Мудрый Юрист

Коррупция и наркобизнес: понятие и взаимосвязь явлений

Сильченко Елена Владимировна, преподаватель кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета.

Голубенко Андрей Евгеньевич, преподаватель кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета.

В настоящее время совершенно очевидной становится связь трех негативных социальных явлений, представляющих серьезную опасность для социума, - организованной преступности, коррупции и наркобизнеса. Причем их взаимопроникновение и взаимообусловленность, проявляющиеся все ярче, актуализируют проблему противодействия им. Вряд ли можно усомниться в настоятельной необходимости выработки комплексных мер борьбы с указанными явлениями, которые превратились для России (да и для многих других государства мира) в дестабилизирующий фактор, создающий угрозу здоровью миллионов людей, экономике и национальной безопасности.

В первую очередь определимся с понятийным аппаратом. Не умаляя значения существующих научных подходов к содержанию понятий "организованная преступность", "взяточничество" и "наркобизнес", предложим их авторские определения. Основанием для их разработки явился анализ действующего уголовного законодательства сквозь призму его пробелов и недостатков. В связи с этим, во-первых, заметим, что требования борьбы с таким относительно новым для России направлением организованной преступности, как наркобизнес, не нашли должного отражения в УК РФ.

Во-вторых, обратим внимание, что перечень коррупционных преступлений в УК четко не определен. Исходя из этого, при определении содержания понятия "коррупция" авторами в основу положены лишь преступные деяния, квалифицируемые по УК РФ как получение взятки и коммерческий подкуп.

Организованная преступность - это негативное социальное явление, выраженное в противозаконной деятельности, осуществляемой в виде промысла и с целью получения прибыли устойчивыми управляемыми группами лиц, заранее объединившимися для совершения преступлений, имеющими определенную структуру и иерархию, а также созданную посредством коррупции систему защиты от социального контроля.

Наркобизнес - специфическое негативное социальное явление, представляющее собой одну из составляющих организованной преступности и подструктуру наркотизма, включающее, с уголовно-правовой точки зрения, совокупность незаконных деяний, непосредственно связанных с нелегальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, и ряда примыкающих к ним преступных деяний, направленных на обеспечение функционирования этого явления, с целью получения преступных доходов и их последующей легализации <1>.

<1> См. подробнее: Сильченко Е.В. К вопросу о понятии наркобизнеса // Экономика. Право. Печать: Вестник КСЭИ. Краснодар, 2006. N 1-3. С. 31 - 37.

Получение взятки - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде вещи, включая деньги и ценные бумаги, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также работ и услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, нематериальных благ за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Введение указанного определения взяточничества требует и одновременного изменения определения понятия получения коммерческого подкупа, содержащегося в ч. 3 ст. 204 УК РФ, как явления, неразрывно связанного со взяточничеством.

Получение коммерческого подкупа - незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации вещи, включая деньги и ценные бумаги, иного имущества, в том числе имущественных прав, а равно работ и услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, нематериальных благ за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется приобретением транснационального характера такими проблемами, как организованная преступность, коррупция и наркобизнес. Определению роли организованной преступности в развитии международной преступности в науке было уделено немало внимания. Однако выделению и рассмотрению наркобизнеса как одной из ее составляющих и определению их органической связи с коррупцией, их комплексному анализу посвящено весьма ограниченное количество исследований. Вместе с тем именно индустрия наркобизнеса определила в значительной степени динамику и перспективы развития указанных элементов транснациональной преступности.

Соотношение наркобизнеса и коррупции проявляется во многих областях - в политической сфере, в сфере юстиции и частного сектора, а также присвоения собственности и легализации доходов. Прогрессирует число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, как в мире, так и в отдельных государствах. Преобладающей тенденцией в динамике наркопреступности является рост числа зарегистрированных преступлений данного вида, в том числе связанных с производством и распространением наркотических средств и психотропных веществ, что, в свою очередь, свидетельствует и о расширении масштабов наркобизнеса.

Так, по данным МВД РФ, к январю 2006 г. наметилась тенденция к увеличению числа зарегистрированных преступных посягательств рассматриваемой категории до 175,2 тыс., что на 16,8% больше, чем за аналогичный период 2005 г. К началу 2007 г. рассматриваемый показатель увеличился до 212 тыс., что на 21% превышает показатель предыдущего года <1>.

<1> Краткий анализ состояния преступности в РФ за 2003 - 2006 гг. // http://www.mvdinform.ru.

Возрастает материальная прибыль от наркобизнеса. По данным ООН, наркотические средства приносят 70% всех криминальных доходов. Только в одной России незаконный оборот наркотических средств достигает 10 млрд. долларов <1>. В пределах РФ отмывается от 2 до 7 млрд. долларов наркоденег. Доходы от наркобизнеса вкладываются в нелегальную торговлю оружием, используются для финансирования терроризма (например, в Чечне) <2>.

<1> Воронин Ю.А. Транснациональная организованная преступность. Екатеринбург, 1997. С. 14.
<2> Чуфрин Г.И. Наркобизнес на юге России: политические аспекты. М., 1997. С. 27.

