Мудрый Юрист

Уголовно-правовая политика противодействия наркотизму: понятие и содержание

Зуй Илья Ильич, соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России, начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Саратовской области.

Уголовная политика противодействия наркотизму представляет собой часть уголовной политики в целом, а уголовно-правовая политика в этой сфере - одна из составляющих уголовно-правовой политики государства. Исходя из разработанных в российской уголовно-правовой доктрине подходов к определению понятий уголовной и уголовно-правовой политики <1>, сформулируем их дефиниции применительно к интересующей нас сфере.

<1> См., например: Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986; Босхолов С.С. Основы уголовной политики. М., 2004; Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. СПб., 1910; Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика. Красноярск, 1991; Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности. Саратов, 2006 и др.

Уголовная политика противодействия наркотизму, по нашему мнению, - это часть государственной политики борьбы с этим негативным социальным явлением, которая представляет собой систему научно обоснованных, опирающихся на анализ объективных тенденций развития наркотизма направлений деятельности государственных и негосударственных (в том числе общественных) органов и организаций по охране здоровья населения от преступных посягательств, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, путем применения уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера к лицам, признанным виновными в совершении названных преступлений, а равно по осуществлению профилактики соответствующей преступной деятельности и немедицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Включение в понятие уголовной политики противодействия наркотизму указания на профилактическую деятельность представляется нам обязательным, поскольку уголовная политика (в том числе в рассматриваемой нами сфере) должна выходить за пределы кары и позаботиться о лучших мерах борьбы с преступностью, а именно мерах превенции <1>. Так, немецкий теоретик уголовного права Капплер еще в 1838 г. писал, что уголовная политика "занимается регуляцией вопроса о том, как наиболее целесообразно организовать уголовное законодательство в данном государстве, соображаясь как с основами естественного или философского уголовного права, так и с состоянием культуры, характером, нравами и прочими особенностями известного народа. Для этого она должна заниматься не только законами о наказании преступлений; ее задача обнимает также и выбор средств для того, чтобы предупреждать преступления, ставить им препятствия и затруднять их появление" <2>.

<1> Этой позиции придерживались еще Бемер, Бентам, М.П. Чубинский и др. См.: Чубинский М.П. Курс уголовной политики. Ярославль, 1909. С. 4 - 7.
<2> Там же. С. 7.

Уголовно-правовая политика противодействия наркотизму - часть уголовной политики в названной сфере, представляющая собой закрепление в уголовно-правовых нормах на основе определенных уголовно-правовой политикой в целом основных задач, принципов, основания уголовной ответственности и иных общих положений уголовного права конкретных видов преступлений, связанных с нелегальным оборотом наркотических средств или психотропных веществ (осуществление криминализации деяний), санкций (наказаний) и иных мер уголовно-правового характера, применение которых возможно к лицам, их совершившим, в целях борьбы с наркопреступностью, а равно предупреждения соответствующих преступлений и немедицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Определим содержание уголовно-правовой политики в рассматриваемой сфере.

Как отмечено в представленной дефиниции, одной из составляющих содержания уголовно-правовой политики противодействия наркотизму выступает криминализация деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ. На наш взгляд, это важнейший компонент, поскольку грамотного и взвешенного решения, несомненно, требует вопрос о том, обладает ли то или иное деяние, совершаемое в сфере нелегального оборота наркотиков, необходимым потенциалом общественной опасности для придания ему статуса преступного посягательства. Ошибки в этой деятельности приведут либо к неоправданной репрессии, что вряд ли будет способствовать действенной профилактике наркотизма, либо к проявлению необоснованного гуманизма к лицам, совершающим деяния, действительно представляющие серьезную опасность для общества. В последнем случае также возникнут препятствия для успешной борьбы с наркотизмом.

Поэтому, определяя содержание уголовно-правовой политики противодействия наркотизму, первым ее компонентом мы признаем определение круга общественно опасных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, подлежащих криминализации <1>.

<1> Например, Ю.В. Баулин также полагает, что одним из основных направлений уголовной политики в сфере незаконного оборота наркотических средств является криминализация определенных деяний в этой сфере. См.: Баулин Ю.В. Криминализация незаконного оборота наркотических средств как одно из направлений уголовной политики государства // Уголовная политика Российской Федерации в сфере противодействия наркотизации общества. Белгород, 2006. С. 16 - 17.

Следующим компонентом содержания рассматриваемой политики является установление пределов наказуемости деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, подвергшихся криминализации. Таким образом, речь идет об установлении санкций за совершение преступлений, об определении видов и размеров наказаний за них. Решение этого вопроса должно основываться прежде всего на серьезном анализе характера и степени общественной опасности соответствующих посягательств, на оценке уровня воздействия каждого из них на процесс распространения наркотизма, наркомании, расширения девиантной среды наркоманов, распространения субкультуры наркоманов в обществе.

Выступает составляющей рассматриваемой политики и установление иных мер уголовно-правового характера (в частности, принудительных мер медицинского характера и реабилитационных мер <1>) в отношении лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ и совершающих на этой почве преступления, как связанные с незаконным оборотом наркотиков, так и иные.

