Новые нормы расхода гсм (часть 1)
Прежде всего отметим, что Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (N Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом России 29 апреля 2003 г., с 1 января 2008 г. перестали действовать.
На смену им пришли новые нормы. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р введены в действие Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - нормы).
Нормами должны руководствоваться:
- автотранспортные предприятия;
- организации, занятые в системе управления и контроля;
- предприниматели и другие лица.
Иными словами, нормы предназначены для предприятий, организаций, предпринимателей и других лиц, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.
В нормах приведены значения:
- базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения;
- норм расхода топлива на работу специальных автомобилей;
- справочных нормативных данных по расходу смазочных материалов;
- зимних надбавок.
Помимо перечисленных данных, нормы содержат порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации и другие данные.
Для чего нужны нормы? Нормы предназначены для следующих целей:
- расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления;
- ведения статистической и оперативной отчетности;
- определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;
- планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;
- расчетов по налогообложению предприятий;
- осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;
- проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
Норма подразумевает установленное значение меры потребления топлив при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода, определяемое для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Обратите внимание, что расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включен и устанавливается отдельно.
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.
Виды норм
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии. Базовая норма зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения;
- транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза:
- в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;
- в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа автотранспортного средства;
- автобуса, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
- самосвала, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5).
Новыми нормами введено в действие еще одно понятие - "эксплуатационная норма". Эта норма устанавливается по месту эксплуатации автотранспортных средств на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в нормах.
Установленные единицы измерения представим в виде таблицы:
Вид автомобиля | Норма расхода топлив на 100 км пробега |
Бензиновые | В литрах бензина или дизельного топлива |
Автомобили, | В литрах сжиженного нефтяного газа из расчета 1 л бензина |
Автомобили, | В нормальных метрах кубических сжатого природного газа |
Газодизельные | Норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м |
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля.
Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок - в килограммах на 100 л расхода топлива.
Поправочные коэффициенты
Нормами предусмотрены поправочные коэффициенты (надбавки), установленные в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлив. С помощью поправочных коэффициентов производится учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов. Конкретные значения поправочных коэффициентов устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, организации, эксплуатирующих автотранспортные средства, или местной администрации.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Повышающие коэффициенты
Фактор увеличения нормы | Процент |
Работа в зимнее время года (в зависимости от климатических | от 5% до |
Работа на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) | до 5% |
Работа на дорогах общего пользования со сложным планом (вне | до 10% |
Работа в городах с населением: | до 25% |
Работа, требующая частых технологических остановок, связанных | до 10% |
Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, | до 15% |
Обкатка новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта | до 10% |
Централизованный перегон автомобилей своим ходом в одиночном | до 10% |
Перегон-буксировка автомобилей в спаренном состоянии | до 15% |
Перегон-буксировка в строенном состоянии | до 20% |
Автомобили, находящиеся в эксплуатации: | до 5% |
Работа грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов | до 10% |
Работа специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, | до 20% |
Работа в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса | до 20% |
Работа в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных | до 35% |
Учебная езда на дорогах общего пользования | до 20% |
Учебная езда на специально отведенных учебных площадках, при | до 40% |
Использование кондиционера или установки "климат-контроль" | до 7% |
Использование кондиционера на стоянке - нормативный расход | до 10% |
Простой автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, | до 10% |
В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже | до 10% |
На основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации допускается:
- увеличивать нормативный расход топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий, к которым относятся технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов после ремонта и т.п. Размер увеличения составляет до 1,0 процента от общего количества, потребляемого предприятием, при этом должно быть обоснование и учет фактического количества единиц автотранспортных средств, используемых на перечисленных работах;
- устанавливать базовую норму расхода топлив для тех марок и модификаций автомобилей, которые не имеют существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой;
- для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных в предыдущем абзаце конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета:
до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями;
до 1,3 л/100 км для автомобилей с дизельными двигателями;
до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе;
до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе;
при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Понижающие коэффициенты
Норма расхода топлив может снижаться до 15 процентов при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м).
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
Нормами установлено, что в дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизельного топлива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
- для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий - до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;
- для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля - до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки;
- на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, - до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.
Во всех перечисленных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.
Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и другие факторы, в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств - при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.
На период действия новых норм для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив, руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Зимние надбавки к нормам
Приведенный в таблице период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений - приказом руководителя организации.
