наличие факта существования нормы права, а то конкретное содержание правового воздействия, которое вложено в каждое правовое предписание, т.е. заложенные в нормы арбитражного процессуального права средства регулирования.

В процессуальной литературе существует точка зрения, согласно которой "правоприменение выделяется в качестве факультативной стадии механизма правового регулирования, а акты правоприменения, к которым относятся и судебные акты, включаются в средства, с помощью которых это правовое регулирование осуществляется" <12>.

<12> Загайнова С.К. Указ. соч. С. 81 - 82.

При более детальном анализе механизма арбитражного процессуального регулирования нам представляется, что в механизм арбитражно-процессуального регулирования нет необходимости включать акты реализации права, т.е. действия, определения и решения суда, производимые на основе и во исполнение правовых норм. Указанные акты в своей совокупности образуют процессуальную деятельность и в этом отношении выступают или в качестве предмета правового регулирования, или в качестве юридических фактов.

Задачи арбитражно-процессуального регулирования в сфере судопроизводства в арбитражных судах заложены в положении ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью и возложившей обязанность признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина на государство. Такими задачами являются: установление надлежащей процедуры судопроизводства в арбитражных судах, т.е. такого порядка возбуждения, рассмотрения дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, которое наиболее эффективно обеспечивало бы защиту нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражно-процессуальное регулирование стало составной частью государственной политики только после того, как Российская Федерация встала на путь развития рыночных отношений и появилась потребность в создании отдельной судебной ветви, которая бы осуществляла защиту нарушенных прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Именно после распада СССР в России сформировалась совершенно новая государственная политика в части правового регулирования, и хотя осталось еще много нерешенных и неясных вопросов, касающихся, в частности, организации судебной системы, однако четко проявилось понимание того, что без обеспечения независимости судебной власти достичь правосудия нового типа невозможно <13>. Децентрализация и денационализация экономики, признание равноправия форм собственности, либерализация цен, развитие частной инициативы вызвали к жизни качественно новую экономическую систему, которая, в свою очередь, потребовала иного по своему духу правового регулирования в сфере хозяйственной юрисдикции <14>.

<13> Григорьева Т.А. Арбитражная юрисдикция в современной России. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2002. С. 22.
<14> Гребенцов А.М. Развитие хозяйственной юрисдикции в России. М.: Изд-во НОРМА, 2002. С. 128.

Основные положения были отражены в АПК РФ 1992 г. Данным Кодексом, а также Законом об арбитражном суде были установлены основные принципы деятельности арбитражных судов, которые характеризовали ее как правосудие. Конституция РФ 1993 г. окончательно закрепила, что арбитражные суды являются органом, осуществляющим правосудие.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального регулирования и создание условий для повышения роли арбитражных судов в РФ привели к разработке и принятию АПК РФ 1995 г. и Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Главным для арбитражных судов было повышение эффективности правосудия, действенности судебной защиты от правонарушений, утверждение правопорядка в экономических отношениях <15>.

<15> Григорьева Т.А. Указ. соч. С. 25.

Рост и влияние арбитражных судов на развитие экономики в целом, придание ей правового характера и развитие государственных начал в ней неоспоримы. Направленность России на построение и в дальнейшем рыночной экономики есть свидетельство необратимости этого процесса и надежная база для развития и совершенствования организации и деятельности арбитражных судов <16>.

<16> См.: Яковлев В.Ф. Повышение эффективности правосудия и усиление действенности судебной защиты // Вестник ВАС РФ. 1997. N 3. С. 5 - 15; Григорьева Т.А. Указ. соч. С. 49.

Дальнейшее развитие арбитражное процессуальное регулирование получило в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. N 805 (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 49). Положения данной программы реализованы в Арбитражном процессуальном кодексе 2002 г.

Такое стремительное развитие правового регулирования деятельности арбитражных судов связано, как представляется, с развитием рыночной экономики страны и ее правовой основы <17>.

<17> См.: Абова Т.Е. Совершенствование арбитражного процессуального законодательства как важнейшая составляющая развития судебной системы // Концепция судебной системы и системы добровольного и принудительного исполнения решений Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских судов и Европейского суда по правам человека: Сб. науч. статей. Краснодар - СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2007. С. 55.

Принятая новая Федеральная программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583, призвана повысить качество правосудия и уровень судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Для решения поставленных задач предполагается использовать различные средства, особое место среди которых занимают процессуальные. Положения данной Концепции имеют существенное влияние для совершенствования всей системы правового регулирования арбитражного процессуального права, арбитражно-процессуальной науки и формирования нового арбитражного процессуального законодательства.