<1> Мы считаем необоснованным исключение из ч. 1 ст. 97 УК РФ указания на такую категорию граждан, к которой могут быть применены принудительные меры медицинского характера, как наркоманы. В специальной литературе уже обращалось на это внимание и приводились необходимые аргументы (см., например: Огилец Н.И. Уголовная ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами (по материалам судебной практики Краснодарского края): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2005. С. 21 - 22, 23; Рыбина А.В. Проблемы построения санкций и эффективность их применения за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2005. С. 10, 22). Кроме принудительных мер медицинского характера, в законе, по нашему мнению, должно регламентироваться и применение реабилитационных мер принудительного характера к этой категории лиц. См. также: Григорова К.С. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов как подструктура наркотизма (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 24; Прохорова М.Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб., 2002. С. 120 - 121.

Образуют содержание уголовно-правовой политики противодействия наркотизму также исполнение уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера (принудительных мер медицинского характера и реабилитационных мер) в отношении лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, или иные преступления на почве немедицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ; исправление лиц, совершивших названные преступления; социальная адаптация (ресоциализация) лиц, отбывших наказания за эти посягательства (в первую очередь лиц, страдающих наркотической зависимостью).

Наконец, последним компонентом рассматриваемой политики является разработка и внесение корректив в уголовное законодательство в части регламентации вопросов уголовно-правового противодействия наркотизму на основе оценки происходящих изменений как в этом явлении, так и в системе условий социальной жизни общества в целом.

Следует отметить, что в зависимости от направленности и содержания государственной, в том числе государственно-правовой, политики противодействия наркотизму государства мира условно подразделяются на три группы <1>.

<1> См. об этом также, например: Гасанов Э.Г. Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Сравнительно-правовой и уголовно-правовой аспекты. М., 2002; Тонков Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. СПб., 2004. С. 23 - 24; Батлер Уильям Э. ВИЧ/СПИД и злоупотребление наркотическими средствами в России: программы снижения вреда и российская правовая система. Лондон, 2003. С. 25 - 27.

Первую образуют государства с жесткой политикой в отношении лиц, участвующих в нелегальном обороте наркотических средств или психотропных веществ, в том числе наркоманов, совершающих соответствующие деяния без цели сбыта. К ним относятся, в частности, Иран, Китай, Малайзия, Нигерия, Пакистан, Таиланд. Уголовными законами названных государств предусматривается крайне суровая ответственность за преступления, связанные с наркотиками, вплоть до применения смертной казни.

Так, например, по УК Китая смертная казнь или бессрочное лишение свободы могут быть назначены за вовлечение, обучение, привлечение обманным путем или принуждение несовершеннолетних к употреблению наркотиков перорально или путем инъекций (ч. 3 ст. 353 УК) <1>. Для сравнения: по УК РФ максимальное наказание за подобные действия при условии, что они повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, - двенадцать лет лишения свободы (ч. 3 ст. 230), а без таковых - восемь лет лишения свободы (ч. 2 ст. 230).

<1> См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2001.

Вторую группу образуют государства, проводящие либеральную политику в сфере противодействия наркотизму. К ним, в частности, относятся Голландия, Испания, Швейцария <1>.

<1> См.: Уголовный кодекс Голландии: 2-е изд. / Под ред. Б.В. Волженкина. СПб., 2001; Уголовный кодекс Испании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Ф.М. Решетникова. М., 1998; Уголовный кодекс Швейцарии / Под ред. А.В. Серебренниковой. СПб., 2002.

Как известно, в Голландии легализовано потребление так называемых "мягких" (или "легких") наркотиков - марихуаны, гашиша. Уголовная ответственность предусмотрена за незаконные действия с "жесткими" наркотиками - опием, героином, кокаином и др.

В названных странах популярны программы по снижению вреда от потребления наркотиков (в частности, программы обмена игл, программы заместительной терапии, информационные и просветительские программы и др.) <1>.

<1> См. об этом: Батлер Уильям Э. Указ. соч. С. 25 - 27.

Промежуточное положение занимают государства, образующие третью группу, с политикой жесткого контроля в сфере противодействия наркотизму. Чертами этой политики являются установление контроля за легальным оборотом наркотиков, наличие системы организационных, правовых и иных мер противодействия их незаконному обращению, предусмотренность достаточно (но умеренно) строгих наказаний за преступления соответствующего вида, возможность или безусловность принудительного лечения от наркомании лиц, ею страдающих и совершающих противоправные деяния, интенсивная реализация информационных и просветительских программ, направленных на противодействие процессу наркотизации населения, и некоторые другие. К этой группе следует отнести, кроме России, в частности, Великобританию, Германию, Италию, США, Францию, Японию, большинство стран СНГ <1>.

<1> См., например: Уголовный кодекс Германии / Под ред. Д.А. Шестакова. СПб., 2002; Новый Уголовный кодекс Франции / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Э.Ф. Побегайло. М., 1993; Уголовный кодекс Японии / Под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2002.

Заметим, что принадлежность государства к той или иной группе обусловлена в том числе и направлениями уголовной и уголовно-правовой политики, в нем сформированной. Другими словами, представленная градация видов государственной политики в сфере противодействия наркотизму зависит и от содержания уголовно-правовой политики, и, соответственно, от решения вопросов криминализации соответствующих деяний.