Мудрый Юрист

Правовые основы подготовки студентов в учебных военных центрах и последствия неподписания ими контракта о прохождении военной службы

Бакович М.Н., старший преподаватель Воронежского военного авиационного инженерного университета, подполковник юстиции.

Появление в структуре высшего профессионального образования учебных военных центров было вызвано начавшимся реформированием системы военного образования. Две причины вызвали пересмотр системы обучения по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах. "Во-первых, только 25 процентов выпускников гражданских вузов шли в войска двухгодичниками: ежегодно из 60 тысяч специалистов приходили служить только 15 тысяч. Уровень их подготовки как офицеров был катастрофически низок. По сути, это были те же солдаты, только с высшим образованием. Во-вторых, с отменой двухгодичной военной службы по призыву сложился так называемый мобилизационный перекос: офицеров запаса вдруг стало больше, чем рядовых. Поэтому и решено было призывные контингенты расширить за счет студентов, не попавших на военные кафедры. Кроме того, есть редкие, специфические и малочисленные специальности, ради которых нет смысла создавать военные институты, - таких офицеров проще готовить в гражданских вузах" <1>.

<1> Фалалеев М. Кафедра для лейтенанта. Военных кафедр в этом году станет меньше на две трети // Российская газета. 2008. 15 марта.

27 мая 2002 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 352 была утверждена Федеральная программа "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" (далее - Программа). Среди прочих в Программе обозначена проблема подготовки офицеров (вне численности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск) по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей из числа студентов гражданских высших учебных заведений с последующим обязательным поступлением их на военную службу по контракту. В соответствии с первым этапом Программы в семи российских вузах был проведен эксперимент по подготовке офицеров в учебных военных центрах и "уже состоялся первый выпуск... из Московского авиационного института. Все 28 человек сейчас служат в рядах Вооруженных Сил, и командиры частей довольны качеством их подготовки" <2>.

<2> Худолеев В. Реформа военных кафедр (интервью с заместителем начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-лейтенантом А. Павловским) // Красная звезда. 2008. 15 марта.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2006 г. N 96-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы" в Федеральные законы "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной службе" были внесены изменения, которые создали законодательную основу для организации в гражданских вузах учебных военных центров. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 275-р созданы 37 учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в различных регионах Российской Федерации. Кроме того, этим же распоряжением в 16 вузах оставлены факультеты военного обучения, а в 52 - военные кафедры. Положением о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования <3> изменены условия обучения и порядок подготовки в них офицеров запаса.

<3> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" от 6 марта 2008 г. N 152.

Учебные военные центры созданы в соответствии с Положением об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования <4> на учебно-материальной базе факультетов военного обучения, военных кафедр, а также кафедр военной и экстремальной медицины (далее - военные кафедры) при гражданских высших учебных заведениях. Однако условия поступления, порядок организации обучения и прохождения военной службы после обучения, а также сама цель создания учебных военных центров не идентичны условиям поступления и обучения на военных кафедрах как действующим в настоящий момент, так и существовавшим ранее, до 1 января 2008 г.

<4> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 152.

Согласно п. 1 Положения об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования <5> и п. 1 Положения о военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования <6> целью обучения граждан на военных кафедрах являлось создание запаса офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Положения о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования целью военных кафедр, оставленных в высших учебных заведениях после 1 января 2008 г., является обучение студентов по программе военной подготовки офицеров запаса. Целью создания учебных военных центров является обучение студентов по программе военной подготовки для прохождения ими после окончания вуза военной службы по контракту. Во всех перечисленных случаях субъектами военной подготовки являлись и являются граждане Российской Федерации, обучающиеся в гражданском вузе, при котором образованы военные кафедры или учебные военные центры, по очной форме обучения, так называемые студенты-очники. Требования, предъявляемые к студентам, желающим пройти обучение по программам военной подготовки и подготовки офицеров запаса, различны. До момента реорганизации основными условиями приема на военную кафедру являлись:

<5> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. N 1255, в настоящий момент утратило силу.
<6> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 г. N 768, в настоящий момент утратило силу.
<7> Положение о военном обучении студентов по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 544, действовавшее в период с 25 ноября 1994 г. по 6 декабря 1999 г., предусматривало кроме перечисленных условие, в соответствии с которым студент к моменту окончания вуза не должен достигнуть возраста 27 лет.

После 1 января 2008 г. к военной подготовке офицеров запаса на военной кафедре допускаются граждане Российской Федерации:

<8> Порядок отбора граждан женского пола определяется ведомственным приказом при условии, что их обучение предусмотрено программой военной подготовки по конкретной военно-учетной специальности.