Регионы России | Количество | Срок | Предельная |
Центральный федеральный округ | |||
Москва | 5 | 1 ноября - | 10 |
Белгородская обл. | 4 | 15 ноября - | 7 |
Брянская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Владимирская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Воронежская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Ивановская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Калужская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Костромская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Курская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Липецкая обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Московская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Орловская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Рязанская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Смоленская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Тамбовская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Тверская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Тульская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Ярославская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Северо-Западный федеральный округ | |||
Санкт-Петербург | 5 | 1 ноября - | 10 |
Республика Карелия | 5,5 | 1 ноября - | 12 |
Республика Коми | 6 | 1 ноября - | 15 |
г. Воркута с прилегающим | 6,5 | 15 октября - | 15 |
Архангельская обл. (без Ненецкого | 6 | 1 ноября - | 15 |
Вологодская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Калининградская обл. | 4 | 15 ноября - | 7 |
Ленинградская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Мурманская обл. | 6 | 1 ноября - | 15 |
Новгородская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Псковская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Ненецкий автономный округ | 6 | 15 октября - | 18 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |||
Республика Адыгея | 3 | 1 декабря - | 5 |
Республика Дагестан | 3 | 1 декабря - | 5 |
Республика Ингушетия | 3 | 1 декабря - | 5 |
Чеченская Республика | 3 | 1 декабря - | 5 |
Кабардино-Балкарская Республика | 3 | 1 декабря - | 5 |
Республика Калмыкия | 5 | 15 октября - | 10 |
Карачаево-Черкесская Республика | 3 | 1 декабря - | 5 |
Республика Северная Осетия - Алания | 3 | 1 декабря - | 5 |
Краснодарский край | 3 | 1 декабря - | 5 |
Ставропольский край | 3,5 | 1 декабря - | 5 |
Астраханская обл. | 5 | 15 октября - | 10 |
Волгоградская обл. | 5 | 15 октября - | 10 |
Ростовская обл. | 4 | 15 ноября - | 7 |
Приволжский федеральный округ | |||
Республика Башкортостан | 5,5 | 1 ноября - | 12 |
Республика Марий Эл | 5 | 1 ноября - | 10 |
Республика Мордовия | 5 | 1 ноября - | 10 |
Республика Татарстан | 5 | 1 ноября - | 10 |
Удмуртская Республика | 5 | 1 ноября - | 10 |
Чувашская Республика | 5 | 1 ноября - | 10 |
Кировская обл. | 5,5 | 15 октября - | 12 |
Нижегородская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Оренбургская обл. | 6 | 15 октября - | 15 |
Пензенская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого | 5,5 | 1 ноября - | 10 |
Самарская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Саратовская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Ульяновская обл. | 5 | 1 ноября - | 10 |
Коми-Пермяцкий автономный округ | 6 | 15 октября - | 18 |
Уральский федеральный округ | |||
Курганская обл. | 5,5 | 1 ноября - | 10 |
Свердловская обл. | 5,5 | 1 ноября - | 10 |
Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского | 5,5 | 1 ноября - | 12 |
Челябинская обл. | 5,5 | 1 ноября - | 10 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 6,5 | 15 октября - | 18 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 6,5 | 15 октября - | 18 |
Сибирский федеральный округ | |||
Республика Алтай | 5,5 | 1 ноября - | 15 |
Республика Бурятия | 6 | 1 ноября - | 18 |
Республика Тыва | 5 | 1 ноября - | 18 |
Республика Хакасия | 6 | 1 ноября - | 18 |
Алтайский край | 5,5 | 1 ноября - | 15 |
Красноярский край (без Таймырского | 5,5 | 1 ноября - | 15 |
Иркутская обл. (без Усть-Ордынского | 6 | 1 ноября - | 18 |
Кемеровская обл. | 6 | 1 ноября - | 15 |
Новосибирская обл. | 5,5 | 1 ноября - | 12 |
Омская обл. | 5,5 | 1 ноября - | 12 |
Томская обл. | 5,5 | 1 ноября - | 12 |
Читинская обл. (без Агинского | 6 | 1 ноября - | 18 |
Таймырский автономный округ | 7 | 15 октября - | 18 |
Усть-Ордынский Бурятский автономный | 6 | 1 ноября - | 18 |
Эвенкийский автономный округ | 7 | 15 октября - | 18 |
Агинский Бурятский автономный округ | 6 | 1 ноября - | 18 |
Дальневосточный федеральный округ | |||
Республика Саха (Якутия) | 7 | 15 октября - | 20 |
Приморский край | 5,5 | 1 ноября - | 12 |
Хабаровский край | 5,5 | 1 ноября - | 12 |
Охотский район | 6,5 | 15 октября - | 18 |
Амурская обл. | 6 | 1 ноября - | 15 |
Камчатская обл. (без Корякского | 6 | 1 ноября - | 15 |
Магаданская обл. | 6,5 | 15 октября - | 18 |
Сахалинская обл. - южная часть | 5 | 15 ноября - | 12 |
Сахалинская обл. - северная часть | 6 | 1 ноября - | 15 |
Еврейская автономная обл. | 5,5 | 1 ноября - | 12 |
Корякский автономный округ | 6 | 1 ноября - | 15 |
Чукотский автономный округ | 6,5 | 15 октября - | 20 |
Острова Северного Ледовитого океана | 7 | 1 ноября - | 20 |
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.
При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.