Поскольку преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, связанные с распространением соответствующих препаратов, отличаются, в первую очередь, особой прибыльностью в материальном смысле, имеют результатом своего совершения гигантские потоки денежных средств, лица, имеющие к ним отношение, обильно "орошают" в том числе и нечестных на руку "государевых служителей". Ни для кого не секрет, что существование организованной преступности, соответственно, и наркобизнеса, невозможно без поддержки в государственном секторе. Таким образом, усиление уголовного закона в данном направлении просто очевидно.

Проведенные исследования показали, что в России деньги, полученные от наркобизнеса, наркогруппировки направляют: на организацию будущих операций наркобизнеса и приобретение недвижимого имущества; на подкуп государственных служащих; в банковскую сферу; на приобретение оружия, боеприпасов; на организацию политических кампаний - выборов, референдумов - для лоббирования криминальных интересов; на создание подставных юридических лиц (с целью дальнейшего отмывания наркоденег) для покупки драгоценностей и предметов роскоши, ценных бумаг <1>.

<1> Болотский Б.С., Волеводз А.Г., Воронова Е.В., Калачев Б.Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. М., 2001. С. 13.

Наркобизнес активно стимулирует коррупцию. С помощью последней наркодельцы стремятся обезопасить свой бизнес и уйти от ответственности. Часть прибыли тратится на подкуп и получение необходимой информации; ведется сбор сведений о коррумпированных чиновниках в правоохранительных органах и органах власти, данных о конъюнктуре рынка, о ценах на наркотики <1>.

<1> Гуров А.И. Красная мафия. М., 1995.

Необходимо обратить внимание и на факт использования преступниками наркодолларов для вовлечения в незаконные действия, связанные с наркотическими средствами, должностных лиц ведомств, осуществляющих борьбу с криминальным наркобизнесом. По справедливому утверждению специалистов, это негативно отражается на репутации силовых ведомств и ставит под сомнение эффективность реализации государством одной из своих внутренних функций - охраны прав и свобод граждан (в частности, права на медицинскую помощь, жизнь, охрану здоровья от распространения наркотических средств) <1>.

<1> Роганов С.А. Расследование преступлений в сфере нетрадиционного наркобизнеса. СПб., 2005. С. 16 - 17.

Организация наркобизнеса является одним из видов "черной" (подпольной) теневой экономики (экономики преступности) <1>. Следует отметить тот факт, что производство наркотических средств приобретает черты отлично налаженной индустрии. В России, являющейся единственным государством, расположенным на двух континентах - Европе и Азии, торговля наркотиками является самым прибыльным преступным бизнесом. Россия - страна, в которой торговля наркотиками приносит прибыль, измеряемую миллиардами долларов: один рубль, вложенный в наркобизнес, приносит 1000 рублей дохода <2>.

<1> Латов Ю.В. Экономика вне закона: очерки по теории и истории теневой экономики. М., 2001. С. 10 - 13.
<2> Вакурин А.В., Кадовик Е.И. Структура и тенденции наркобизнеса // Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. М., 1998. С. 21.

Однако следует отметить тот факт, что в настоящее время наркобизнесу уже тесно в рамках исключительно экономики - он проникает в сферу политики, государственного управления. Ему необходимы такие порядки и законы, такие органы власти, которые обеспечивали бы наилучшие условия для его дальнейшего развития. Обладая колоссальными постоянно растущими финансовыми средствами, наркобизнес противостоит и противодействует органам государственной власти и управления в их деятельности по реализации государственной воли, снижает доверие к ней со стороны населения. Вышеуказанные действия носят не только криминальный, но и политический характер, поскольку, подрывая основы государственной власти и управления, могут привести к переориентированию и искажению политического курса государства <1>.

<1> См. также: Гасанов Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. М., 1997. С. 7; Ивасенко В.Б. Незаконный оборот наркотиков и политическая безопасность России // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 132.

Наркобизнес, являясь подструктурой организованной преступности, оказывает серьезное негативное воздействие на правопорядок и социальную стабильность в стране. Огромные доходы от незаконной деятельности позволяют торговцам наркотиками влиять на внутреннюю политическую и экономическую жизнь страны, поддерживать коррупцию.

Проблемы организованной преступности, коррупции и наркобизнеса, их взаимосвязи и взаимообусловленности - социальные, политические, научные - абсолютно нетрадиционны по своему характеру. Подобных задач человечеству решать еще не приходилось. Необходимо искоренять причины указанных явлений и бороться с их распространением в связи с тем, что они могут получить полную и безоговорочную власть над обществом.

Противоядие можно выработать, только достигнув высокого уровня общественной кооперации и политической стабильности, а также обеспечив более действенный механизм международного сотрудничества и возможность применения нетрадиционных подходов к решению проблем противодействия распространению организованной преступности, коррупции и наркобизнеса. Несомненно, требуют надлежащей корректировки и соответствующие положения уголовного закона, о чем мы уже вели речь в наших работах <1>.

<1> См., например: Голубенко А.Е., Сильченко Е.В. Влияние коррупции на повышение уровня организованной преступности и увеличение масштабов наркобизнеса // Научный вестник Южного федерального округа. 2008. N 1.