К обучению в учебном военном центре допускаются граждане Российской Федерации:

Еще до поступления в учебный военный центр студент должен подписать с Министерством обороны Российской Федерации договор, согласно которому он обязуется пройти обучение в этом центре по программе военной подготовки в процессе обучения в вузе по основной образовательной программе. Затем, успешно освоив курс военной подготовки в этом центре, после окончания высшего учебного заведения гражданин в соответствии с договором должен подписать с Министерством обороны Российской Федерации первый контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на три года <9>.

<9> В соответствии с подп. "д" п. 3 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Таким образом, учебные военные центры предназначены для подготовки полноценных кадровых офицеров, соответственно и программа военной подготовки в них по объему и содержанию значительно расширена: вместо 450 часов, предусмотренных для обучения по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре, в учебном военном центре предусматривается 1500 часов учебного времени, отводимого на военную подготовку; обучение в учебном военном центре проводится на протяжении всего периода обучения студентов по основной образовательной программе <10>. Кроме того, граждане, прошедшие итоговую аттестацию по военной подготовке в учебном военном центре, окончившие высшее учебное заведение и заключившие контракт о прохождении военной службы, получают офицерское воинское звание и после 30-дневного отпуска прибывают в воинскую часть для прохождения военной службы. Гражданину, окончившему высшее учебное заведение и прошедшему итоговую аттестацию по военной подготовке офицера запаса на военной кафедре, присваивается воинское звание офицера, и он увольняется в запас. Следовательно, граждане, прошедшие военную подготовку в учебном военном центре, получают высшее образование по основной образовательной программе вуза и качественное (по сравнению с обучением на военных кафедрах) военное образование и, кроме того, обязаны пройти военную службу по контракту в течение трех лет. Нет сомнения в том, что такое обучение, включающее основательную теоретическую подготовку и практическое прохождение военной службы на офицерских должностях по соответствующим военно-учетным специальностям, позволит подготовить качественный мобилизационный резерв офицеров запаса. Помимо этого, граждане, окончившие военный учебный центр, имеют право продолжить военную службу, заключив новый контракт и став, таким образом, профессиональными военнослужащими.

<10> За исключением случаев дополнительного зачисления студентов второго и третьего курсов для восполнения потерь вследствие отчисления из учебного военного центра или сверх установленных лимитов в интересах федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба.

В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы или отчисления из учебного военного центра за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться, нарушение устава высшего учебного заведения, правил его внутреннего распорядка или увольнения с военной службы ранее срока, предусмотренного контрактом, гражданин возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в учебном военном центре <11>. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" на один год <12>. Конкретный размер подлежащих возмещению сумм за каждый полный месяц обучения указывается в п. 2 разд. III "Дополнительные условия" договора об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре <13>.

<11> В соответствии с п. 5 ст. 20.1, п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 38 Положения об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
<12> За исключением случаев досрочного расторжения трехлетнего контракта, когда срок военной службы по призыву будет рассчитываться в каждом конкретном случае в соответствии с п. 2.1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.
<13> Приложение к Положению об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан России в учебном военном центре, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2007 г. N 629.

Согласно указанной Методике размер средств, подлежащих возмещению, определяется исходя из расходов, произведенных высшим учебным заведением для выполнения квалификационных требований, расходов на выплату студентам дополнительных стипендий и иных выплат, предусмотренных договором об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре, и составляет:

  1. стоимость износа основных средств (т.е. расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе освоения программ военной подготовки вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы, а также базы для общевоенной подготовки);
  2. стоимость расхода материальных запасов (т.е. расходы на приобретение материальных запасов, используемых в процессе освоения программ военной подготовки);
  3. расходы на содержание преподавателей учебных военных центров (оклад месячного денежного содержания, процентная надбавка за выслугу лет и стоимость вещевого обеспечения - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями;
  4. расходы на выплату студентам дополнительной стипендии и компенсации на приобретение специальной формы одежды.

Конкретный размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета определяется исходя из включаемого в договор фиксированного значения суммы этих средств, а также фактического значения осуществленных студенту выплат.

Фиксированное значение суммы возмещаемых средств рассчитывается Министерством обороны Российской Федерации по формуле:

ФЗ = (Р1 + Р2 + Р3) / НЧ, где:

ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в договор (тысяч рублей в год);

Р1 - стоимость износа основных средств (тысяч рублей в год);

Р2 - стоимость расхода материальных запасов (тысяч рублей в год);

Р3 - расходы на содержание преподавателей (тысяч рублей в год);

НЧ - нормативная численность студентов, проходящих обучение в учебном военном центре (человек).

Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств федерального бюджета осуществляется до 1 июля года, в котором студентом заключен договор, по данным года, предшествовавшего заключению договора.

Методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходов на содержание преподавателей определяются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с высшим учебным заведением, при котором создан учебный военный центр.

Граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств, которое устанавливается:

а) для граждан, отчисленных из учебных военных центров за нарушение устава или правил внутреннего распорядка высшего учебного заведения, недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, - в размере, рассчитанном по формуле:

ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО / 12) + ФВ, где:

ТЗ - текущее значение подлежащих возмещению средств в случае отчисления из учебного военного центра (тысяч рублей);

ПЛО - количество полных лет обучения, прошедших с момента зачисления в учебный военный центр;

ПМО - количество полных месяцев обучения, прошедших с момента зачисления в учебный военный центр (для первого года обучения) либо с момента истечения полного года обучения (для последующих лет обучения);

ФВ - фактическое значение осуществленных студенту выплат (тысяч рублей);

б) для граждан, окончивших высшие учебные заведения, поступивших на военную службу по контракту и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом, - в размере, рассчитанном по формуле:

                                              (ПЛС + ПМС / 12)
ТЗ = ТЗполн - (ТЗполн x --------------------), где:
3

ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае увольнения с военной службы до истечения срока, установленного контрактом (тысяч рублей);

ТЗполн - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из учебных военных центров, рассчитанное на день выпуска из высшего учебного заведения (тысяч рублей);

ПЛС - количество полных лет военной службы, прошедших с момента поступления на военную службу по контракту;

ПМС - количество полных месяцев военной службы, прошедших с момента поступления на военную службу по контракту (для первого года военной службы) либо со дня истечения полного года военной службы (для последующих лет военной службы).

Фактическое значение осуществленных студенту выплат определяется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2007 г. N 846 "О выплатах гражданину Российской Федерации, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования". Выплаты состоят из дополнительной стипендии, размер которой зависит от успеваемости студента и года обучения, и единовременной выплаты на приобретение специальной формы одежды. Единовременная выплата производится один раз за период обучения, как правило, после окончания первого семестра и составляет 5000 руб. Дополнительная стипендия выплачивается: в течение первого года обучения - в размере 1,5 установленного законом размера стипендии; в течение остальных лет обучения: в сумме 4 размеров стипендии - для студентов, успевающих на "отлично" или на "хорошо и отлично", в сумме 3 размеров стипендии - в остальных случаях. В настоящий момент в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" студентам федеральных государственных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения и получающим образование за счет средств федерального бюджета, выплачивается стипендия в размере 900 руб. Следовательно, студентам, обучающимся в учебном военном центре, ежемесячно выплачивается дополнительная стипендия в размере: 1350 руб. - на первом курсе; на втором и последующих курсах - 3600 руб. для успевающих на "отлично" или на "хорошо и отлично" и 2700 руб. для остальных.

Нетрудно посчитать, что гражданин, прошедший обучение в учебном военном центре и после окончания вуза отказавшийся подписать контракт о прохождении военной службы, только в качестве компенсации фактически произведенных выплат должен возместить государству не менее 134,6 тыс. руб. <14>. Если приплюсовать к этой сумме размеры стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов, а также расходы на содержание преподавателей, то размер возмещения как минимум удвоится.

<14> 1350 x 12 + 2700 x 12 x 4 + 5000 = 134600.

При сравнении рассмотренной выше Методики с Методикой исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования <15>, налицо одинаковый подход к расчету возмещаемых средств. Это обстоятельство еще раз подчеркивает, что на обучение офицеров посредством военной подготовки в учебных военных центрах государство затрачивает значительные средства и соответственно вправе требовать адекватной отдачи.

<15> Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402.

В январе 2008 г. Президент России В. Путин напомнил первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д. Медведеву, "что в гражданских вузах нужно создавать военные учебные центры и вообще использовать гражданские вузы для подготовки специалистов для Вооруженных Сил" <16>. Министерство обороны Российской Федерации, со слов заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии Н. Панкова, считает, что "кто-то из "штатских" лейтенантов задержится в армии дольше, чем того требует контракт. Но даже если этого не произойдет, за обязательные три года службы ребята расплатятся с военным ведомством. Плюс государство получит хорошо обученного офицера запаса" <17>.

<16> Кузьмин В. Правительство взялось за старое - за работу // Российская газета. 2008. 15 января.
<17> Гаврилов Ю. Прощай, гражданский лейтенант // Российская газета. 2007. 23 августа.

Таким образом, налицо актуальность альтернативных форм подготовки офицеров, помимо обучения в военных учебных заведениях, а также значимость формирования качественного, подготовленного к выполнению практических задач офицерского резерва. Принятие решения о создании учебных военных центров явилось одной из центральных задач реформирования системы военного образования и рассмотренные в настоящей статье нормативные правовые акты являются нормативной базой для эффективного функционирования вновь созданных образовательных структур.